Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 09:49, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты регулирования межгосударственных конфликтов при помощи переговоров.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
исследовать теоретические положения о конфликтах;
изучить особенности межгосударственных конфликтов;
рассмотреть переговоры как способ разрешения межгосударственных конфликтов;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ. ПЕРЕГОВОРЫ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
1.1. Общая характеристика и особенности межгосударственных конфликтов
1.2. Стороны межгосударственного конфликта
1.3. Структура межгосударственного конфликта
1.4. Переговоры как способ разрешения межгосударственных конфликтов
ГЛАВА 2. ПЕРЕГОВОРЫ В РАЗРЕШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКОЙ ВОЙНЫ 2008 ГОДА
2.1. Общая характеристика конфликта
2.2. Развитие конфликта
2.3. Переговорная стадия разрешения конфликта
2.4. Разрешение конфликта
2.5. Последствия конфликта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
ТЕМА Переговоры в разрешении межгосударственных конфликтов
СОДЕРЖАНИЕ
Конфликт – многоуровневое, многомерное и многофункциональное явление. На макро-, среднем и микроуровне он предоставляет собой социальный конфликт во всем его многообразии.
Основу конфликтных ситуаций между людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями и различными представлениями о способе их достижения.
Хотя концепция «конфликта» появилась в международных исследованиях лишь в первые годы деятельности Лиги Наций, а окончательно утвердилась в 50-х годах, международное право в значительной своей части всегда было традиционно связано с регулированием возникающих в отношениях между государствами войн, споров, столкновений, разногласий и других ситуаций, выражаемых ныне словосочетанием «международный конфликт». Вместе с тем характер взаимодействия международного конфликта и международного права в послевоенные десятилетия претерпевает достаточно осязаемые изменения. Социологическими исследованиями зафиксирована, в частности, тенденция уменьшения удельного веса международных насильственных конфликтов в общем количестве войн – наиболее крупномасштабных конфликтов, связанных с использованием насилия. Так, по подсчетам английского социолога-международника Э. Луарда, если за период с 1400 г. по настоящее время примерно половина случившихся в мире вооруженных конфликтов произошла между государствами, то за четыре послевоенных десятилетия из 127 «значительных» войн лишь 37 принадлежали к категории международных. По подсчетам же, проведенным Центром методологии международных исследований Дипломатической академии МИД РФ, удельный вес собственно международных насильственных конфликтов, происшедших в 1945-1989 гг., еще меньше – лишь 22 из 147 крупных вооруженных конфликтов имели исключительно межгосударственную структуру, а остальные – преимущественно внутригосударственную. Эти наблюдения подтверждают выводы тех теоретиков, которые констатируют факт переживаемой нынешним человечеством смены самого типа (парадигмы, образа, модели) международных отношений, когда на смену так называемой реалистской модели, концентрировавшейся на государстве и потому устанавливавшей четкую границу между его внешними и внутренними отношениями, приходит «плюралистская» парадигма, или модель «комплексной взаимозависимости», ориентированная на «дисагрегированное» государство, отдельные компоненты которого самостоятельно вовлекаются в транснациональные процессы, приобретающие форму, в частности, внутренних по прежним меркам конфликтов.
Поскольку же международное право, как и право вообще, не может быть независимым от общества, в котором оно действует, оно не только выполняет свои обычные регулятивные функции, но и, как очень точно выразился В. Леви, «служит индикатором состояния общества», является «зеркалом своего общества». Именно поэтому после второй мировой войны сфера международного праворегулирования все дальше и дальше уходит (прежде всего это видно на примере норм международного гуманитарного права) за пределы собственно межгосударственных отношений и конфликтов, придает некоторым видам конфликтов, которые еще недавно оценивались как внутренние, в прямом смысле международный характер.
Актуальность темы определяет та опасность возникновения конфликтов, которая побуждает исследователей и практиков активно искать и использовать мирные средства для их урегулирования. Односторонние, в первую очередь военные, действия все более ограничиваются не только растущей военной, но также экономической, экологической, информационной, социальной и прочей взаимозависимостью мира. Как следствие этих процессов, переговоры становятся не просто ведущим, а единственно возможным средством урегулирования крупнейших конфликтов. Технология мирного урегулирования конфликтов приобретает особое значение в современных условиях, становясь главным фактором сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации.
Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты регулирования межгосударственных конфликтов при помощи переговоров.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
Объектом исследования данной работы являются подходы к изучению и разрешению межгосударственных конфликтов
В качестве предмета исследования выступают переговорные техники, как способ разрешения межгосударственных конфликтов.
Логика и структура работы определены целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Понятие «конфликт» (от латинского conflictus – столкновение) характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях, оно активно используется как в научной литературе, так и в обыденной речи и трактуется достаточно широко.
Мы интуитивно понимаем, что такое конфликт и называем этим словом военные действия, семейную ссору, столкновение интересов, спор, шумный скандал и внутриличностные переживания, нравственную борьбу.
Однако проблема создания общепринятого определения конфликта до сих пор не решена.
«Еще в 60-е годы американские социологи Мак и Снайдер пришли к выводу, что понятие «конфликт» в том виде, в котором оно обычно употребляется, является «резиновым» понятием, которое можно растягивать в зависимости от наших желаний. При этом возникает необходимость выделения таких признаков или критериев, которые позволяли бы отделять конфликтные явления, подлежащие научному осмыслению и анализу, от нестрогих, образных или метафорических случаев использования этого понятия» [16, с. 26].
Анализ различных
определений конфликта
Однако само по себе наличие двух противостоящих друг другу сторон еще не означает их столкновения, а указывает лишь на наличие противоречия, которое может и не привести к конфликту. Ситуация начинает развиваться как конфликтная, если противостоящие стороны или одна из них, воспринимая сложившуюся ситуацию как неприемлемую для себя, начинают что-то предпринимать для ее изменения.
