Монография Ю. М. Критского «Кенозерье: история и культура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 12:00, реферат

Описание работы

Задаваясь вопросом, какую монографию изучить, я решила, что мне интересны не исторические события, происходившие в прошлом, не определенные периоды истории Севера, а изучение истории отдельных областей Архангельского края за всю их историю. Поэтому мой выбор пал на монографию Ю. М. Критского «Кенозерье: история и культура», изданную в Архангельске в 2005 году.

Файлы: 1 файл

реферат по арх.краю.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

 

План реферата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Задаваясь вопросом, какую монографию изучить, я решила, что мне интересны  не исторические события, происходившие  в прошлом, не определенные периоды  истории Севера, а изучение истории  отдельных областей Архангельского края за всю их историю. Поэтому мой выбор пал на монографию Ю. М. Критского «Кенозерье: история и культура», изданную в Архангельске в 2005 году.

Вся монография разбита на главы, а главы  — на разделы, о каждом из которых  я расскажу ниже. Также книга содержит две вступительных статьи Кольцовой Т.М., Шатковской Е.Ф. и Матонина В.Н., краткие исторические сведения о населенных пунктах, расположенных на территории Кенозерского национального парка, составленные автором книги, исследование Матонина В.Н. «Кенозерцы о Кенозерье», аннотированную библиографию, составленную Критским Ю.М., Матониным В.Н., Ивановой А.В., Мироненко М.Л., фотографии Кенозерского края. Со всем этим дополнительным материалом можно ознакомиться самостоятельно, взяв книгу, например, в Архангельской областной научной библиотеке им. Н.А. Добролюбова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткое содержание

  • 1. Предисловие

В предисловии  Юрий Михайлович Критский доказывает актуальность своей монографии, кратко рассказывает ее содержание.

«В разделе «Кенозерье с древнейших времен до XIV века» прослеживаются основные этапы освоения Кенозерья. Предмет и объект исследования — эпоха северного неолита и раннего металла (III-I тыс. до н.э.), взаимодействие племен каргопольской культуры с племенами беломорской и карельской культур, а также с культурой племен верхнего течения реки Оки, появление русского населения (в XI-XIII вв.), период раннего средневековья.

Рассказ о Кенозерье  в XIV-середине XVIII вв. посвящен крестьянской и монастырской колонизации течения реки Онеги и ее притоков — Кены и Моши, основанию трех крупных монастырей, хозяйство и культура которых создавались крестьянским населением Каргополья и его отдельных регионов: Прионежья (Александро-Ошевенский монастырь, XIV в.), Кенозерья (Кенская Пахлмиева пустынь, XV в.), Лекшмозерья (Кирилло-Челмогорский монастырь, XIV в.). В районах, прилегающих к монастырским владениям, появляются поселения, в XVII в. завершается формирование основного ядра территории Кенозерья, а в 1762-1765 гг. пустыни и монастыри упраздняются.

В главе «Кенозерье в середине XVIII-XIX вв.» говорится об особенностях хозяйственного и культурного развития региона. Речь идет о сохранении древних промысловых приемов и фольклорных традиций, важнейших сухопутных и водных путях, особенностях расположения и планировки селений, о волостях и сельских обществах, о миграции населения на Север, о крестьянских промыслах, о начале научного изучения Кенозерья в XIX-начале XX вв.»1

Так же Ю. М. Критский придает внимание истории и культуре Кенозерья и Лекшмозерья в период с 1917 года и до наших дней, что делается впервые за все время изучения Кенозерья и Лекшмозерья.

  • 2. Кенозерье с древнейших времен до XIV века

2.1. Своеобразие  ландшафта и природы

Здесь автор  рассказывает о формировании ландшафта, флоры и фауны описываемого региона. «В центре Кенозерья — система озер и островов, сформировавшихся в процессе отступления ледника и значительного потепления климата на севере Восточной Европы»2. Современная флора и фауна Кенозерья и Лекшмозерья сформировались во время мезолита (X-V тыс. до н.э.)

