Музеи города Сочи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:04, реферат

Описание работы

В течение многих лет это слово воспринималось синонимом счастливого отдыха трудящихся. В 1930-1950 годы период активного государственного мифотворчества советского времени вместе с другими стройками коммунизма курорт должен был стать примером воплощенной сказки. Дворцовой репрезентативности санаторных комплексов соответствовал программный пафос строительства курорта для советского труженика: рабочего и колхозника. По сей день живет представление о Сочи, как о городе, рожденном социалистическим строительством – сначала придуманным, а затем осуществленным могучей творческой волей, подобно Петербургу, на пустом месте.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Иную природу  имеют изобразительные, письменные источники, фонозаписи. Они, как и вещественные источники, являются частью конкретной и воспринимаемой реальности, но создаются специально для того, чтобы выражать, хранить, передавать знания и чувства. Делается это при посредстве так называемых профессиональных знаков, созданных человеком для того, «чтобы с их помощью можно было выражать знания о любых вещах, свойствах, связях, отношениях и процессах».

Знак может быть подобен изображаемому предмету в определенных чувственно воспринимаемых свойствах: конфигурации, окраске и  т. д. При помощи таких знаков-подобий, рассчитанных на зрительное восприятие, и создаются предметы, относящиеся  к изобразительным источникам.

Созданные посредством  знака-подобия образы могут передать зрительное, пусть часто и условное, представление об общем виде предметов, их форме, материале, цвете. Семиотика  называет их иконическими. К ним относятся произведения изобразительного искусства, некоторые изображения практического назначения, такие, как учебный плакат, а также фотографии.

С одной стороны, изображение позволяет получать информацию, близкую по характеру  той, которую мог бы дать сам изображенный предмет, и в значительной мере сохраняет  достоверность и убедительность предметов, непосредственно открываемых зрению. С другой стороны, в силу своей знаковой природы изобразительный источник способен в определенной мере фиксировать и передавать информацию об общественных связях, отношениях, процессах, например в жанровой живописи, рисунке, фотографии. Он способен отразить отношение автора к изображаемому предмету, явлению, событию, т. е. он представляет собой специфическую форму проявления общественного сознания и может служить источником для изучения истории его развития.

 

Задачи научной  организации фондов музея 

Фонды музея представляют собой сложный комплекс предметов, имеющих неравноценное общественное значение и играющих неравноценную  роль в деятельности музея. Фонды  музея важно определенным образом  упорядочить.

Качественные различия предметов определяются прежде всего тем, относятся ли они к музейным предметам или к научно-вспомогательным материалам.

При формировании фондов не исключено приобретение музейных предметов, не относящихся к профилю  музея, а также большого числа  идентичных экземпляров. Поэтому в  фондах музея оказываются предметы, которые данному музею не нужны, но имеют иногда очень большое  значение для науки и культуры в целом. Они также относятся  к памятникам истории и культуры и охраняются законом.

Нужные музею  предметы могут быть уникальными  или типовыми, находиться в фондах в одном или в нескольких совершенно одинаковых, дублетных, экземплярах. Все  это в свою очередь определяет значение предмета для истории и  культуры в целом и для данного  музея в частности.

Коллекции также  связаны между собой способностью докумен-тировать те или иные стороны исторического процесса. Например, коллекции западноевропейских тканей и восточного оружия важны для документирования торговых связей России. Информация, содержащаяся в одной коллекции, способна дополнять и подтверждать информацию, содержащуюся в других коллекциях. Поэтому информация совокупности коллекций имеет новое качество. На этом основании в музейном деле России помимо понятия «музейная коллекция» употребляется понятие «музейное собрание», означающее совокупность коллекций. Музейная ценность музейного собрания определяется тем, насколько полно оно документирует в соответствии с профилем музея исторический процесс и насколько может служить средством музейной коммуникации.

Дублетный фонд в  основе своей обычно состоит из типовых  предметов. Однако возможно включение  в него и уникальных предметов. Это  может происходить лишь в тех  редких случаях, когда в музее  оказываются идентичные экземпляры уникальных предметов.

В составе фондов мемориальных музеев есть особенности. Коллекционный фонд этих музеев важно  разделить на фонд мемориальных предметов  и фонд предметов, не имеющих мемориального  значения.

Литературно-мемориальный музей Николая  Островского

 

Музей Островского  в г. Сочи, который является государственным литературно-мемориальным учреждением, был основан Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза СССР № 262 от 15 февраля 1937 года. В данном постановлении под названием «Об увековечении памяти Н.А. Островского — писателя и орденоносца» говорилось о решении организовать в личных комнатах дома писателя музей, который будет филиалом Государственного литературного музея. Екатерина Алексеевна Островская — сестра писателя, была первым директором этого дома-музея. Она вместе с матерью Ольгой Осиповной жили в этом доме, с радостью принимали посетителей, как желанных гостей, поили их чаем. За просмотром семейных фотографий в такой любящей обстановке нередко казалось, что и сам Николай Островский все еще присутствует в доме.

