Михаил Васильевич Ломоносов и становление университетского образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:10, реферат

Описание работы

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) - гениальный русский учёный-энциклопедист, великий мыслитель-материалист, один из основоположников современного естествознания, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, выдающийся поборник отечественного просвещения. Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Куростровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 (19) ноября 1711 года.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 3
Основная часть………………………………………………….…...… . 4
1. Ломоносов Михаил Васильевич - гениальный ученый ……… …4
2. Становление университетского образования в России ………… 9
Заключение ……………...……………... ……………... ……………... 12
Список использованной литературы …………….…………………….13

Файлы: 1 файл

История реферат.docx

— 39.57 Кб (Скачать файл)

Только благодаря  Ломоносову стало ясно, какие возможности  таит в себе русский стих.

А.С.Пушкин дал  следующую характеристику гениальному  учёному и выдающемуся поэту М.В.Ломоносову: “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, риторик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первым углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка, даёт законы и образцы классического красноречия, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка”. Пушкин перечисляет не всё из того, что сделано и открыто Ломоносовым. Но и того, что указанно, достаточно, чтобы получить представление о широте и масштабности деяний Ломоносова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Становление университетского образования в России

 

         Первым создать в России университет попытался Борис Годунов, который в 1600 году отправил Иоанна Крамера в Германию – последний должен был привезти в Москву профессоров, однако затея провалилась, поскольку духовенство решительно воспротивилось таким новшествам. Лжедмитрий I, вступив в столицу, также озвучивал свои планы о создании университета, однако осуществить их не успел. До 17го века высшее образование в России можно было получить только в Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1685 году, однако она светским учреждением не являлась.

         Отправной датой подлинной истории университетской системы можно считать январь 1724 года, когда Сенат принял указ об учреждении Академии наук с университетом и гимназией в Петербурге. Эта инициатива принадлежала Петру I, который так представлял себе работу этого детища: академики не только занимаются научной деятельностью, но и преподают в университете, а выпускники гимназии становятся студентами. Поскольку своих кадров в России на тот момент не было, преподавателей приглашали из-за рубежа. Очень немногие соглашались ехать в холодную и незнакомую страну, однако уже при Екатерине I, семнадцать будущих академиков прибыли в Петербург. Другой проблемой было то, что отсутствовали молодые люди, готовые слушать лекции в университете, ведь для этого требовалось знание латыни и других иностранных языков, потому что преподавательский состав русским не владел. Тогда приняли решение выписать из Европы молодых людей, которые были посланы туда учиться еще при Петре – их набрали восемь человек. Вообще, проблема количества студентов в Академическом университете всегда стояла очень остро. Причин этому было довольно много, среди них можно назвать и слабость среднего образования в России того времени, и нежелание дворян отдавать своих детей в университет, поскольку военная карьера была более престижной.                                    

         Однако было и множество талантливых студентов, которые активно занимались научной деятельностью. Некоторое время ректором университета был Ломоносов, который стремился открыть его двери представителям всех сословий, в том числе крестьянам, а также дать учебному заведению право присваивать ученые степени, но эти проекты не удалось реализовать. Через некоторое время после смерти ученого университет и гимназия были объединены в Училище академии, которое просуществовало вплоть до начала 19го века. Второе рождение университета произошло в 1819 году.

В апреле 1755 года состоялось торжественное  открытие Московского университета, который во многом обязан своим рождением  уже упомянутому Ломоносову и  Шувалову. Первоначально в этом учебном  заведении было три факультета –  юридический, медицинский и философский. На них должны были преподавать десять профессоров. Кроме того, учреждались две гимназии – для дворян и разночинцев, в них должны были учиться будущие студенты – и университетский суд. Предполагалось, что профессора, учащиеся и служащие были неподсудны другим властям, а сам университет подчинялся напрямую Сенату. Профессора должны были пять дней в неделю читать студентам лекции и каждый вечер выступать с бесплатными двухчасовыми лекциями на латыни. В первые годы существования Московского университета очень остро стояла проблема кадров: иногда один профессор был вынужден читать все предметы на одном факультете, что, конечно, отрицательно сказывалось на качестве образования, поэтому иногда студентов отправляли учиться в Петербург, где были преподаватели по интересующим их предметам. Случались и конфликты между иностранными и русскими профессорами.

        Однако, несмотря на все трудности, университет становился все более влиятельным центром научной и культурной жизни Москвы. В 1756 году указом императрицы этому высшему заведению было разрешено иметь свою типографию, книжную лавку и выпускать газету, первый номер которой вышел в апреле того же года. Печатная продукция университета расходилась по всей стране и, по мнению Ключевского, стала подспорьем формирования общественного мнения в России. Также возникло множество вольных сообществ, которые содействовали распространению науки и обсуждению политических и социальных проблем того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Заслуги в химии, физике, географии, астрономии, горном деле, минералогии, метеорологии, стекольном производстве, сельском хозяйстве, океановедении,  филологии, поэзии дают возможность считать Ломоносова деятелем универсального плана, недаром носит имя М.В.Ломоносова Московский и Северный (Арктический) Федеральный Университет.

         Учреждение первых университетов было очень важным для России, не только потому что этот опыт был учтен при создании других российских университетов, но и потому что именно они сформировали основные черты университетской системы нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1.Ожегов С.И. Словарь русского языка- Москва: Русский язык 1986. - 750 с.

2.Щеблыкин И.П. Михаил Васильевич Ломоносов. Биография писателя - Москва: Просвещение 1993. - 127 с.

3. Западов А.В. Поэты XVIII века, Москва: Издательство Московского университет 1979 г. - 311 с.

4. Морозов А.А. ЖЗЛ Ломоносов, - Москва 1965. - 670 с.

5. Астафуров В.И. М.В.Ломоносов - Москва 1985. - 143 с.

6. Топчиева А.В. Летопись жизни и творчества М.В.Ломоносова / ред. Топчиева А.В., - Москва 1961. - 440 с.

7. Аврус А.И.  История российских университетов. Очерки. - Москва: Московский общественный научный фонд, 2001. - 86 с.

 

 

 

 


Информация о работе Михаил Васильевич Ломоносов и становление университетского образования в России