Нагорно-Карабахский конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 07:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является исследование и освещение конфликта и путей ее разрешения.
Задачей курсовой является изучение истории конфликта в Нагорном Карабахе, ход самого конфликта и боевых действий, и перспективы ее дальнейшего разрешения.

Содержание работы

Введение………………………………………….…..……....3
Глава 1.Нагорно-Карабахский конфликт в начале 20-го века…………6
1.1 История Карабахского конфликта(1917-1920)………….….….6
1.2 Армяно-азербайджанская война…………………......................9
Глава 2. Новый конфликт и ее экскалация.
2.1. Новый виток конфликта в 1980-х г……………………….…….11
2.1.1 Начало вооруженных столкновений…………………….….....17
2.2.Карабахская война 1992-1994г………………………………….…19
Заключение…………………………………………………………21
Литература………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

курсовая работа по ИР.docx

— 54.92 Кб (Скачать файл)

   Как стало известно впоследствии, начиная с весны 1920 г., на контакты с руководством Советской России вышли представители турецких кемалистов, рассматривавших Советскую Россию как союзника в борьбе с империалистической Антантой, эти контакты были установлены через Азербайджан. В начале июня 1920 г. НКИД РСФСР было получено датированное 26 апреля письмо председателя созванного в Анкаре Великого национального собрания Турции Мустафы Кемаль-паши, адресованное правительству РСФСР, где Мустафа Кемаль заявлял, что Турция обязуется бороться с советской Россией против империалистов и надеется на содействие Советской России на помощь в отражении врагов.

   На послевоенный  статус Нагорного Карабаха повлияло  прошение Азербайджана включить  в свой состав НК, и в случае  невыполнения этого требования  АзССР останавливает поставки  керосина и других горючих  материалов в Советскую Россию.

   В июле 1923 года  районы Азербайджанской ССР с  преимущественно армянским населением  были объединены в автономное образование Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК), с 1937 года — Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО).

Я пришел к выводу, что  конфликт разгорелся на фоне падения  Российской Империи и прекращения  действий законов обуславливающих  взаимоотношения между народами. Ведь большевики объявили о самоопределении  и  праве выбора каждой нации, тем  не замедляв воспользовались народы и в связи с этим возникли территориальные  претензии друг другу. Ведь известно, что в Российской Империи не было деления на национальные территории, были губернии, в котором более  менее мирно уживались порой  по нескольки национальностей, не деля земли на твои и мои.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Новый  конфликт и ее экскалация.

2.1.Новый виток конфликта в 1980-х г.

До начала эпохи перестройки  и гласности национальные идеи и  требования народностей никогда  не становилось достоянием широких  масс. В советском Союзе подавлялась  любая попытка заговорить не то что  об отделении, но и просто поднятие любой темы на национальной почве. В  стране возобладал лозунг дружбы народов. Но с перестройкой пришли идеи демократизации общества, заставившие ослабить цензуру  в печати. И в середине 80-х г. начали выходить статьи в газетах  с требованиями об изменении статуса  НКАО и передачи ее АрмССР, все это происходило на фоне недовольства армянского населения своим социально-экономическим положением. Также они обвиняли АзССР к пренебрежении к правам армян, в сохранении экономической отсталости НКАО и в создании искусственных преград для культурных связей между НКАО и Арменией. Уже в начале октября 1987 года на митингах в Ереване, посвящённых экологическим проблемам, прозвучали требования передачи НКАО Армянской ССР, которые повторялись в многочисленных обращениях, направлявшихся в адрес советского руководства.

По оценкам российского  политолога С. М. Маркедонова, в массовом сознании армянского общества борьба за права карабахских армян отождествлялась  с борьбой за интересы всей Армении:

Борьба за присоединение  НКАО интерпретировалась как борьба за «воссоединение» армянских этнических земель и восстановление исторической справедливости. В отличие от Грузии или прибалтийских республик, армянское  этнонациональное движение, формировавшееся  в конце 1980-х годов, не связывало  напрямую борьбу за изменение статуса  НКАО, присоединение её к Армении  с противоборством с СССР, коммунистической системой или «имперскими силами»  России. Исключением были организации  армянских диссидентов-антикоммунистов, имевших богатый опыт противостояния советской системе. В 1987 году было создано  Объединение национального самоопределения (ОНС) во главе с П. Айрикяном, которое  выступало за восстановление «территориальной целостности Армении» (включение  в её состав НКАО, Нахичевани, «турецкой» Армении) и дистанцирование от «империалистической России».2

То есть за формирование общественного мнения на территориях  населенных армянами занималась не компартия  Армении, которая судя по всему к  этому времени уже теряло нити управления массами, но также и то что население все меньше и  меньше доверяло власти, считая что  она действует в интересах  центра, а не своего народа.

