Нападение Гитлера на Польшу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

В конце 30-х годов Польше суждено было сыграть крайне важную роль на международной арене, в значительной степени повлиявшую на ход, продолжительность и в конечном счете на политические итоги Второй мировой войны. Эта роль не являлась следствием целенаправленных действий польского правительства, вместе с тем именно его позиция в силу взаимодействия ряда преимущественно внешних факторов volens-nolens обрела на определенном этапе ключевое значение, во многом скорректировав или даже определив расстановку главных игроков на Европейском континенте в 1939 г. и их конкретные шаги.

Содержание работы

Введение 2
1. Освещение событий 1939 года в учебной и научной литературе 4
2. Политика Германии и СССР в отношении Польши 11
3. Нападение Гитлера на Польшу 16
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Нападение Гитлера на Польшу - Лемехова.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на неизменную приверженность своей внешнеполитической программе, особенно ее расовым компонентам10, несмотря на гипертрофированный антиславянский комплекс11, Гитлер по тактическим соображениям, во имя реализации более важных планов, всегда был готов временно урегулировать отношения практически с любой страной, даже в том случае, если это требовало резкого изменения внешней политики Германии. Впервые он продемонстрировал эту способность именно в отношениях с Польшей, подписав с ней в январе 1934 г. соглашение о ненападении сроком на 10 лет, серьезно улучшившее позиции третьего рейха на континенте и тем самым его возможности по подготовке к войне. При этом проблемы, на протяжении полутора десятка лет обременявшие эти отношения - Данциг, Польский коридор, положение немецкого и польского национальных меньшинств, - никуда не исчезли, а были переведены Гитлером в категорию «отложенного спроса», время от времени в той или иной форме напоминая о себе.

Поэтому дальнейшее развитие германо-польских отношений в решающей степени зависело как от реализации внешнеполитических планов Гитлера, так и от готовности польского руководства содействовать или противодействовать воплощению их в жизнь. Стремление нацистского руководства максимально подключить Польшу к своей античехословацкой политике продемонстрировало как эту взаимосвязь, так и те пределы, за которые Гитлер ни при каких обстоятельствах не собирался выходить в отношениях с Варшавой.

В итоге «польский фактор» был в полной мере использован Гитлером в ходе чехословацкого кризиса. Вовлеченная за весьма умеренную цену (кстати сказать, из «чужого кармана») Польша вполне оправдала возложенные на нее в Берлине надежды. Правда, сама она, несмотря на «приобретение» важной в экономическом отношении Тешинской области, оказалась внешнеполитически крайне ослабленной. Соучастие в дележе «добычи», к тому же предпринятое вне согласованных в Мюнхене процедур, не могло не сказаться на ее международном положении. Отношения Польши с западными державами подверглись серьезному испытанию и на какое-то время значительно ухудшились, как, впрочем, и польско-советские отношения. При этом польско-германские отношения, несмотря на периодическую публичную похвалу в их адрес Гитлера, не претерпели кардинальных изменений. Они, по-прежнему, содержали в себе комплекс нерешенных проблем, как и в предшествовавшие годы. Между тем резко изменилось (не в пользу Польши) геостратегическое и военно-экономическое положение обоих государств и соответственно соотношение их сил и возможностей на международной арене.

К началу 1938 г. и прежде никогда не отличавшиеся теплотой отношения СССР и Польши несли на себе отпечаток явных «заморозков». На протяжении двух последних лет не прекращалась резкая полемика в печати обеих стран, порой выходившая за рамки приличия. Показателем явного неблагополучия в советско-польских отношениях являлось и отсутствие в Варшаве полпреда СССР (с ноября 1937 г. по июнь 1939 г.), что сужало и без того ограниченные возможности советской дипломатии. Среди причин, объясняющих позицию Советского Союза на польском направлении, на мой взгляд, можно выделить две основные: глубоко укоренившуюся неприязнь Сталина к Польше еще со времени поражения в польско-советской войне 1920 г. и прогерманский крен во внешней политике министра иностранных дел Польши Ю. Бека. Последнее, естественно, не могло не сказаться на оценках, поступавших по дипломатическим каналам. Согласно информации, поступавшей в Наркоминдел, «возможная тотализация и без того уже фашистского режима (в Польше), несомненно, будет толкать пилсудчиков еще больше, чем раньше, в объятия Гитлера»12, отношения с которым представлялись важной частью «польских планов в сколачивании антисоветского блока и борьбы с Советским Союзом»13.

