М.М. Сперанский: человек и политик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:51, реферат

Описание работы

Александр I вступил на престол с широкой программой преобразований и осуществлял её достаточно последовательно и обдуманно. Основными целями его внутренней политики были уравнение всех сословий перед законом и введение их в совместную государственную деятельность. Необходимо было установить новые законодательные отношения между классами, повысить грамотность народа, обеспечить новое устройство государственного хозяйства.
Частичное введение этой перестройки вызвало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Ряд войн и внутренних реформ расшатывали государственное хозяйство, расстраивали финансы, понижали народное благосостояние.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Биография.................................................................................................4
Глава 2. Свод законов...........................................................................................18
Глава 3. Законодательное творчество Сперанского при Николае I..................21
Заключение.............................................................................................................23
Список литературы................................................................................................24

Файлы: 1 файл

Сперанский.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Сперанского часто стали приглашать на обед к императору с императрицей, начиная с 1807 г. Тогда у него было шесть таких приглашений. В следующем же, 1808 г. он приглашался уже двадцать три раза. А в 1809 г. – семьдесят семь раз. В судьбе сына сельского священника наступает новая пора.

По мере сближения  с императором Александром круг деятельности Сперанского всё более  расширялся. В конце 1807 г. он был назначен членом «Комитета об усовершенствовании духовных училищ». В 1808 г., помимо назначения на важную должность товарища министра юстиции, Александр I сделал его членом ещё двух комиссий: составления законов и рассмотрения лифляндских дел. 1809 г. принёс Сперанскому чин тайного советника, должность управляющего комиссией финляндских дел, членство в главном правлении училищ и ряд других должностей и званий.

1 января 1810 г. Александр I учредил своим манифестом Государственный Совет. Сперанский получил в этом органе, призванном стать средоточием всех дел высшего управления, должность государственного секретаря. С 1809-го по 1811 г. Сперанский являлся самым влиятельным среди русских сановников лицом – по существу, вторым после императора человеком в Российской империи. С просьбами об устройстве разных дел к нему вынуждены были обращаться даже члены императорской фамилии. Однажды великая княгиня Екатерина Павловна попросила Сперанского о награждении чином коллежского асессора Бушмана, секретаря и библиотекаря своего мужа принца Георгия Ольденбургского. И Сперанский отказал сестре Александра I на том основании, что её просьба противоречит действующему законодательству о гражданском чинопроизводстве.

Воздействие Сперанского на ход  государственных дел было в рассматриваемый  период почти всеобъемлющим. Оно  распространялось на русскую администрацию и суд, финансы и законотворчество, сферу просвещения и культуры, внутреннюю политику и взаимоотношения России с другими государствами. Сперанский определял, если не прямо, то косвенно, назначения на должности, в том числе и высшие. Когда император решил в начале 1810 г. назначить на пост министра народного просвещения Н.М. Карамзина, Сперанский отговорил своего императора от данного назначения и предложил сделать историка сначала куратором Московского университета. Александр согласился, однако Николай Михайлович от кураторства отказался.

11 декабря 1808 г. Сперанский читал  Александру I свою записку «Об усовершенствовании общего народного воспитания». В этой записке Сперанский, в частности, предлагал ликвидировать чины. По его мнению, «чины не могут быть признаны установлением для государства ни нужным, ни полезным», они порождают злоупотребления, «развращают дух народный», «смешивают и ставят наравне людей просвещённых с невеждами», позволяют занимать высшие должности не по уму и способностям, а «одним порядком службы»4, то есть по выслуге лет.

В дополнение к названной записке  в тот же день, 11 декабря 1808 г., Сперанским был представлен государю ещё один документ – «Предварительные правила для специального Лицея», – где речь шла о принципах обучения и воспитания в будущем Царскосельском лицее.

В июле 1809 г. император ехал с Каменного  острова в Петергоф, карета опрокинулась, и он серьёзно повредил себе ногу. Несколько  недель ему пришлось провести в одной  из комнат Петергофского дворца. Этим своеобразным отпуском Александра I и воспользовался Сперанский для того, что бы побудить его осуществить реформу чинопроизводства.

6 августа   1809 г. указ был опубликован. Согласно ему, чин коллежского асессора могли получить только те чиновники, которые имели на руках свидетельство о успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или выдержали экзамены по специальной программе, включавшей проверку знаний русского языка и одного из иностранных, усвоения естественного права, римского, гражданского и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономии, арифметики, геометрии, физики, географии и статистики России.

К началу 1811 г. был подготовлен  проект преобразования Сената. Сперанский предложил отделить его судебную функцию от административной, образовав два Сената – правительственный и судебный.