Руководство Азербайджанской  ССР и Коммунистической партии Азербайджана, со своей стороны, пыталось урегулировать  ситуацию, задействовав привычные командно-бюрократические  рычаги, которые в новой ситуации оказались неэффективными.

Советское государственное  и партийное руководство, не желавшее создавать прецедент пересмотра существующего национально-территориального устройства, интерпретировало требования карабахских армян и общественности Армении как проявления национализма, противоречащие «интересам трудящихся Азербайджанской и Армянской  ССР».

Как отмечает Г. В. Старовойтова:«советское руководство «совершенно обоснованно опасалось, что одобрение такого изменения может привести к неуправляемому развалу Советского государства. Вдобавок к этому, национально-демократическое движение Армении имело заметную антикоммунистическую окраску, что едва ли способствовало склонению Москвы к удовлетворению этих требований»3.

Как отмечал А. Зверев :«с точки зрения советского руководства массовые выступления, всеобщие забастовки и политические требования, выдвигавшиеся в Армении, представляли гораздо большую опасность, чем погромы в Сумгаите. Протесты в масштабе союзной республики представляли собой «давление на государственную власть», с которым мириться было нельзя. В отличие от Азербайджана, где местное партийное руководство поначалу контролировало ситуацию (за исключением НКАО), в Армении коммунистическая партия стремительно теряла власть в ходе общенациональной кампании гражданского неповиновения и к концу 1988 года полностью утратила авторитет. В этих обстоятельствах руководство СССР применяло различную тактику: обещания экономической помощи, пропаганда и запугивание, оказание политического давления через посредство других союзных республик, введение прямого управления и применение репрессивных мер: аресты руководителей национальных движений, введение режима чрезвычайного положения и, наконец, военные операции против незаконных военизированных формирований и депортация целых общин».4

 То есть Советское  руководство не хотело создавать  прецедента  пересмотра национально-территориального  устройства и она всячески  поддерживала азербайджанскую сторону  вплоть до начала распада СССР. Армянские требования были названы  националистическими и противоречащими  интересам трудящихся масс АзССР  и АрССР, что тоже не давало  ей популярности среди армянского  населения, но полностью удовлетворяло  азербайджанскую сторону.

В течении лета происходили  митинги на которых собирались подписи  с требованием передачи НКАО в  состав Армении, который был назван референдумом. В декабре в Москву прибыла первая делегация карабахских  армян и передала подписи в  приемную  ЦК КПСС. По разным источникам подписей было собрано 75-85 тыс. В январе 1988 при содействии видных армянских писателе и деятелей прибыла вторая делегация, которая кроме обращений привезла еще 84 документа касающихся истории НКАО. Члены делегации встретились с заведующим приёмной ЦК КПСС А. Кригиным, кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС П. Н. Демичевым, заведующим подотделом межнациональных отношений ЦК КПСС В. А. Михайловым. Ещё одна делегация из Карабаха в начале февраля 1988 года вновь встречалась в Москве с В. А. Михайловым, а затем с министром иностранных дел СССР А. А. Громыко. Но все эти делегации кроме встреч и обсуждений ни к чему не привели.

Зимой 1987 — 1988 годов в  Азербайджан начали прибывать первые беженцы-азербайджанцы из Кафанского и Мегринского районов Армянской ССР.

Тем временем 10 февраля азербайджанские  власти на призыв об объединении Нагорного  Карабаха с Арменией, выступило с  заявлением, что никогда АзССР  не примет подобные требования.

ЦК КПСС поручил ЦК Компартии  Азербайджана и Армении принять  необходимые меры к выходу из сложившейся ситуации, направить все средства политического и идеологического влияния на разъяснение ленинской национальной политики, ее сущности на современном этапе. Во всей работе исходить из того, что национальный вопрос требует пристального и постоянного внимания к национальным особенностям, психологии, учета жизненных интересов трудящихся.

Партийным и советским  органам республик предложено нормализовать  обстановку вокруг Нагорного Карабаха, обеспечить общественный порядок и  строгое соблюдение социалистической законности, выработать и осуществить  меры по дальнейшему социально-экономическому и культурному развитию автономной области.

22-23 февраля в Баку и других городах Азербайджанской ССР состоялись первые митинги в поддержку решения Политбюро ЦК КПСС о недопустимости пересмотра существующей национально-территориальной структуры.

Тем временем в НКАО разрастается национальное движение в пользу объединения. В ее обсуждении на пленуме ЦК Армении, она не была поддержана, высшие власти АрССР сообщили: вопрос будет решен на ближайшем пленуме ЦК КПСС. И это решение фактически объединило коммунистов Армении с националистами. И был создан Организационный комитет объединения «Карабах», который начал оказывать давление на государственные органы с целью передачи НКАО Армении. Именно эта организация стала выразителем общественного настроения широких масс, взамен дискредитировавшего себя бездействием компартию Армении.