Сама по себе Польша не могла представлять угрозы для СССР. И это прекрасно понимали в Кремле, но доминировавшее во внешней политике советского государства влияние субъективного фактора наряду с усилением прогерманскихтенденций во внешней политике Варшавы и одновременно наличие в ней антисоветского комплекса сформировали у Сталина и соответственно в Наркоминделе устойчивый антипольский синдром, лишь слегка прикрытую враждебность к государству, существование которого отвечало насущным геостратегическим интересам Советского Союза. Однако для Сталина не существовало такого понятия, как «сбалансированный компромисс интересов». Для него значимыми величинами во внешней политике прежде всего были «сила» и «страх», что в полной мере проявилось в отношении Польши в 1938-1939 гг.

Чехословацкий кризис и его кульминация в Мюнхене, откровенно экспансионистская политика Польши, ставшей по выражению одного немецкого дипломата, «гиеной поля боя»14, хотя и обострили советско-польские отношения, но не привели к их резкому ухудшению. Прошло несколько недель после Мюнхена и сначала Варшава, а затем и Москва начали демонстрировать стремление к улучшению двусторонних отношений. Правда, произошло это лишь тогда, когда и польское, и советское руководство обнаружили в некоторой стабилизации между двумя странами или в ее только видимости дополнительные возможности каждой из сторон в сложной игре с нацистской Германией.

15 мая 1939 года Германия оккупировала то, что осталось от чехословацкого государства. Невилл Чемберлен, выступая в британском парламенте, объяснил отказ Англии и Франции от своих обязательств, данных Чехословакии в Мюнхене тем, что Чехословакия распалась из-за «внутреннего кризиса». Теперь Польша была с трёх сторон окружена немецкой территорией.

Эффективная военная помощь Польше была возможна лишь при поддержке со стороны СССР. В апреле—августе 1939 года в Москве проходили переговоры между представителями СССР, Великобритании и Франции о заключении тройственного договора о взаимопомощи, направленного против Германии, однако они продвигались очень медленно. Главной точкой преткновения стал вопрос о проходе советских войск через территорию Польши в случае конфликта с Германией, с чем польская сторона была категорически не согласна. В этих условиях руководство СССР приняло решение заключить договор с Германией. Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом был подписан 23 августа 1939 года. Обезопасив себя от угрозы вмешательства со стороны СССР в возможной войне против Польши, а также посчитав, что Великобритания и Франция не станут втягиваться в конфликт, Гитлер принял решение о начале операции.

 

3. Нападение Гитлера на Польшу

Сталин, ликвидировав к 1939 г. всех инакомыслящих соратников, переключил свое внимание с дел внутренних на внешнюю политику. Видимо, идея возвращения потерянных в ходе революции и гражданской войны территорий бывшей Российской империи импонировала одержимому гигантоманией «отцу народов». К тому же представлялось заманчивым столкнуть западные демократии и державы «Оси», а самому ждать, когда эти страны истощат друг друга.

С другой стороны, Мюнхенское соглашение убедило Гитлера в том, что  он может и дальше проводить политику ультиматумов и захватов, не встречая сопротивления со стороны западных держав. Реанимируя политику Рапалло, фюрер намеревался предотвратить альянс СССР с Англией и Францией, обеспечить на определенное время поддержку Москвы в его экспансионистских устремлениях и таким образом решить извечную для Германии проблему войны на два фронта.

Действия гитлеровской Германии и  сталинского СССР, заключивших 23 августа 1939 г. договор о ненападении с секретным дополнительным протоколом к нему, были направлены на ликвидацию государственного суверенитета и территориальной целостности четырех стран и как таковые грубо нарушали общепринятые нормы международного права.

1 сентября 1939 г. гитлеровцы напали  на Польшу, два дня спустя Великобритания  и Франция объявили войну агрессору. Встревоженные подписанием советско-германского пакта и не зная как поведет себя сталинская Россия в условиях войны, послы Франции и других стран при встречах с руководящими деятелями НКИД пытались прояснить позицию СССР. Так, поверенный в делах Франции в Москве Ж. Пайяр поставил перед В. П. Потемкиным следующие вопросы: «1. Сохраняет ли в наших [т.е. советских глазах силу франко-советский пакт о взаимопомощи после того, как мы ратифицировали советско-германский договор о ненападении... 2. Посылаем ли нашу делегацию на предстоящую сессию Лиги Наций... 3. Совместимо ли наше участие в Лиге Наций обязательство статьи 4-й советско-германского договора о ненападении».