Первая литературная экспозиция о жизни и творчестве Н. Островского была представлена в  открытом выставочном павильоне  в 1938 году. Сотрудники музея, друзья и  близкие Николая Алексеевича  укомплектовали интересные фондовые коллекции, биографические материалы, оформили первые брошюры и буклеты о музее. Гости музея заполняли книгу  отзывов, которая, как отметил Ф. Волков (член ВЛКСМ г. Москвы), стала  яркой частью ненаписанной книги  о писателе.

Во времена Великой  Отечественной войны музей Островского  в г. Сочи пересекался с воинскими подразделениями фронтов — Первого Украинского, Второго Украинского, Первого Белорусского, Черноморского, а также с Особой Черноморской военной группой, которые представляли десантные части Новороссийска. Экипажи техники, которая использовалась на войне, а именно танка, самолета, минного заградителя, канонерской лодки, носили имя Н. Островского. На протяжении войны в музее побывало 65 тис. человек, организовано почти 2600 экскурсий. Слова Островского «сумей жить, когда жизнь невыносима» помогли тысячам солдатам, многие из которых были искалечены, обрести новый смысл жизни, поверить в себя заново.

В 1956 году было сооружено  здание, которое стало литературной частью музея. Здесь в 1957 году была открыта  историко-литературная экспозиция под  названием «Жизнь-подвиг». Автор  и его роман «Как закалялась сталь» обрели широкую популярность и признание  за пределами нашей Родины. Иностранные  представители (Душенов, Балацкая), оставляют в книгах отзывов записи, в которых утверждают, что дела Н. Островского бессмертны, а жизнь писателя — это величественная победа воли над телом, а также коллективизма над индивидуализмом.

В 1972 году завершилась  масштабная реконструкция литературной музейной части. В этом году открылась  третья экспозиция «Жизнь и творчество Н.Островского». Такие талантливые  московские художники, как В.Осокина  и В. Холмогоров занимались художественным оформлением экспозиции. В то время  вся Европа, и соответственно СССР, переживали настоящий музейный бум. Сейчас нам трудно в это поверить, что в музее каждые двадцать минут  проводилась новая экскурсия, количество человек которой было 30-35. Довольно часто экскурсовод, работающий в  музее, мог встретиться со своим  коллегой только в конце рабочего дня, и оба были охрипшие. Но, не смотря на это, каждая экскурсия была неповторимой и вдохновленной.

В конце восьмидесятых  годов прошлого века, когда страной  менялись политические ориентиры, музей  переживает новый, но совсем не легкий период своего существования. Главная  задача творческого коллектива была — сохранить музей, найти ему  место в новой наступающей  эре. Он очень верил в то, музей  переживет все неприятности того времени, его не постигнет такая  неприятная участь, которая произошла  с памятниками Ленину, Дзержинскому. Они глубоко верили, что свою историю  надо непременно всем знать. Это можно прочитать в одной из записей книги отзывов, написанной 28 августа 1991 года.

Подводя итог, хочется  добавить, что в наше время музей  Островского в г. Сочи — это  огромный труд музейщиков, которых  было четыре поколения, 20 тысяч музейных экспонатов, которые являются предметами государственного фонда, 450 выставок, 250 тис. экскурсий, 7 миллионов посетителей. В коллекции музея входят книжные раритеты, разнообразные предметы быта, а также прикладного искусства конца девятнадцатого — начала двадцатого веков, советские документы и нумизматика, живопись и графика.

Фонды музея

Музейное собрание Музея-заповедника «Щелыково» состоит из десяти коллекций. Комплектование осуществляется по следующим направлениям:

- жизнь и творчество А.Н. Островского;                                                                        - семья драматурга и его потомки;                                                                           - окружение А.Н. Островского (литературное, театральное, дружеское);

- воплощение произведений драматурга на сцене и в кино;                                    - бытование творческого наследия А.Н. Островского в культурном процессе;                                                                                                                       - жизнь деятелей искусства и культуры, связанных со Щелыковым;                                                                                                                     - история и бытование усадьбы Щелыково;                                                           - краеведение и этнография.

Предметы живописи, графики и скульптура объединены в коллекцию «Изобразительное искусство». Особые ценности собрания – прижизненная иконография драматурга, иконы XVII – XIX веков, живопись Б.М. Кустодиева, И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского, сценография ведущих театральных художников к спектаклям по пьесам А.Н. Островского.

Изделия прикладного  искусства, быта и этнографии выделены в три музейные коллекции: «Прикладное  искусство», «Ткани и костюмы», «Этнография». В этих коллекциях представлены: мебель, дворянская и мещанская утварь и  посуда, статуэтки из различных материалов, украшения, аксессуары, светские костюмы, церковные облачения, орудия труда  и предметы традиционного крестьянского  быта костромской губернии середины XIX–начала XX века. Особою ценность коллекций  составляют вещи принадлежавшие семье  драматурга и актерам, исполнителям ролей в спектаклях по пьесам А.Н. Островского.

