Национальный вопрос в царской России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:59, реферат

Описание работы

Российская империя была многонациональной и многоконфессиональной державой. Ее исторической и этнической основой являлся русский народ. Россия, согласно «Основным законам империи», была православной монархией, в которой Русская Православная церковь занимала ведущие позиции. Показательно, что в документе, удостоверяющем личность человека, указывалась не его национальность, а вероисповедание.
Крупнейшими наряду с русскими этносами были во второй половине ХIХ в. Украинцы, белорусы, поляки, татары, немцы, башкиры, финны, евреи и др.; миллионы последователей имели православие, ислам, католицизм, протестантизм, буддизм, иудаизм.
Успешная национальная политика являлась непременным условием стабильности и единства страны. Она не была целостной и имела существенные особенности по регионам.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 65.87 Кб (Скачать файл)

             Февральская революция явилась началом, исходной точкой мощного процесса, завершение которого вышло далеко за рамки революционного года. Она рельефно обнажила все накопившиеся за предыдущие десятилетия тревоги и надежды широких слоев российского общества. Ситуация в стране радикально изменилась, но перспективы были еще не ясны. В ходе бурной политической жизни России в 1917 г. обозначились три альтернативных пути дальнейшего развития страны: реакционный (основанный на установлении в стране военной диктатуры в целях подавления радикальных движений и доведения войны до победы), реформистский (нацеленный на формирование в стране буржуазно-демократической республики по западному образцу) и революционный (основанный на переходе к социалистической революции).

               Выбор пути развития страны предстояло сделать в экстремальных условиях войны, резкого ослабления всех вертикалей власти, неграмотности большей части населения страны, незавершенности формирования гражданского общества, реального многовластия — кроме формирующихся на окраинах страны национальных органов, произошел раскол новых властных структур в центре (двоевластие): Временное правительство и Петроградский Совет.

5. Национальный вопрос и временное правительство.

                 Проблема регулирования межнациональных отношений в многонациональной стране была одной из сложнейших проблем для  революционной власти в 1917 г.,  поскольку оказалась непосредственно связанной с перспективой решения вопроса о территориальном устройстве государственной власти. Это решение, по общему мнению, окончательно должно было принять Учредительное Собрание и закрепить его в Конституции России.

                 Подготовка конституционной реформы была начата Временным правительством практически с первых дней его существования.Форма территориально-государственного устройства России к октябрю 1917 г. может быть определена как унитарная с существенной децентрализацией управления: империя имела в своем составе территории с особым правовым статусом – Царство Польское, Великое княжество Финляндское. Правда, в начале XXвека царская власть, напротив, стремилась максимально централизовать управление. Под протекторатом России находились Бухарский эмират и Хивинское ханство. С 1914 г. под покровительство России была взята Тува.

                Российская империя не была первой, тем более – единственной, кому приходилось искать новые способы сохранения контроля над подвластными территориями в период глубоких кризисов. Либералы все чаще обращались к опыту Британской империи, которая переживала к тому моменту уже длительный процесс распада, но находила новое содержание  и форму взаимодействия с бывшими колониями. 

           Левые силы российской политики - социалистические партии - понимали теоретическое положение о праве наций на самоопределение, как право на любую форму автономии и самостоятельности. Но только большевики последовательно поддерживали такие устремления национальных меньшинств России в 1917 г. на практике.  

            Политический центр, конституционные демократы, не считали возможным предоставление политических прав населению России по национальному признаку. В политической программе партии кадетов 1905-1907 гг. национально-территориальная автономия как универсальное средство решения национального вопроса отвергалась. Кадеты не соглашались и с идеей разделения России на самостоятельные национальные государства. Они считали необходимым в едином государстве обеспечить равенство представителей всех национальностей перед законом. Так, член ЦК партии кадетов Б.Э. Нольде в докладе по национальному вопросу на IX  съезде кадетской партии в июле 1917 г. предлагал в решении национального вопроса основываться на принципе «личном», то есть на определенных стремлениях каждого гражданина, а не «местном», без прикрепления национальностей к определенным территориям.  

         Первое заседание Юридического Совещания, или, как оно было названо в первом протоколе, Юридической консультации при Совете Министров[1], открылось 8 марта 1917 года. 

