Музеи города Сочи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:04, реферат

Описание работы

В течение многих лет это слово воспринималось синонимом счастливого отдыха трудящихся. В 1930-1950 годы период активного государственного мифотворчества советского времени вместе с другими стройками коммунизма курорт должен был стать примером воплощенной сказки. Дворцовой репрезентативности санаторных комплексов соответствовал программный пафос строительства курорта для советского труженика: рабочего и колхозника. По сей день живет представление о Сочи, как о городе, рожденном социалистическим строительством – сначала придуманным, а затем осуществленным могучей творческой волей, подобно Петербургу, на пустом месте.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 63.00 Кб (Скачать файл)

     Реферат

 

 

 

На тему : « Музеи города Сочи. Литературно-мемориальный музей Николая Островского»

 

 

 

 

 

 

                                 Выполнила: Каландия Диана Джинетиевна

                                 Проверила:  Чучвага Лариса Мироновна

 

 

 

Сочи

В течение  многих лет это слово воспринималось синонимом счастливого отдыха трудящихся. В 1930-1950 годы период активного государственного мифотворчества советского времени  вместе с другими стройками коммунизма курорт должен был стать примером воплощенной сказки. Дворцовой репрезентативности санаторных комплексов соответствовал программный пафос строительства  курорта для советского труженика: рабочего и колхозника. По сей день живет представление о Сочи, как  о городе, рожденном социалистическим строительством – сначала придуманным, а затем осуществленным могучей  творческой волей, подобно Петербургу, на пустом месте.

Сочи –  один из мифов, в создании которого участвовали и государственные  деятели, и кинематографисты, и поэты, и художники,  и архитекторы. Но Сочи – это реальный город. Советский  курорт Сочи должен был сместить акцент с традиционных дореволюционных  центров курортной жизни Ялты и Пятигорска на Черноморское побережье  Кавказа. При этом, среди курортов побережья (Сухуми, Гагры, Новый Афон), выбран именно Сочи, курорт на российской территории. На сегодняшний день - прозорливое решение, так как на всем Черноморском побережье теперь сохранился один российский курорт. Палитра имен архитекторов, строивших Сочи, достаточно широка: здесь работали известные архитекторы,  Х1Х-ХХ веков, такие как Мержанов, Щусев, Алабян, Душкин, братья Веснины, Кузнецов, Чернопятов и многие другие. Выдающийся архитектор Иван Владиславович Жолтовский спроектировал «Дом Уполномоченного», в котором ныне располагается Сочинский художественный музей. Назначение учреждения – административный центр. Внутри просторные, как в академии художеств коридоры, в которые выходят двери огромных кабинетов и лекционных залов. Впоследствии в этом здании располагался Горком партии, а в 1971 году, после строительства нового Горкома, здание  Уполномоченного было передано под городской Выставочный зал, и после пятилетней реконструкции первого октября 1976 года музей открыл свои двери для посетителей. Основу коллекции музея создали картины, переданные по распоряжению Горисполкома, из сочинских здравниц. Имена – практически все крупные художники реалистического крыла, начиная с Бродского, Герасимова и далее, Бакшеев, Бялыницкий-Бируля, Куприн, Кончаловский, Крымов, Машков, Борис Яковлев и другие.

Тематика  произведений – преимущественно  пейзажи, натюрморты, реже картины композиционного  плана. За свою тридцатилетнюю историю  музей собрал в своих фондах значительное количество произведений русского искусства  и принял более шести миллионов  посетителей. Сегодня в обновленном  здании после капитального ремонта  на трех тысячах квадратных метров экспозиционной площади выставляются произведения искусства разных эпох – начиная с древнерусской иконы, прикладного искусства, живописи и скульптуры ХVIII-ХХ веков. Сейчас трудно представить Сочи без художественного музея, равно как театра или других учреждений культуры города. Сменилось ни одно поколение сочинцев, гордящихся своим музеем и его коллекцией. Сама коллекция постоянно растет и на сегодняшний день представлена именами лучших  российских художников, являющихся гордостью отечественной культуры, таких как: Айвазовский, Поленов, Серов, Туржанский и другие.

На территории Сочи находится множество музеев. Есть музеи в Сочи, посвященные городу; народностям, проживавшим и проживающим на территории Сочи. Среди остальных музеев, можно выделить "Художественный музей", выставки которого привлекают, как большинство жителей, так и гостей города, приехавших на отдых в Сочи.

 

 

Художественный музей  города Сочи

 

Художественный  музей города Сочи – не только один из ведущих музеев, но и самый молодой музей на Черноморском побережье Кавказа. Здание, в котором находится музей, по праву считается главным архитектурным памятником 30-х годов ХХ века. Построено оно было в 1936 году по проекту знаменитого российского архитектора, академика И.В.Жолтовского в стиле «сталинский ампир». Первоначальное назначение здания – административный центр города, в нем размещалось Управление Уполномоченного ЦИК СССР. Долгое время в здании находился Горком КПСС – идеологический центр советской власти. Позднее, в 1972 году здание отдали для открытия Выставочного зала. В октябре 1976 года обновленный Выставочный зал изобразительного искусства открыл свои двери для первых посетителей. Главной задачей Выставочного зала помимо ведения выставочной деятельности стало создание собственной коллекции произведений искусства коммунистического режима. В 1988 году приказом Министерства Культуры РСФСР Выставочному залу был присвоен статус музея.

