Мусульманское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Ислам – одна из трех мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), которая имеет своих приверженцев во всех уголках мира, на всех континентах и в большинстве стран мира близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь служит мусульманское право, а также исламская правовая идеология, которая оказывает значительное влияние на международную политику.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА………………………………………………………..……………...…5
1.1. Этногинез мусульманского права…………………………………..….....5
1.2. Источники мусульманского права..............................................................9
ГЛАВА 2. ПРАВО МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН………………………14
2.1. Право личного статуса по мусульманскому праву………………..........14
2.2. Семейные отношения………………………..………….…......................15
2.3. Уголовное право…………….…................................................................17
2.4. Мусульманское право сегодня……..........................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………………..…26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..…....28

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_MP (1).doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....….3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА………………………………………………………..……………...…5

1.1. Этногинез мусульманского права…………………………………..….....5

1.2. Источники мусульманского  права..............................................................9

ГЛАВА 2. ПРАВО МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН………………………14

2.1. Право личного статуса по мусульманскому праву………………..........14

2.2. Семейные отношения………………………..………….…......................15

2.3. Уголовное право…………….…................................................................17

2.4. Мусульманское право  сегодня……..........................................................20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………………..…26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..…....28

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

                                                  

ВВЕДЕНИЕ

 

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и развитие правовой системы влияет вся духовная сфера общества: религия, наука, философия, мораль.   На возникновение и развитие мусульманского права решающее    воздействие оказала религия. Издавна считалось, что все необходимые   законы для мусульман изложены Мухаммедом и его сподвижниками.  Поэтому государство не должно создавать новых законов, а лишь   выполнять волю Аллаха. Я выбрала данную тему, так как считаю ее  актуальной. В последнее время в мире обострились отношения между       мусульманским и немусульманским миром, примеры, подтверждающие  этот факт, можно найти не только в России, но и в других странах.    Также, изучая данную тематику, мне бы хотелось познакомиться с      традициями, изучить культуру и права исламского  народа.

Мусульманское право – это сложное социальное явление,   оказавшее и оказывающее большое влияние на развитие большинства        стран Востока.

Ислам – одна из трех мировых религий (наряду с христианством и   буддизмом), которая имеет своих приверженцев во всех уголках мира, на    всех континентах и в большинстве стран мира близко соприкасается с    государством и правом. Связующим звеном здесь служит мусульманское      право, а также исламская правовая идеология, которая оказывает           значительное влияние на международную политику. Выделяя    государственный характер ислама, следует отметить, что мусульманское    право всегда находилось в центре его изучения и, являясь системой     норм, воспринималась еще как универсальная политико-правовая  доктрина. Изучение мусульманского права представляет не только   исторический и теоретический, но и практический интерес. Роль, которая   в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии,   политике и идеологии стран Востока наглядно подтверждает тот факт,    что оно и по сей день сохранило необходимые возможности для того,    чтобы активно действовать в новой исторической обстановке. Ислам – одна   из великих мировых религий, возраст которой достиг четырнадцати      веков, а численность последователей равна 1/5 части населения   современного мира.

Целью моей курсовой работы является раскрыть то,  что на самом  деле представляет собой мусульманское право: показать его неразрывную  связь с исламом, описать его основные источники и выявить основные черты.

 

               

 

              Задачи моей работы:

 

1. Определить понятие и характерные черты мусульманского права;

2. Проанализировать  источники мусульманского права;

3. Выявить особенности  мусульманского права;

4. Определить  положение мусульманского права в современном мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

1.1. Этногинез  мусульманского права        

Ислам – это универсальное мировоззрение, содержащее свои концепции культуры, политики и человека, которые порой превосходят международные декларации и конвенции. Правовые системы 45 афро-азиатских государств (от Марокко до Индонезии)   относятся  к  мусульманской  правовой  системе.  Наиболее мусульманскими считаются 33 страны ( Иран, Афганистан, Турция, государства Арабского востока,  Южной и Юго-Восточной Азии и Африки и т.д.). Здесь более 80%  населения является  мусульманами, а ислам провозглашен в конституциях государственной религией.1

Мусульманское право не является самостоятельной  отраслью науки, а в целом основывается на религии и выступает как одна из сторон ислама. Для мусульманского права характерны следующие черты: религиозное происхождение, а также тесная связь юридических предписаний с  правилами культа, религиозными нормами ислама в целом.

