Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 18:06, контрольная работа
Принимаемые меры - ограничение производства, временная остановка выпуска продукции, контроль и регулирование цен - приводили к стабилизации и выравниванию экономического роста в том или другом случае. Кризисом в экономике называется состояние, когда увеличение ВВП, т.е. экономический рост, сдерживается потому, что рынок уже насыщен, и не только новое, но и прежнее количество продукции не поглощается рынком, а потому крайне необходимо во избежание стагнации производства расширять рынки сбыта. В нынешних реалиях это возможно только за счет передела мировых рынков.
Введение.
1. Мировой финансовый и экономический кризис 2008-2011 гг. и Россия
1.1 Мировой финансовый кризис 2008-2011гг.</p>
1.2 СНГ и Россия в условиях мирового финансово-экономического кризиса 2008-2011гг.
1.3 Включение России в мировой кризис
1.4 Страны СНГ в условиях мирового кризиса
1.5 Результаты антикризисных мероприятий в России и странах СНГ.
Заключение
Исходя из новой мирохозяйственной ситуации и международной безопасности, с целью не допущения потерь геоэкономического потенциала, обеспечения необходимой защиты национальных интересов государств Содружества, необходимо точно определить свое состояние, роль и место в мировой хозяйственной системе и реальные перспективы своего развития с учетом новых мировых тенденций глобальных перемен. Анализ тенденций мирового развития показывает, что существующие на данный момент, а также потенциальные вызовы, риски, угрозы и опасности могут привести человечество к глобальному кризису в сфере экономики, энергетики, экологии. Верить тому, что он будет решен без отрицательных последствий, не стоит, так как природа этого кризиса, прежде всего, не институциональная, а структурная и системная.
Причинно-следственная связь мирового финансового кризиса косвенно подтверждает свое стремление к захвату ресурсов государств СНГ и в первую очередь России: во-первых, наступила последняя фаза цикла длинной волны, которая берет свое начало с 1970 г. Во-вторых, не накопив энергию, система не может перейти на следующий волновой цикл, т.е. возникла реальная угроза обеспечения живучести экономической системы, для чего должны быть мобилизованы все имеющиеся в наличии силы; в-третьих, кроме ресурсов государств Содружества, в мире уже практически нет свободных ресурсов для восстановления баланса товарно-денежных потоков.
Стратегический замысел США в этом контексте по своей сути остается прежним: обеспечить прорыв к мировым природным ресурсам, в первую очередь, энергетическим. Основное направление – Ближний Восток и Россия с дальним прицелом господствовать над материком Евразия, а соответственно и миром. После успешного принятия их «рекомендаций по оздоровлению экономики» никто их тогда уже не сможет остановить в выборе форм и средств принуждения. Для тех стран, которые идут по собственному пути развития, существует мощная машина принуждения: военная мощь, боевой потенциал и уровень военных расходов только в США составляет около 60% от объема военных расходов всех стран мира.