2.2. Археологические  исследования

В разделе «Археологические исследования» рассказывается об изучении постепенного заселения описываемого региона. «Обобщение результатов археологических  исследований Кенозерья эпохи северного неолита позволяет определить основные пути движения неолитических племен в сторону Кенозера во II-I тыс. до н.э.<...> Кенозерье стало местом, где расселялись охотничьи и рыболовные племена, связанные через реку Онегу с племенами беломорской культуры и через Онежское озеро — с племенами карельской культуры»3.

2.3. Славянское  население в Кенозерье и Лекшмозерье

В этом разделе  говорится о заселении Кенозерья  и Лекшмозерья славянами, вытеснении финно-угорских племен, о ассимиляции  христианской и языческой культур.

«Первоначальный поток славянских колонистов направляется туда со стороны Новгорода. Один путь, по которому двигались славяне, шел  по Водле, Кенозеру, Кене, верхней Онеге, Емце; другой — по Вытегре, Вожеозеру, Лачеозеру, верхней Онеге; третий — по северному побережью Онежского озера, Выгу, Выгоозеру, Белому морю, Двине. Здесь новгородцы встретились с колонизационным потоком других групп славянства, исходящим из Ростова, Суздальской Руси и прилегающих к ней земель. Этот второй поток поначалу был гораздо менее интенсивен, но со временем поставил преграду новгородскому проникновению4.

  • 3. Кенозерье в XIV - середине XVIII веках

3.1. Освоение  Севера новгородцами и «низовиками»

В этом разделе  автор рассказывает о причинах колонизации  Севера новгородцами и «низовиками». «Освоение северных земель объясняется стремлением русских людей уйти из мест, захваченных монголо-татарами, бегством от боярской неволи, рассказами бывалых людей о свободных землях к востоку от Новгорода. Новгородского жителя, уроженца северо-запада, влекло к лесу, реке и озеру. <...> Привычка к лесному и рыболовному промыслу во многом определяла выбор новых мест при организации постоянных поселений. Кенозерье и Лекшмозерье с их озерными, речными и лесными богатствами не могли не привлечь внимание новгородцев»5.

Так же Ю. М. Критский подробно анализирует и описывает  пути освоения Кенозерья и Лекшмозерья  по дорогам, рекам. Автор рассказывает о жизни людей, пришедших на Север, о их быте и работе. «В этот период сложились основные типы поселений — монашеское и мирское: «пустынь», «пустынька», «монастырек» и «промысловая заимка», становища охотников или рыболовов на реках и озерах»6.

3.2. Классификация  типов населений

Автор, работая  с архивными источниками и  уже написанными трудами по данной теме, разрабатывает классификацию типов поселений в Кенозерье и Лекшморезье с XIV века. «Все они определяются по источникам XVI-XVII вв. и нижеследующим наблюдениям: 1) прибрежные озерные селения; 2) селения озерных наволоков; 3) селения озерных перешейков; 4) полуостровные озерные селения; 5) островные озерные селения»7.

3.3. Челмогорская  пустынь

Отдельные страницы автор посвящает истории пустыней и монастырей, так как они играли важнейшее значение в освоении и  развитии Севера. Вокруг монастырей строились  деревни, развивались ремесло, торговля, крестьянство, монастыри были воплощением религии и культуры. Здесь автор пересказывает и анализирует жизнь Кирилла, основателя Челмогорской пустыни. «Каждое из направлений новгородской колонизации имело свои монастырские центры. Старейший из них располагается у Челмы-Горы и основан был Кириллом, постриженником новгородского Антониева монастыря. <...> В устье реки Челмы у Лекшмозера в 1316 г. преподобный Кирилл ставит «келию малу так же храм молитвенный аже есмь часовню»8.

«В конце XVII-XVIII вв. в монастыре построены Богоявленская и новая Успенская церкви»9.