Говоря об универсальности ислама и его нормативных предписаниях, можно придти к выводу, что ислам – это «вера в государство», а мусульманское право выступает и как собственное право и как религия. В исламе существует такая концепция, согласно которой, государство выступает как священный служитель. Давид Рене подчеркивал, что ислам – это религия закона, а мусульманское право представляет собой «божественную природу».2

В истории развития мусульманского права можно выделить четыре периода: период возникновения и доктринальной разработки мусульманского права (I–IV вв. Хиджры / VII–X вв.   от Р.Х.); период стабильности  мусульманского  права (IV – середина XIII вв. Хиджры / X – середина XIX вв. от Р.Х.); период «вестернизации» мусульманского права (середина  XIII – середина XIV вв. Хиджры / середина XIX – середина  XX вв. от Р.Х.); период «исламизации» (возрождения) мусульманского права (с середины XIV в. Хиджры / с середины XX в. до наших дней).1

Первый  период  в истории мусульманского права, период его становления и доктринальной разработки, охватывает I–IV вв. Хиджры / VII–X вв. от Р.Х. Выдающуюся роль в возникновении и развитии мусульманского права занимает Мухаммед, который осознал свою пророческую  деятельность. Для этого периода характерно активное развитие мусульманского права, которое было основано на интерпретации Корана различными правовыми школами.

В начале V в. Хиджры / около 1000 г. от Р.Х. начинается второй период в истории мусульманского права – период его стабильности. Часто этот период называется периодом «стагнации», но это совсем не так. Рассматриваемый период ни в коем случае не является временем слабости мусульманского права – не зря в литературе он называется еще и эпохой господства развитых доктринальных школ, золотой эпохой шариата; он скорее только менее продуктивен в плане новаторских правовых построений по сравнению с предшествующим.1

Период стабильности в истории  мусульманского  права, принимая во внимание неизменность социальных условий жизни исламского мира, продлился до середины XIII в. Хиджры / середины XIX в. от Р.Х. Середина XIII в. Хиджры / середина XIX в.  от  Р.Х стала временем кардиальных перемен  для мусульманского права.  Мусульманский  мир,  находившийся до этого в сравнительно замкнутом социокультурном пространстве, столкнулся с более развитой в экономическом плане западной (христианской) цивилизацией. Возросшие потребности социальной, экономической, политической  жизни в исламском мире пришли в конфликт с нормами шариата, причем этот конфликт наблюдался во всех областях правового регулирования. В результате этого, к середине XIII в. Хиджры / середине XIX в. от Р.Х. Одной из первостепенных задач в исламском мире стала модернизация правового регулирования, т.е создание таких норм, которые бы смогли продуктивно регулировать сложившиеся в этот период отношения. Время ее решения образует третий период в истории   мусульманского  права,  период его «вестернизации», охватывающий  середину XIII – середину XIV вв. Хиджры / середину XIX – середину XX вв. от Р.Х.2

Вестернизация права в той или иной мере затронула все мусульманские страны, во всяком случае, даже самые консервативные страны Аравии были вынуждены допустить действие европейского права   на своих территориях, хотя бы по отношению к подданным европейских  держав. Однако   следует   отметить,  что  не  во всех  странах вестернизация права была столь глубокой как, например, в Турции. Большинство норм шариата пережили период вестернизации и практически в неизменном виде вошли в новый, четвертый период развития в истории мусульманского права.  Так, практически во всех мусульманских страна шариат продолжал регулировать вопросы личного статуса, а в ряде стран даже мусульманское уголовное право удержало свои позиции, несмотря на тот факт, что оно было подвержено большему влиянию со стороны европейских государств (например, в Йемене, Саудовской Аравии и ряде других государств Аравии).