В кругах русской знати того времени  реформы Сперанского одобрения  не вызывали.

Негативную реакцию неизбежно  вызвали к себе и те преобразования, которые Сперанский осуществлял в области финансов. Повышение размеров податей и пошлин, обложение налогом дворянства значительно расширяли круг его недоброжелателей. К концу 1810 г. атмосфера всеобщего недовольства окутала всю государственную деятельность Сперанского.

Разработка им проектов социально-политических преобразований совершалась втайне от общества, и это ещё более усугубляло его положение. Отсутствие сколь-нибудь определённых сведений о предполагаемых реформах не давало передовой части общества – людям, заинтересованным в перемене к лучшему, ― возможности выступить активно в поддержку реформ и защиту реформатора, и это облегчало задачу его противников. В обстановке искусственно созданной вокруг реформ таинственности слух, сплетня, интрига становились острым оружием в борьбе с неугодным реформатором.

В свете всего этого  вполне понятным становится тот факт, что реформы Сперанского, дававшие простор всему талантливому и образованному в русском обществе и подрывавшие позиции бездарностей и невежд, были восприняты последними, составляющими основную массу чиновничества, в качестве покушения на самые устои государства, а сам реформатор стал изображаться человеком, поставившим своей целью подрыв самодержавной власти.

Сперанский просит Александра I отстранить его от должности госсекретаря и управления финляндскими делами и сохранить за ним лишь один пост директора комиссии законов.

Просьбу своего госсека  об отставке Александр не удовлетворил. Сперанский продолжал работать над проектами реформ с той же энергией, что и прежде.

Дальнейшее течение  дел и времени приносило Сперанскому  всё новых и новых недоброжелателей. К лету 1811 г. холодная атмосфера недоброжелателей вокруг Сперанского стала почти беспросветной.

Сила врагов Сперанского ― людей, составлявших против него настоящий заговор, ― заключалась так же в их хладнокровном расчёте. Так было, в частности, с поступившим к Александру I известием о том, что Сперанский принадлежит к тайному союзу иллюминатов и является главой этого якобы революционного масонства в России.

В конце сентября 1811 г. шведский барон Армфельд и русский министр Балашов осуществили одну из самых хитроумных своих акций против Сперанского. Через посредство статс-секретаря Госсовета Магницкого интриганы обратились к реформатору с просьбой о встрече. Михаил Михайлович ответил согласием, и встреча состоялась. На ней Армфельд с Балашовым предложили своему противнику учредить объединённый с ними секретный комитет для управления всеми государственными делами. Сперанский сразу же отказался от участия в таком мероприятии. О предложении шведского барона и русского министра он сообщил Магницкому, и тот дал совет немедленно рассказать обо всём государю. Но Сперанский заявил, что не сделает этого. Иначе поступили Армфельд и Балашов: инициатором предложения создать секретный комитет был выставлен Сперанский5.

К началу 1812 г. русский  госсекретарь завершил в основном разработку стратегии подготовки России к войне с Францией. Александр же в это время всё еще сомневался в неизбежности данной войны. И Сперанскому вновь и вновь приходилось убеждать своего императора в том, что ход событий неминуемо влечёт обе страны к военному столкновению друг с другом.

Предостережения Сперанского  о неизбежности войны с Францией, его настойчивые призывы готовиться к этой войне, конкретные и разумные советы о том, как это делать, не давали Александру I ни малейших оснований для сомнений в преданности его России. Напротив того, поведение госсекретаря говорило скорее о его искреннем желании блага своей стране. Мысль императора работала поэтому совсем в другом направлении, нежели то, каковое задавали ей внушения интриганов – противников реформатора. Не помышляя об измене Сперанского отечеству, Александр всё более склонялся к мнению об измене госсекретаря ему, российскому самодержцу.

Сперанский всё более  брал на себя подготовку к ведению  войны с Францией, усиленно занимался финансовым обеспечением этой войны. Он старался следить за малейшими переменами на международной арене и в развитии русско-французских отношений.

При начале войны с  Наполеоном роль Сперанского в управлении Российской империей неизбежно возросла бы до огромной степени. Сам Михайло Михайлович, во всяком случае, к этой своей высокой роли, пожалуй, сознательно готовился. Быть главным организатором победы над врагом, стремившимся покорить его отечество, быть спасителем отечества, что для него могло быть славнее этой роли. А у кого слава, у того и влияние. Но всё это понимал и Александр. Высказанное ему Сперанским в начале 1812 г. предложение собрать Государственную думу и поручить вести войну ей, прежде всего, конечно, ущемляло личное самолюбие императора.

