Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 13:42, доклад
Межгосударственные конфликты ХХ века стали основной причиной гибели миллионов людей. Две мировые войны, более двухсот крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства - все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке специалистов унесли в ХХ веке более 300 млн. человеческих жизней.
Межгосударственный конфликт как проблема международных отношений получил наибольшее развитие во второй половине 40-х годов ХХ века с началом глобальной геополитической, экономической и идеологической конфронтации между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками - с другой, которая получила название «холодной войны». В 1990-х годах после развала СССР, краха системы социализма и окончания «холодной войны» межгосударственные конфликты не стали достоянием истории. Однако их природа в начале ХХI века претерпела существенные изменение.
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
Межгосударственные конфликты ХХ века стали основной причиной гибели миллионов людей. Две мировые войны, более двухсот крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства - все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке специалистов унесли в ХХ веке более 300 млн. человеческих жизней.
Межгосударственный конфликт как проблема международных отношений получил наибольшее развитие во второй половине 40-х годов ХХ века с началом глобальной геополитической, экономической и идеологической конфронтации между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками - с другой, которая получила название «холодной войны». В 1990-х годах после развала СССР, краха системы социализма и окончания «холодной войны» межгосударственные конфликты не стали достоянием истории. Однако их природа в начале ХХI века претерпела существенные изменение.
Согласно прогнозу глобального развития, который называется «Глобальные тенденции - 2015» и подготовлен Советом по разведке США, сегодня существуют семь движущих факторов, которые в наибольшей степени воздействуют на формирование мировой ситуации и, следовательно, на появление новых межгосударственных конфликтов. Среди них:
- демографические перемены, состоящие в основном в том, что к 2015 году население мира возрастет еще на один миллиард человек, и это в одних странах будет содействовать росту стабильности (там, где экономика на подъеме), а в других - наоборот, будет раскачивать ситуацию и порождать новые конфликты (из-за плохого состояния экономики и ограниченности ресурсов);
- состояние природных ресурсов и природной среды - прежде всего производство продовольствия и наличие питьевой воды. Причем, если есть обоснованные надежды на то, что объем производства продовольствия будет отвечать растущим нуждам населения Земли, то проблема его распределения остается нерешенной и особенно острой;
- научно-техническое развитие, на острие которого будут по-прежнему находиться информационные технологии, способные существенно изменять цикл производства и распределения в масштабах, сопоставимых с масштабами воздействия индустриальной революции;
- глобальная экономика и последующая глобализация мирового производства и мирового рынка, имеющие возможность привести к несоизмеримо более высокому уровню взаимозависимости стран, при которой значительно возрастают как угроза всеобщей дестабилизации из-за какого-то отдельного участника системы, так и шансы на всеобщую стабилизацию под влиянием более развитых стабильных стран;
- управленческие структуры в рамках отдельных стран и в более широких масштабах, при которых сохраняется роль национальных правительств, несмотря на то, что их функции в области управления потоками информации, передачи технологии, борьбы против распространения заболеваний, контроля над миграцией населения сокращаются;
- будущие конфликты, наносящие ущерб, в первую очередь США, среди которых будут особенно важны порождаемые тремя типами причин: стремлением использовать уязвимые места той или иной страны, включая США, для ослабления ее международных позиций в случае участия в асимметричном конфликте; сохранением угрозы конфликта с применением оружия массового уничтожения; региональными противоречиями;
- роль США в мировом пространстве, которая останется несопоставимой с ролью ни одной другой страны мира в области экономики, технологии, военных возможностей и дипломатического влияния.
Система межгосударственных отношений имеет собственную структуру, включающую совокупность государств и их политических объединений, обладающих определенными связями, функционирует и развивается на основе целого ряда закономерностей, имеющих общесистемный характер.
Иначе говоря, система межгосударственных отношений задает определенные «правила игры» своим субъектам, следование которым – не столько акт доброй воли, сколько условие самосохранения каждого государства. Попытки обойти эти правила не только вносят серьезный дисбаланс в функционирование системы межгосударственных отношений, но и в первую очередь могут иметь деструктивные последствия для самих инициаторов подобных действий.