К  концу XIV в. Хиджры / середине XX в. от Р.Х. сложились новые предпосылки для возврата к традиции, т.е  «исламизации» права. Именно этот процесс и предопределил развитие мусульманского права в конце XIV – начале XV вв. Хиджры / второй  половине XX – начале XXI вв. от Р.Х., давая вместе с тем основание к выделению самостоятельного периода в истории мусульманского права. 1

В  Конституциях  большинства  исламских  государств  шариат   провозглашен   основой права. К  примеру, ст. 2 Конституции Арабской     Республики Египет 1971г. (в ред.1980г.) предусматривается, что «исламская юриспруденция является основным источником законодательства».

В заключении, отметим, что если еще несколько десятков лет тому назад  многие сомневались в перспективах  дальнейшего существования мусульманского, то сейчас, с уверенностью можно утверждать, что мусульманское право вошло в  XXI век  как одна из полноправных уголовно-правовых семей современного мира, которое простирается на достаточно обширной территории (от Каспия до Экваториальной Африки и от побережья Атлантики до побережья Тихого Океана). Данная теория основывается на идее божественного происхождения государства и права.   Мусульманское право (шариат) - система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объемная сфера нормативного регулирования, которая широко охватывает частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права — Аллах, который передал его через своего посланника Мухаммеда. Отсюда следует, что нормы мусульманского права исключительно основываются на вере и не должны иметь никакого обоснования, т.к эти нормы считаются божественным откровением, какое – либо изменение и замена этих норм не допускается.1

1.2. Источники  мусульманского права

Исламское право  как совокупность норм имеет ряд  особенностей, значительно отличающих его, к примеру, от европейского. Главным  образом, оно не имеет системы, что  обусловлено его исключительно религиозным, и даже ритуальным происхождением. В этом смысле мусульманское право походит на древние правовые системы, ближайший аналог которым можно найти в традиционном праве евреем. Другой отличительной чертой исламского права является тот факт, что оно в буквальном смысле создано учеными юристами и судьями, роль государства в его формировании, таким образом, минимизирована.1

По своей  структуре, по своим категориям и  понятиям мусульманское право значительно  отличается от других правовых систем. Мусульманское право имеет четыре источника. Главным из которых является — Коран.

Исламскому закону присущ гетерономно – автономный характер: как богооткровенный, он был дан человеку «извне», свыше, но оформлялся в процессе рациональной его интерпретации правоведами.2 Коран и Сунна — гетерономные источники мусульманского права. Двумя другими источниками фикха, уже автономными, стали согласное мнение авторитетных законоведов по обсуждаемому вопросу (al-idjma´, далее — иджма) и суждение по аналогии (al-kiyas, далее — кийас). Вслед за признанием четырех источников права сложилось учение о разделении фикха на теоритическую часть — корни (usul) и практическую — ветви (furu´).3

Основой мусульманского права, как в целом и всей мусульманской  цивилизации является священная книга – Коран ( от al-Qur'ān), буквальный смысл которого - «он собрал воедино» или «он прочел». Коран представляет собой священную книгу, которая содержит откровения Аллаха, которые Он ниспослал последнему из своих пророков и посланцев. Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6 219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом порядка 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в целом это правила, которые регулируют брачные и семейные отношения), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком применительно к конкретным частным случаям. Но многие установления, содержащиеся в Коране, имеют фактически неопределенный вид и могут трактоваться по-разному, в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается.1

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"). Она представляла собой собрание рассказов, которые относятся к жизни и деятельности пророка. Они подробно и детально описывают то, как пророк задумал прожить свою жизнь в соответствии с вновь провозглашенным религиозным порядком, содержавшимся в Коране. Особый интерес среди этих историй представляют те, которые касаются пророка, так как его простили рассудить споры или разрешить правовые казусы. Текстуально сунна является гораздо большим формальным материальным источником, чем Коран, но она же также достаточно многовариантна и вызывает ещё больше споров. Текст Корана был сформулирован очень скоро после смерти пророка во время правления третьего халифа Османа. Сунна не была собрана, по крайней мере, на протяжении столетия после письменной фиксации Корана.1

В хадисах также  можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное  редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены 6 ортодоксальных сборников Сунны, наибольшую известность из которых получил сборник Бухари (умер в 870 году). Из Сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих друг другу положений, и выбор наиболее "достоверного" из них всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.

Информация о работе Мусульманское право