Изначально основу музейной коллекции картин составляли произведения таких авторов как  К. Богаевский, А. Куприн, И. Машков, С. Герасимов, П. Кончаловский, И. Бродский. Картины этих известных художников того времени использовались для украшения залов сочинских здравниц, в изобилии возводившихся в 30-50 годы. Позднее коллекция стала пополняться за счет приобретения картин в художественных салонах и у частных коллекционеров. Именно так в середине 80-х годов прошлого века в музее появились работы таких выдающихся художников, как И. Айвазовский, В. Каменев, Н. Сверчков, А. Боголюбов, В. Поленов. Немалая часть коллекции поступила в музей из запасников Министерства Культуры РСФСР и СССР.

Но не только картинами  славится музей. По инициативе Минкульта РСФСР в нем появилась объемная коллекция декоративно-прикладного искусства. В ней представлены знаменитые гжельский фарфор и жостовская роспись, лаковая миниатюра, глиняная игрушка, такие образцы рукоделия как шитье, вышивка, кружево. Все это многообразие представлено на постоянно действующей выставке «Декоративно-прикладное искусство России ХХ века».

Помимо этого  музей располагает целыми собраниями авторских графических работ. Среди  них коллекции таких известных  художников-графиков как В. Фаворский, В. Федяевская, Ф. Константинов, Ф. Платов, Т. Рейн, Л. Гуревич, Г. Ратнер. Они закупались в музейный фонд у авторов и наследников произведений.

Собраны в музее  также картины, относящиеся к  современной живописи, к периоду 70-90-х годов. Коллекция включает произведения знаменитых российских живописцев Д. Жилинского, П. Оссовского, И.Старженецкой, Н. Андронова, Н. Нестеровой и многих других.

Не так давно  коллекция экспонатов пополнилась  образцами античного оружия и  декоративно-прикладного искусства I-II вв. н.э., которые по праву считаются  гордостью музея. Появились они  в музее, благодаря работе Сочинской  Федеральной службы безопасности. В 1997 году все эти старинные предметы были изъяты у «черных копателей», проводивших грабительские раскопки в верховье реки Мзымты. Государственный Эрмитаж помог отреставрировать найденную коллекцию. И благодаря Министерству культуры Греции, оказавшему спонсорскую поддержку, уникальное античное серебро теперь экспонируется в одном из музейных залов.

Далее в хронологическом  порядке в музее представлена коллекция иконописи, объединенная в тематическую выставку «Православная  икона и церковная атрибутика». Несмотря на небольшое количество экспонатов, выставка заслуженно пользуется постоянным вниманием посетителей музея, в ней представлены основные иконографические типы изображения Богоматери, Христа, святых. Икона Богоматери Знамения Курской считается одной из самых ранних в коллекции музея и датируется концом XVIII – началом XIX века. Очень интересны представленные в музее иконы Валаамской Богоматери и Козельщанской Богоматери. Их создатели соединили в произведениях традиционные приемы иконописи и технологию академической живописи. Наиболее же ярко это смешение приемов выражено в другой работе: иконе «Поклонение волхвов», предположительно созданной мастерами московской школы. Также в состав коллекции вошли работы сочинских художников и мастеров Кубанской школы.

Основу музейной коллекции составляет постоянно  действующая экспозиция «Русское искусство  ХIХ-ХХI вв.», в которой представлены образцы живописи и графики известнейших русских мастеров. Экспозиция в хронологической последовательности, начиная с середины XVIII века, показывает развитие русского искусства. В числе экспонатов выставки представлены произведения выдающихся мастеров-пейзажистов И. Айвазовского, И. Шишкина, М. Клодта, Л. Лагорио, В. Поленова, К. Богаевского. Всемирно признанное мастерство живописи авторов, воплощенное в гениальных по своему сюжету картинах, завораживает и не оставляет равнодушным ни одного посетителя. Невозможно переоценить историческую и культурную значимость работ выдающихся художников для музея. Кроме пейзажа в коллекции собраны работы художников-импрессинистов и постимпрессионистов. Среди них произведения родоначальников русского импрессионизма, мастеров московской школы живописи – А. Архипова и художников-сезаннистов И. Машкова, П. Кончаловского и А. Куприна, основавших художественное объединение «Бубновый валет». В последнем зале музея экспонируются произведения современных авторов, датируемые 40 гг. XX века – настоящим временем.

