Нарастание кризисных явлений в экономике, социальной сфере, политике, идеологии в 70х гг. XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывание механизма торможения стали предметом острой научной дискуссии, им посвящены публикации в периодической печати, специальные статьи. Историки совершенно справедливо выделяют 70 - первую половину 80-х годов в особый этап развития нашего общества.

Содержание работы

Введение 3

Экономическая и социальная сфера 4

Внутренняя политика 10

Внешняя политика 12

Идеология 17

Заключение 19

Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Контрольная .docx

— 43.41 Кб (Скачать файл)

         Особенности и итоги предыдущих  лет развития страны также  способствовали складыванию предкризисного  состояния. Такие процессы, как,  например, чрезмерная централизация  управления экономикой, огосударствление  кооперативной формы собственности  обозначались и набрали силу  гораздо раньше. Но в 70-е годы, вместе с ростом масштабов  производства они стали проявляться  более отчетливо.

         Диагноз положения, в котором  оказалось развитие нашего общества - застой. По сути дела возникла  целая система ослабления инструментов  власти, образовался своего рода  механизм торможения социально - экономического развития. Понятие "механизм торможения" помогает понять причины застойных явлений в жизни общества.

         Механизм торможения - это совокупность  застойных явлений во всех  сферах жизни нашего общества: в политической, экономической, социальной, духовной, международной. Механизм  торможения есть следствие, а  точнее проявление противоречий  между производительными силами  и производственными отношениями.  В складывании механизма торможения  значительную роль играл субъективный  фактор. В 70-е - начале 80-х годов  партийно-государственное руководство  оказалось неподготовленным активно  и эффективно противостоять нараставшим негативным явлениям во всех областях жизни страны.

       Внутренняя  политика

 

       Сложно  и противоречиво шел процесс  развития политической системы советского общества. Её составными элементами являлись Советы, общественные организации, а  также КПСС - ”ядро” политической системы.

       Противоречивые  тенденции в развитии политической системы советского общества проявились, прежде всего, в ее главном составном  элементе - советской государственности. С одной стороны, принимались  меры по усилению роли Советов, укреплению органов государственной власти, а с другой - шел процесс полного  подчинения Советов Коммунистической партии, слияния государственного и  партийного аппарата и образования  бюрократической системы.

       В октябре 1977г. на всесоюзной сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция  СССР. В конституции подчеркивался  демократический принцип равноправия  всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, характера  занятий, места жительства.

       В нее была внесена специальная  глава о политической системе  советского общества. Впервые в качестве важнейшего элемента политсистемы выделялись трудовые коллективы, которые “участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел”.

       В отличие от предшествующего Основного  закона в новой Конституции проблема прав, свобод и обязанностей личности, взаимоотношений государства и  личности была выделена в особую главу. Это являлось шагом вперед по пути признания и обеспечения прав личности.

       Новая Конституция СССР, несмотря на ее демократичный  характер, не смогла по многим причинам сделать советское общество по-настоящему правовым, укрепить законность и порядок  в стране.

       Конституция СССР 1977 г. оказалась не в состоянии  радикальным образом повлиять на улучшение правовой ситуации в стране, укрепить авторитет и силу закона в советском обществе. Этого не могли сделать и конституции  союзных республик, принятые в 1988г. Они зеркально отражали сильные  и слабые стороны Конституции  СССР.

       Тем временем в стране росло число  правонарушений. К концу 70-х гг. приписки, хищения, взятки стали, по существу, массовыми явлениями, стремительно рос “черный” рынок. Капитал теневой экономики оценивались в 70-80 млрд. руб. Преступность стала приобретать организованный характер, шло сращивание уголовного мира с отдельными представителями аппарата власти.

       Кризисные явления, все больше поражавшие советское  общество, не обошли стороной и “ядро” политической системы - КПСС.

       Большой ущерб авторитету КПСС нанесла предпринимавшаяся попытка создать культ личности Л.И. Брежнева. Этим занималось его ближайшее окружение. Большие усилия прилагались в частности М.А. Суслов, направляя на места указания с призывами к укреплению авторитета генсека. Славословия в адрес Брежнева начались на XXIV съезде  и достигли своего апогея на XXVI съезде КПСС.

       Новый  культ, хотя и содержал элементы фарса  и воспринимался среди коммунистов  и беспартийных с юмором, разлагающе влиял на жизнь общества. Он подрывал доверие к КПСС, ее руководителям, к способности партии что-либо радикально изменить в стране.

       Новому  Генеральному секретарю, ЦК КПСС Ю.В. Андропову  из-за очень ограниченного срока  нахождения в должности руководителя КПСС не удалось очистить партию от разложившихся элементов, поднять  уровень партийной работы. К. Черненко, который сменил на посту генсека Ю.В. Андропова даже не предпринял попыток к реформированию КПСС.

       К началу 80-х гг. КПСС, как правящая партия, оказалась фактически в кризисном  состоянии и не могла противостоять  негативным тенденциям, которые постепенно охватывали различные сферы жизни  советского общества. 

       ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 

       Внешнеполитическая  деятельность в 70-х - первой половине 80-х  годов была направлена на обеспечение  наиболее благоприятных условий  для развития общества, на формирование и утверждение нового типа международных  отношений, устранение угрозы войны. Однако атмосфера "застоя" сказалась  и здесь. Были не только успехи и  достижения, но и серьезные просчеты.

         Советская внешняя политика осуществлялась  по следующим основным направлениям;

       - развитие отношений с социалистическими  странами;

       - поддержание отношений с развитыми  капиталистическими странами;

       - укрепление отношений со странами "третьего мира" - развивающимися  государствами;

       - борьба за предотвращение мировой  войны, сдерживание агрессивных  устремлений НАТО и США.

