Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:10, реферат
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) - гениальный русский учёный-энциклопедист, великий мыслитель-материалист, один из основоположников современного естествознания, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, выдающийся поборник отечественного просвещения. Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Куростровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 (19) ноября 1711 года.
Введение………………………………………………………………… 3
Основная часть………………………………………………….…...… . 4
1. Ломоносов Михаил Васильевич - гениальный ученый ……… …4
2. Становление университетского образования в России ………… 9
Заключение ……………...……………... ……………... ……………... 12
Список использованной литературы …………….…………………….13
Только благодаря Ломоносову стало ясно, какие возможности таит в себе русский стих.
А.С.Пушкин дал следующую характеристику гениальному учёному и выдающемуся поэту М.В.Ломоносову: “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, риторик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первым углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка, даёт законы и образцы классического красноречия, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка”. Пушкин перечисляет не всё из того, что сделано и открыто Ломоносовым. Но и того, что указанно, достаточно, чтобы получить представление о широте и масштабности деяний Ломоносова.
Становление университетского образования в России
Первым создать в России университет попытался Борис Годунов, который в 1600 году отправил Иоанна Крамера в Германию – последний должен был привезти в Москву профессоров, однако затея провалилась, поскольку духовенство решительно воспротивилось таким новшествам. Лжедмитрий I, вступив в столицу, также озвучивал свои планы о создании университета, однако осуществить их не успел. До 17го века высшее образование в России можно было получить только в Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1685 году, однако она светским учреждением не являлась.
Отправной
датой подлинной истории университетской
системы можно считать январь 1724 года,
когда Сенат принял указ об учреждении
Академии наук с университетом и гимназией
в Петербурге. Эта инициатива принадлежала
Петру I, который так представлял себе
работу этого детища: академики не только
занимаются научной деятельностью, но
и преподают в университете, а выпускники гимназии
становятся студентами. Поскольку своих
кадров в России на тот момент не было,
преподавателей приглашали из-за рубежа.
Очень немногие соглашались ехать в холодную
и незнакомую страну, однако уже при Екатерине
I, семнадцать будущих академиков прибыли
в Петербург. Другой проблемой было то,
что отсутствовали молодые люди, готовые
слушать лекции в университете, ведь для
этого требовалось знание латыни и других
иностранных языков, потому что преподавательский
состав русским не владел. Тогда приняли
решение выписать из Европы молодых людей,
которые были посланы туда учиться еще
при Петре – их набрали восемь человек.
Вообще, проблема количества студентов
в Академическом университете всегда
стояла очень остро. Причин этому было
довольно много, среди них можно назвать
и слабость среднего образования в России
того времени, и нежелание дворян отдавать
своих детей в университет, поскольку
военная карьера была более престижной.
Однако было и множество талантливых студентов, которые активно занимались научной деятельностью. Некоторое время ректором университета был Ломоносов, который стремился открыть его двери представителям всех сословий, в том числе крестьянам, а также дать учебному заведению право присваивать ученые степени, но эти проекты не удалось реализовать. Через некоторое время после смерти ученого университет и гимназия были объединены в Училище академии, которое просуществовало вплоть до начала 19го века. Второе рождение университета произошло в 1819 году.
В апреле 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета, который во многом обязан своим рождением уже упомянутому Ломоносову и Шувалову. Первоначально в этом учебном заведении было три факультета – юридический, медицинский и философский. На них должны были преподавать десять профессоров. Кроме того, учреждались две гимназии – для дворян и разночинцев, в них должны были учиться будущие студенты – и университетский суд. Предполагалось, что профессора, учащиеся и служащие были неподсудны другим властям, а сам университет подчинялся напрямую Сенату. Профессора должны были пять дней в неделю читать студентам лекции и каждый вечер выступать с бесплатными двухчасовыми лекциями на латыни. В первые годы существования Московского университета очень остро стояла проблема кадров: иногда один профессор был вынужден читать все предметы на одном факультете, что, конечно, отрицательно сказывалось на качестве образования, поэтому иногда студентов отправляли учиться в Петербург, где были преподаватели по интересующим их предметам. Случались и конфликты между иностранными и русскими профессорами.
Однако, несмотря на все трудности, университет становился все более влиятельным центром научной и культурной жизни Москвы. В 1756 году указом императрицы этому высшему заведению было разрешено иметь свою типографию, книжную лавку и выпускать газету, первый номер которой вышел в апреле того же года. Печатная продукция университета расходилась по всей стране и, по мнению Ключевского, стала подспорьем формирования общественного мнения в России. Также возникло множество вольных сообществ, которые содействовали распространению науки и обсуждению политических и социальных проблем того времени.
Заключение.
Заслуги в химии, физике, географии, астрономии, горном деле, минералогии, метеорологии, стекольном производстве, сельском хозяйстве, океановедении, филологии, поэзии дают возможность считать Ломоносова деятелем универсального плана, недаром носит имя М.В.Ломоносова Московский и Северный (Арктический) Федеральный Университет.
Учреждение первых университетов было очень важным для России, не только потому что этот опыт был учтен при создании других российских университетов, но и потому что именно они сформировали основные черты университетской системы нашей страны.
Список использованной литературы
1.Ожегов С.И. Словарь русского языка- Москва: Русский язык 1986. - 750 с.
2.Щеблыкин И.П. Михаил Васильевич Ломоносов. Биография писателя - Москва: Просвещение 1993. - 127 с.
3. Западов А.В. Поэты XVIII века, Москва: Издательство Московского университет 1979 г. - 311 с.
4. Морозов А.А. ЖЗЛ Ломоносов, - Москва 1965. - 670 с.
5. Астафуров В.И. М.В.Ломоносов - Москва 1985. - 143 с.
6. Топчиева А.В. Летопись жизни и творчества М.В.Ломоносова / ред. Топчиева А.В., - Москва 1961. - 440 с.
7. Аврус А.И. История российских университетов. Очерки. - Москва: Московский общественный научный фонд, 2001. - 86 с.
Информация о работе Михаил Васильевич Ломоносов и становление университетского образования в России