Мурад Аджи как историк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

На тюркском языке говорило и говорит очень много людей - миллиарды. От снежной Якутии до Центральной Европы, от Сибири до жаркой Индии. Даже в Африке есть поселения, где звучит тюркская речь.
Велик и необычаен тюркский мир. Самые многочисленные в нем - турки. Они живут в Турции, большой стране, известной во всех уголках мира. Известной своим народом, старинными обычаями, высокой и неповторимой культурой. О ней написаны тысячи книг и статей.

Файлы: 1 файл

Мурад аджи.docx

— 366.18 Кб (Скачать файл)

 

Вступление   

 На тюркском языке  говорило и говорит очень много  людей - миллиарды. От снежной  Якутии до Центральной Европы, от Сибири до жаркой Индии.  Даже в Африке есть поселения,  где звучит тюркская речь. 
    Велик и необычаен тюркский мир. Самые многочисленные в нем - турки. Они живут в Турции, большой стране, известной во всех уголках мира. Известной своим народом, старинными обычаями, высокой и неповторимой культурой. О ней написаны тысячи книг и статей. 
    А о тофаларах, которых всего несколько сот человек, наоборот, многого не расскажешь. Они малоизвестны. Обитают в глухой сибирской тайге, в двух-трех деревнях. Зато самый древний и самый чистый тюркский язык, возможно, сохранили именно тофалары. Их жизнь веками протекала почти без общения с другими народами. Ничто не засоряло их речь. 
    Действительно, велик тюркский мир... И очень загадочен... Он, как бриллиант, каждая грань которого - народ. Азербайджанцы, алтайцы, балкарцы, башкиры, гагаузы, казахи, караимы, карачаевцы, киргизы, крымские татары, кумыки, татары, тувинцы, туркмены, уйгуры, узбеки, хакасы, чуваши, шорцы, якуты - всех сразу и не вспомнить. 
Десятки народов объединяет тюркский мир, народов родственных и все же особенных. Их речь неповторима, она с особым оттенком звуков и смыслов. Порой одно и то же слово у разных народов имеет совершенно другой смысл. И это нормально! Потому что в этом безграничность тюркского языка, его удивляющая простота и древность.  
    Но так было не всегда. Когда-то в давние времена тюрки говорили на одном языке, понятном всем. Примерно две тысячи лет назад началось деление их речи на наречия (диалекты), понятные лишь своим. Однако общий язык долго не забывался. На нем по-прежнему общались на базарах и ярмарках, куда съезжались купцы из дальнего далека.  
Этот общий язык дал начало литературному языку. Поэты и сказители в своих произведениях оттачивали каждое слово, чтобы потом услаждать весь тюркский мир. А еще на общем языке говорили государственные чиновники, собирая войска или принимая подати… Целые государства тогда говорили и писали по-тюркски! 
    Что, именно язык отличает один тюркский народ от другого? Не в многообразии ли языков секрет того бриллианта, который зовется "тюркский мир"? 
Увы. Всё куда сложнее.  
    Оказывается, на планете есть народы, которые теперь даже не знают, что они тюрки. И не догадываются об этом... Враги когда-то поработили их и под страхом смерти запретили говорить на родном языке. Вот люди и забыли его. А с ним - забыли предков и все, что было прежде… Они стали беспамятными народами, живут, не ведая о себе, о своем истинном прошлом. 
К сожалению, в истории планеты бывало и такое.  
Они, эти люди, конечно, лицами по-прежнему похожи на своих предков (по-другому и быть не могло). Именно таковыми стали австрийцы и баварцы, болгары и боснийцы, венгры и литовцы, поляки и саксонцы, сербы и украинцы, чехи и хорваты, бургунды и каталонцы... Едва ли не все они голубоглазые, светловолосые (как древние тюрки!) и - ничего не помнящие. Просто поразительно.  
    Немало тюрков, забывших родство, есть среди американцев, англичан, армян, грузин, испанцев, итальянцев. И особенно - среди иранцев, русских и французов. Они тоже прекрасно сохранили внешность древних тюрков и тоже всё напрочь забыли…  
Грустная история. К сожалению, ее сделали именно такой - грустной, вернее недосказанной. 
Отдельно в ней стоят казаки - народ не народ, племя не племя. Не поймешь. Их истинную историю тоже скрывают, придумывая ей взамен небылицы. Вот и вышло, что казаки словно затерялись где-то на перекрестке времен: считают себя славянами, но еще не забыли родной тюркский язык. В иных казачьих станицах они по-прежнему говорят (гуторят или балакают) именно на нем. Правда, лукаво называя его не "родным", а своим "домашним" языком!   

