Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 17:54, реферат
Актуальность, выбранной мною темы доказывает то, что данная концепция многими историками, культурологами и политическими деятелями считается одной из самых знаковых и определяющих в истории российского государства. Идея «Москва- третий Рим» является смысловой основой мессианской концепции образования русского централизованного государства, в значительной степени определившей мессианское направление данного процесса и проблематику его развития.
Доктрина " Москва - Третий Рим " стала на Руси известной и общепризнанной при сыне Василия III Иване IV грозном, когда после 1547 г. Московское великое княжество стало царством. Она сыграла огромную роль в развитии русского имперского самосознания, возвышении русского централизованного государства.
Сформировавшись поначалу как идея о богоизбранности Руси – преемницы Византии, затем она стала идеологической теорией образования государства Руси и ее возвышения. Она обосновывала статус московского царства, как единственно истинного христианского государства, в жизни которого в полной мере должны были воплотиться каноны православной веры.
Московская Русь неимоверным напряжением сил в борьбе с ордынским нашествием создала устойчивую систему противостояния внешним силам. И по мере ослабления империи чингизидов и ее порождений не только свергла ордынское иго, но и заняла ее место на обширных пространствах Евразии. Она стала ощущать себя третьим Римом, который не может развиваться и процветать без сильной государственности. При ее ослаблении наступали смута, развал, хаос, угрожающие гибелью стране.
Теократические тенденции средневекового российского государства выразились в обожествлении царской власти. Именно в этот период впервые на Руси совершается обряд помазания царя на царство. Власть государя приобретает сакральный характер. Политическое правление мыслится как служение высшим целям, «как милость бога по отношению к слабым людям, по своим грехам и преступлениям не могущим нести на себе безгосударственные формы жизни»6. В подтверждение высокого статуса государственной власти великий князь меняет титул и становится царем. Это начинает означать, что он, имеющий божественное предназначение, уже не первый среди равных, а единственный, самодержец. Производный характер слова царь от латинского цезарь (кесарь) придавал авторитет новому государственному строю, подчеркивал преемственность и однопорядковость царской власти московского князя и власти императоров Рима и Византии. К этому же времени относятся легенды о якобы имевшем место в действительности факте передачи императором Византии Владимиру Мономаху царского венца и регалий и о дальнейшем их переходе в руки великих московских князей. И это подчеркивало непрерывность и наследственность самодержавной власти на Руси.
Идея «третьего Рима» нашла свое отражение не только в политической жизни Руси, но и в градостроительстве. Московские градостроители XVI-XVII веков активно внедряли в структуру Москвы элементы архитектуры, присущие Константинополю и Риму. В Москву активно привлекались иностранные специалисты – строители и иконописцы.
Таким образом, можно сделать вывод, что появление и внедрение общественно-политической доктрины «Москва - третий Рим» оказало огромное влияние на становление государственности и власти Руси. Однако было бы неправильно утверждать, что сейчас известная доктрина полностью забыта. Идеи старца Филофея до сих пор влияют на общественную, церковную и политическую жизнь России.
Основной вывод по обзорам всех глав: Москва- третий Рим- это политическая теория, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы русского государства — Москвы как политического и церковного центра. Теория была изложена в характерной для средневекового мышления религиозной форме и утверждала, что исторической преемницей римской и византийской империй, павших, по мнению теоретиков, из-за уклонения от «истинной веры», является московская Русь — «третий Рим» (два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти). Начав складываться в середине 15 века, теория «Москва — третий Рим» была сформулирована в начале 16 века в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу.
Теория была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татарского ига и утверждения независимости русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить свое влияние на русские земли. В 16—17 веках в славянских странах балканского полуострова теория «Москва — третий Рим» служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнетом. Вместе с тем теория содержала и негативные черты — богоизбранности и национальной исключительности великорусов.
http://lectures.edu.ru/
http://az.lib.ru/s/solowxew_
http://zhurnal.lib.ru/r/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
1 Лурье С.В. Историческая этнология, 1998, С. 220-224
2 Там же, С.230
3 В. С. Соловьев Византизм и Россия .2001, С. 160
4 Розанов В.В. В темных религиозных лучах.1994, С. 8 – 9.
5 Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. 2003. С. 379.
6 Карпец В.И. Некоторые черты государственности и государственной идеологии Московской Руси. Идея верховной власти .1985. С.5.