Как бы то ни было, в декабре 1811 г. в отношении Александра к Сперанскому наметился явный перелом.

1 января 1812 г. Сперанский  получил от императора очередную  награду – Орден Св. Александра Невского. Но в сложившейся к тому времени ситуации, награждение это не было признаком государева благоволения, а являлось скорее плохим предзнаменованием. Александр имел обыкновение награждать тех, кого собирался отправить в отставку. Сперанский продолжал работать с прежней интенсивностью. Но император уже не звал его к себе как прежде, по любому случаю, а постепенно и вовсе перестал звать. События неумолимо шли к развязке.

Сперанский был выслан без официального указа.

31 Августа 1814 г. –  в день, когда вышел манифест  об окончании войны с Наполеоном, ― императором Александром было объявлено повеление удовлетворить просьбу Сперанского и, тем самым, предписано ехать на житьё в Великополье (поместье Сперанского). Спустя некоторое время после прибытия Сперанского в свою деревню сюда прибыла его дочь Елизавета. Время, проведённое  в Великополье, Сперанский будет считать лучшим временем своей жизни.

Через некоторое время  Сперанского навестил Аракчеев. Когда  Сперанский обратился к нему с  просьбой походатайствовать за него перед государем с тем, чтобы  тот определил его на службу и дал должность, Аракчеев согласился.

Результатом данного  ходатайства стал указ от 30 августа 1816 г., согласно которому уволенный  со службы без всякого указа Сперанский вновь принимался на службу и назначался Пензенским губернатором.

1 октября 1816 г. Сперанский был уже в Пензе. Так произошло его возвращение к власти и государственной деятельности.

Приехав в Пензу, Сперанский немедленно занялся наведением порядка  в делопроизводстве, страшно запущенном при прежних губернаторах, постарался быстро разрешить годами тянувшиеся тяжбы, развернул активную борьбу со злоупотреблениями чиновников. Аппарат управления губернией новый пензенский губернатор обновил за короткое время почти полностью.

В период своего пензенского губернаторства Сперанский добился того, что государь проявил к нему благосклонность.

Рескрипт о назначении Сперанского генерал-губернатором Сибири был подписан Александром 22 марта 1819 г. 7 мая 1819 г. Сперанский отбыл из Пензы в Сибирь.

С приездом в Томск  Михаил Михайлович впервые соприкоснулся с безобразиями сибирского управления в их подлинном масштабе. При ревизии Томской губернской администрации он не нашёл ни одного чиновника, не берущего взяток. Ему пришлось даже вывести дела по взяткам из разряда уголовных и отнести их к гражданским делам, распорядившись закрывать их в тех случаях, когда взяточники возвращали деньги, полученные в качестве взятки.

В заключение своей деятельности в Сибири Сперанский составил целый ряд проектов по преобразованию управления этим обширным краем.

В конце января 1820 г. Сперанский направил императору Александру краткий отчёт о своей деятельности, где заявил, что сможет окончить все дела к маю месяцу, после чего пребывание его в Сибири не будет иметь цели.

В самый момент приезда  Сперанского в Петербург –  это было 22 марта 1821 г. – российский император находился на международном конгрессе в Лайбехе. Возвратился он оттуда лишь 26 мая, а бывшего своего госсекретаря принял спустя ещё две недели – 6 июня.

17 июня 1821 г. состоялся  императорский указ о назначении  Сперанского членом Государственного совета (по департаменту законов). 5 августа текущего года Александр I пожаловал Сперанскому 3486 десятин земли в пензенской области, а 15 октября дочери его было даровано звание фрейлины. Добавим к этому то, что император принял многие предложения Сперанского по реорганизации управления Сибирью, на что Михаил Михайлович не особо по началу надеялся.

В ноябре стало известно о смертельно опасной болезни  императора.

У власти вскоре оказался Николай I.

Затеяв процесс по делу декабристов, новый император столкнулся с острой проблемой: ему оказались необходимы не просто исполнители его воли, но образованные, сведущие в законодательстве люди. Для Следственного комитета такое лицо нашлось – задачу оформления следственных дел взял на себя способный чиновник А.Д. Боровков. Оставалось найти человека, который бы мог оформить судебные дела декабристов, - задача несравненно сложнее первой.

Есть основания полагать, что на эту роль Николай I с самого начала планировал Сперанского. Он поручил ему написать Манифест о событиях 14 декабря 1825 г.

Во время допросов арестованных Следственному комитету удалось установить, что Сперанский планировался декабристами (наряду с Мордвиновым) в состав Временного правительства.

Информация о работе М.М. Сперанский: человек и политик