 Я долго пытался  понять, почему же так малоизвестен  тюркский мир. Случайно ли это?.. Ни один язык не имеет столько  оттенков и наречий (диалектов), как тюркский: кровь у людей  одна, предки одни, история одна, а языки разные и сами народы  получились разные. Почему? 
    Ответ нашел именно в истории, в туманной глубине веков. Об этом и хочу рассказать. Книга "Кипчаки, или Древняя история тюрков" - начало рассказа. Ее продолжат две другие книги - "Огузы, или Средневековая история тюрков" и "Новая история тюрков". 

Что есть народ?

 

    На нашей планете живет  много разных народов. Сколько  точно? Неизвестно. По одним сведениям  четыре тысячи, по другим - вдвое  больше. Трудно сосчитать. Почти  невозможно. Потому что до сих  пор не установлено, что такое  "народ"? Кого можно так называть? Есть разные точки зрения. 
    Люди лишь на первый взгляд кажутся похожими, но на самом деле это далеко не так. Отличий среди них много, даже чисто внешних. В государствах Африки, например, преобладает чернокожее население, а в Китае - желтокожее, в странах Европы - белокожее.  
И все они - обитатели планеты, наши современники.  
Разумеется, люди различаются не только внешне, но и характером, и поведением, и своим отношением к жизни, к окружающим. Да, в чем-то народы бесспорно похожи друг на друга, а в чем-то не похожи вовсе.  
    Часто народом называют жителей той или иной страны. Скажем, в Азербайджане живет азербайджанский народ. А в Грузии - грузинский.  
    Значит, сколько стран, столько и народов? 
Отчасти - да. У людей здесь общая разговорная речь, всем нравятся одни и те же песни, танцы, праздники, наряды, еда. У них общая религия и история. А главное, что объединяет их, это чувство Родины. По нему судят и о человеке, и о народе. Родина у всех бывает только одна. 
Но в Баку живут и те, кто не знает азербайджанского языка или не считает его родным, кто не называет себя мусульманином. Вот и возникает вопрос, эти люди - азербайджанский народ? Конечно, азербайджанский. Таковы там русские, евреи, грузины.  
Народ - это не просто жители страны... Люди могут жить в одном городе, даже в одном дворе, но жить по разным обычаям.  
Тогда, может быть, обычаи, традиции создают народы? 
Тоже и да, и нет... Народ - не группа людей, собравшихся вместе. Нельзя кому-то собраться вместе и назвать себя "народом", не имея общей истории, вернее не имея общих предков.  
Становление народа - процесс очень долгий, вековой. Это настоящее историческое явление, зависящее от очень многих причин. Порой самых неожиданных. Народ, что и плод дерева, зреет положенное ему время. Как? Вот этого как раз никто и не знает. 
Еще в глубокой древности люди научились присматриваться друг к другу, наблюдать друг за другом. Постепенно у человечества накапливались знания о бытовых и культурных особенностях народов, об их взаимоотношениях и различиях. Эти знания много позже сложились в целую науку. Ее назвали этнографией, ("этнос" означает "народ", "племя"), то есть наукой о народах мира. 
Появление этнографии не случайно. Давно было замечено, что ссоры и войны внутри одной страны или между соседними странами возникают из-за разногласий. А разногласия порой начинаются с незнания обычаев и привычек соседей. Все люди очень болезненно переносят оскорбление своих традиций, мало кому такое по душе.  
Именно поэтому так важны знания по этнографии: они помогают сохранять мир на планете. В них основа дружбы! Иногда требуется всего лишь одно слово или добрый жест, чтобы сосед улыбнулся, понял тебя и протянул руку.  
А если один человек улыбнется другому, если поздравит его с праздником, то жизнь у них станет светлее. Вот для чего нужна этнография: она помогает людям правильно жить среди других людей. 
- Салам аллейкум, - скажет грузин азербайджанцу.  
- Гамарджоба, - ответит ему азербайджанец, показывая уважение грузинских обычаев.  
И Земля потеплеет от их добрых приветствий и улыбок.