31 августа Молотов заявил в своей речи на IV внеочередной сессии Верховного Совета, что СССР и Германия «перестали быть врагами», а договор о ненападении между ними «является поворотным пунктом в истории Европы, да и не только Европы». На следующий день Гитлер, выступая в Рейхстаге, указал, что он «может присоединиться к каждому слову, прозвучавшему в речи русского народного комиссара иностранных дел Молотова». И. фон Риббентроп, в свою очередь, просил передать советской стороне, что он горячо приветствует сказанное наркомом и очень доволен предельной ясностью его речи.

С 1 сентября началось непосредственное военно-политическое сотрудничество СССР с Германией. В этот день сотрудник  германского посольства в Москве Г. Хильгер передал НКИД просьбу  начальника Генштаба германских военно-воздушных сил, чтобы советская радиостанция в Минске служила радиомаяком для действий люфтваффе против Польши. Добро на это дал сам Молотов". Германские суда в Северной Атлантике получили приказ следовать в Мурманск, придерживаясь как можно более северного курса. В своем обращении в Москву германский МИД информировал: «Мы намереваемся и далее направлять немецкие торговые суда в Мурманск и ожидаем, что советское правительство облегчит разгрузку, погрузку и транспортировку грузов по железной дороге в Ленинград, куда будут заходить для погрузки немецкие суда». Москва сообщила о своем согласии. В результате за первые 17 дней сентября 18 германских судов прибыли в Мурманск.

3 сентября новый полпред  СССР в Берлине А. А. Шкварцев  в торжественной обстановке вручил верительную грамоту А. Гитлеру и произнес речь, составленную в Москве и утвержденную В. М. Молотовым. В ней указывалось: «...Народы Советского Союза с глубоким удовлетворением встретили улучшение отношений между Советским Союзом и Германией, которое нашло свое торжественное выражение в ратификации советско-германского пакта о ненападении, подписанного в Москве и ратифицированного Верховным Советом Союза Советских Социалистических Республик в заседании 31 августа сего года... Советско-германский договор о ненападении кладет прочную основу для дружественного и плодотворного сотрудничества двух великих европейских государств в экономической и политической областях, суживает поле возможных военных столкновений в Европе и, отвечая интересам всех народов, служит делу всеобщего мира». Фюрер в ответ заявил: «Немецкий народ счастлив, что заключен Советско-германский договор о ненападении. Этот договор послужит делу содружества обоих народов, как в политической, так и в экономической областях». Он заверил советского полпреда, что в результате войны будут разгромлена Польша и ликвидировано положение, существовавшее с 1919 г. по Версальскому договору. «При этой ревизии Россия и Германия установят границы, существовавшие до мировой войны», — подчеркнул Гитлер.

4 сентября Шуленбург  довел до сведения Молотова  основное содержание телеграммы  Риббентропа, датированной предыдущим  днем. В ней указывалось, что  разгром польской армии займет  несколько недель; в результате  будут оккупированы области, входящие  в сферу германских интересов. При этом подчеркивалось: «Естественно, однако, что мы будем вынуждены по причинам военного характера продолжать боевые действия против тех польских вооруженных сил, которые будут находиться в тот момент на польской территории, принадлежащей к сфере русских интересов. Пожалуйста, немедленно обсудите это с Молотовым и выясните, не считает ли Советский Союз желательным, чтобы русские вооруженные силы выступили в соответствующий момент против польских вооруженных сил в районе сферы русских интересов и со своей стороны оккупировали эту территорию». Намереваясь втянуть СССР в операции против Польши практически одновременно с германским наступлением, гитлеровское руководство рассчитывало сделать его соучастником нового раздела Польши и тем самым свести на нет отношения Москвы с Англией и Францией. Видный российский историк А. О. Чубарьян отмечает, что «в Берлине, несомненно, отдавали себе отчет о том резонансе, который вызовет в мире фактически новый раздел Польши». Вето монографии констатируется также, что советские лидеры, учитывая общественное мнение в мире и в СССР, не хотели выглядеть воюющим союзником Германии. Были предприняты определенные шаги, чтобы оттянуть время введения советских войск в Польшу, пока не будет очевидным ее скорое поражение, а также закамуфлировать истинные намерения советского руководства. Молотов, в частности, сказал 5 сентября польскому послу В. Гжибовскому: «В войне уже участвуют Германия, Польша, Англия и Франция, а Советский Союз не хочет быть втянутым в эту войну на той или другой стороне».

