Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 11:28, реферат
Первая половина XVI века было время образования и укрепления Русского централизованного государства. Политическое развитие России отмечено противоречиями. Объединение русских земель в рамках единого государства не привело к немедленному исчезновению пережитков феодальной раздробленности. Между тем потребности политической централизации требовали преобразований. Благодаря своему возросшему военному могуществу Россия смогла решать крупные внешнеполитические задачи. Она перестроила на новых началах отношения с восточными и западными соседями. Но страна все еще не располагала морскими гаванями, через которые она могла бы установить экономические связи с развитыми странами Запада. Вопрос о завоевании выхода к морю был очень важен.
Введение.
Начало правления Ивана IV.
Внутренняя политика Ивана Грозного.
Реформа государственного управления.
Реформа местного самоуправления.
Правовая реформа.
Церковная реформа.
Военная реформа.
Налоговая реформа.
Внешняя политика Ивана IV.
Восточное направление внешней политики Ивана Грозного.
Южное направление внешней политики Ивана IV.
Западное направление внешней политики Ивана Грозного.
Опричнина.
Заключение.
Список литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Кафедра музеологии и истории культуры
Московское царство в годы правления Ивана IV
Владимир 2014
План
Первая половина XVI века было время образования и укрепления Русского централизованного государства. Политическое развитие России отмечено противоречиями. Объединение русских земель в рамках единого государства не привело к немедленному исчезновению пережитков феодальной раздробленности. Между тем потребности политической централизации требовали преобразований. Благодаря своему возросшему военному могуществу Россия смогла решать крупные внешнеполитические задачи. Она перестроила на новых началах отношения с восточными и западными соседями. Но страна все еще не располагала морскими гаванями, через которые она могла бы установить экономические связи с развитыми странами Запада. Вопрос о завоевании выхода к морю был очень важен.
Это время сформировало личность Ивана IV и испытало на себе ее воздействие. В русской истории вряд ли найдется другой исторический деятель, который получил бы столь противоречивую оценку своей деятельности у потомков.
Иван IV, родившийся в 1530 году, был наследником скончавшегося в 1533 г. Василия III. Он родился от второго брака великого князя с Еленой Глинской. Фактически за ребенка правила мать совместно со своим фаворитом князем Овчиной-Оболенским. Короткое правление Елены Глинской ознаменовано борьбой с многочисленными заговорщиками и мятежниками, реформаторской деятельностью. Проведенная денежная реформа унифицировала систему денежного обращения. По всей стране были введены единые денежные знаки — копейки, определен стандарт веса монет. Унифицированы были также меры веса и длины. Началась реформа местного управления. С целью ограничения власти наместников в стране вводился институт губных старост. Эту выборную должность мог занимать только дворянин. В помощь ему избирались представители из верхних слоев городского и сельского населения. Такие люди получали право занимать должность земского старосты.
В 1538 г. Елена Глинская скончалась. «Следующие несколько лет прошли в борьбе за власть боярских группировок Шуйских и Бельских. Ни те, ни другие совсем не считались с осиротевшим княжичем. Разыгрывавшиеся на глазах ребенка сцены интриг и кровавого насилия оставили глубокий и болезненный след в душе будущего царя. Когда мальчику было 13 лет, к власти пришли Глинские — родственники Ивана со стороны матери» [2, с. 107]. Таким образом, первыми политическими впечатлениями Ивана IV стали сцены боярского своеволия и насилия, среди которых он рос. «Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называется страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которую, чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон». [3, с. 96]
В январе 1547 г. Иван Васильевич принял царский титул. Политический смысл этого события заключался в укреплении власти московского государя, его авторитет исключал с этого момента любые притязания на верховную власть потомков аристократических родов. Новый титул уравнивал главу Русского государства с ханами Золотой Орды и императорами Византии. Вслед за венчанием на царство в жизни юного монарха произошло еще одно важное событие — женитьба. Выбор Ивана пал на Анастасию, происходившую из старинной семьи Захарьиных-Юрьевых. В соответствии с правовыми нормами того времени брак делал молодого царя совершеннолетним и правомочным правителем.