Почему мы так  говорим?   

 И все-таки народы  мира в первую очередь конечно же отличает их речь. Язык и письменность - главное в жизни людей. Как скажешь, так тебя и поймут: слова передают мысли людей.  
    У каждого народа свой язык, своя речь, своя манера говорить и думать. И это тоже подмечает этнография. А о том, как появились языки, рассказывает легенда, ее сложили в глубокой древности, когда науки еще не было.  
    В давние-давние времена, утверждает легенда, люди говорили на одном языке. Друг друга понимали без переводчиков. Но однажды случился Великий потоп, от которого спаслись единицы. И, дабы не погибнуть от потопа вновь, люди начали в городе Вавилоне строить башню, чтобы по ней подняться на небеса. Это вызвало гнев богов и они разрушили башню. А чтобы люди не договорились о постройке новой, им смешали языки и рассеяли их по Земле. Каждый народ с тех пор знал только свою речь. Так якобы и появились народы. 
    Конечно, это - всего лишь легенда... Но придумана она не случайно. В ней люди видели объяснение, почему одни племена и народы отличаются от других, почему одни не понимают речь других. И такое объяснение их долго устраивало. 
    Если следовать легенде, то какой-то народ оказался там, где высокие горы поросли хвойным лесом, где сияющие реки тонули в хрустальных озерах, где небо самое высокое и самое чистое в мире. Эта земля - Алтай. Самое красивое место на свете. Самое родное. 
    Что означает слово "Алтай"? Кто-то теперь переводит его как "золотые горы". Но это не так. Древние тюрки понимали его иначе. Землей предков или Божественной землей называли они Алтай, свою, вернее, нашу Родину.  
    Язык, который звучал здесь еще в древности, был именно тюркским. Его одними из первых услышали китайцы.  
    Именно китайцы первыми записали слово "тюрк" - "тюкю", что на их языке означает "крепкий", "сильный". Так когда-то писали о северных соседях Китая - об алтайцах, которые удивляли всех своей необычной внешностью. Они были светловолосыми и синеглазыми, отличались силой и военной ловкостью.  
    А еще алтайцев китайские мудрецы называли "теле". Но не всех, а только тех, кто имел "знакомую" китайцам внешность, то есть был темноволосым и кареглазым, как сами китайцы.  
    Эти подмеченные еще в глубокой древности отличия среди тюрков сохранились поныне. С тех древних пор живет в истории народов слово "тюрк"… Конечно, китайцы услышали его от самих тюрков, но придали ему чуть искаженное звучание. Каждый народ, принимая чужое слово в свою речь, обычно искажает его, делая удобным для собственного произношения…  
    Выходит, даже звуки разные народы произносят по-разному!  

Что видно сквозь толщу веков?

