Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:51, реферат
Александр I вступил на престол с широкой программой преобразований и осуществлял её достаточно последовательно и обдуманно. Основными целями его внутренней политики были уравнение всех сословий перед законом и введение их в совместную государственную деятельность. Необходимо было установить новые законодательные отношения между классами, повысить грамотность народа, обеспечить новое устройство государственного хозяйства.
Частичное введение этой перестройки вызвало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Ряд войн и внутренних реформ расшатывали государственное хозяйство, расстраивали финансы, понижали народное благосостояние.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Биография.................................................................................................4
Глава 2. Свод законов...........................................................................................18
Глава 3. Законодательное творчество Сперанского при Николае I..................21
Заключение.............................................................................................................23
Список литературы................................................................................................24
Сперанского часто стали приглашать на обед к императору с императрицей, начиная с 1807 г. Тогда у него было шесть таких приглашений. В следующем же, 1808 г. он приглашался уже двадцать три раза. А в 1809 г. – семьдесят семь раз. В судьбе сына сельского священника наступает новая пора.
По мере сближения с императором Александром круг деятельности Сперанского всё более расширялся. В конце 1807 г. он был назначен членом «Комитета об усовершенствовании духовных училищ». В 1808 г., помимо назначения на важную должность товарища министра юстиции, Александр I сделал его членом ещё двух комиссий: составления законов и рассмотрения лифляндских дел. 1809 г. принёс Сперанскому чин тайного советника, должность управляющего комиссией финляндских дел, членство в главном правлении училищ и ряд других должностей и званий.
1 января 1810 г. Александр I учредил своим манифестом Государственный Совет. Сперанский получил в этом органе, призванном стать средоточием всех дел высшего управления, должность государственного секретаря. С 1809-го по 1811 г. Сперанский являлся самым влиятельным среди русских сановников лицом – по существу, вторым после императора человеком в Российской империи. С просьбами об устройстве разных дел к нему вынуждены были обращаться даже члены императорской фамилии. Однажды великая княгиня Екатерина Павловна попросила Сперанского о награждении чином коллежского асессора Бушмана, секретаря и библиотекаря своего мужа принца Георгия Ольденбургского. И Сперанский отказал сестре Александра I на том основании, что её просьба противоречит действующему законодательству о гражданском чинопроизводстве.
Воздействие Сперанского на ход государственных дел было в рассматриваемый период почти всеобъемлющим. Оно распространялось на русскую администрацию и суд, финансы и законотворчество, сферу просвещения и культуры, внутреннюю политику и взаимоотношения России с другими государствами. Сперанский определял, если не прямо, то косвенно, назначения на должности, в том числе и высшие. Когда император решил в начале 1810 г. назначить на пост министра народного просвещения Н.М. Карамзина, Сперанский отговорил своего императора от данного назначения и предложил сделать историка сначала куратором Московского университета. Александр согласился, однако Николай Михайлович от кураторства отказался.
11 декабря 1808 г. Сперанский читал Александру I свою записку «Об усовершенствовании общего народного воспитания». В этой записке Сперанский, в частности, предлагал ликвидировать чины. По его мнению, «чины не могут быть признаны установлением для государства ни нужным, ни полезным», они порождают злоупотребления, «развращают дух народный», «смешивают и ставят наравне людей просвещённых с невеждами», позволяют занимать высшие должности не по уму и способностям, а «одним порядком службы»4, то есть по выслуге лет.
В дополнение к названной записке в тот же день, 11 декабря 1808 г., Сперанским был представлен государю ещё один документ – «Предварительные правила для специального Лицея», – где речь шла о принципах обучения и воспитания в будущем Царскосельском лицее.
В июле 1809 г. император ехал с Каменного острова в Петергоф, карета опрокинулась, и он серьёзно повредил себе ногу. Несколько недель ему пришлось провести в одной из комнат Петергофского дворца. Этим своеобразным отпуском Александра I и воспользовался Сперанский для того, что бы побудить его осуществить реформу чинопроизводства.