         Отличительной особенностью взаимоотношений  СССР с социалистическими странами  было то, что все большее значение  приобретало экономическое сотрудничество  и политические консультации. Наиболее  отчетливо это проявилось в  деятельности Совета Экономической  Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей  которого было дополнить политическое  сотрудничество экономической интеграцией.

         В этот период были достигнуты  успехи в сотрудничестве социалистических  стран. В 1971 году СЭВом была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15 - 20 лет. Одним из основных направлений было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими проектами были строительство нефтепровода "Дружба" и газопровода "Союз" , космическая программа "Интеркосмос" , строительство промышленных предприятий в разных странах. Не менее активно шло сотрудничество и в рамках Организации Варшавского Договора (ОВД). Практически ежегодно в 70 - 80-е годы проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и ГДР.

       Наряду  с социалистическими странами, которые  входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие  независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился  в конфронтации. Укрепились связи  с Югославией. На протяжении всех 60-х, 70-х и 80-х годов югославское  и советское правительства проводили  в отношении друг друга политику сдержанного сотрудничества. Наряду с усиленными экономическими связями  политическое взаимодействие было крайне незначительно. Особую позицию занимала Румыния. Руководство страны во главе  с Чаушеску пыталось проводить независимый  внешнеполитический курс, однако в  целом как внутренняя, так и  внешняя политика государства соответствовала  принципам социализма.

       На  протяжении 70-х годов Китайская  Народная Республика фактически рассматривалась  как потенциальный противник. Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году и смерти Л.И. Брежнева в 1982 году отношения между двумя странами стали улучшаться.

       Отношения с развитыми капиталистическими странами носили противоречивый, но в  целом конструктивный характер.

       В 1966 - 1970 гг. визиты французских и советских  министров иностранных дел и  глав правительств были продолжены. С  этого времени стали быстро развиваться  советско - французские экономические  связи. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 года документ "Принципы сотрудничества между СССР и Францией".

       Улучшились  отношения Советского Союза с  Федеративной Республикой Германии. Осенью 1969 года на выборах в Бундестаг  победу одержала СДПГ. Новое руководство  страны заявило о нерушимости  послевоенных границ в Европе и де-факто  признало существование ГДР. Все  это послужило основой заключения мирного договора между ФРГ и  СССР в августе 1972 года. В этом договоре были признаны нерушимыми западные границы  Польши и граница между ГДР  и ФРГ. В последующие годы политические и экономические отношения двух стран развивались достаточно стабильно. Во второй половине 70-х годов ФРГ  превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров  Советского Союза.

         Аналогично развивались отношения  СССР с большинством европейских  и неевропейских капиталистических  стран. Наиболее натянутыми на  протяжении всего периода они  были с Великобританией и Японией.  Лишь после победы лейбористов  в Англии в 1974 году начался  процесс улучшения англо-советских  политических и экономических  отношений. Несмотря на то, что экономические связи СССР и Японии были достаточно успешными, внешнеполитические отношения оставались на весьма низком уровне. СССР не заключил с Японией мирного договора и, следовательно, с формальной точки зрения находился с ней в состоянии войны. Основная причина заключалась в том, что Япония требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй мировой войны и отказался вести переговоры по этому вопросу. Особым образом развивались отношения между СССР и США, самыми крупными промышленными и военными державами.

       В мае 1972 года в Москву прибыл президент  США Р. Никсон. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках.

       В 1973 - 1976 гг. страны обменялись визитами руководителей государств, на которых  обсуждались военные, политические и экономические вопросы.

         Пиком "разрядки", как называли  процесс 70-х годов политические  деятели, было состоявшееся в  столице Финляндии Хельсинки  Совещание по сотрудничеству  и безопасности в Европе. Работа  по подготовке совещания проходила  в Хельсинки с 1973 по 1975 г. В  июле-августе 1975 г. был подписан  Заключительный акт совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико - военное и социально - экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и мире.

         Однако с начала 80-х годов произошло  резкое ухудшение отношений СССР  с Соединенными Штатами и их  союзниками по НАТО. Новый президент  США Р. Рейган объявил СССР "империей зла" и провозгласил "крестовый поход" против коммунизма.

         Наиболее ярким проявлением ухудшения  отношений Запад-Восток были отказ  американского Сената ратифицировать договор о дальнейшем ограничении гонки вооружений ОСВ-2 (подписанный в Вене в июне 1979 года) и "двойное решение" НАТО о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности.

         В начале 80-х годов практически  прекратились конструктивные контакты  с западными странами. США даже  ввели в 1980 году эмбарго на  поставки зерна в СССР. В средствах  массовой пропаганды социалистических  и капиталистических стран возобладали  термины периода "холодной  войны". Нагнетание обстановки  происходило всю первую половину 80-х годов, и сопровождалось  форсированной гонкой вооружений.

         Важным направлением внешней  политики Советского Союза было  укрепление позиций в странах  "третьего мира", развитие экономического, политического и военного сотрудничества.

         Победа Вьетнама в войне с  США в 1975 году ознаменовала  собой апогей периода поступательного  движения социализма в этом  регионе. В 60-70-х годах постепенно возрастало количество стран, которые выбрали путь социалистической ориентации. В первую очередь это касалось Африканского и Азиатского континентов.

         В 1967 году вспыхнула арабо - израильская война. Она завершилась серьезным поражением Египта, Сирии и Иордании в ходе шестидневных боевых действий. Но поражение арабских стран привело к усилению в них влияния СССР, так как Израиль ориентировался на США. В то же время происходило сближение Советского Союза с другими арабскими странами, проводившими антиамериканский курс и искавшими новых союзников.

Информация о работе Нарастание кризисных явлений в экономике, социальной сфере, политике, идеологии в 70х гг. XX века