Нужно заниматься не перезагрузкой международных отношений, а изменением сознания и мировоззрения путем возвращения к истокам морали и нравственности. Россия не имеет права на ошибку, так как от нее напрямую зависит будущее СНГ. Необходимо, прежде всего, на качественно новый уровень поднять экономическое сотрудничество государств СНГ, создать собственную эффективную финансовую и денежно-кредитную систему. Рубль должен стать мощной, свободно конвертируемой, востребованной региональной валютой. А для этого необходимо ликвидировать структурные диспропорции и произвести модернизацию национальной экономики и качественно улучшить отношения с государствами Содружества. Анализируя основные показатели экономического развития РФ, можно сделать вывод, что, не смотря на существующие проблемы, объективных причин для того, чтобы экономика РФ попала под воздействие финансового кризиса и несла самые большие потери, не было. Что касается перегрева экономики, то, по существу, такого перегрева нет. Достижением является уже то, что экономика РФ была поднята из дна. Значительно раньше такого уровня было достигнуто в таких государствах как Азербайджан 186,4%, Армения 155,5%, Беларусь 151,3%, Узбекистан 150,3%, Казахстан 136,8%. Уровень роста ВВП Украины на 01.01.08 года по отношению к 1990 году составил всего лишь 72,4%, даже не поднялся на уровень пороговых значений экономической безопасности. В Молдове данный показатель составляет 52,8%, в Грузии 65,7%, Республике Кыргызстан 89,3%. Эти индикаторы свидетельствуют не просто о разном уровне развития государств, а о необходимости переходного периода для обеспечения макроэкономической стабилизации и подготовительной работы по переходу на инвестиционно-инновационную модель развития. Кроме того мировой финансово-экономический кризис существенно усугубил и без того сложную ситуацию. Так проведенные расчеты значения Индекса антикризисной эффективности свидетельствуют о том, что наихудшее значение из восьми оцениваемых стран (Россия, Украина, Казахстан, Франция, Канада, Германия, Великобритания, США) имеют Украина (-1,083) и Россия (-0,600). Большая степень различия данных индексов по сравнению с индексами других стран (у Казахстана-0,059) свидетельствует о том, что антикризисная эффективность в Украине и в России не просто хуже, а существенно хуже. Результативность предпринимаемых разными странами мер по борьбе с кризисом за апрель 2009 года показывает, что представители СНГ заняли последних три места.
2.5 Результаты антикризисных мероприятий в России и странах СНГ
Выводы из Аналитического доклада об эффективности антикризисных мероприятий
в странах СНГ свидетельствуют о следующих результатах.
Республика Армения: многие из антикризисных мероприятий уже реализуются и дают положительные результаты. Уже осуществлено 18 инфраструктурных проектов на 25 млрд. дол. и предоставлено 15 млрд. дол. на расширение кредитных программ для малого и среднего бизнеса.
Республика Беларусь: показатель ВВП за январь-апрель 2009 года имеет прирост 1,2%, снижение промышленности на 3,6%, рост розничного товарооборота на 5,5%, растут также реальные доходы населения.
Республика Казахстан: в качестве основных макроэкономических результатов воплощения антикризисной программы, Правительство Казахстана в 2009-2010 годах рассчитывает: достичь реального прироста ВВП на уровне 1-3% в год; удержать уровень инфляции в пределах 7-9% в год; остановить рост безработицы на уровне 8% экономически активного населения.
Республика Кыргызстан: наличие программного антикризисного документа дало возможность за январь-апрель 2009 года обеспечить прирост ВВП на 0,5%. Основной задачей является обеспечение экономического роста через поддержку внутреннего спроса и создание благоприятной деловой и инвестиционной среды. Республика Молдова: отсутствие антикризисной программы и политическая нестабильность в государстве сыграли немаловажную роль в получении отрицательного эффекта. Основные – задачи выполнение социальных обязательств и помощь реальному сектору экономики. Россия: как таковая цель Программы антикризисных мер не сформулирована, задачи четко не определены, поэтому не удалось приостановить
разрастание кризиса. В мае 2009 года промышленность упала на 17,1%. Если к уже названным выше показателям динамики ВВП, промышленного производства, инвестиций в основной капитал, добавить данные по обороту розничной торговли (минус 5,6% в мае текущего года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года), по общей численности безработных (7,7 млн. чел) и т.п., то оценка получается неудовлетворительной. Республика Таджикистан: анализ свидетельствует о неплохих результатах развития экономики в период кризиса по сравнению с другими странами СНГ. Так по сравнению с прошлым годом розничный товарооборот увеличился в январе-апреле на 14,5%,прирост ВВП на 2,9%, перевозка грузов увеличилась на 6,4%.
Республика Узбекистан является лидером по промпроизводству среди стран СНГ -109,9%, розничная торговля выросла на 18,3%, ВВП на 7,9 %. Важно отметить то, что антикризисная программа Республики Узбекистан не исчерпывается только мероприятиями по выходу из кризиса. Значительная часть программы отведена посткризисному периоду. Это фактически долгосрочная Программа целевых проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое обновление, кардинальное повышение конкурентоспособности и рост экспортного потенциала экономики, которая включает в себя около 300 инвестиционных проектов в топливно-энергетической, химической, и нефтегазоперерабатывающей, металлургической отраслях, легкой и текстильной промышленности, промышленности строительных материалов и машиностроении.
