Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:31, реферат
Цивилизационный подход к историческому процессу предполагает учет и изучение в первую очередь того своеобразного, самобытного, что есть в истории народа или целого региона, помогает раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности. Сторонники этой теории особое внимание уделяют непрерывности, эволюционности общественного процесса (из чего, в частности, следует вывод о том, что революции – это вынужденный, нежелательный акт).
Введение 3
Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского 4
Теория круговорота цивилизаций А.Тойнби 8
Заключение 14
Источники 16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ИСТОРИИ
Реферат
На тему: «А. Тойнби и Н. Я. Данилевский о цивилизациях»
Исполнитель: Конорева К., ПД-103
Руководитель: к. и. н., доцент Кружкова
Т. И.
Екатеринбург, 2013
Оглавление
Введение 3
Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского 4
Теория круговорота цивилизаций А.Тойнби 8
Заключение 14
Источники 16
В конце XIX – начале ХХ вв. возник новый, культурологический подход к пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского («Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому», 1869) и О. Шпенглера («Закат Европы», 1918-1922), позднее ― А. Тойнби («Постижение истории», 1934-1961), Ф. Бэгби («Культура и история. Пролегомены к сравнительному исследованию цивилизаций», 1958), К. Квигли «Эволюция цивилизаций. Введение в исторический анализ», 1961) и др. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга «культурно-исторические типы» (Данилевский), «культуры» (Шпенглер) или «цивилизации» (Тойнби). Чаще всего использовалось последнее слово, из-за чего этот подход в России получил наименование цивилизационного. После отказа от марксизма он получил самое широкое распространение.
Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный) в данном случае ― это этап истории, который начинается вместе с выходом истории из естественного (первобытного) состояния и развивается далее на основе собственных предпосылок.
Цивилизационный подход к историческому процессу предполагает учет и изучение в первую очередь того своеобразного, самобытного, что есть в истории народа или целого региона, помогает раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности. Сторонники этой теории особое внимание уделяют непрерывности, эволюционности общественного процесса (из чего, в частности, следует вывод о том, что революции – это вынужденный, нежелательный акт).
Следовательно, цивилизационный подход помогает увидеть в истории многовариантность, не отбрасывая отдельные варианты как не отвечающие критериям какой-то одной культуры.
В этой концепции Н. Я. Данилевский разрабатывал идею неповторимости исторических явлений, уникальности культурно-исторического опыта отдельных народов. В её основу положена мысль Вико о развитии всех народов через 3 стадии, подобные тем, через которые проходит человеческое существо.
Николай Яковлевич Данилевский
(1822-1885) - публицист, социолог и естествоиспытатель,
один из многих русских умов, предвосхитивших
оригинальные идеи, возникшие позднее
на Западе. В частности, его взгляды
на культуру удивительно созвучны концепциям
двух виднейших мыслителей ХХ в. - О.
Шпенглера и А. Тойнби. Сын заслуженного
генерала, Данилевский, однако, с юных
лет посвятил себя естественным наукам,
а также увлекался идеями утопического
социализма. После получения кандидатской
степени он за участие в революционно-
Будучи идеологом панславизма - течения, провозглашавшего единство славянских народов, - Данилевский задолго до О. Шпенглера в своем главном сочинении "Россия и Европа" (1869) обосновывал идею о существовании так называемых культурно-исторических типов (цивилизаций), которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой. Так же как и биологические особи, они проходят стадии зарождения, расцвета и гибели. Начала цивилизации одного исторического типа не передаются народам другого типа, хотя и подвергаются определенным культурным влияниям. Каждый "культурно-исторический тип" проявляет себя в четырех сферах: 1) религиозной, 2) культурной, 3) политической и 4) социально-экономической. Их гармония говорит о совершенстве той или иной цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, проходящих путь от "этнографического" состояния через государственность до цивилизованного уровня.
Цикл жизни культурно-
В св. труде “Россия и
Европа” Данилевским
Все цивилизации в своём развитии проходят 3 возраста, подобные человеческим и природным. Это несовершеннолетие, совершеннолетие и старость. Все народы были разделены Данилевским на 3 группы:
Каждая из цивилизаций
развивает одно или несколько
лежащих в её основании начал.
