Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 13:25, курсовая работа
Ислам – одна из трех мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), которая имеет своих приверженцев во всех уголках мира, на всех континентах и в большинстве стран мира близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь служит мусульманское право, а также исламская правовая идеология, которая оказывает значительное влияние на международную политику.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА………………………………………………………..……………...…5
1.1. Этногинез мусульманского права…………………………………..….....5
1.2. Источники мусульманского права..............................................................9
ГЛАВА 2. ПРАВО МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН………………………14
2.1. Право личного статуса по мусульманскому праву………………..........14
2.2. Семейные отношения………………………..………….…......................15
2.3. Уголовное право…………….…................................................................17
2.4. Мусульманское право сегодня……..........................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………………..…26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..…....28
Юридические фикции. Наряду с обычаем и соглашением была и другая обходная возможность — применение юридических фикций. Шариат формалистичен и требует скорее уважения буквы, чем духа закона. В результате многие нормы мусульманского права могут быть обойдены, лишь бы они не были нарушены в прямом смысле слова. Так, мусульманское право разрешает мужу полигамию и развод с женой. Однако действие соответствующих норм можно существенно ослабить, дав женщине возможность потребовать возмещения ущерба, если муж развёлся с ней без достаточных оснований или в полигамной семье обращались с ней не так, как с другими жёнами. Процентный заём запрещён мусульманским правом, но можно обойти это запрещение, прибегнув к двойной купле-продаже или же предоставив кредитору в качестве обеспечения пользование имуществом, дающим доход. Можно также считать, что запрещение процентного займа касается только частных лиц; банки, сберегательные кассы и общества не попадают под это запрещение. Аренда земли запрещена; можно обойти это запрещение, подставив на место аренды институт товарищества.
Вмешательство правителя. Очень распространённым средством, используемым для приспособления мусульманского права к условиям современной жизни, является вмешательство господствующей в обществе власти. Суверен, идёт ли речь о монархе или о парламенте, является в исламистском понимании не господином, а служителем права. Он, таким образом, не может законодательствовать. Однако если суверен не имеет законодательной власти, он руководит государственной политикой и должен, в частности, следить за правильным отправлением правосудия. Мусульманское право признаёт законность регламентирующих мер, которые принимаются в данной связи властями.
Даже влияние в рамках строгой ортодоксии правителей ощутимо. Например, они могут предписать судьям, какой из толков следует применить к определённым обстоятельствам. Таким путём во многих странах женщине было предоставлено право на развод по суду по основаниям, предусмотренным различными толками. Благодаря действиям власти, запретившей судам признавать иск, основанный на обстоятельствах, имевших место свыше пятнадцати лет назад, в Турции появилось понятие погасительной давности, неизвестное мусульманскому праву.
Позднее египетский законодатель установил, что суды не должны рассматривать семейные споры, если брак не был зарегистрирован в актах гражданского состояния или одна из сторон не достигла брачного возраста. Я считаю, что суды должны рассматривать все конфликтные ситуации, независимо от того, является ли брак законным или нет. Если люди добились обоюдного согласия в разрешении спора, то они не станут обращаться в суд. Если же хотя бы одну из сторон что-то не устраивает, то всё должно быть по закону.
Возможен и прямой выход за ортодоксальные рамки. Наряду с мерами, принятыми в рамках религиозных предписаний, суверен может принимать также и другие меры, выходящие за рамки полномочий, признаваемых религиозными принципами. Теологи, выступавшие по традиции против безбожности гражданского общества, не выступали против правителей; их реакция была весьма сдержанной, хотя по-прежнему теоретически признавались совершенство и превосходство мусульманского права.
Развитие мусульманского права прекратилось в Х веке нашей эры, когда отпала возможность толкования. У некоторых приверженцев ислама возникает сейчас вопрос, следует ли сохранять препятствия развитию мусульманского права, установленные в то время, во всей их строгости? Они обращают особое внимание на то, что лишь немногие нормы мусульманского права прямо основываются на божественном откровении, а большинство норм — это создание средневековых юристов, образ мыслей которых остался в далёком прошлом.
Стремление открыть сегодня ''дверь обновления'' характерно для рационально мыслящих представителей мусульманского мира, не склонных подчиняться традиционной властной установке. Однако не так-то просто убедить в этом неподготовленную массу мусульман. Она не хочет отказаться от подхода, который как бесспорный существовал в течение веков. Если изменения допускаются, то лишь минимальные и всегда с крайней осторожностью.
