Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 12:00, реферат
Задаваясь вопросом, какую монографию изучить, я решила, что мне интересны не исторические события, происходившие в прошлом, не определенные периоды истории Севера, а изучение истории отдельных областей Архангельского края за всю их историю. Поэтому мой выбор пал на монографию Ю. М. Критского «Кенозерье: история и культура», изданную в Архангельске в 2005 году.
План реферата
Задаваясь вопросом, какую монографию изучить, я решила, что мне интересны не исторические события, происходившие в прошлом, не определенные периоды истории Севера, а изучение истории отдельных областей Архангельского края за всю их историю. Поэтому мой выбор пал на монографию Ю. М. Критского «Кенозерье: история и культура», изданную в Архангельске в 2005 году.
Вся монография разбита на главы, а главы — на разделы, о каждом из которых я расскажу ниже. Также книга содержит две вступительных статьи Кольцовой Т.М., Шатковской Е.Ф. и Матонина В.Н., краткие исторические сведения о населенных пунктах, расположенных на территории Кенозерского национального парка, составленные автором книги, исследование Матонина В.Н. «Кенозерцы о Кенозерье», аннотированную библиографию, составленную Критским Ю.М., Матониным В.Н., Ивановой А.В., Мироненко М.Л., фотографии Кенозерского края. Со всем этим дополнительным материалом можно ознакомиться самостоятельно, взяв книгу, например, в Архангельской областной научной библиотеке им. Н.А. Добролюбова.
В предисловии Юрий Михайлович Критский доказывает актуальность своей монографии, кратко рассказывает ее содержание.
«В разделе «Кенозерье с древнейших времен до XIV века» прослеживаются основные этапы освоения Кенозерья. Предмет и объект исследования — эпоха северного неолита и раннего металла (III-I тыс. до н.э.), взаимодействие племен каргопольской культуры с племенами беломорской и карельской культур, а также с культурой племен верхнего течения реки Оки, появление русского населения (в XI-XIII вв.), период раннего средневековья.
Рассказ о Кенозерье в XIV-середине XVIII вв. посвящен крестьянской и монастырской колонизации течения реки Онеги и ее притоков — Кены и Моши, основанию трех крупных монастырей, хозяйство и культура которых создавались крестьянским населением Каргополья и его отдельных регионов: Прионежья (Александро-Ошевенский монастырь, XIV в.), Кенозерья (Кенская Пахлмиева пустынь, XV в.), Лекшмозерья (Кирилло-Челмогорский монастырь, XIV в.). В районах, прилегающих к монастырским владениям, появляются поселения, в XVII в. завершается формирование основного ядра территории Кенозерья, а в 1762-1765 гг. пустыни и монастыри упраздняются.
В главе «Кенозерье в середине XVIII-XIX вв.» говорится об особенностях хозяйственного и культурного развития региона. Речь идет о сохранении древних промысловых приемов и фольклорных традиций, важнейших сухопутных и водных путях, особенностях расположения и планировки селений, о волостях и сельских обществах, о миграции населения на Север, о крестьянских промыслах, о начале научного изучения Кенозерья в XIX-начале XX вв.»1
Так же Ю. М. Критский придает внимание истории и культуре Кенозерья и Лекшмозерья в период с 1917 года и до наших дней, что делается впервые за все время изучения Кенозерья и Лекшмозерья.
2.1. Своеобразие ландшафта и природы
Здесь автор рассказывает о формировании ландшафта, флоры и фауны описываемого региона. «В центре Кенозерья — система озер и островов, сформировавшихся в процессе отступления ледника и значительного потепления климата на севере Восточной Европы»2. Современная флора и фауна Кенозерья и Лекшмозерья сформировались во время мезолита (X-V тыс. до н.э.)