 

    Конечно, для ученых-этнографов  сведения китайских летописцев  очень интересны. Но полагаться  только на них ученым нельзя.  
    Летописи, словно люди, склонны к преувеличениям. Увы, это действительно так. Даже самый честный человек порой сильно преувеличивает, он, того не желая, ошибается по причине незнания иных деталей события. Особенно когда доверяется слухам.  
    А древние китайцы писали именно так - по слухам. Они знали о тюрках очень мало, почти ничего. Писали, пользуясь небылицами. Ведь тюрки тогда нагрянули на китайские земли и покорили их. Это вызвало переполох в Китае.  
    Огромная китайская армия - гордость императорских династий Инь и Чжоу - уступила тюркскому войску. Китай вынужден был подчиниться и платить дань. Видимо, отсюда и появилось это необычное для соседнего народа название - "тюрк", то есть "крепкий", "очень сильный". Иначе говоря, "непобедимый"... А не оправдывали ли так китайцы свое поражение?!  
    Древние летописи часто содержат очень любопытные сведения о событиях, о людях, о появлении тех или иных названий. Это, конечно, интересно само по себе. Но у науки этнографии есть иные приемы познания.  
    Например, китайцы сообщили об отличиях во внешности тюрков. А как проверить их сведения? На Древнем Алтае, утверждают они, обитали светловолосые и синеглазые люди: по-китайски "тюкю" или "динлины". Людей с такой внешностью, как известно, в самом Китае не было. Один летописец даже написал, что эти тюрки похожи на обезьянок, других сравнений у него просто не нашлось, (голубоглазые обезьянки водятся на юге Китая). И удивление чужестранцев понятно: они не видели людей с такими лицами. Поэтому именно ее, внешность, и отмечали древние авторы, когда писали о тюрках. 
    А о другой части тюркского народа, о "теле", которые жили на востоке Алтая, китайцы писали совсем иначе. Они не обращали внимания на внешность этих людей, потому что она была им привычна...  
    Один народ и два лица?! Да, это так. 
    Современные ученые блестяще подтвердили правильность наблюдений китайских летописцев. Сделал это выдающийся академик Михаил Михайлович Герасимов. Он по черепам и костям из древних захоронений научился в точности восстанавливать лица и фигуры давно умерших людей. Ему удавались даже малейшие детали портрета.  
    Как? Здесь тоже наука? Конечно! И называется она антропологией.    Воистину, ей под силу иные чудеса.  
    Скульптуры, сделанные академиком Герасимовым, поразили всех своей удивительной точностью. Точность портретов просто потрясающая. Ученый, например, вернул образы выдающихся людей прошлого: русского царя Ивана Грозного, адмирала Ушакова, великого тюркского астронома Улугбека.  
    Несколько своих гениальных скульптур Михаил Михайлович Герасимов сделал по черепам, найденным в курганах - в древних захоронениях тюрков. Он воссоздал тюркские лица... И мы теперь знаем, как выглядели наши предки. Глядя на них, на эти уникальнейшие скульптуры, остается только развести руками. Такие же лица и сегодня встречаются на улицах городов и сел. Слава Богу, ничего не изменилось! Хотя, конечно, кое-какие изменения в лицах тюрков все-таки есть, и они весьма заметны. Однако об этом чуть позже.  
    Сейчас же попытаемся выяснить, как и когда тюрки поселились на Алтае.

Тюрки в Индии

 