           Временное правительство и его Юридическое совещание столкнулись с постепенно нараставшим национализмом и стремлением к автономии или полной государственной самостоятельности со стороны представителей ряда национальностей России. Польский вопрос был одним из острейших. Известно, что еще накануне Iмировой войны в качестве части общего плана послевоенного устройства в Европе Российское правительство имело в виду создание сильного самостоятельного  польского государства, как стратегического партнера России в Европе. Временное правительство в Манифесте от 16(29) марта 1917 г. объявили о признании независимости Польши[2], приняв важное решение по национальному вопросу.

          Наряду с польским вопросом, как показала история 1917-1918 гг., стояли также финский, украинский, татаро-башкирский (шире – мусульманский), проблема Закавказских и Среднеазиатских территорий. 

         Радикализм националистов нарастал по мере ухудшения политической ситуации в столице России. «Отдел сношений с провинцией», образовавшийся 10(23) марта 1917 г. при Временном Комитете Государственной Думы,  среди проблем, волновавших население в начальный период революции (с марта по май 1917 г.), не выделял в качестве самостоятельного национальный вопрос. В полученной информации с Украины, например, не отмечались признаки шовинизма или национализма в момент официальных мероприятий в честь новой российской власти. Однако отношение к украинской идее у местного населения было разным. Интеллигенция выражала «горячее желание воскресить былую самостоятельность Украины, модернизировав ее сообразно с изменившимися условиями. Сквозь это желание  нередко и невольно пробиваются нотки в отношении русского государства, даже в его новых правовых очертаниях». Характер настроений широких слоев населения оценивался как тяготение к культурной самостоятельности, а не отчуждению от России. Так, крестьянский съезд в Полтаве прошел под флагом федеративной республики с широкой автономией Украины.

           На Московском Государственном Совещании в августе делегаты от национальных групп были умеренными и стояли на позиции не предрешения национального вопроса до Учредительного Собрания. В некоторых выступлениях были высказаны призывы признать политические права национальных меньшинств, что не означало намерений отделения от России.

          Однако 14(27) сентября - в первый же день работы Всероссийского Демократического Совещания, в выступлениях делегатов от Белорусской военной организации, Украинской Центральной Рады прозвучали требования «признать неограниченное право наций на самоопределение».  

         Правительство по-разному действовало в отношении различных национальных окраин. Но, в общем, оно продолжало придерживаться фундаментального принципа первичности индивидуальных прав по отношению к коллективным правам национальных сообществ. Основное внимание в развитии публичного права России этого периода уделялось не национальному вопросу как таковому, а определению основ правового статуса личности, как фундамента для разрешения всех остальных вопросов российского права.

          Весной 1917 г. в нормативные акты было введено понятие   «российский гражданин» вместо понятия «русский подданный». Уясняя сущность терминологических различий, ЮС в заседании 11(24) апреля 1917 г. пришло к выводу, что прежний термин был соединен с представлением о некоторой связанности лица чуждой ему правовой силой, которая уполномочена самостоятельно и по своему собственному произволу определять юридическое положение подданного. «Подданный (subjecti) всецело подчинен стоящей выше его власти. Указанное значение термина не соответствует началам нового свободного государственного строя. При перенесении всего суверенитета  в полном его объеме на народ в его совокупности, отдельные лица приобретают иное положение: они из людей подчиненных чужой правовой воле обращаются в лиц, пользующихся свободой самоопределения и наделенных неотъемлемыми правами, совокупность которых обнимается общим термином гражданства (civitas)». 

          Специально в отношении жителей Финляндии этот вопрос рассматривался 26 июня (9 июля) на заседании ЮС.  Члены совещания пришли к выводу, что этих лиц в законодательстве следует именовать «российскими гражданами», поскольку они пользуются политическими правами на всей территории России, а также «финляндскими гражданами», что соответствовало, по их мнению, особому положению Финляндии в составе Российского государства[7]. Понятие гражданства, таким образом, члены Совещания жестко не увязывали с республиканской формой правления. Они считали право гражданства неотъемлемо принадлежащим «свободному члену свободного общения», независимо от формы правления. Главным посылом для них в понимании термина «гражданин» было признание совокупности лиц, наделенных «всей полнотой самоопределения», источником власти и носителем верховной власти.