26 июня 1547 г. в Москве началось восстание. Поводом к выступлению послужили страшные пожары, уничтожившие практически всю деревянную Москву. Проник огонь и в Кремль. Огненная стихия унесла жизни 1700 москвичей. Прекратился подвоз продовольствия. Вину за случившееся народ возложил на Глинских. Вооруженные горожане ворвались в Кремль и потребовали им выдать Глинских на расправу. Горожане разгромили дворы Глинских и убили царского дядю Юрия. Царь Иван Васильевич уехал с молодой женой в подмосковное село Воробьево. Туда и явились вооруженные копьями и щитами участники восстания. Люди требовали выдачи царских родственников. С большим трудом Иван убедил собравшихся, что Глинских в его резиденции нет. «Московские события показали царю Ивану поразительное несоответствие между его представлениями о своих возможностях и подлинным положением дел. С одной стороны, царю внушали, что власть его самодержавна и идет от бога. С другой стороны, первые же шаги самостоятельного правления поставили его лицом к лицу с бунтующим народом, поднявшим руку на царскую семью. Не раз безнаказанно посягавший на чужую жизнь Иван впервые должен был всерьез задуматься о собственном спасении и спасении близких людей.»[4, с. 29]
В начальный период царствования Ивана IV прошли многочисленные реформы центрального и местного управления. В самом конце 1540-х гг. вокруг молодого царя сформировался круг приближенных, получивший название правительства Избранной рады. Фактическим руководителем его стал незнатный по происхождению дворянин А.Ф. Адашев. Избранная рада осуществила ряд важных преобразований в жизни страны, направленных на укрепление централизованного государства.
В 1549 г. был созван первый Земский собор, положивший начало сословно-представительной монархии. Земскими соборами стали называться периодически собираемые царем совещания для решения и обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. В состав Земских соборов входили обычно Освященный собор, Боярская дума, а также представители сословий по приглашению или по назначению властей. Как правило, представители основной массы населения – крестьян – отсутствовали. Земский собор 1549 г. рассматривал проблемы отмены «кормлений» и пресечения злоупотреблений наместников, поэтому он получил название Собора примирения.
В этот период произошли глубокие изменения в системе государственного аппарата. Правительство Избранной рады начало формирование отраслевых органов управления. Они представляли собой отдаленные прообразы современных министерств и назывались приказами, а их служащие — дьяками и подьячими. Одну группу составляли учреждения с функциональными по преимуществу прерогативами в масштабах государства. Так упоминавшийся Посольский приказ ведал дипломатическими отношениями. Поместный — учетом земель, контролем над их оборотом, обеспечением поместьями служилых дворян, составлением исходной базы для государева фиска. В Разрядном приказе были сосредоточены функции по организации военного дела и воинской службы благородных сословий. Аналогичные задачи в отношении служилых людей по прибору исполняли возникшие немного позже Пушкарский и Стрелецкий приказы. Несколько приказов заведовали сбором прямых и косвенных налогов (Казна, приказ Большого прихода) и др. Сыском и судом по делам высшей уголовной юрисдикции ведал Разбойный приказ (он был верхней инстанцией для всех местных судов). В Холопьем приказе велся учет и осуществлялся контроль над всеми сделками с холопами. Поместный наделял землями служилых людей. Ямской занимался почтовой службой (от татарского слова ям — почта). Челобитный приказ, которым ведал Алексей Адашев, разбирал жалобы, поданные царю, и докладывал все дела самому Ивану IV. Все приказы строго подчинялись воле монарха.
Приказы другого вида надзирали в административно-управленческом и судебном планах над определенными территориями и отдельными разрядами населения. Такими были, по ряду функций, Большой и областной дворцы. В них и боярских судебных комиссиях судились обычно служилые люди по отечеству. Немногим позднее известны так называемые судные приказы — в них вершился сословный дворянский суд. Тяглое население (городское и сельское) ведалось в особых учреждениях (впоследствии именовались приказами-четвертями): они, в частности, были высшей судебной инстанцией по гражданским и иным делам для земских судов. В столице тяглецы посадов и сотен управлялись и судились Земским приказом.
3.2. Реформа местного самоуправления.
В 1550-х гг. была реорганизована и система местного управления. В результате начатой еще в 1530-е гг. губной реформы в ведение избираемых дворянами губных старостах были переданы дела по наиболее опасным уголовным преступлениям, чем ограничивалась юрисдикция наместников. После 1556 г. губные старосты стали главами уездных администраций. Земская реформа, проведенная лишь в некоторых уездах и городах, привела к появлению выборных земских старост, которые стали ведать судом и сбором податей. Центральной реформой стала отмена кормлений в 1556 г. и создание взамен их принципиально новых органов местной власти. Кормление — система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения. Возникающие органы власти кардинально отличались от прежних по способу комплектования: они были выборными, а не назначаемыми из центра; соблюдался принцип представительства от локальных сословных групп. В уездах с развитым феодальным землевладением во главе таких институтов стояли выборные головы или старосты из местных и, как правило, отставленных от службы детей боярских. Новые институты власти на местах получили функции административного управления и суда. Первое включало все подлежащие регулированию стороны жизни, но прежде всего — раскладку, сбор и отправку в столицу налоговых сумм. Они же отвечали за исправное отбывание государевых повинностей. Новые органы осуществляли реализацию поступивших из центра распоряжений. В сфере суда они обладали заметно меньшими прерогативами. Хотя судейским, губным и земским старостам были подведомственны в первой инстанции некоторые уголовные дела высшей юрисдикции, они подлежали контролю столичных инстанций.
