Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:03, реферат
В экономическом плане годы перестройки представляются катастрофическими. Ситуация в народном хозяйстве не перестала ухудшаться. Уровень жизни стремительно упал, делая рассуждения об экономической реформе все менее заслуживающими доверия. Заметно стало сокращаться сельскохозяйственное производство, что немедленно сказалось на продовольственном снабжении. Показатели прироста промышленного производства отметили сокращения. Усилились инфляционные тенденции в связи с очень большим бюджетным дефицитом, происходило падение курса рубля.
1. Экономические реформы второй половины 1980-х гг. ……………..................3
2. Политико–идеологическая демократизация: содержание и основные этапы...7
3. Внешняя политика: доктрина «нового мышления» ………………….…….....12
4. Крах политики «перестройки» и распад СССР ……………..………………...23
5. Заключение ………………………………………………………………………30
6. Список используемой литературы …………………………………………......34
На той же конференции Горбачев объявил о намерении вывести часть советских войск из ГДР, Чехословакии, Польши и Венгрии к началу 90-х годов. Это заявление, а также надежда на то, что Советы не решатся на военное вмешательство, вселили в восточноевропейскую оппозицию решимость взять власть. В течение 1989–1990 гг. по странам Восточной Европы прокатились «бархатные революции» в ходе массовых антикоммунистических выступлений пали просоветские режимы в Венгрии (октябрь 1989 г.), Чехословакии (ноябрь 1989 г.), начало набирать силу объединительное движение в Германии (ноябрь 1989 г. – разрушена Берлинская стена) и т.д.
Вопрос о Германии был ключевым. На переговорах о будущем Германии, в которых приняли участие представители Великобритании, Франции, СССР, США и двух немецких государств – ГДР и ФРГ, советская делегация не смогла отстоять целый ряд принципиальных положений, в том числе неучастие объединенной Германии в НАТО.
В ГДР к власти пришли христианские демократы под лозунгом объединения страны. Эти лозунги не поддерживало все население ГДР. В феврале 1989 г. на встрече с Г. Колем в Москве М. С. Горбачев предоставил ему право «взять в свои руки» дело объединения Германии.
Начало концу «холодной
войны» было положено встречей нового
президента США Дж. Буша и М. С. Горбачева
на Мальте в декабре 1989 г. Обсудив
важнейшие вопросы
Процесс углубления взаимоотношений с Западом шел параллельно с распадом ОВД и Совета Экономической Взаимопомощи. В июне 1990 г. Венгрия заявила о своем выходе из ОВД, за ней последовали остальные страны. Так перестали существовать военные и экономические организации бывших социалистических стран. До минимума были свернуты связи с Кубой и Северной Кореей, где сохранились коммунистические режимы.
1 июля 1990 г. вступил в силу договор о заключении экономического, социального и финансового союза между немецкими государствами. 12 сентября того же года в Москве министры иностранных дел ГДР, ФРГ, Великобритании, Франции, США и СССР, при участии Польши, поставили свои подписи под договором «Об окончательном урегулировании в отношении Германии». В соответствии с ним, страны – победительницы отказывались от своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом, объединенная Германия обретала полный суверенитет в своих внутренних и внешних делах. Советский Союз брал обязательства до конца 1994 г. вывести свои войска, расположенные в Восточной Германии, и урегулировать связанные с этим проблемы на двусторонней основе с правительством объединенной Германии. Договор подтверждал незыблемость послевоенных границ Германии, ограничивал численность бундесвера и гарантировал неразмещение иностранных войск и ядерного оружия на территории бывшей ГДР. В октябре состоялись торжества по поводу объединения Восточной и Западной Германии, а М. С. Горбачев был удостоен Нобелевской премии мира за 1990 г.
Вывод советских войск с территории бывших социалистических государств напоминал поспешную эвакуацию. Армейские соединения и объединения выводились в кратчайшее сроки на основе двусторонних соглашений с каждой из этих стран на фоне антисоветской истерии. При этом одни из них расформировывались, другие перебрасывались к совершенно необустроенным новым местам дислокации. Спешка порождала множество вопросов, связанных с социальной защитой военнослужащих и членов их семей.
Итоги внешнеполитической деятельности СССР
Внешнеполитическая
Смена внешнеполитического курса, произошедшая в течение нескольких лет, не была результатом деятельности только М. С. Горбачева. В конце мая 1989 г. на совещании в Министерстве иностранных дел был поставлен вопрос о новой роли советской дипломатии, куда были приглашены все послы и «дипломатическая элита». «Новое политическое мышление» как внешнеполитическая доктрина получило одобрение на партийных форумах и в советском обществе.