Временное правительство  в целом проводило политику, определяющую реформистский путь развития страны. Но нерешенность основных вопросов (прежде всего аграрного и прекращения войны), нерешительность и непоследовательность действий правительства, «министерская чехарда» быстро вели к падению авторитета правительства и представленных в нем партий (кадетов, меньшевиков, эсеров). Поэтому ускорились процессы стремительной радикализации масс и роста популярности большевиков (отстаивающих третий путь) с их простыми и сверхрадикальными лозунгами. Показателями этого стали переход под руководство большевиков Петроградского (31 августа) и Московского (5 сентября) Советов и глубокий раскол в среде меньшевиков и эсеров, появление в обеих партиях сильного левого крыла, близкого по настроениям к большевикам.

В этих условиях руководство  РСДРП (б) во главе с В. И. Лениным  взяло курс на вооруженное восстание. После жарких дискуссий соответствующее  решение было принято на заседаниях ЦК 10 и 16 октября (против выступили Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев). Непосредственная организация восстания проводилась Петроградским Советом (председатель — Л. Д. Троцкий) и созданным при нем Военно-революционным комитетом (ВРК), руководителем которого был левый эсер П. Лазимир.

24—25 октября вооруженное  восстание в Петрограде практически  без кровопролития свергло Временное правительство. Его результаты были закреплены II съездом Советов (25—26 октября), проходившим с преобладанием большевиков и левых эсеров (правая часть меньшевиков и эсеров его покинула). Съезд передал всю полноту власти в центре и на местах Советам, избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и создал правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с Лениным, а также принял Декреты о мире и о земле. Первые Декреты показали, что большевики вовремя учли негативный опыт Временного правительства, свой приход к власти они сразу же, без отсылок к будущему Учредительному собранию закрепили решением самых насущных задач революции. Такую же роль сыграла принятая 2 ноября Декларация прав народов России, ставшая программой — знаменем национально-освободительных движений в окраинных районах страны.

 Утром 25 октября 1917 года Военное – революционный комитет от имени Петроградского Совета объявил Временное правительство низложенным

6.Национальная политика в первые годы Советской власти.

           Объединительное движение по созданию Советского многонационального государства началось сразу после победы Октябрьской революции и распада империи и прошло три этапа. Первый (октябрь 1917г. – середина 1918г.) ознаменовался рождением Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, которая последовательно, по мере реализации курса на равноправие народов, превращалась в федерацию нового типа. Второй Всероссийский съезд Советов подчеркнул, что советская власть «...обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение».

           Правовой основой советской национальной политики на первом этапе стала «Декларация прав народов России» от 2 ноября 1917г., провозгласившая равенство и суверенность народов России; ихправо на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмену всех и всяких национальных и национально–религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

               В обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» Совнарком гарантировал полную и беспрепятственную свободу устройства жизни мусульман. К концу 1917г. Совнарком принял Манифест к украинскому народу, декрет о Турецкой Армении, декрет о признании государственной независимости Финляндии. Во всех этих документах разъяснялись принципы, которыми руководствовалась Советская власть в решении национального вопроса. «Мы хотим как можно более крупного государства, – разъяснял В.И.Ленин, – как можно более тесного союза, как можно большего числа наций, живущих по соседству с великоруссами; мы хотим этого в интересах демократии и социализма...».

                На первом этапе на территории бывшей царской России возникли автономные республики, территориальные автономии с учетом национального состава населения, появились суверенные Советские республики.

                Второй этап объединительного движения народов советских республик связан с периодом гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918–1920гг.). К этому времени сложилась группа советских республик, связанных друг с другом сотрудничеством по самым разнообразным вопросам.  
Декретом от 6 июня 1919г. был оформлен военно–политический союз России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии. Егосуть сводилась к тесному объединению: 1)военной организации и военного командования; 2)советов народного хозяйства; 3)железнодорожного управления и хозяйства; 4)финансов и 5)комиссариатов труда республик – с тем, чтобы руководство указанными отраслями было сосредоточено в руках единых коллегий. Всероссийский ЦИК проводил объединение усилий республик на основе соглашения с ЦИК и СНК указанных республик. В этот период были заключены двусторонние соглашения РСФСР с УССР, БССР и другими республиками. Для второго этапа характерно становление советской государственности в национальных районах, где развернулась острая борьба с националистической контрреволюцией.

                На третьем этапе объединительного движения народов советских республик (1921–1922гг.) они договариваются о военно–хозяйственном союзе, организуют единый дипломатический фронт. Время показало, что федерация на двусторонних договорах имела существенные недостатки. Назревшие потребности более тесного сотрудничества республик в экономической и государственной жизни обусловили необходимость создания нового союзного государства.

Информация о работе Национальный вопрос в царской России