Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:31, реферат
Цивилизационный подход к историческому процессу предполагает учет и изучение в первую очередь того своеобразного, самобытного, что есть в истории народа или целого региона, помогает раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности. Сторонники этой теории особое внимание уделяют непрерывности, эволюционности общественного процесса (из чего, в частности, следует вывод о том, что революции – это вынужденный, нежелательный акт).
Введение 3
Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского 4
Теория круговорота цивилизаций А.Тойнби 8
Заключение 14
Источники 16
Упадок, как считает Тойнби,
нельзя приписать космическим
Сам упадок — это не единовременный акт, а весьма длительная стадия, которая, согласно Тойнби, состоит из надлома, разложения и гибели цивилизаций. Между надломом и гибелью цивилизации нередко проходят столетия, а иногда и тысячелетия. Так, например, надлом египетской цивилизации произошел в XVI в. до н.э., а погибла она только в V в. н.э. Период между надломом и гибелью охватывает почти 2000 лет «окаменевшего существования», «жизни в смерти». Но как бы долго это ни длилось, судьба большинства, если не всех, цивилизаций влечет их к конечному исчезновению, раньше или позже. Что касается западного общества, то оно, видимо, по Тойнби, обнаруживает все симптомы надлома и разложения. Но все же он считает, что мы. можем и должны молиться, чтобы нам не было отказано в отсрочке, причем просить ее вновь и вновь с сокрушенным духом и сердцем, полным раскаяния.
Подробный анализ повторяющихся
моментов, симптомов и фаз упадка
цивилизаций дается в разных томах
исследования Тойнби. Здесь можно
коснуться только некоторых. Творческое
меньшинство, опьяненное победой, начинает
«почивать на лаврах», поклоняться
относительным ценностям, как абсолютным.
Оно теряет свою харизматическую
привлекательность, и большинство
не подражает и не следует ему.
Поэтому приходится все больше и
больше использовать силу, чтобы контролировать
внутренний и внешний пролетариат.
В ходе этого процесса меньшинство
организует «универсальное (вселенское)
государство», подобное Римской империи,
созданной эллинистическим
Именно в такие периоды «внутренний пролетариат» отделяется от меньшинства и часто рождает «универсальную (вселенскую) церковь», например, христианство или буддизм, как свою собственную веру и установление. Таким образом, нетворческие силы общества совершают творческий акт.
Это, вообще говоря, одно из
многочисленных противоречий в системе
Тойнби. Когда «универсальное государство»
господствующего меньшинства
А как поступает в такой
ситуации внешний пролетариат? Стремится
врасти в старую цивилизацию? Отнюдь,
нет. Он организуется и начинает штурмовать
падающую цивилизацию. Таким образом,
раскол входит в тело и душу цивилизации.
Он приводит к росту распрей и
братоубийственным войнам... Раскол
в душе обнаруживает себя в глубоком
изменении настроенности и
В такие времена чувство затерянности в потоке, чувство греха все возрастают. Половая распущенность и смещение принципов (синкретизм) становятся господствующими. Вульгаризация и «пролетаризация» захватывают искусства и науки, философию и язык, религию и этику, нравы и установления. За исключением преображения, никакие усилия и спасители не могут остановить разложения. В лучшем случае, как отмечалось, цивилизация «окаменевает» и может века и даже тысячелетия существовать в этой форме «жизни и смерти». Но рано или поздно она обычно исчезает. Единственный плодотворный путь — это путь преображения, перенос цели и ценностей в сверхчувственное царство Божие. Оно не может остановить разложение данной цивилизации, но может послужить посевом, из которого вырастает новая дочерняя цивилизация. Таким образом, это шаг вперед в вечном процессе возвышения от человека к сверхчеловеку, от «града человеческого к граду Божьему», как предельному итогу человека и цивилизации. Эти свои рассуждения Тойнби заканчивает почти на апокалиптической ноте: «Цель преображения — дать свет тем, кто погряз во тьме... Она достигается в поисках царства Божьего, чтобы привести его жизнь в действие... Таким образом, цель преображения — царство Божие...»
Следовательно, вся человеческая история или весь процесс цивилизации превращается в творческую традицию. Через отдельные цивилизации и их ритмы, совпадающие в единстве, но конкретно различные, реальность разворачивает свое богатство и ведет от «подчеловека» и «подцивилизации» к человеку и цивилизации, а в итоге к сверхчеловеку и преображенной сублимированной (эфирной) сверхцивилизации царствия Божьего.
Деятельность духа, струящегося по земле и влекущего свои нити по ткацкому станку времени, — это история человека, как он себя проявляет в генезисе и росте, в разложении человеческих обществ. Во всем этом колыхании жизни мы можем слышать биение основного ритма вызова и ответа, отступления и возвращения, расстройства и соединения, отчуждения и усыновления, раскола и возрождения.
Вечные повороты колеса — не пустое повторение; если с каждым поворотом они влекут колесницу все ближе к цели, и если «возрождение» означает рождение чего-то нового, то колесо существования — не просто дьявольская выдумка, не простое средство подвергнуть вечной муке осужденного Иксиона. Творение не было бы творческим, если бы оно не поглощало в себе все существующее на небе и на земле.
Этот общий скелет философии
истории Тойнби одел в богатую и плодотворную
плоть фактов...
Конечно, у цивилизационного подхода есть явные недостатки:
1) Его сторонники, посвящая
анализу культуры все свое
внимание и энергию, часто
2) Не учитывается связь
между различными
3) Говорить о "теории
цивилизаций" как единой
XX век поколебал устои
самой истории как таковой,
многократно усилив интерес к
философско-исторической
Такими стали основные темы трудов разных и непохожих друг на друга мыслителей XX века — А. Тойнби, О. Шпенглера, К. Ясперса, П. Сорокина и многих других. Труды их во многом противоречат друг другу — но ведь историю во всем ее многообразии нельзя свести к единому и постоянному набору базовых утверждений, нет универсального ключа к пониманию хода и сути исторического процесса. Многообразие оценок ученых — не недостаток, а достоинство философии истории как научной дисциплины.
Информация о работе Н. Я. Данилевский и А. Тойнби о цивилизациях