3.4. Кенская  Пахомиева пустынь

Этот раздел посвящен рассказу об основании Кенской  Пахомиевой пустыни. «В серевных пределах региона центром монастырской колонизации  была Кенская Пахомиева пустынь. Ее основателем в конце XV в. был преподобный Пахомий, происходивший, вероятно, из пределов новгородских»10. Так как о самом Пахомие информации не сохранилось, автор уделяет большое внимание освоению монастырем северных земель.

3.5. Формирование  Кенозерья и Лекшмозерья как  этнокультурного региона

В этом разделе  автор анализирует уже сформировавшееся территориальное общество Кенозерья  и Лекшмозерья. Автор приводит сведения экономики региона: информация из писцовых книг, платежниц, размеры налогов и т. д. Рассказывает об размещении и организации сформировавшихся деревень региона, о перемещении населения внутри региона.

  • Кенозерье с древнейших времен до XVIII века. Выводы.

  1. Ландшафт Кенозерья и Лекшмозерья, сформировавшийся в мезолите в процессе отступления ледника и значительного потепления климата, повлиял на жизнь людей, в последствие заселивших этот регион. Широкая система озер сделала жителя Кенозерья рыбаком.
  2. Первые жители Кенозерья и Лекшмозерья, заселившие местность во II-I тыс. до н.э., - охотники и рыбаки беломорской и карельской культур.
  3. Славянские колонисты из Новгорода, Онеги и Ростова вытеснили с данных территорий финно-угорские племена, ассимилировали христианство и язычество, закрепились на данных территориях.
  4. Причинами славянской колонизации были стремление уйти от боярской неволи и монголо-татарского ига. Также причиной является и привычка колонистов к лесному и рыболовному промыслам.
  5. Главным воплощением культуры и религии региона были монастыри, игравшие огромную роль в жизни Кенозерья и Лекшмозерья.

  • 4. Кенозерье в середине XVIII - начале XX веках

4.1. Пространственная  организация поселений

В этом разделе  Ю. М. Критский рассказывает о размещение деревень по Кенозерью и Лекшмозерью  к XVIII веку, о внутренней организации деревень, значении часовен, церквей, кладбищ.

В 1764-65 гг. Кенский  и Челмогорский монастыри ликвидированы. «С завершением секуляризации образуется на месте бывших монастырей и пустыней несколько поселков. <...> К середине 1760-х гг. в регионе устанавливается относительная стабильность в количестве населения и в распределении его по волостям и деревням. <...> В течение всего XVIII в. в регионе происходил процесс, который можно назвать «всасыванием» деревень в сложившееся ядро территории. <...> Деревня не «растворяется» среди других, но приобретает до известной степени «замкнутый» характер. Эта замкнутость, помимо причин, связанных с бездорожьем, отдаленностью от центров, многочисленных реорганизаций края администрацией, объясняется устойчивостью структуры волости и самих деревень. К концу XVIII в. сложились и закрепились соотношения: уезд — волость/волостка — погост/село — деревня. <...> Погосты часто обращаются в поселения со сходными, сохранившимися от «монастырских» времен названиями»11.

«Но было и противоположное явление: какие-то из деревень «выбивались» из ядра территории в наиболее развитые селения. Как правило, это села с церковью, расположенные на водных и сухопутных дорогах, центры сельских обществ»12.

«Оформление часовни  как общественного центра деревни требовало изменения в организации и расположении крестьянского двора и составляющих его строений — жилых изб и хозяйственных помещений. В этом случае функции часовни — общественного центра — обычно ограничивались «причащением Святых тайн» у местных священников. Отпевание и погребение совершалось на погостах, в церковных описях XIX в., названных кладбищами. <...> Планировка прежних деревень обычно не знала свободных больших площадей между строениями. Теперь они появляются. Амбары и сараи, прежде находившиеся вне избы или вне двора, чаще располагаются как подсобные помещения в самом селении, «за пределами» которых остаются гумно и бани»13.