2.2. Археологические исследования
В разделе «Археологические исследования» рассказывается об изучении постепенного заселения описываемого региона. «Обобщение результатов археологических исследований Кенозерья эпохи северного неолита позволяет определить основные пути движения неолитических племен в сторону Кенозера во II-I тыс. до н.э.<...> Кенозерье стало местом, где расселялись охотничьи и рыболовные племена, связанные через реку Онегу с племенами беломорской культуры и через Онежское озеро — с племенами карельской культуры»3.
2.3. Славянское
население в Кенозерье и
В этом разделе
говорится о заселении
«Первоначальный поток славянских колонистов направляется туда со стороны Новгорода. Один путь, по которому двигались славяне, шел по Водле, Кенозеру, Кене, верхней Онеге, Емце; другой — по Вытегре, Вожеозеру, Лачеозеру, верхней Онеге; третий — по северному побережью Онежского озера, Выгу, Выгоозеру, Белому морю, Двине. Здесь новгородцы встретились с колонизационным потоком других групп славянства, исходящим из Ростова, Суздальской Руси и прилегающих к ней земель. Этот второй поток поначалу был гораздо менее интенсивен, но со временем поставил преграду новгородскому проникновению4.
3.1. Освоение
Севера новгородцами и «
В этом разделе автор рассказывает о причинах колонизации Севера новгородцами и «низовиками». «Освоение северных земель объясняется стремлением русских людей уйти из мест, захваченных монголо-татарами, бегством от боярской неволи, рассказами бывалых людей о свободных землях к востоку от Новгорода. Новгородского жителя, уроженца северо-запада, влекло к лесу, реке и озеру. <...> Привычка к лесному и рыболовному промыслу во многом определяла выбор новых мест при организации постоянных поселений. Кенозерье и Лекшмозерье с их озерными, речными и лесными богатствами не могли не привлечь внимание новгородцев»5.
Так же Ю. М. Критский подробно анализирует и описывает пути освоения Кенозерья и Лекшмозерья по дорогам, рекам. Автор рассказывает о жизни людей, пришедших на Север, о их быте и работе. «В этот период сложились основные типы поселений — монашеское и мирское: «пустынь», «пустынька», «монастырек» и «промысловая заимка», становища охотников или рыболовов на реках и озерах»6.
3.2. Классификация типов населений
Автор, работая с архивными источниками и уже написанными трудами по данной теме, разрабатывает классификацию типов поселений в Кенозерье и Лекшморезье с XIV века. «Все они определяются по источникам XVI-XVII вв. и нижеследующим наблюдениям: 1) прибрежные озерные селения; 2) селения озерных наволоков; 3) селения озерных перешейков; 4) полуостровные озерные селения; 5) островные озерные селения»7.
3.3. Челмогорская пустынь
Отдельные страницы
автор посвящает истории
«В конце XVII-XVIII вв. в монастыре построены Богоявленская и новая Успенская церкви»9.
3.4. Кенская Пахомиева пустынь
Этот раздел посвящен рассказу об основании Кенской Пахомиевой пустыни. «В серевных пределах региона центром монастырской колонизации была Кенская Пахомиева пустынь. Ее основателем в конце XV в. был преподобный Пахомий, происходивший, вероятно, из пределов новгородских»10. Так как о самом Пахомие информации не сохранилось, автор уделяет большое внимание освоению монастырем северных земель.
3.5. Формирование Кенозерья и Лекшмозерья как этнокультурного региона
В этом разделе
автор анализирует уже
4.1. Пространственная организация поселений
В этом разделе Ю. М. Критский рассказывает о размещение деревень по Кенозерью и Лекшмозерью к XVIII веку, о внутренней организации деревень, значении часовен, церквей, кладбищ.
В 1764-65 гг. Кенский
и Челмогорский монастыри ликвидированы.
«С завершением секуляризации
«Но было и противоположное явление: какие-то из деревень «выбивались» из ядра территории в наиболее развитые селения. Как правило, это села с церковью, расположенные на водных и сухопутных дорогах, центры сельских обществ»12.