Большое место в  коллекции музея отведено произведениям  графического искусства. Это в общей  сложности более 2700 работ XIX-XX веков  различных жанров и видов. По технике  исполнения среди представленных работ  есть рисунок, акварель, иллюстрация, гравюра  и литография, сатира и плакат. В  музее выставлена работа выдающегося мастера гравюры С.Галактионова «Вид Марли и Золотой горы со стороны Парнаса в Петергофе».

Одно из основных мест отведено в коллекции графики  рисунку. В музее представлены работы таких выдающихся русских художников как В.Серов и Б.Кустодиев. Рисунок  В.Серова «Женский портрет» – одна из последних работ замечательного мастера-портретиста, виртуозно исполненная, лаконичная, отточенная. Неповторимые и своеобразные работы Б. Кустодиева представлены в коллекции музея несколькими рисунками.

Собранная коллекция  графических произведений наглядно демонстрирует развитие русского графического искусства, начиная от дореволюционного периода, позволяет оценить перемены, отразившееся в искусстве в советский  период, и заканчивается экспонатами  постсоветского периода. Одно из последних  приобретений Художественного музея города Сочи – литография «Зимняя олимпиада», автором которой является всемирно известный художник Михаил Шемякин. Литография сочетает в себе виртуозность рисунка и сюрреализм формы, свойственные всем работам мастера.

На сегодняшний  день в сочинском художественном музее собрано более 5000 единиц хранения, датируемых разными историческими  периодами, начиная от античности и  до наших дней.Художественный музей города Сочи может похвалиться самой большой коллекцией уникальных экспонатов на Черноморском побережье Кавказа.

 

Фонды

Для использования  музейных предметов в историческом музее недостаточно изучить только их историческую источниковую ценность. Важным аспектом исследования является художественная, эстетическая ценность предмета. Она устанавливается в соответствии с критериями, разработанными и используемыми искусствоведением.

Методы исследования естественных наук применяют для  выявления материальных свойств предмета. Это необходимо при решении вопросов консервации и реставрации предметов, при выборе способов их решения.

Совокупность всех перечисленных признаков дает представление  о культурно-исторической ценности предмета и позволяет сделать  вывод о его музейном значении и, следовательно, о необходимости  его сохранения. Музееведческие аспекты  должны постоянно учитываться в  фондовой работе и в процессе комплектования фондов.

Музееведческие  исследования ставят своей задачей  разработку основ этой работы и ее научного обоснования. Здесь важно  не только обобщение практического  опыта, но и разработка новых моделей  музейно-специфических классификаций.

Теоретические разработки должны помочь музеям решить целый  ряд научно-практических задач: создания общей концепции комплектования музейных фондов, определения содержания, форм и методов научного комплектования музейных коллекций; подготовки научных  рекомендаций и нормативных документов по сбору, хранению и изучению музейных предметов; совершенствования системы  учета и научной обработки  музейных предметов; создания генеральной  схемы размещения и хранения музейных фондов с целью обеспечения их сохранности и разработки на этой основе научно обоснованных заданий  по проектированию и оснащению фондовых помещений; и др.

Музееведческие  исследования имеют также прямое отношение к выработке единых форм различных видов внутри музейных документов, используемых в процессе научной обработки музейных предметов  и научно-вспомогательных материалов, а также к разработке необходимых  поисковых средств.

Понятие «фонды музея»

Деятельность музея  развертывается на основе музейных фондов. Успех в выполнении музеями их функций зависит от умения сотрудников выявить источники знаний и эмоций и культурные ценности, отражающие исторические процессы и явления и обладающие свойствами музейных предметов.

Их нужно приобрести, сохранить, исследовать, сделать доступными для использования в научной  и образовательно-воспитательной работе. Благодаря фондам музеи может  связать прошлое и настоящее  с будущим.

В основе фондовой работы, как и в основе всей деятельности музеев социалистических стран, лежит  марксистско-ленинская методология. В фондовой работе принцип партийности  находит выражение прежде всего в классовом подходе к музейному предмету — в выявлении его документационной связи с определенными классами, социальными слоями, общественными группами. В соответствии с принципом историзма музейные предметы рассматриваются как результаты и одновременно свидетельства исторического развития общества, изучаются всесторонне и комплексно — во всем их многообразии. В совокупности это направлено на познание исторических закономерностей.

Фонды музеев исторического  профиля включают музейные предметы, документирующие социально-экономические  процессы, классовую борьбу, внутреннюю и внешнюю политику, историю культуры.

Памятники материальной культуры создаются для удовлетворения утилитарных потребностей людей, но могут содержать и эстетическое начало: в таком случае мы говорим  о произведениях декоративно-прикладного  искусства.

Создание памятников материальной культуры не вызвано специальными задачами фиксации фактов. Памятник материальной культуры может выполнять функцию  знака, т. е. указывать на другой предмет, отсылать к нему, например давать некоторые сведения об орудиях труда, которыми он был изготовлен, выступить как их знак. Однако способность эта не составляет неотъемлемого качества памятника материальной культуры.

Информация о работе Музеи города Сочи