Сложный процесс поворота внешнеполитического курса практически на 180 градусов в отношении со странами Запада был обусловлен внешними и внутренними причинами. Истощение советской экономики в результате гонки вооружений, военное и экономическое давление со стороны Североатлантического блока во многом предопределяли необходимость реформ как внутри страны, так и во внешней деятельности. Снижение динамизма экономического развития, война в Афганистане, продолжение которой ставило под угрозу экономическую безопасность страны, превратились в узел проблем, решение которых в рамках старой идеологии было невозможно. Советский режим испытывал и острейший идеологический кризис. Традиционные марксистские догмы, теория «развитого социализма» перестали быть убедительными в международном коммунистическом движении и социалистической политической мысли. В странах социализма имел место глубочайший политический кризис, вызванный противоречиями теории и практики строительства социализма. Наиболее отчетливо он проявился в 80-х гг. в Польше. В этой самой большой после СССР социалистической стране Европы возникла рабочая оппозиция коммунистическому режиму. Решить проблему Польши в традициях так называемой «доктрины Брежнева», т.е. путем военного подавления оппозиции, было практически невозможно в условиях новой расстановки сил на международной арене.
Это обстоятельство было использовано администрацией США для сплочения западных и восточных стран в целях проведения активной антисоветской политики. К середине 80-х гг. 120 государств – членов ООН выступали на всех международных форумах с осуждением агрессивной политики СССР в Афганистане, в поддержку Польши, антисоветских сил в странах социалистического лагеря и в самом Советском Союзе.
Изменения внешнеполитического курса имели и негативные последствия. Так, СССР утратил экономическую и политическую самостоятельность, его влияние в целом мире ослабло.
Страна следовала в русле политики НАТО, что стало особенно очевидным во время ирако-кувейтской войны и военной операции США под названием «Буря в пустые» в январе 1991 г., когда СССР отказался от самостоятельной политики в Ираке. Поддержка операции «Буря в пустыне», вывод советских военных специалистов из Ирака и участие СССР в экономических санкциях против этой страны имели негативные последствия для советской экономики. СССР утратил статус одной из ведущих мировых держав.
Вместе с тем новая политика открыла возможности контактов и взаимодействия с самыми разнообразными силами современного мира – на Западе, Юге, Востоке.
4. Крах политики «перестройки» и распад СССР
К середине 80-х гг. возможность постепенного, безболезненного перехода к новой системе общественных отношений в России была безнадежно упущена. Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределялись права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов, параллельно этому сокращался поток нефтедолларов и рос внешний и внутренний долг государства.
В начале 80-х гг. все без исключения слои советского общества страдали от несвободы, испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы. Большинство рабочих и служащих необходимость перемен связывали с лучшей организацией и оплатой труда, более справедливым распределением общественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать подлинными хозяевами своей земли и своего труда. Однако, в конечном счете, совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Этими силами была советская номенклатура, тяготившаяся коммунистическими условностями и зависимостью личного благополучия от служебного положения.
Таким образом, к началу 80-х гг. советская тоталитарная система фактически лишается поддержки в обществе и перестает быть легитимной. Ее крах становится вопросом времени.
Смерть в ноябре 1982 г. Л.И. Брежнева и приход к власти более здравомыслящего политика Ю.В. Андропова пробудили в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Попытки Ю.В.Андропова придать эффективность бюрократической системе без структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба с отдельными пороками не вывели страну из кризисного состояния.
Избрание в марте 1985 г. М.С. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС вновь возродило надежду на возможности реальных перемен в жизни общества. Энергичные выступления нового Генерального секретаря показали его решимость приступить к обновлению страны. В условиях монопольного господства в обществе одной партии — КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата перемены не могли начаться «снизу», народ ждал изменений «сверху» и готов был их поддержать. Горбачев был убежден, что после реформы, проведенной «сверху», страна обретет второе дыхание. Ядром экономических преобразований стала концепция ускорения социально-экономического развития страны на основе использования новейших достижений научно-технического прогресса. Провозглашая курс на ускорение, М.С.Горбачев надеялся с минимальными затратами за счет «скрытых резервов» в короткий срок добиться подъема экономики. Однако все попытки в рамках старой системы провести преобразование экономики были обречены на провал. Первые три года перестройки, в течение которых были испробованы практически все известные методы ускорения развития общества, показали, что тоталитарная система не поддается реформированию. Неудачи первого этапа перестройки заставили искать новые пути. На фоне ухудшающейся с каждым днем экономической ситуации впервые был поставлен вопрос о политической реформе общества. Была провозглашена политика гласности — открытое обсуждение острых проблем экономики и политики на страницах средств массовой информации. После десятилетий запретов и искажений информации «для народа» на страницы печати были буквально выплеснуты все негативные факты и тенденции, накопившиеся за весь период развития социалистического общества. Эта лавина информации привела в шок значительную часть населения страны. Результатом политики гласности было пробуждение общественного сознания значительной части населения страны. Интерес людей к политике был настолько велик, что стал неотъемлемой частью жизни в тот период времени. За выступлениями делегатов XIX партконференции КПСС, проходившей летом 1988 г. и транслировавшейся по радио и телевидению, следила буквально вся страна. В повестку дня этой конференции был поставлен вопрос об изменении политической структуры общества. Политической целью перестройки была провозглашена передача власти от КПСС Советам. Однако преобладание на конференции консервативно настроенных сил («агрессивно-послушного большинства») и стремление сохранить контроль аппарата КПСС над развитием событий не позволили принять исторических решений, которые изменили бы судьбу страны. Вместо этого была предложена, а затем внесена в Конституцию новая громоздкая, недемократическая структура дублирующих друг друга высших органов государственной власти — Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. Выборы народных депутатов в марте 1989 г. проводились по новому избирательному закону, чем вызвали к жизни беспрецедентную активность избирателей. Благодаря этому в депутатском корпусе были представлены практически все группы и слои населения. Первый съезд стал действительно историческим событием, свидетельствующим о нарождающейся демократии, В адрес руководства страны впервые публично прозвучала острая и резкая критика, что само по себе было беспрецедентным явлением. На съезде был сформирован первый в истории страны профессионально работающий парламент — Верховный Совет СССР, председателем Президиума которого был избран М.С. Горбачев.
