Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 07:19, курсовая работа
Целью данной курсовой является исследование и освещение конфликта и путей ее разрешения.
Задачей курсовой является изучение истории конфликта в Нагорном Карабахе, ход самого конфликта и боевых действий, и перспективы ее дальнейшего разрешения.
Введение………………………………………….…..……....3
Глава 1.Нагорно-Карабахский конфликт в начале 20-го века…………6
1.1 История Карабахского конфликта(1917-1920)………….….….6
1.2 Армяно-азербайджанская война…………………......................9
Глава 2. Новый конфликт и ее экскалация.
2.1. Новый виток конфликта в 1980-х г……………………….…….11
2.1.1 Начало вооруженных столкновений…………………….….....17
2.2.Карабахская война 1992-1994г………………………………….…19
Заключение…………………………………………………………21
Литература………………………………………………………….23
Как стало известно впоследствии, начиная с весны 1920 г., на контакты с руководством Советской России вышли представители турецких кемалистов, рассматривавших Советскую Россию как союзника в борьбе с империалистической Антантой, эти контакты были установлены через Азербайджан. В начале июня 1920 г. НКИД РСФСР было получено датированное 26 апреля письмо председателя созванного в Анкаре Великого национального собрания Турции Мустафы Кемаль-паши, адресованное правительству РСФСР, где Мустафа Кемаль заявлял, что Турция обязуется бороться с советской Россией против империалистов и надеется на содействие Советской России на помощь в отражении врагов.
На послевоенный
статус Нагорного Карабаха
В июле 1923 года
районы Азербайджанской ССР с
преимущественно армянским
Я пришел к выводу, что
конфликт разгорелся на фоне падения
Российской Империи и прекращения
действий законов обуславливающих
взаимоотношения между
Глава 2. Новый конфликт и ее экскалация.
2.1.Новый виток конфликта в 1980-х г.
До начала эпохи перестройки и гласности национальные идеи и требования народностей никогда не становилось достоянием широких масс. В советском Союзе подавлялась любая попытка заговорить не то что об отделении, но и просто поднятие любой темы на национальной почве. В стране возобладал лозунг дружбы народов. Но с перестройкой пришли идеи демократизации общества, заставившие ослабить цензуру в печати. И в середине 80-х г. начали выходить статьи в газетах с требованиями об изменении статуса НКАО и передачи ее АрмССР, все это происходило на фоне недовольства армянского населения своим социально-экономическим положением. Также они обвиняли АзССР к пренебрежении к правам армян, в сохранении экономической отсталости НКАО и в создании искусственных преград для культурных связей между НКАО и Арменией. Уже в начале октября 1987 года на митингах в Ереване, посвящённых экологическим проблемам, прозвучали требования передачи НКАО Армянской ССР, которые повторялись в многочисленных обращениях, направлявшихся в адрес советского руководства.
По оценкам российского
политолога С. М. Маркедонова, в массовом
сознании армянского общества борьба
за права карабахских армян
Борьба за присоединение
НКАО интерпретировалась как борьба
за «воссоединение» армянских
То есть за формирование общественного мнения на территориях населенных армянами занималась не компартия Армении, которая судя по всему к этому времени уже теряло нити управления массами, но также и то что население все меньше и меньше доверяло власти, считая что она действует в интересах центра, а не своего народа.
Руководство Азербайджанской
ССР и Коммунистической партии Азербайджана,
со своей стороны, пыталось урегулировать
ситуацию, задействовав привычные командно-
Советское государственное
и партийное руководство, не желавшее
создавать прецедент пересмотра
существующего национально-
Как отмечает Г. В. Старовойтова:«советское руководство «совершенно обоснованно опасалось, что одобрение такого изменения может привести к неуправляемому развалу Советского государства. Вдобавок к этому, национально-демократическое движение Армении имело заметную антикоммунистическую окраску, что едва ли способствовало склонению Москвы к удовлетворению этих требований»3.
Как отмечал А. Зверев :«с точки зрения советского руководства массовые выступления, всеобщие забастовки и политические требования, выдвигавшиеся в Армении, представляли гораздо большую опасность, чем погромы в Сумгаите. Протесты в масштабе союзной республики представляли собой «давление на государственную власть», с которым мириться было нельзя. В отличие от Азербайджана, где местное партийное руководство поначалу контролировало ситуацию (за исключением НКАО), в Армении коммунистическая партия стремительно теряла власть в ходе общенациональной кампании гражданского неповиновения и к концу 1988 года полностью утратила авторитет. В этих обстоятельствах руководство СССР применяло различную тактику: обещания экономической помощи, пропаганда и запугивание, оказание политического давления через посредство других союзных республик, введение прямого управления и применение репрессивных мер: аресты руководителей национальных движений, введение режима чрезвычайного положения и, наконец, военные операции против незаконных военизированных формирований и депортация целых общин».4
То есть Советское
руководство не хотело
В течении лета происходили митинги на которых собирались подписи с требованием передачи НКАО в состав Армении, который был назван референдумом. В декабре в Москву прибыла первая делегация карабахских армян и передала подписи в приемную ЦК КПСС. По разным источникам подписей было собрано 75-85 тыс. В январе 1988 при содействии видных армянских писателе и деятелей прибыла вторая делегация, которая кроме обращений привезла еще 84 документа касающихся истории НКАО. Члены делегации встретились с заведующим приёмной ЦК КПСС А. Кригиным, кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС П. Н. Демичевым, заведующим подотделом межнациональных отношений ЦК КПСС В. А. Михайловым. Ещё одна делегация из Карабаха в начале февраля 1988 года вновь встречалась в Москве с В. А. Михайловым, а затем с министром иностранных дел СССР А. А. Громыко. Но все эти делегации кроме встреч и обсуждений ни к чему не привели.