Я согласна с французскими правоведами Рене Давидом и Камиллой Жоффре Спинози в том, что опасность всякой попытки модернизации и рационализации мусульманского права очевидна.1 Трудно представить, как будет сохранено в случае торжества данной тенденции мусульманское единство в мире, где общество верующих разделено на различные независимые государства. Поэтому для приспособления мусульманского общества к современной жизни, очевидно, будут предпочтены способы, находящиеся как бы вне мусульманского права (обычай, соглашение, регламенты), но не противоречащие ему. Такие способы имеют ряд преимуществ, в том числе возможность избежать обсуждения принципов, выдвинутых традицией, на которых основывается единство общины верующих.1
Итак, в данной работе я рассмотрела процесс возникновения и формирования мусульманского права, дала характеристику его основных источников, а также проанализировала приспособление мусульманского права к современным условиям жизни.
Термин «мусульманское право» является переводом на русский язык свода религиозных правил поведения мусульман, обозначаемого в арабском мире словом «шариат». Мусульманское право представляет собой систему норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии — ислам. Ислам исходит из того, что существующее право исходит от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Религиозная природа мусульманского права подтверждается всесторонним исследованием таких факторов, как: происхождение шариата как свода правил поведения мусульман, связи шариата с государством, методов обеспечения исполнения норм шариата и т.д.
Мусульманское право, или шариатская правовая семья, основано на исламе и относится к религиозным правовым системам (включает правовые системы Ирана, Пакистана, Ирака, Саудовской Аравии, Судана и др.). Оно отличается большим своеобразием и необычностью источников, структуры и понятий. Шариатское право включает в себя юридические и религиозные нормы и обычаи. Норма права - правило, адресованное мусульманам Аллахом, и в силу божественного происхождения эти правила не подлежат изменению, но для практического использования нуждаются в разъяснении и толковании. Большое влияние на развитие правовых систем мусульманских государств оказывают правовые системы континентального и общего права. Так, наряду с комплексом мусульманских норм правосубъектности, брака, наследования в них сформировались гражданская, торговая, судебно-процессуальная, уголовная отрасли права, проводится систематизация законодательства.
Помимо законодательства и судебных прецедентов в мусульманском праве большую роль играют доктринальные источники права. При отправлении правосудия судья не обращается напрямую к Корану или Сунне, а ссылается на общепризнанное мнение авторитетного исламского правоведа. В целом правосудие отличается простотой, меньшей формализацией по сравнению с романо-германскими и англосаксонскими правовыми семьями.
Для приспособления мусульманского мира к современному миру используются: законодательство, обычаи, соглашения, не противоречащие ему.
В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса (Иджма) и аналогии (Кийас).
Во многих странах взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и закрепление их в законодательстве. Так в Ливии, Иране и во многих других странах сфера воздействия мусульманского права охватывает не только «личный статус», но и уголовное право и процесс, а также другие важнейшие сферы общественной жизни. Подобная практика развития правовых систем ряда стран в последние годы вносит коррективы в структуру действующего мусульманского права, отдельные нормы которого, ранее вытесненные законодательством, вновь возрождаются и продолжают реализовываться на практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Электронные ресурсы:
1 Саидов А.Х. Основы мусульманского права: Курс лекций. М., 2008. - С. 93.
2 См.: Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. - С. 7
1 В мусульманском мире используется летоисчисление от Хиджры, т.е. от момента переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину (16 июля 622 г.). Год Хиджры короче года в григорианском летоисчислении на 10–12 дней (точное отставание варьируется в зависимости от высокосности года).
1 См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А. Туманова. М., 1996. - С. 310-311.
2 См.: Быкова Е.В. Ислам, мусульманское право и общечеловеческие ценности (Международное публичное и частное право). М., 2010. № 4. - С. 21 - 25.
1 См.: Быкова Е.В. Ислам, мусульманское право и общечеловеческие ценности (Международное публичное и частное право). М., 2010. № 4. - С. 21 - 25.
1 См.: Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 2007. - С. 34.
1 См.: Исаев М.А. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавриата, изд. Юрайт, 2011. С. 505-506.
2 См.: J. Schacht. Указ. Соч. Р. 203
3 См.: Журавский А.В. Ислам, изд. «Весь мир», 2004. - С. 65
1 См.: Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. т.1, М., 2006. - С. 610-611.
1 См.: Цмай В.В. «История церковных отношений» // История государства и права: журнал № 1, 2005. - С. 61.
1 См.: Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968. – С. 25.
2 См.: Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права. М., 2002. - С. 11.
1 См.: Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура. М., 2001. - С. 7.
1
См.: http://referat.ru/referats/
2 См.: Васильев Л.С. История религий востока. М., 1983. – С. 245.
1 См.: Аль-Хафиз бен-Хаджар аль-Аскалани. Получение желаемого из источников норм. М., 2001. – С. 135.
1 См.: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1998. – С. 212.
1См.:http://www.referatbank.