6 августа 1809 г. указ был опубликован. Согласно ему, чин коллежского асессора могли получить только те чиновники, которые имели на руках свидетельство о успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или выдержали экзамены по специальной программе, включавшей проверку знаний русского языка и одного из иностранных, усвоения естественного права, римского, гражданского и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономии, арифметики, геометрии, физики, географии и статистики России.
К началу 1811 г. был подготовлен проект преобразования Сената. Сперанский предложил отделить его судебную функцию от административной, образовав два Сената – правительственный и судебный.
В кругах русской знати того времени реформы Сперанского одобрения не вызывали.
Негативную реакцию неизбежно вызвали к себе и те преобразования, которые Сперанский осуществлял в области финансов. Повышение размеров податей и пошлин, обложение налогом дворянства значительно расширяли круг его недоброжелателей. К концу 1810 г. атмосфера всеобщего недовольства окутала всю государственную деятельность Сперанского.
Разработка им проектов социально-политических преобразований совершалась втайне от общества, и это ещё более усугубляло его положение. Отсутствие сколь-нибудь определённых сведений о предполагаемых реформах не давало передовой части общества – людям, заинтересованным в перемене к лучшему, ― возможности выступить активно в поддержку реформ и защиту реформатора, и это облегчало задачу его противников. В обстановке искусственно созданной вокруг реформ таинственности слух, сплетня, интрига становились острым оружием в борьбе с неугодным реформатором.
В свете всего этого вполне понятным становится тот факт, что реформы Сперанского, дававшие простор всему талантливому и образованному в русском обществе и подрывавшие позиции бездарностей и невежд, были восприняты последними, составляющими основную массу чиновничества, в качестве покушения на самые устои государства, а сам реформатор стал изображаться человеком, поставившим своей целью подрыв самодержавной власти.
Сперанский просит Александра I отстранить его от должности госсекретаря и управления финляндскими делами и сохранить за ним лишь один пост директора комиссии законов.
Просьбу своего госсека об отставке Александр не удовлетворил. Сперанский продолжал работать над проектами реформ с той же энергией, что и прежде.
Дальнейшее течение
дел и времени приносило
Сила врагов Сперанского ― людей, составлявших против него настоящий заговор, ― заключалась так же в их хладнокровном расчёте. Так было, в частности, с поступившим к Александру I известием о том, что Сперанский принадлежит к тайному союзу иллюминатов и является главой этого якобы революционного масонства в России.
В конце сентября 1811 г. шведский барон Армфельд и русский министр Балашов осуществили одну из самых хитроумных своих акций против Сперанского. Через посредство статс-секретаря Госсовета Магницкого интриганы обратились к реформатору с просьбой о встрече. Михаил Михайлович ответил согласием, и встреча состоялась. На ней Армфельд с Балашовым предложили своему противнику учредить объединённый с ними секретный комитет для управления всеми государственными делами. Сперанский сразу же отказался от участия в таком мероприятии. О предложении шведского барона и русского министра он сообщил Магницкому, и тот дал совет немедленно рассказать обо всём государю. Но Сперанский заявил, что не сделает этого. Иначе поступили Армфельд и Балашов: инициатором предложения создать секретный комитет был выставлен Сперанский5.
К началу 1812 г. русский госсекретарь завершил в основном разработку стратегии подготовки России к войне с Францией. Александр же в это время всё еще сомневался в неизбежности данной войны. И Сперанскому вновь и вновь приходилось убеждать своего императора в том, что ход событий неминуемо влечёт обе страны к военному столкновению друг с другом.
Предостережения Сперанского
о неизбежности войны с Францией,
его настойчивые призывы
Сперанский всё более брал на себя подготовку к ведению войны с Францией, усиленно занимался финансовым обеспечением этой войны. Он старался следить за малейшими переменами на международной арене и в развитии русско-французских отношений.