 

В коллекцию «Нумизматика», кроме монет, входят предметы бонистики, фалеристики и почтовые марки. Монеты и банкноты относятся к XVIII – началу XX века.

Документы и редкие книги выделены в четыре музейные коллекции: «Рукописи, документы», «Редкая  книга», «Фотографии», «Аудио-видео». Рукописные документы, книги, журналы, газеты, аудио и видеозаписи, ценны, прежде всего, своей информативностью. Содержащиеся в них сведения документируют события личной и общественной жизни. В основной фонд музея включены документы, связанные с жизнью и творчеством драматурга и его окружения.

Коллекция «Программы, афиши» объединяет предметы печатной продукции: программы, афиши, буклеты, пригласительные и театральные  билеты к спектаклям по пьесам А.Н. Островского. Наиболее ценные и редкие из них  выпускались еще при жизни драматурга. Самые ранние афиши относятся к 1855 году.

Значительную часть  музейного собрания составляют дары. Надеемся, коллекции музея будет  и впредь пополняться новыми предметами и радовать наших посетителей, любящих творчество А.Н. Островского.

Сад-музей Дерево Дружбы

Сад-музей расположен в центре города Сочи по адресу: ул. Фабрициуса, 2/28; остановка пассажирского  транспорта “Золотой колос”. В 1934 ученый института Ф. М. Зорин для получения  новых, морозостойких сортов цитрусовых посадил в саду деревце дикого лимона. В его крону он последовательно  привил японские мандарины, испанские  апельсины, китайские кинканы, итальянские лимоны, грейпфруты и др. — всего 45 видов и сортов цитрусовых. В 1940 на этом дереве в память о своем посещении сада сделал прививку известный полярный исследователь О. Ю. Шмидт. В 1957 три вьетнамских врача предложили назвать это уникальное дерево-сад деревом Дружбы. К настоящему времени на нем растут ветки, привитые представителями 167 стран мира. Всего на нем сделано более 630 прививок. Они сделаны руками глав многих государств, видных общественных и политических деятелей, космонавтов, ученых и представителей культуры. В 1981 по инициативе продолжателя дела Зорина, Людмилы Макаровны Дмитриенко, в саду открылся музей (архитекторы Е. И. Боркалов, А. И. Савельев).

Рядом с деревом  Дружбы растет еще 60 молодых деревьев дружбы. Их посадили своими руками люди из разных стран и профессий. В  саду растут деревья из США, Польши, Канады, Японии и других стран. Экспонатами  музея являются подарки дереву Дружбы людей разных стран мира. Это национальные сувениры, письма, фото, реликвии, различные музыкальные инструменты, монеты, значки, шкатулки с землей с памятных и исторических мест. Всего в музее хранится свыше 20 тысяч подарков со всех континентов планеты.

История сада –  музея «Дерево Дружбы» неразрывно связана с историей города Сочи. После окончания Кавказской войны  в 1864 году, Черноморское побережье покидает коренное население. На освободившиеся земли хлынули переселенцы из внутренних губерний Российской империи. Для успешного освоения новых  земель требовался серьёзный научный  подход. Видные ученые и общественные деятели Краснов А.Н., Клинген И.Н. и др. обратились в Правительство с просьбой об открытии опытных станций в Сухуми и Сочи. В 1894 году Департаментом земледелия по указу наместника царя на Кавказе великого князя Михаила организована Сочинская опытная сельскохозяйственная и плодовая станция. В задачу станции входило – установление набора важнейших сельскохозяйственных культур, популяризация знаний о них и обеспечение посадочным материалом местного населения. Через несколько десятков лет, на базе этой опытной станции будет образован Всероссийский институт цветоводства и субтропических культур, структурным подразделением которого сад-музей является и в настоящее время.

 В 1933 года  на селекционном участке опытной  станции учёный Фёдор Зорин  начинает работу по выведению  новых морозоустойчивых и высококачественных  сортов цитрусовых. В 1934 году он  сажает небольшое деревце дикого  лимона (Poncirus trifoliate) к которому прививает японские мандарины, итальянские лимоны, американские грейпфруты, испанские апельсины, китайские кинканы и др. – всего 45 видов цитрусовых. Проходят годы, дерево растет, восхищая и привлекая посетителей своим необычным видом. Знаменитый полярный исследователь, Отто Юльевич Шмидт осенью 1940 года увидев «чудо–дерево» сделал прививку на нем. Так появилась первая авторская веточка на будущем Дереве Дружбы. Спустя 16 лет югославский профессор-биолог Ружица Главинич произвела прививку в честь содружества учёных разных стран. Вьетнамские врачи, решив, что это дерево – символ единства народов мира, предложили назвать его «Деревом Дружбы». Теперь на нём растут и плодоносят веточки представителей 167 стран мира, более 600 «живых автографов». Авторами прививок стали главы государств, общественные и политические деятели, космонавты, представители культуры, искусства и науки… Каждая ветка дерева выросла из маленькой почки, которую привили люди разных стран, профессий, национальностей, цвета кожи, разных вероисповеданий.

Информация о работе Музеи города Сочи