Объективный характер системы межгосударственных отношений, а, следовательно, и действующих в ней закономерностей определяется в первую очередь наличием объективных внутренних потребностей для всех без исключения государств, которые, в свою очередь, порождают наличие внешнеполитических интересов государства и реализуются через поддержание экономических, политических, дипломатических и иных связей.
Поскольку внешнеполитические интересы каждого государства определяются в первую очередь потребностями внутреннего социально-экономического развития и, следовательно, характерны в основном для данной страны, то их экстраполяция на международную арену неизбежно предполагает взаимодействие с интересами других государств. В этом плане в зависимости от характера этого взаимодействия выделяют следующие типы внешнеполитических интересов субъектов системы межгосударственных отношений:
непересекающиеся интересы: интересы, реализация которых не затрагивает интересов других субъектов в системе межгосударственных отношений;
параллельные интересы: в данном случае внешнеполитические интересы одного государства реализуются в русле интересов другого;
совместные интересы: их реализация возможна только на основе коллективных действий двух и более стран путем осуществления скоординированной программы действий;
расходящиеся интересы – это следствие реализации совместных интересов в случае, когда последующие цели не совпадают, но и не вступают в конфликт;
конфронтационные интересы: их реализация немыслима без ущемления интересов других государств и может быть осуществлена за их счет.
Анализ сущности внешнеполитических интересов показывает, что к межгосударственному конфликту, как правило, могут привести только конфронтационные интересы. Связано это с тем, что само по себе столкновение интересов государств на международной арене в условиях устоявшейся системы межгосударственных отношений является следствием неравномерности в их развитии, а, следовательно, и изменений соотношения сил между ними. Бурный социально-экономический рост того или иного государства не вписывается в ранее установленные ролевые функции, требует выхода за их пределы (например, экономическая экспансия Китая, особенно в отношении США). Но сложившаяся система отношений не позволяет решить этот вопрос без ущерба для интересов других государств, стремящихся к консервации своего места и роли на международной арене. В этой ситуации и возникают конфронтационные интересы, которые впоследствии могут привести к межгосударственному конфликту.
Межгосударственный конфликт, как и любой внутренний, представляет собою столкновение противоположных интересов, целей, ценностей, взглядов и связанных с их реализацией действий. Но его отличие от внутригосударственного заключается в конкретной природе, содержании, специфике субъектов, в особенностях механизма возникновения и развития, технологии регулирования и разрешения. Межгосударственный конфликт как форма межгосударственных отношений знаменует собой определенный разрыв, скачок в их развитии. Сфера его зарождения и протекания - те или иные страны, международные отношения, а не взаимодействия субъектов в рамках одной политической системы (различных ее носителей - слоев, партий и т.д.). Что касается интересов, целей, ценностей и взглядов, то в данном случае фигурируют те, которые в обобщенной форме выражают главные жизненные потребности и устремления, идеалы и дух конкретного народа или значительной его части, потребности, от удовлетворения которых зависит само существование, безопасности или благосостояние этого народа, его государства как единого целого. В межгосударственном конфликте противостоят не частные интересы и цели, а общие государственные интересы. В первую очередь - это интересы, связанные с обеспечением безопасности и суверенитета (независимости) государства, с защитой его территории, экономического, социокультурного и информационного пространств.
Ранее мы уже отмечали, что с точки зрения теории международных отношений межгосударственный конфликт является разновидностью международных отношений. Следовательно, субъектами межгосударственных конфликтов являются коалиции государств, отдельные государства, а также партии, организации и движения, борющиеся за предотвращение, завершение и разрешение различных видов конфликтов, связанных с отправлением властных функций. Исходя из этого, выделяют следующие виды межгосударственных конфликтов: непосредственно межгосударственные конфликты (обе стороны – государства); национально-освободительные войны (одна из сторон - государство), антиколониальные, войны народов, против расизма, против правительств; внутренние интернационализированные конфликты (государство - помощник одной из сторон на территории другого государства). (Слайд 6) По данным Упсальского университета с начала 1990 и по конец 1999 гг. в мире произошло 118 вооруженных конфликтов, которые затронули 80 стран и два крупных региона и унесли жизни примерно 6 млн. человек. Из 118 вооруженных конфликтов 10 можно четко определить как межгосударственные. Пять вооруженных конфликтов относятся к войнам за независимость, хотя и во многих других случаях участники считают свои конфликты именно таковыми. Сто конфликтов были «в значительной мере», «главным образом» или «исключительно» внутренними конфликтами.