При начале войны с Наполеоном роль Сперанского в управлении Российской империей неизбежно возросла бы до огромной степени. Сам Михайло Михайлович, во всяком случае, к этой своей высокой роли, пожалуй, сознательно готовился. Быть главным организатором победы над врагом, стремившимся покорить его отечество, быть спасителем отечества, что для него могло быть славнее этой роли. А у кого слава, у того и влияние. Но всё это понимал и Александр. Высказанное ему Сперанским в начале 1812 г. предложение собрать Государственную думу и поручить вести войну ей, прежде всего, конечно, ущемляло личное самолюбие императора.
Как бы то ни было, в декабре 1811 г. в отношении Александра к Сперанскому наметился явный перелом.
1 января 1812 г. Сперанский
получил от императора
Сперанский был выслан без официального указа.
31 Августа 1814 г. – в день, когда вышел манифест об окончании войны с Наполеоном, ― императором Александром было объявлено повеление удовлетворить просьбу Сперанского и, тем самым, предписано ехать на житьё в Великополье (поместье Сперанского). Спустя некоторое время после прибытия Сперанского в свою деревню сюда прибыла его дочь Елизавета. Время, проведённое в Великополье, Сперанский будет считать лучшим временем своей жизни.
Через некоторое время Сперанского навестил Аракчеев. Когда Сперанский обратился к нему с просьбой походатайствовать за него перед государем с тем, чтобы тот определил его на службу и дал должность, Аракчеев согласился.
Результатом данного ходатайства стал указ от 30 августа 1816 г., согласно которому уволенный со службы без всякого указа Сперанский вновь принимался на службу и назначался Пензенским губернатором.
1 октября 1816 г. Сперанский был уже в Пензе. Так произошло его возвращение к власти и государственной деятельности.
Приехав в Пензу, Сперанский немедленно занялся наведением порядка в делопроизводстве, страшно запущенном при прежних губернаторах, постарался быстро разрешить годами тянувшиеся тяжбы, развернул активную борьбу со злоупотреблениями чиновников. Аппарат управления губернией новый пензенский губернатор обновил за короткое время почти полностью.
В период своего пензенского губернаторства Сперанский добился того, что государь проявил к нему благосклонность.
Рескрипт о назначении
Сперанского генерал-
С приездом в Томск Михаил Михайлович впервые соприкоснулся с безобразиями сибирского управления в их подлинном масштабе. При ревизии Томской губернской администрации он не нашёл ни одного чиновника, не берущего взяток. Ему пришлось даже вывести дела по взяткам из разряда уголовных и отнести их к гражданским делам, распорядившись закрывать их в тех случаях, когда взяточники возвращали деньги, полученные в качестве взятки.
В заключение своей деятельности в Сибири Сперанский составил целый ряд проектов по преобразованию управления этим обширным краем.
В конце января 1820 г. Сперанский направил императору Александру краткий отчёт о своей деятельности, где заявил, что сможет окончить все дела к маю месяцу, после чего пребывание его в Сибири не будет иметь цели.
В самый момент приезда Сперанского в Петербург – это было 22 марта 1821 г. – российский император находился на международном конгрессе в Лайбехе. Возвратился он оттуда лишь 26 мая, а бывшего своего госсекретаря принял спустя ещё две недели – 6 июня.
17 июня 1821 г. состоялся
императорский указ о
В ноябре стало известно о смертельно опасной болезни императора.
У власти вскоре оказался Николай I.
Затеяв процесс по делу декабристов, новый император столкнулся с острой проблемой: ему оказались необходимы не просто исполнители его воли, но образованные, сведущие в законодательстве люди. Для Следственного комитета такое лицо нашлось – задачу оформления следственных дел взял на себя способный чиновник А.Д. Боровков. Оставалось найти человека, который бы мог оформить судебные дела декабристов, - задача несравненно сложнее первой.
Есть основания полагать, что на эту роль Николай I с самого начала планировал Сперанского. Он поручил ему написать Манифест о событиях 14 декабря 1825 г.
Во время допросов арестованных Следственному комитету удалось установить, что Сперанский планировался декабристами (наряду с Мордвиновым) в состав Временного правительства.