Приведенные выше результаты, отличающие Узбекистан в лучшую сторону по отношению к другим странам СНГ, являются лишним доказательством того, что наличие антикризисного документа программного характера оказывает положительное влияние на социально-экономические результаты. Украина (анализировать антикризисную программу Украины одна из наиболее нетривиальных
задач – дело в том, что антикризисная программа Украины до сих пор не утверждена): падение промышленного производства за январь-июнь составило - 31,1%, а падение ВВП за первый квартал текущего года составило - 20,3%, падение розничной торговли - 15,2%, а также реальных доходов населения на -13%.
Таким образом, делают вывод аналитики, Украина отличается в худшую сторону с точки зрения системности борьбы с экономическим кризисом.
Нужно помнить, что существует потенциальный риск выхода из мирового
финансово-экономического кризиса с использованием военной компоненты.
Этот прогноз усугубляется тем, что с начала 2009 года наблюдается резкое усиление кризисных явлений, как в финансовой сфере, так и в реальном секторе экономики всех государств мира. В среднем по странам Содружества ВВП уменьшился в январе-мае 2009 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 9% (при увеличении в январе-мае 2008 года на 8%), производство промышленной продукции на 16% (прирост на 7%). Во всех странах снизились стоимостные объемы экспортно-импортных операций. Потребительские цены в среднем по странам Содружества возросли в январе - мае 2009 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 13%. Эти тревожные показатели являются предупреждением для наших государств, что затягивание времени с инновационными реформами является недопустимым в сложившихся условиях. Выход из этой сложной ситуации возможен через инновационный путь развития. Но, несмотря на безусловную приоритетность данного пути, что подтверждается опытом развитых стан, в государствах Содружества существует большая инертность, мало учитывается фактор времени, низкий уровень стратегического планирования и нежелание выделять средства на внедрение новаций. Таким образом, главным условием выхода государств из экономического кризиса является активизация инвестиционной и инновационной деятельности для повышения экономической безопасности и создания предпосылок для дальнейшего устойчивого развития инновационной экономики. Эта модель должна обеспечить обновление и воспроизводство основного капитала и интеллектуального человеческого капитала с ориентацией на рост экономических результатов, на повышение производительности труда и эффективности производства, качества выпускаемых товаров и услуг, повышения уровня и качества жизни населения. Государства Содружества должны принять необходимые меры, чтобы не упустить свой уникальный шанс, а основными инструментами преодоления кризиса должны стать Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года и Межгосударственная целевая программа инновационного сотрудничества
на период до 2020 года.
Заключение.
Подводя итоги при изучении мирового финансового и экономического кризиса, можно сказать, что современная экономическая наука неплохо освоила прогнозирование методом простой статистической экстраполяции, а когда происходит что-то резко ломающее привычный тренд, впадает в замешательство. Как заметили авторы доклада о состоянии российской экономики, подготовленного Институтом экономики переходного периода, «природа и механизмы великих экономических потрясений – а именно с таким явлением мы имеем дело сейчас – всегда загадочны и до конца непостижимы». Но для разработки содержательной экономической политики в эпоху кризиса необходимо постигать «непостижимое» и стараться всё же понять – где искать источники великих потрясений и что же с ними, в конце концов, делать.
Список литературы.
1. Гринспен А. Эпоха потрясений: Проблемы и перспективы мировой финансовой системы / Алан Гринспен: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 496 с. (C.318).
2. Николаев И.А., Марченко
Т.Е., Титова М.В. Страны СНГ и
мировой кризис: общие проблемы
и разные подходы. Аналитический
доклад. – М., 2009. – С.16-24. По оценке
Всемирного банка, российский кризис
2008 года «начался как кризис
частного сектора, спровоцированный
чрезмерными заимствованиями
3. http://www.bibliotekar.ru–
Информация о работе Мировой финансовый и экономический кризис 2008-2011 гг