Михаил Васильевич Ломоносов и становление университетского образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:10, реферат

Описание работы

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) - гениальный русский учёный-энциклопедист, великий мыслитель-материалист, один из основоположников современного естествознания, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, выдающийся поборник отечественного просвещения. Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Куростровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 (19) ноября 1711 года.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 3
Основная часть………………………………………………….…...… . 4
1. Ломоносов Михаил Васильевич - гениальный ученый ……… …4
2. Становление университетского образования в России ………… 9
Заключение ……………...……………... ……………... ……………... 12
Список использованной литературы …………….…………………….13

Файлы: 1 файл

История реферат.docx

— 39.57 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный  университет имени М.В. Ломоносова»

 
 

Отечественная история

 
 

(наименование кафедры)

 
     
 

Фомин Александр Константинович

 
 

(фамилия, имя, отчество студента)

 
     
 

Институт

ЭиТ

курс

1

группа

261302

   
     
 

190600.62 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»

(код и наименование направления  подготовки/специальности)


 
     
 

РЕФЕРАТ

 
     
 

По дисциплине

История

 
     
 

На тему

Михаил Васильевич Ломоносов и 

 
   

(наименование темы)

 
 

становление университетского образования в России

 
     
     
             
                 
                 
                 
         
 

Отметка о зачёте

         
             

(дата)

 
                 
         
 

Руководитель 

Доцент

     

Сенькова И.В.

 
     

(должность)

 

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

 
               
     

(дата)

         
                 
                 
                 
 

 

 

 

 

 

 

Архангельск 2013

 

 

 

 

 

Оглавление.

 

 Введение………………………………………………………………… 3

 Основная часть………………………………………………….…...… . 4

    1. Ломоносов Михаил Васильевич - гениальный ученый ……… …4

    2. Становление университетского образования в России  ………… 9

Заключение ……………...……………... ……………... ……………... 12

Список использованной литературы …………….…………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) - гениальный русский  учёный-энциклопедист, великий мыслитель-материалист, один из основоположников современного естествознания, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, выдающийся поборник отечественного просвещения. Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Куростровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 (19) ноября 1711 года. Его отец Василий Дорофеевич происходил из крестьян, занимавшихся в основном рыбным промыслом, мать – Елена Ивановна Сивкова – была дочерью дьячка соседней волости.

Биографы  Ломоносова большое внимание уделяют  природным, культурным и экономическим условиям того края, где родился будущий гениальный учёный. Край, давший России Ломоносова, был необычным: ландшафт, климат и весь уклад жизни Северного поморья особыми условиями (близость Северного Ледовитого океана, отсутствие крепостной зависимости). В суровых условиях и сформировалась необычная тяга Ломоносова к знаниям. Благоприятными нельзя считать те условия, где нет никаких трудностей. Говорят, таланту, гению трудности необходимы.

А.С.Пушкин называл  первым русским университетом Ломоносова. Отчасти это утверждение, конечно, верно, хотя если мы имеем дело с  реальной жизнью, а не с метафорами, история высшего образования  в нашей стране выглядит несколько  по-другому.

 

 

 

 

Основная  часть

 

Ломоносов –  деятель универсального плана (человек, проявивший себя во многих областях деятельности)

Потребность в систематическом обучении Ломоносов  ощутил как потребность самой жизни, это и заставило его покинуть родительский кров. Дальнейшее хорошо известно: прибытие в Москву, обучение в Спасских школах, в Петербурге, а затем – четыре с лишним года за границей. В Россию Ломоносов вернулся сложившимся учёным, личностью крупного масштаба. С 1741 по 1765 год он неустанно, подвижнически служил отечественной науке. Ломоносов – гениальный учёный.

Во-первых, он настойчиво добивался в Академии наук развития именно тех наук, в которых нуждалось отечество, промышленность.