3.3. Правовая реформа.
Первый Земский собор сыграл определяющую роль в составлении нового Судебника Русского государства. Сама структура этого документа говорит о быстрых темпах развития государственной и правовой системы в ХV — XVI вв.. Статьи Судебника 1550 г. более четко отделены одна от другой, чем статьи Судебника 1497 г. К первым статьям предыдущего Судебника были добавлены правовые нормы, определяющие наказания должностных лиц за неправедный суд и взяточничество. Судебник 1550 г. исключал всякое применение обычного права и объявлял закон единственным источником права. Впервые был определен порядок издания и опубликования законов. В Судебнике конкретизирован порядок отправления правосудия, впервые установлена ответственность судей за вынесение неправильного решения. Ограничивалась судебная юрисдикция церкви: монастырской подсудности подлежали только нищие, которые питаются от церкви божьей. Усиливалась роль центральных судебных органов. Предусматривался территориальный характер суда "по приказам". Возрастало значение великокняжеского суда, усиливался контроль центральных судебных органов за нижестоящими органами. Теперь возвратившегося из любого плена холопа объявляли свободным. Здесь было подтверждено право крестьянского перехода в Юрьев день (за неделю до и после Юрьева дня — 24 ноября). Судебник 1550 г. ввел существенное ограничение по порабощению детей холопов. Ребенок, рожденный до того, как его родители оказались в холопстве, признавался свободным.
Судебник 1550 г. закрепил сословный принцип наказаний, расширил круг субъектов преступления (в него включены холопы). С царского Судебника в русском праве закрепилось карательное значение тюрьмы. Все более утверждались болезненные, в том числе членовредительные наказания (урезание языка, ушей, клеймение). Кроме устрашения эти виды наказаний выполняли функцию "обозначения" преступника.
3.4. Церковная реформа.
Большую роль в укреплении русской государственности сыграл выдающийся церковный деятель Макарий, бывший в 1542 — 1563 гг. русским митрополитом. В 1540-е гг. Макарий созывал церковные соборы, на которых решались вопросы по канонизации русских святых. «Собранный им духовный собор канонизировал несколько десятков местных угодников, объявленных «новыми чудотворцами». Русская церковь обрела больше святых, чем имела за пять веков своего существования. Церковная реформа призвана была возвеличить значение национальной церкви». [4, с. 32] В феврале 1551 г. под руководством Макария был созван собор, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были изложены в 100 главах. Собор обсуждал широкий круг вопросов: церковную дисциплину и нравственность монахов, просвещение и духовное образование, внешний вид и нормы поведения христианина.
Прежде всего, Иван IV настаивал на укреплении в церкви порядка и дисциплины. Он попытался провести закон о конфискации земельных владений церкви. «В основном предложения монарха были поддержаны, но все церковники во главе с митрополитом Макарием воспротивились конфискации земель. Однако кое-чего царь добился: церкви было запрещено приобретать новые земли без доклада царю, а все земли, перешедшие в пользу церкви в период боярского правления, возвращались государству» [1, с. 188]. Также большое значение имела унификация обрядов Русской православной церкви.
3.5. Военная реформа.
В 1556 г. принято "Уложение о службе", устанавливающее единый порядок организации военных сил. Теперь с определенного количества земли (100 четвертей) должен был выставляться вооруженный воин на коне. Если землевладелец приводил больше людей, чем имел земли, то он вознаграждался за счет "кормленичьего окупа", если меньше, - то платил штраф. Военная реформа уравняла "в службе" боярскую вотчину и поместье, увеличила численность вооруженных сил, повысила их боеспособность. Кроме того, она несколько упорядочила отношения между служилыми людьми, которые теперь делились на две основные группы: служилые "по отечеству" (т.е. по наследству - бояре и дворяне) и "по прибору" (т.е. по набору - стрельцы, пушкари, городовые казаки, набиравшиеся за денежное жалованье). Следует отметить и ограничение местничества в военной сфере, например, запрет в период военных действий вести местнические споры, утверждение принципа единоначалия, исключение новиков из местнических счетов. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. Стрельцами стали называть пехотинцев, вооруженных огнестрельным оружием. Усилена была и артиллерия. Из общей массы служилых людей формировалась «избранная тысяча»: в нее входили лучшие, наделенные подмосковными землями дворяне.
Информация о работе Московское царство в годы правления Ивана IV