4.2. Священные  рощи и часовни

Этот раздел посвящен такому культурному явлению  описываемого региона, как часовни  и священные рощи. «Образ часовни связан с придорожным крестом, который иногда имел покрытие сверху. <...> Большинство придорожных часовен располагалось поблизости от леса»14.

«При христианизации края могли быть усвоены жителями поклонение священному дереву и священному колодцу. Путем сложной и многовековой эволюции в народном сознании кенозерцев получили священное значение береза, ель, сосна, лиственница, тополь, дуб. Непременный спутник священного дерева — вырытый возле него колодец»15.

4.3. Классификация  местоположения поселений

В этом разделе  автор классифицирует все населенные пункты Кенозерья и Лекшмозерья  по местоположению.

4.4. Промыслы  и ремесла

Этот раздел рассказывает о развитии промыслов  и ремесел на Севере. «Во всех волостях Кенозерья в конце XIX - начале XX вв. существовали развитые крестьянские промыслы. На промыслах «на дому» и «на отходе» было занято население в возрасте от 14 до 65 лет»16.

«Общим для  всех регионов края был рыболовный озерный промысел»17. Ю. М. Критский подробно описывает процесс рыболовства, виды рыб, которые ловились кенозерскими и лекшмозерскими рыбаками, количество улова. Описываемый край можно было назвать богатым рыбой, но с каждый столетием рыбные уловы уменьшались.

«Наряду с повсеместно  развитым рыболовством, были промыслы, свойственные каким-либо определенным волостям. В Кенозерской волости «лодки делают», в Кенорецкой - «выделка кирпичей», в Лекшмозерской - «дральщики бересты», «делают берды», смолокуры в Лядинской - «обжигают известь»18.

«Кузнечный  и мельничный промыслы, как правило, распространялись по жребию или назначались сельским сходом. Не считались кустарными промыслами работы по строительству дорог, мостов, переправ»19.

«К числу  традиционных промыслов Кенозерья  относился «промысле зверей и  птицы»20.

4.5. Сельские  общества

Этот раздел подробно сообщает, какие деревни  к каким сельским обществам относились, как организовывалось управление деревнями.

4.6. Кенозерье  в трудах русских ученых

В этом разделе  Ю. М. Критский подробно рассказывает об исследователях Кенозерья и Лекшмозерьяв в таких сферах, как география, устное народное творчество, зодчество, крестьянство, геология. «Научные исследования Кенозерья связаны с деятельностью собирателей фольклора — П. Н. Рыбникова (1831-1885) и А. Ф. Гильфердинга (1831-1872). <...> В 1870-1900 гг. несколько карельских сказителей былин выступали в Петербурге, исполняя былины и исторические песни в собраниях и частных домах. <...> Геология Кенозерья изучалась А. А. Иностранцевым, основателем школы карельских геологов. <...> Позднее в орбиту научных интересов русских ученых попадают памятники деревянного зодчества Кенозерья»21.

  • 5. Кенозерье в 1917-1930 годах

5.1. Вступление

Во вступлении автор рассказывает об источниках информации по истории Кенозерья в 1917-1930 годах. Среди них Государственный архив РФ, Государственный архив Архангельской области, Государственный архив Карелии.

5.2. Статистические  сборники. Ведомственные издания

В данном разделе  Ю. М. Критский указывает литературу, содержащую информацию о населении, экономическом состоянии Кенозерья и Лекшмозерья в 1917-1930 годы. «В 1918-начале 1930 гг. было издано несколько статистических обзоров Каргопольского уезда Вологодской (до 1919 г. - Олонецкой) губернии, включающих данные по населенным пунктам Кенозерья и Лекшмозерья. <...> Эти книги содержат данные о хозяйстве, транспортных путях, основных занятиях жителей, масштабных расстояниях к школам, почте, больницам. <...> В 1934 г. был издан справочник по внутренним водным путям»22.

Информация о работе Монография Ю. М. Критского «Кенозерье: история и культура»