25-26 февраля на митинг  в Ереване вышло уже более  1 млн.чел, что говорит о полной  поддержке НКАО населением самой  Армении.

27-29 февраля произошли  печальные события, которые положили  конец на мирное решение вопроса  и дали начало межнационального  конфликта между двумя народами, что приведет впоследствии к  трагическим событиям. В Сумгаите произошел армянский погром в ходе которого погибло 26 армян, но это официальная цифра, армянская сторона считает, что погибших армян было намного больше. Также есть свидетельства утверждающие, что погром происходил с полнейшего невмешательства  и бездействия правоохранительных органов.

С. М. Маркедонов: «…радикально изменили умонастроения жителей Армении…, вызвали кризис доверия к центральной власти. В требованиях и лозунгах армянских объединений стали звучать критические по отношению к КПСС мотивы».5

Как отмечает А. Зверев: «неспособность центральных властей применить силу для защиты гражданских лиц имела серьезные последствия для дальнейшего развития этнических конфликтов на Кавказе и в Средней Азии: создав впечатление, что насилие себя оправдывает, она сформировала условия для повторения бесчинств. Стало ясно, что любое изгнание национального меньшинства с мест своего проживания под угрозой террора останется безнаказанным».6

Все это говорит что  центральная власть утратило всякое доверие людей на местах своей  беспомощностью, бездействием. У людей  сложилось впечатление в сознании, что выход из конфликта только один: путем полного выдворения лиц  противоположной стороны и силового метода объединения. Модель поддержания мира по Советским понятиям себя полностью исчерпала. На людей уже не могла оказать давление административно-бюрократическая сила, также себя исчерпали силовые рычаги давления. Все это показывает, о нежизнеспособности центральной власти.

 

 

12 января 1989г. по решению Президиума Верховного Совета СССР в НКАО было введено прямое управление с образованием Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью под председательством А. И. Вольского, заведующего отделом ЦК КПСС. Были приостановлены полномочия областных партийных и государственных органов, ограничены конституционные права граждан. Комитет был призван предотвратить дальнейшее обострение обстановки и способствовать её стабилизации.

В Армении и Нагорном Карабахе было введено чрезвычайное положение. По решению советского руководства  были арестованы члены так называемого  комитета «Карабах» .

Ситуация начала обостряться  с конца апреля, когда лидеры объединения  перешли к тактике откровенного провоцирования столкновений между  армянским населением и внутренними  войсками СССР и азербайджанцами. В  мае создаются первые вооруженные  формирования армян живущих на севере НКАО. Также в июле создается Народный Фронт Азербайджана(НФА), которая  имея поддержку населения стала  противостоящей стороной армянского движения, и тоже лишь усугубляла конфронтацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.1. Начало вооруженных столкновений.

 

С  января с 1990г. начинаются взаимные артиллерийские обстрелы на границе НКАО.

13-18 января в результате  армянских погромов в Баку, 20 января  введены войска внутренних войск СССР для предотвращения захвата власти Народным Фронтом Азербайджана. В результате ввода войск было убито до 137 чел. и ранено более 800 жителей.7

 В дальнейшем с обоих  сторон боевики нападали на  села, где грабили и убивали лиц противоположной национальности. Внутренние войска МВД не всегда успевали предотвратить или защитить мирное население и также как они теряли убитыми и раненными своих военнослужащих. В связи с этим был издан Указ Президента СССР от 25 июля «О запрещении создания незаконных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения». По этому указу весь год начали происходить розыскные мероприятия, в основном в армянских селах, где проводили паспортно-визовый контроль, искали оружие.

Обострение ситуации произошло  в августе когда армянские  боевики напали на Казахский район  Азербайджана. В район боев 20 августа  была переброшена тяжелая техника: танки, зенитные установки и вертолеты. И в течении дня два села были освобождены. По данным МВД СССР в ходе боёв погибли офицер внутренних войск и двое сотрудников милиции, ещё 9 военнослужащих и 13 местных жителей были ранены. По армянским данным, потери ополченцев предположительно составляют 5 человек убитыми и 25 ранеными, по азербайджанским — около 30 убитыми и 100 ранеными.

  В сентябре активизировалась  азербайджанская сторона, где  ОМОН штурмовала армянские села, приведшие к гибели мирных  граждан, также были предприняты  25 сентября воздушные бомбардировки  вертолетами Степанакерта.

  Столкновения продолжались  всю осень и зиму 1990г. 

Информация о работе Нагорно-Карабахский конфликт