Зимой 1987 — 1988 годов в Азербайджан начали прибывать первые беженцы-азербайджанцы из Кафанского и Мегринского районов Армянской ССР.
Тем временем 10 февраля азербайджанские власти на призыв об объединении Нагорного Карабаха с Арменией, выступило с заявлением, что никогда АзССР не примет подобные требования.
ЦК КПСС поручил ЦК Компартии Азербайджана и Армении принять необходимые меры к выходу из сложившейся ситуации, направить все средства политического и идеологического влияния на разъяснение ленинской национальной политики, ее сущности на современном этапе. Во всей работе исходить из того, что национальный вопрос требует пристального и постоянного внимания к национальным особенностям, психологии, учета жизненных интересов трудящихся.
Партийным и советским
органам республик предложено нормализовать
обстановку вокруг Нагорного Карабаха,
обеспечить общественный порядок и
строгое соблюдение социалистической
законности, выработать и осуществить
меры по дальнейшему социально-
22-23 февраля в Баку и других городах Азербайджанской ССР состоялись первые митинги в поддержку решения Политбюро ЦК КПСС о недопустимости пересмотра существующей национально-территориальной структуры.
Тем временем в НКАО разрастается национальное движение в пользу объединения. В ее обсуждении на пленуме ЦК Армении, она не была поддержана, высшие власти АрССР сообщили: вопрос будет решен на ближайшем пленуме ЦК КПСС. И это решение фактически объединило коммунистов Армении с националистами. И был создан Организационный комитет объединения «Карабах», который начал оказывать давление на государственные органы с целью передачи НКАО Армении. Именно эта организация стала выразителем общественного настроения широких масс, взамен дискредитировавшего себя бездействием компартию Армении.
25-26 февраля на митинг
в Ереване вышло уже более
1 млн.чел, что говорит о полной
поддержке НКАО населением
27-29 февраля произошли
печальные события, которые
С. М. Маркедонов: «…радикально изменили умонастроения жителей Армении…, вызвали кризис доверия к центральной власти. В требованиях и лозунгах армянских объединений стали звучать критические по отношению к КПСС мотивы».5
Как отмечает А. Зверев: «неспособность центральных властей применить силу для защиты гражданских лиц имела серьезные последствия для дальнейшего развития этнических конфликтов на Кавказе и в Средней Азии: создав впечатление, что насилие себя оправдывает, она сформировала условия для повторения бесчинств. Стало ясно, что любое изгнание национального меньшинства с мест своего проживания под угрозой террора останется безнаказанным».6
Все это говорит что
центральная власть утратило всякое
доверие людей на местах своей
беспомощностью, бездействием. У людей
сложилось впечатление в
12 января 1989г. по решению Президиума Верховного Совета СССР в НКАО было введено прямое управление с образованием Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью под председательством А. И. Вольского, заведующего отделом ЦК КПСС. Были приостановлены полномочия областных партийных и государственных органов, ограничены конституционные права граждан. Комитет был призван предотвратить дальнейшее обострение обстановки и способствовать её стабилизации.
В Армении и Нагорном Карабахе было введено чрезвычайное положение. По решению советского руководства были арестованы члены так называемого комитета «Карабах» .
Ситуация начала обостряться с конца апреля, когда лидеры объединения перешли к тактике откровенного провоцирования столкновений между армянским населением и внутренними войсками СССР и азербайджанцами. В мае создаются первые вооруженные формирования армян живущих на севере НКАО. Также в июле создается Народный Фронт Азербайджана(НФА), которая имея поддержку населения стала противостоящей стороной армянского движения, и тоже лишь усугубляла конфронтацию.
2.1.1. Начало вооруженных столкновений.
С января с 1990г. начинаются взаимные артиллерийские обстрелы на границе НКАО.
13-18 января в результате армянских погромов в Баку, 20 января введены войска внутренних войск СССР для предотвращения захвата власти Народным Фронтом Азербайджана. В результате ввода войск было убито до 137 чел. и ранено более 800 жителей.7
В дальнейшем с обоих сторон боевики нападали на села, где грабили и убивали лиц противоположной национальности. Внутренние войска МВД не всегда успевали предотвратить или защитить мирное население и также как они теряли убитыми и раненными своих военнослужащих. В связи с этим был издан Указ Президента СССР от 25 июля «О запрещении создания незаконных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения». По этому указу весь год начали происходить розыскные мероприятия, в основном в армянских селах, где проводили паспортно-визовый контроль, искали оружие.
Обострение ситуации произошло в августе когда армянские боевики напали на Казахский район Азербайджана. В район боев 20 августа была переброшена тяжелая техника: танки, зенитные установки и вертолеты. И в течении дня два села были освобождены. По данным МВД СССР в ходе боёв погибли офицер внутренних войск и двое сотрудников милиции, ещё 9 военнослужащих и 13 местных жителей были ранены. По армянским данным, потери ополченцев предположительно составляют 5 человек убитыми и 25 ранеными, по азербайджанским — около 30 убитыми и 100 ранеными.
В сентябре активизировалась
азербайджанская сторона, где
ОМОН штурмовала армянские
Столкновения продолжались всю осень и зиму 1990г.