Во-вторых, он с первых же дней появления в Академии начинает тяжёлую, изнурительную борьбу за открытие химической лаборатории, работает над уяснением ряда фундаментальных физических законов (теория теплоты, электрического поля), делает открытие в области атмосферного электричества, астофизики, объясняет природу северного сияния, создаёт “ночезрительную” трубу, обосновывает научную методику метеослужбы, предлагает действенные меры по охране лесных богатств.

В-третьих, именно Ломоносову принадлежат лучшие в XVIII веке пособия по горно-рудному делу и лучшие проекты географических экспедиций, а также предложения по освоению Североморского пути, реализация которых впоследствии дала большую выгоду нашему государству.

Химик, увлечённый проблемой создания “крашеных” и  бесцветных стекол, необходимых науке и промышленности, он проделывает свыше 4.000 опытов в поисках нужных составов; когда рецепты найдены, добивается открытия специальной фабрики стекла; постигнув секрет мозаики, изготавливает большие партии разноцветных кусочков стекла; за отсутствием художников сам принимается набирать мозаичные картины, и его “Полтавская баталия” по сей день украшает вестибюль здания Академии наук в Санкт-Петербурге. “Я положил твёрдое и неколебимое намерение, чтобы за благополучие науки в России, ежели обстоятельства потребуют, не пожалеть всего моего временного благополучия”,- писал Ломоносов.

В-четвёртых, Ломоносов решается создать труд по истории нашего государства, основанный на объективном изучении древнерусских летописей, а также свидетельств авторитетных авторов древности. Создания им “Древняя российская история” (1754-1758) явилась крупным вкладом истории нашего народа и государства. Гениальность Ломоносова проявилась не только в естественно-научных открытиях.

О Ломоносове часто говорят как о деятеле  универсального плана. Особую важность имеют труды Ломоносова в области языка и литературы. М.В.Ломоносов создал “Российскую грамматику”, обосновал теорию «трёх штилей», разработал нормы русского литературного языка. Учение Ломоносова о «трёх штилях», как и разработанные им грамматические категории, - это шаг вперёд в овладении богатейшими возможностями русской речи. Литературный язык до Ломоносова отличался лексической пестротой, обилием  обветшавших слов. Пользоваться таким языком в сферах науки, а тем более поэзии было невозможно.

Откроем наугад первый попавшийся документ петровского  времени: “Младый шляхтич, или дворянин, ежели в ексерциции своей совершенен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может доброй разговор учинить, к тому ж  красноглаголив и в книгах научен, оный может с таким досуги прямым придворным человеком быть.”. Это один из пунктов знаменитой в своё время (первое издание – в 1717 году) книги “Юности честное зерцало”, заключившей в себе свод “правил”, которыми должен руководствоваться молодой дворянин, начинающий самостоятельную жизнь. Можно представить, каким был язык деловых книг, а тем более правительственных постановлений: реформа письменного, литературного языка была жизненно необходима. К выполнению этой ответственной задачи времени и приступил Ломоносов.

Он пришел к выводу, что совершенствование  русского литературного языка возможно лишь на основе сближения с народной речью. Учёный не только ощущал «природную» красоту и силу народного языка, но и показывал всё это на примере собственной речи. “Карл Пятый, римский император, говаривал, - писал Ломоносов, - что испанским языком – с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка”. Не правда ли, всё, о чём говорит Ломоносов, присутствует уже в самой его фразе? И крепость, и сила, поэтическая выразительность, и лёгкость по тем временам необычайная.

Преодолеть  “слепоту” и “немоту” народную (и не только народную) без ямной  и толковой книги по русскому языку было невозможно. К созданию такой книги и обратился Ломоносов, опубликовав в 1757 году первую “Российскую грамматику”, в которой на научной основе разработаны основные грамматические категории родной речи.