«Оформление часовни как общественного центра деревни требовало изменения в организации и расположении крестьянского двора и составляющих его строений — жилых изб и хозяйственных помещений. В этом случае функции часовни — общественного центра — обычно ограничивались «причащением Святых тайн» у местных священников. Отпевание и погребение совершалось на погостах, в церковных описях XIX в., названных кладбищами. <...> Планировка прежних деревень обычно не знала свободных больших площадей между строениями. Теперь они появляются. Амбары и сараи, прежде находившиеся вне избы или вне двора, чаще располагаются как подсобные помещения в самом селении, «за пределами» которых остаются гумно и бани»13.
4.2. Священные рощи и часовни
Этот раздел посвящен такому культурному явлению описываемого региона, как часовни и священные рощи. «Образ часовни связан с придорожным крестом, который иногда имел покрытие сверху. <...> Большинство придорожных часовен располагалось поблизости от леса»14.
«При христианизации края могли быть усвоены жителями поклонение священному дереву и священному колодцу. Путем сложной и многовековой эволюции в народном сознании кенозерцев получили священное значение береза, ель, сосна, лиственница, тополь, дуб. Непременный спутник священного дерева — вырытый возле него колодец»15.
4.3. Классификация местоположения поселений
В этом разделе автор классифицирует все населенные пункты Кенозерья и Лекшмозерья по местоположению.
4.4. Промыслы и ремесла
Этот раздел рассказывает о развитии промыслов и ремесел на Севере. «Во всех волостях Кенозерья в конце XIX - начале XX вв. существовали развитые крестьянские промыслы. На промыслах «на дому» и «на отходе» было занято население в возрасте от 14 до 65 лет»16.
«Общим для всех регионов края был рыболовный озерный промысел»17. Ю. М. Критский подробно описывает процесс рыболовства, виды рыб, которые ловились кенозерскими и лекшмозерскими рыбаками, количество улова. Описываемый край можно было назвать богатым рыбой, но с каждый столетием рыбные уловы уменьшались.
«Наряду с повсеместно развитым рыболовством, были промыслы, свойственные каким-либо определенным волостям. В Кенозерской волости «лодки делают», в Кенорецкой - «выделка кирпичей», в Лекшмозерской - «дральщики бересты», «делают берды», смолокуры в Лядинской - «обжигают известь»18.
«Кузнечный и мельничный промыслы, как правило, распространялись по жребию или назначались сельским сходом. Не считались кустарными промыслами работы по строительству дорог, мостов, переправ»19.
«К числу традиционных промыслов Кенозерья относился «промысле зверей и птицы»20.
4.5. Сельские общества
Этот раздел подробно сообщает, какие деревни к каким сельским обществам относились, как организовывалось управление деревнями.
4.6. Кенозерье в трудах русских ученых
В этом разделе Ю. М. Критский подробно рассказывает об исследователях Кенозерья и Лекшмозерьяв в таких сферах, как география, устное народное творчество, зодчество, крестьянство, геология. «Научные исследования Кенозерья связаны с деятельностью собирателей фольклора — П. Н. Рыбникова (1831-1885) и А. Ф. Гильфердинга (1831-1872). <...> В 1870-1900 гг. несколько карельских сказителей былин выступали в Петербурге, исполняя былины и исторические песни в собраниях и частных домах. <...> Геология Кенозерья изучалась А. А. Иностранцевым, основателем школы карельских геологов. <...> Позднее в орбиту научных интересов русских ученых попадают памятники деревянного зодчества Кенозерья»21.
5.1. Вступление
Во вступлении
автор рассказывает об источниках информации
по истории Кенозерья в 1917-1930 годах.
Среди них Государственный архи
5.2. Статистические сборники. Ведомственные издания
В данном разделе
Ю. М. Критский указывает литературу,
содержащую информацию о населении,
экономическом состоянии Кенозе
Информация о работе Монография Ю. М. Критского «Кенозерье: история и культура»