Мировой опыт показывает, что основной характеристикой субъектов межгосударственных конфликтов является сила. Под ней понимается способность одного субъекта конфликта заставить или убедить другого субъекта конфликта сделать то, что в другой ситуации он делать не стал бы. Иными словами, сила субъекта конфликта означает способность к принуждению. Согласно Г.Моргентау в этом понятии девять факторов: географическое положение; естественные ресурсы; промышленные возможности; военный потенциал; население; национальный характер; национальная мораль (степень поддержки населения); качество дипломатии; качество правительства.
Поскольку предметом межгосударственного конфликта является противоречие во внешнеполитических интересах различных государств или их объединений, то функциональным предназначением конфликта является разрешение данного противоречия. Хотя, как показывает мировой опыт, далеко не всегда следствием разрешения конфликта является полномасштабная реализация национально-государственных интересов одной из сторон конфликта. Тем не менее, в процессе разрешения межгосударственного конфликта удается прийти к взаимоприемлемому балансу интересов его участников, хотя и с известными оговорками. Однако в некоторых случаях, особенно в ходе фазы вооруженной борьбы, не может идти речи ни о каком балансе интересов. В этом случае следует говорить о подавлении интересов одной из сторон, но в таком случае межгосударственный конфликт не получает своего разрешения, а лишь переходит в латентную фазу, что чревато, в дальнейшем его обострением при первой же благоприятной возможности.
Межгосударственные конфликты распространены по всей нашей планете Земля.
Главной спецификой является то, что межгосударственный конфликт часто реализуется в виде вооруженного насилия.
Характерной особенностью межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами. Она может проявляться в различных вариантах:
Во-первых, переход внутриполитического конфликта в межгосударственный (в этом случае внутриполитический конфликт в стране провоцирует вмешательство в ее внутренние дела других государств или вызывает напряженность между другими странами по поводу этого конфликта; примерами могут служить эволюции афганского конфликта в 70 – 80- х гг. или корейского конфликта в конце 40-х - начале 50-х гг. ХХ в.).
Во-вторых, влияние межгосударственного конфликта на возникновение внутриполитического конфликта (выражается в обострении внутренней обстановки в стране в результате ее участия в международном конфликте, классический пример: Первая мировая война была одной из причин двух русских революций в 1917 г.).
В-третьих, межгосударственный конфликт может стать одной из причин временного урегулирования внутриполитического конфликта (например, в годы Второй мировой войны Движение сопротивления во Франции объединило в своих рядах представителей конфликтующих в мирное время политических партий).
Таким образом, межгосударственный конфликт есть не что иное, как политическое отношение между двумя государствами. Его характер, качество определяет единство системы, структуры и процесса данного межгосударственного конфликта. Межгосударственный конфликт сам по себе может быть выделен как относительно самостоятельная, динамично развивающаяся социальная система, выступающая по отношению к системе международных отношений как некая подсистема, обладающая такими же чертами, какие присущи системе международных отношений, и наряду с этим собственными чертами развития. Стороны межгосударственного конфликта или его элементы являются весьма сложными и противоречивыми образованиями.
Литература
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.
Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2000. С. 7-41.
Вишневская
А.В. курс лекций «Конфликтология». М.:
РУДН, 2003//http://www.humanities.
Громова О.Н. Конфликтология. М., 2000.
Здравомыслов А.Г. «Социология конфликта» М., 1994.
Зеленков М.Ю. Социальная конфликтология. М.: Юридический институт МИИТа, 2003.
Зеленков М.Ю. Социальная конфликтология в тестах. М.: Юридический институт МИИТа, 2006.