Конфликт – явление не только естественное и закономерное, но и выполняющее важные функции в психической жизни человека, не только негативные, но и позитивные. Во-первых, конфликт, будучи формой противоречия, является источником развития как личности, так и группы. На эту функцию конфликта указывали Э. Эриксон, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, Б.Ф. Ломов.
Во-вторых, конфликт
является сигналом к изменению (В.Ф.
Василюк) как самой личности, так
и к необходимости изменения
в межличностных отношениях. Конфликт
– это возможность снижения напряжения
в отношениях между людьми, способствующая
их сближению. На психологическом материале
могут быть найдены примеры «коммуникативно-
Итак, любой конфликт предполагает наличие противоречащих друг другу начал. То есть неотъемлемым свойством конфликта является его биполярность, означающая одновременно и взаимосвязанность и взаимопротивоположность этих начал.
Однако само по себе наличие двух противостоящих друг другу сторон еще не означает их столкновения, а указывает лишь на наличие противоречия, которое может и не привести к конфликту. Ситуация начинает развиваться как конфликтная, если противостоящие стороны или одна из них, воспринимая сложившуюся ситуацию как неприемлемую для себя, начинают что-то предпринимать для ее изменения. Значит, обязательным свойством конфликта выступает активность его сторон, направленная на преодоление противоречия.
Как показывает мировая статистика, сегодня в мире конфликты носят в основном межгрупповой характер. Речь идет о тех группах, которые различаются главным образом по этническим, расовым, религиозным или культурным признакам. Чаще всего конфликты происходят тогда, когда этническим группам отказывается в удовлетворении их самых элементарных этических потребностей. При этом одна из наиболее деликатных проблем – проблема национальных меньшинств, затрагивающая вопросы их статуса, культурной самобытности, возможности самовыражения. Следует также сказать, что сами конфликты между группами населения стали более смертоносными, интенсивными и устойчивыми во всем мире, что приводит к все возрастающим жертвам среди гражданского населения.
Межгосударственный конфликт, как и любой внутренний, представляет собою «столкновение противоположных интересов, целей, ценностей, взглядов и связанных с их реализацией действий. Но его отличие от внутригосударственного заключается в конкретной природе, содержании, специфике субъектов, в особенностях механизма возникновения и развития, технологии регулирования и разрешения» [6, с. 9].
Межгосударственный конфликт как проблема международных отношений получил наибольшее развитие во второй половине 40-х годов ХХ века с началом глобальной геополитической, экономической и идеологической конфронтации между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками – с другой, которая получила название «холодной войны».
В 1990-х гг. после развала СССР, краха системы социализма и окончания «холодной войны» межгосударственные конфликты не стали достоянием истории. Однако их природа в начале ХХI века претерпела существенные изменения.
Согласно прогнозу глобального развития «Глобальные тенденции – 2015» и подготовлен Советом по разведке США, сегодня существуют семь движущих факторов, которые в наибольшей степени воздействуют на формирование мировой ситуации и, следовательно, на появление новых межгосударственных конфликтов. Среди них:
– демографические перемены, состоящие в основном в том, что к 2015 году население мира возрастет еще на один миллиард человек, и это в одних странах будет содействовать росту стабильности (там, где экономика на подъеме), а в других – наоборот, будет раскачивать ситуацию и порождать новые конфликты (из-за плохого состояния экономики и ограниченности ресурсов);
– состояние природных ресурсов и природной среды – прежде всего производство продовольствия и наличие питьевой воды. Причем, если есть обоснованные надежды на то, что объем производства продовольствия будет отвечать растущим нуждам населения Земли, то проблема его распределения остается нерешенной и особенно острой;
– научно-техническое развитие, на острие которого будут по-прежнему находиться информационные технологии, способные существенно изменять цикл производства и распределения в масштабах, сопоставимых с масштабами воздействия индустриальной революции;
– глобальная экономика и последующая глобализация мирового производства и мирового рынка, имеющие возможность привести к несоизмеримо более высокому уровню взаимозависимости стран, при которой значительно возрастают как угроза всеобщей дестабилизации из-за какого-то отдельного участника системы, так и шансы на всеобщую стабилизацию под влиянием более развитых стабильных стран;
– управленческие структуры в рамках отдельных стран и в более широких масштабах, при которых сохраняется роль национальных правительств, несмотря на то, что их функции в области управления потоками информации, передачи технологии, борьбы против распространения заболеваний, контроля над миграцией населения сокращаются;
– будущие конфликты, наносящие ущерб, в первую очередь США, среди которых будут особенно важны порождаемые тремя типами причин: стремлением использовать уязвимые места той или иной страны, включая США, для ослабления ее международных позиций в случае участия в асимметричном конфликте; сохранением угрозы конфликта с применением оружия массового уничтожения; региональными противоречиями;
– роль США в мировом пространстве, которая останется несопоставимой с ролью ни одной другой страны мира в области экономики, технологии, военных возможностей и дипломатического влияния [10, с. 50].
Все конфликты, происходящие в международной системе или выходящие на ее уровень, неизбежно связаны с поведением государств как основных участников (сторон, субъектов, акторов) этой системы – международных отношений.
«Однако в зависимости от того, представлены ли обе противостоящие стороны в конфликте государствами, либо лишь одна из них является государством, либо государство выступает в качестве третьей стороны во внутреннем конфликте на территории другого государства, появляется возможность для первичной классификации международных конфликтов, для выделения их отдельных видов (категорий, типов).
Информация о работе Переговоры в разрешении межгосударственных конфликтов