И ни одна из них не может, поэтому
претендовать на первенство. Греческая
цивилизация была созидательницей
в эстетической области; семиты –
в религиозной; римляне – в
области права и
Отрицая существование единой
мировой культуры, Данилевский выделял
10 культурно-исторических типов (египетский,
китайский, ассиро-вавилонский, индийский,
иранский и др.), частично или полностью
исчерпавших возможности своего
развития. Одной из позднейших стала
европейская романо-германская культурная
общность. Качественно новым и
имеющим большую историческую перспективу
Данилевским провозглашается
Как бы ни относиться к взглядам Данилевского, они до сих пор, как и в свое время, питают и питали имперскую идеологию и подготовили появление такой современной общественной науки, как геополитика, тесно связанная с цивилизационным подходом к истории.
Арнольд Джозеф Тойнби (1889—1975) – английский историк и социолог, автор 12-томного «Постижения истории» (1934—1961) – труда, в котором он (на первом этапе не без влияния О. Шпенглера) так же стремился осмыслить развитие человечества в духе круговорота «цивилизаций», употребляя этот термин в качестве синонима «культуры».
А.Дж. Тойнби происходил из английской семьи среднего достатка; следуя примеру своей матери - преподавателя истории, окончил Оксфордский университет и британскую Археологическую школу в Афинах (Греция). Вначале он увлекался античностью и трудами Шпенглера, которого как историк культуры впоследствии превзошел. С 1919 по 1955 г. Тойнби был профессором греческой, византийской, а позднее и всемирной истории в Лондонском университете. В годы первой и второй мировых войн он одновременно сотрудничал с МИДом, был членом британских правительственных делегаций на Парижских мирных конференциях в 1919 и 1946 гг., а также руководил Королевским институтом международных отношений. Значительную часть жизни ученый посвятил написанию своего знаменитого труда — энциклопедической панорамы развития мировой культуры.
Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями».
Таких развившихся «локальных цивилизаций» Тойнби насчитывает более двадцати. Это — западная, две православных (русская и византийская), иранская, арабская, индийская, две дальневосточных, античная, сирийская, цивилизация Инда, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя, египетская и др. Он указывает также на четыре остановившиеся в своем развитии цивилизации — эскимосскую, момадическую, оттоманскую и спартанскую и пять «мертворожденных».
Однако сразу возникает
вопрос: почему некоторые общества,
подобно многим примитивным группам,
становятся неподвижными на ранней стадии
своего существования и не складываются
в цивилизации, тогда как другие
достигают этого уровня? Ответ
Тойнби таков: генезис цивилизации
нельзя объяснить ни расовым фактором,
ни географической средой, ни специфической
комбинацией таких двух условий,
как наличие в данном обществе
творческого меньшинства и
Группы, в которых налицо
эти условия, складываются в цивилизации.
Группы, не обладающие ими, остаются на
доцивилизованном уровне. Механизм рождения
цивилизаций в этих условиях сформулирован
как взаимодействие вызова и ответа.
Среда намеренно
Возникает и второй вопрос:
почему четыре цивилизации дальнезападная
христианская (ирландская), дальневосточная
Христианская (несторианская в Средней
Азии), скандинавская и сирийская
развивались ненормально и
Рост цивилизации, по мнению ученого, отнюдь не сводится к географическому распространению общества. Он не вызывается им. Если географическое распространение с чем-нибудь положи, тельно связано, то скорее с задержкой развития и с разложением, чем с ростом. Подобным же образом рост цивилизаций не ограничивается и не вызывается техническим прогрессом и растущей властью общества над физической средой. Какого-то четкого соотношения между прогрессом техники и прогрессом цивилизации культуролог не признает.
Тойнби считает, что рост
цивилизации состоит в
Интересна мысль Тойнби о
том, что растущая цивилизация —
это постоянное единство. Ее общество
состоит из творческого меньшинства,
за которым свободно следует, подражая
ему, большинство — внутренний пролетариат
общества и внешний пролетариат
варварских соседей. В таком обществе
нет братоубийственных схваток,
нет твердых, застывших различий.
В результате процесс роста представляет
собой рост целостности и индивидуального
своеобразия развивающейся
И еще один, третий вопрос:
как и почему цивилизации «надламываются,
разлагаются и распадаются»? Не менее
16 из 26 цивилизаций сейчас «мертвы
и погребены». Из оставшихся в живых
десяти цивилизаций «полинезийская
и кочевая... находятся сейчас при
последнем издыхании; а семь из восьми
других в большей или меньшей
степени — под угрозой
Информация о работе Н. Я. Данилевский и А. Тойнби о цивилизациях