     Весть о Всесильном Боге  Небесном и Его богатой стране  птицей летела с Алтая. Её  разносили по миру сами тюрки,  своими делами и достижениями  показывая себя. Их "белые странники"  уходили в разные страны. Они  проповедовали с именем Тенгри на устах.  
    Китай не принял тюркских проповедников. И поплатился - сюда пришли всадники, они силой покорили Китай. Не спасла Великая Китайская стена. Но весть о Тенгри пришла и сюда, в страну, назвавшей себя Поднебесной империей. Не исключено, что китайцы имели свое представление о культе Неба и пытались защищать его.  
    Но в Индии все сложилось иначе. Там интерес к Тенгри проявился сразу... И - две с половиной тысячи лет назад (или даже чуть раньше) открылись индийские страницы в тюркской истории.  
Алтай и Индия стали жить единой духовной жизнью. Многое связывало их. В первую очередь - вера. (Правда, индусы понимали своего Будду иначе, чем тюрки понимали Тенгри, но это не мешало им искать вечные истины, вести духовные диалоги.) О тех далеких днях напоминают, например, индийские легенды о нагах.  
    Нагами индусы называли белых полулюдей-полубогов, прародителем которых был змей. Их страна лежала далеко на севере от Индии, там, где в земле спрятаны несметные сокровища и железный крест. Под именем Шамбху (благоприятствующий) индусы знали ту далекую страну. А еще ее называли Шамбхкала (по-тюркски - "светящаяся крепость").  
    По легенде, наги были с лицами людей, но имели змеиное туловище. Они могли превращаться и в змей, и в человека. Это были очень нежные, музыкальные существа, любившие поэзию. Их женщины славились редкой красотой. 
В Индии хранится старинная книга "Махабхарата", в которой рассказывается, как пришла сюда религия, как сложилась духовная культура. Эта книга - летопись Древней Индии. Там есть страницы о нагах, об их загадочной северной стране... Причем это не сказка, нет. Речь идет о событиях вполне реальных, рассказывать историю легендами - давняя традиция индусов. Так повелось еще с глубокой древности. (Индийские ученые относятся к своим легендам очень серьезно, называя их абсолютно надежными документами.)  
    Индусы не скрывают, например, что именно у нагов, то есть у тюрков, они взяли священный текст "Праджняпарамита". Лишь мудрейшим просветителям разрешалось читать его, лишь им одним была доступна заключенная в тексте мудрость.  
Конечно, этим индусы оказали великую честь тюркской культуре. Они сохранили святыни тюрков… Сохранили то, что сами тюрки забыли. 
Страна Шамбхкала лежала у подножия горы Самбыл-Тасхыл, в бассейне реки Хан-Тенгри. Там, за стеной ледяного тумана, скрыты города, монастыри, цветущие кущи. Об этой таинственной стране веками ходят легенды. Считалось, что здесь жили монахи, владевшие сокровенным знанием.  
Эту страну искало немало людей. Тщетно. Никто даже не приблизился к ней. Бытует мнение, будто она сокрыта в недоступной долине Тибета, там, где земная жизнь соприкасается с высшим разумом небес. 
Такое мнение высказывали крупнейшие ученые-востоковеды. С ними соглашались, например, знаменитый путешественник и этнограф Николай Михайлович Пржевальский, философ Николай Константинович Рерих, просветительница Елена Петровна Блаватская. Но, увы, принять их мнение трудно. Они явно ошибались, поэтому-то ничего и не находили. К сожалению.  
Искали не там! 
В XIX веке ученые вообще ничего толком не знали об Алтае, о его древней культуре, о многом даже не догадывались... Ведь скрыв и исказив историю тюркского народа, российские власти своими действиями загнали в тупик всю российскую науку, заставляя ошибаться даже признанные авторитеты.  
    Вот и не знал, что на Тибет и в Индию вера в Бога Небесного пришла с Алтая. Больше ей прийти было неоткуда! Там она пустила глубокие корни. Поныне сохранилось религиозное течение ламаизм, основу которого заложили тюрки. Об этом помнят сами ламаисты Тибета, Монголии, Бурятии. 
    Но в Индии имя Тенгри, конечно, не забыто. Разве случайно, что Будду там изображают с голубыми, "тюркскими" глазами. А не есть ли это отголосок какой-то забытой истории? Например, той, которая случилась две с половиной тысячи лет назад, когда в Индию с севера пришли неведомые всадники. Они поселились здесь. Их назвали шаками - новым народом Индии. О тюрках-саках велась тогда речь.  