“Российская грамматика” открывала доступ к  образованию самым широким слоям населения. Написана она ясным и чётким языком, примеры красочны, легко запоминаются. Учёный раскрывал в своих пояснениях и правилах значение человеческого слова. Слово, в истолковании Ломоносова, - это сгусток человеческого опыта. Оно отражает различные стороны бытия, в нём (и в выборе его) сказывается глубина восприятия отдельным человеком окружающего мира, связь с национальными традициями, темперамент личности. Значит, и относится к слову надо серьёзно, ибо “тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики”. “Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”, – сказал А.С.Пушкин в “Путешествии из Москвы в Петербург”.

Ломоносов настойчиво боролся за чистоту и самобытность родной речи и приложил  немало усилий для создания школы русского красноречия. Сам он понимал толк в этом деле, прослыл “златоустом”, отсюда и желание его помочь соотечественникам в обращении с родными словами. Подготовленная им “Риторика” (1748) издавалась несколько раз, что свидетельствует о её большой популярности.

Работы Ломоносова в области филологии следует  рассматривать как этапный момент в развитии всей нашей культуры, в первую очередь литературы и языка. Он “учился и научал, собирая, отыскивал в прахе старины материалы для русского слова, созидал, творил – и целым веком двинул вперёд словесность нашу. Русский язык обязан ему правилами, стихотворство и красноречие – формами, тот и другие образцами”, – писал А.Бестужев.

Но русское  стихотворство обязано Ломоносову не только “формами”, но и содержанием. Ломоносов в шутку именовал свои занятия поэзией “утехою” (в сравнении с физикой и химией “главным” делом). Вероятно, слово “утеха” употребляется больше в смысле “услады”, в смысле “восторга” души. Ломоносов – выдающийся поэт.

Во-первых, формой воплощения новаторских филологических устремлений Ломоносова была, конечно, поэзия, в частности жанр оды. В годы Ломоносова почти все русские поэты оказывались “придворными” – либо не были поэтами вообще, то есть не имели другой возможности выразить себя, обнародовав плоды своих творческих горений. Ода – торжественная песнь – славилась своим придворным этикетом. Неудивительно, что каждую свою оду Ломоносов начинал и заканчивал восхвалением царствующих лиц, удивительно, что в этой “раме” ему удавалось провести свои мысли: прославить народ, науку, просвещенье, трудовые достоинства человека. Ломоносов создал непревзойдённые образцы этого жанра.

Во-вторых, до Ломоносова в русской поэзии образ  Отчизны воспринимался в официальном значении: “держава царская”. Есть такое изображение Родины и у Ломоносова. Но именно у Ломоносова Родина предстаёт как место, где человек сделал первые шаги, изображены беспредельные просторы земли и мощь государства. Именно с приходом Ломоносова в поэзию тема России наполняется глубинным содержанием.

В-третьих, Ломоносов  осуществил реорганизацию жанра  оды, под его пером она стала средством художественного воплощения передовых общественных идеалов.

В-четвёртых, Ломоносов установил в русской  литературе жанр – оды и создал его замечательные образцы. Но его творчество далеко не ограничивалось только торжественной лирикой. Он писал трагедии, басни, эпиграммы, переложения псалмов, героическую поэму и в каждом из этих жанров показал себя опытным мастером и пролагателем новых путей.

В-пятых, Ломоносов  владеет музыкой слова, секретами  фонетического благозвучия. Полагая, что звук «а» может способствовать изображению “великолепия”, “глубины и вышины”; а звуки «е», «и», «ю» усиливают нежность, певучесть, Ломоносов часто так подбирал слова, что они очаровывали читателя.

Поэзия Ломоносова приравнивается к самым значительным достижениям мирового искусства:

                             Се Пиндар, Цицерон, Вергилий – слава россов,

                                    Неподражаемый, бессмертный Ломоносов,

                            В восторгах он своих, где  лишь черкнул пером,

                                  От пламенных картин поныне  слышен гром.

Так писал  о Ломоносове Г.Р.Державин.

 

Информация о работе Михаил Васильевич Ломоносов и становление университетского образования в России