Нарастание социальной напряженности. После лета 1989 г. реформаторское руководство страны столкнулось с кризисом доверия. Непосредственной причиной падения авторитета власти стали пустые прилавки магазинов, рост преступности, политическая нестабильность. На многолюдных митингах выражалось открытое недовольство ходом перестройки, подвергались критике действия как самого М.С. Горбачева, так и правительства СССР, возглавляемого Н.И. Рыжковым. В стране происходила поляризация политических сил. Выделилась группа сторонников реформ, проводимых Горбачевым, и группа консервативно настроенных лидеров партноменклатуры, не хотевших никаких перемен в обществе. На повестку дня вновь был поставлен вопрос о власти. Созванный в марте 1990 г. внеочередной съезд народных депутатов СССР отменил шестую статью Конституции, законодательно закреплявшую монополию КПСС на власть в стране. Этот же съезд утвердил пост Президента СССР. М.С.Горбачев был выбран на съезде первым Президентом СССР.1990 год ознаменовался также односторонним решением некоторых союзных республик (в первую очередь прибалтийских) о самоопределении и создании независимых национальных государств. Попытки союзного центра экономическими мерами воздействовать на эти решения, в конечном счете, не имели успеха. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избрания в них своих президентов, введения новых названий. Республики стремились избавиться от диктата центра, объявив о своей независимости. Реальная опасность неуправляемого распада СССР, грозящая непредсказуемыми последствиями, заставляла центр и республики искать путь к компромиссам и соглашениям. Идея заключения нового союзного договора была выдвинута народными фронтами Прибалтики еще в 1988 г. Но до середины 1989 г. она не находила поддержки ни у политического руководства страны, ни у народных депутатов, еще не освободившихся от пережитков имперских настроений. В то время многим казалось, что договор — не главное. Окончательно центр «дозрел» до осознания важности Союзного договора лишь после того, как «парад суверенитетов» до неузнаваемости изменил Союз, когда центробежные тенденции набрали силу. Россия не могла оставаться в стороне от этого процесса.
Вопрос о российском суверенитете стал главным на первом съезде народных депутатов республики. 12 июня 1990 г., выражая волю своих избирателей, делегаты съезда с редким для этого съезда единодушием, большинством голосов приняли Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Ее принятие стало рубежом, как в развитии Российской Федерации, так и всего Советского Союза, который мог существовать только до тех пор, пока Россия служила объединяющим началом. Выбор российских депутатов во многом был определен поведением других союзных республик, уже провозгласивших свою независимость. В то же время многие из них были убеждены, что пример независимой демократической России будет способствовать победе демократических сил в других республиках. Согласно Декларации, государственный суверенитет распространялся на всю территорию республики. Органы власти РСФСР имели право решать все вопросы государственной и общественной жизни, за исключением тех. которые она добровольно передавала в ведение Союза ССР. Декларация подтвердила необходимость существенного расширения прав автономных республик, краев и областей. Формально Декларация лишь законодательно разграничивала полномочия центра и республики и в этом смысле не выходила за пределы союзной Конституции. Тем не менее, провозглашение государственной независимости Российской Федерацией означало на деле двоевластие в стране. Проголосовав за независимость, народные депутаты подтолкнули и без того сильные сепаратистские настроения на Украине и в Прибалтике. Объявление суверенитета России было продиктовано и экономическими причинами. Неспособность центра вывести страну из кризиса, затягивание им проведения радикальных экономических реформ подтолкнули Россию к этому шагу. Россия решила первой начать движение к рыночным отношениям, не дожидаясь, когда такое решение будет принято Верховным Советом СССР. Отвергнутая центральным руководством программа перехода к рынку («500 дней»), предложенная С. Шаталиным и Г.Явлинским, была взята российским руководством на вооружение.
Информация о работе М.С. Горбачев и политика «перестройки» в СССР