    Мало того, индусы Будду (учение о нем появилось именно в те годы!) называли "Шакьямуни" или "Тюркский бог". Значит, учение Будды, вполне возможно, распространяли именно они, тюрки. А это уже, согласитесь, не мало: Будда мог воплощаться в нага, утверждает индийская легенда… С верой в Бога Небесного в Индии по-прежнему живет не менее пятидесяти миллионов человек. Они не буддисты и не мусульмане. Их называют христианами, но христианами, которые не похожи на всех остальных христиан мира. У них иной обряд, иные символы. Они признают крест Тенгри, его носят на груди, перед ним читают свои молитвы… Может быть, это единственное на Земле место, где сохранилась в первозданной чистоте вера тюрков? Кто знает… Известно же, ничто на свете не проходит бесследно.  
А следы былого проступают порой неожиданно, там, где их совсем не ждут.      
    Скажем, судя по легендам Индии, именно тюрки научили индусов пахать землю железными плугами, убирать урожай железными серпами. Плодородие и обильные урожаи индусы издревле связывали только с нагами… Плуги, найденные археологами на Алтае, и легенды Индии, Пакистана, кажется, соединяют воедино разрозненные сведения о древних тюрках и расставляют многое по своим законным историческим местам.  
    К слову, знаменитая индийская конница тоже появилась с приходом алтайцев… Подчеркнем еще раз, влияние тюрков на культуру Индии было в те годы очень заметно. Находки археологов убедительно говорят об этом. И, разумеется, не только они. 
Ведь выходцы с Алтая были не гостями в Индии, они стали ее гражданами. Сегодня родословная едва ли не каждого десятого индуса или пакистанца имеет тюркские корни. Заметная часть населения...  
В Индии долгое время у власти стояла знаменитая Солнечная династия - один из двух царских родов. Ее основал Икшваку, внук Солнца. Этот царь в V веке до новой эры переселился в Индию с Алтая, где жил в долине реки Аксу. Сев на царский трон, Икшваку заложил город Айодхья - столицу государства Кошала (или Кошкала?). Город сохранился поныне. Там есть музей Солнечной династии, а в нем - сведения о тюрках, которые пришли с Алтая. 
    Город Айодхья пережил взлеты и падения. Его одно время называли даже столицей Северной Индии, настолько велико было влияние государства Кошала. Потом город пришел в упадок, запустение, потом начался его новый подъем… С тюрками жизнь в Индии перестала быть спокойной. 
    Река, на которой стоит город Айодхья, зовется Сарайя. Похоже, еще одно тюркское географическое название - оно явно указывает на дворец. И верно, город был столицей, с дворцами, храмами, красивыми домами. Царский дворец и дал имя реке. 
    А разве не наводят на раздумья другие географические названия Индии? Их много. Тот же Индостан… Откуда это слово? Окончание "стан" давали только тюрки. (Татарстан, Казахстан, Башкортостан, Дагестан - "стан" означает по-тюркски "страна".)  
    В жизни все взаимосвязано, все имеет свое продолжение и следы… Во времена правления Солнечной династии люди семьями уезжали с Алтая в Индию. Так продолжалось веками. Тюрки здесь часто становились местной знатью: великими полководцами, поэтами, учеными, священнослужителями. Но говорили они по-тюркски... Это тоже запечатлели легенды, а также родословные иных аристократов. Например, знаменитейшие династии махараджей Удайпура, Джодхпура, Джайпура начались от тюрков Древнего Алтая.  
И в этом тоже нет ничего удивительного. Индия и Алтай были как одна огромная страна. Их связывали дороги, которые сохранились ныне. Это - Бийский и Нерчинский тракты.  
    А самой первой дорогой в Индию стал легендарный Висячий проход, и его проложили тюрки. Таинственная дорога, никто уже о ней и не помнит. Сохранились лишь предания да подвесные мосты, которые с тех пор строят на Памире и Тибете. 
По висячим мостам древние всадники переправлялись через горные реки, бездонные пропасти. Они проезжали на конях над облаками, показывая отчаянную храбрость.  
Долго этой дорогой ходили паломники. Они ходили в Индию к родственникам, к священной горе Кайласа и в город Кашмир. 
    Для тюрка увидеть гору Кайласа (как и саму Индию) было большой радостью. Считалось, человек, увидевший ее, будет счастлив всю оставшуюся жизнь. Там, на горе Кайласа, по преданию, место отдыха Тенгри-хана. Святое место.

Информация о работе Мурад Аджи как историк