4 сентября советский  нарком ответил Берлину: «Мы  согласны, что в подходящий момент  обязательно придется нам начать  конкретные действия. Но мы считаем,  что этот момент пока еще  не назрел... Мы понимаем, что в  ходе операций одна из сторон или обе стороны могут оказаться вынужденными временно переступить линию соприкосновения интересов обеих сторон, но такие случаи не могут помешать точному выполнению принятого плана». В таком же духе ответил и советский военный атташе М. А. Пуркаев главнокомандующему германскими сухопутными силами В. Браухичу.

Военные, экономические  и идеологические меры по подготовке к вступлению частей Красной Армии  в Польшу советское руководство  предпринимало с первых дней войны.

1 сентября 1939 г. Верховный  Совет СССР принял закон о всеобщей повинности. В тот же день Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение увеличить количество стрелковых дивизий в РККА с 51 до 173. 3 сентября этот орган продлил на месяц службу в РККА для красноармейцев и сержантов, отслуживших свой срок и подлежавших демобилизации (всего 310 632 человека), а также о поднятии на учебные сборы сроком на 1 месяц приписного состава Ленинградского, Калининского, Белорусского особого и Киевского особого военных округов, частей воздушного наблюдения связи, автотранспорта, лошадей, тракторов, приведении в готовность пунктов противовоздушной обороны Ленинграда, Великих Лук, Минска и Киева. 6 сентября в семи военных округах была получена директива наркома обороны о проведении Больших учебных сборов, что означало скрытую мобилизацию.

8 сентября Политбюро  утвердило совместное постановление  ЦК ВКП(6) и Совета народных  комиссаров (СНК) СССР о сокращении  на срок с 10 по 20 сентября гражданских  грузоперевозок с 66 448 вагонов  до 46 243 в среднем в сутки и  на треть — пассажирских составов, дабы высвободить их для военных целей. 10 сентября высшая партийная инстанция поручила Экономсовету обеспечить бесперебойное снабжение армии и флота продовольствием, вещевым, обозным, санитарно-ветеринарным и топливным довольствием, а также политико-просветительным имуществом; Комитету обороны — вооружением, техникой, боеприпасами и транспортом, включая железнодорожный. Председателем Экономсовета назначался А. И. Микоян, его постоянным заместителем — Н. А. Булганин. Комитет обороны возглавил Молотов, его заместителем, на которого возлагались обязанности подготовки вопросов и наблюдение за исполнением решений, стал Н. А. Вознесенский. Оба этих органа были расширены путем включения в них самых влиятельных в стране лиц. Их обязывали заседать ежедневно.

ЦК ВКП(б) принял и другие меры, связанные с подготовкой  широкомасштабной операции — так  называемого «освободительного  похода» в Западную Белоруссию и  Западную Украину, то есть на те территории, которые в Польше назывались Восточными воеводствами. Наркоматам внутренних и иностранных дел было, в частности, предложено срочно систематизировать сведения о Польше и представить свои записки секретарю ЦК ВКП(6) А. А. Жданову. Именно в его адрес направил справку, подписанную начальником Особого бюро НКВД СССР П. Шарией, нарком внутренних дел СССР Л. П. Берия. В ней характеризовались государственное устройство Речи Посполитой, ее национальный состав, экономика, вооруженные силы, транспорт. Указывалось, что во главе Польши стоит президент, наделенный властью в таких размерах, которые «далеко выходят за пределы функций и прав президента любого буржуазно-демократического государства». Подчеркивалось, что «польская конституция ничего не обещает ни в области социального обеспечения, ни в области охраны труда, она не гарантирует никаких свобод, не запрещает эксплуатации малолетних, не предусматривает никаких обязательств в охране материнства и младенчества». Сообщалось, что, по данным на 1938 г., население страны составляло 34,5 млн человек, причем по переписи 1931 г. 69% граждан называли себя поляками, 14,3% — украинцами, 3,9% — белорусами, 3,9% — немцами, 7% — евреями. Однако отмечалось, что официальная статистика преуменьшает количество национальных меньшинств, которое, по мнению ведомства Берии, составляло 40% (7 млн украинцев, 2 млн белорусов, 3 млн евреев, 1 млн немцев, 100 тыс. литовцев и т.д.). Указывалось, что в Станиславовском, Тарнопольском, Новогрудском, Брестском и Волынском воеводствах поляки составляли менее 25% населения, в Львовском и Виленском — до 50%, в Белостокском — свыше 50%. Тем самым обосновывалась правомерность «возвращения» этих земель в состав советских Украины и Белоруссии. Подробно освещался вопрос о внешних задолженностях страны, о доле иностранного капитала в акционерных обществах (42,9%), приводились сведения о всех родах вооруженных сил Польши, о ее оборонительных сооружениях.

Информация о работе Нападение Гитлера на Польшу