Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 15:46, доклад
Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, которые характеризуют только его национальные особенности и черты, раскрывают его национальную сущность. Любой народ, рассматриваемый вне традиционных для него форм отношений - это абстракция. Традиции не спускаются с неба в готовом виде. Они вырабатываются в длительном и трудном историческом развитии, в процессе многообразной трудовой и культурной деятельности каждого народа
Министерство здравоохранения и социального развития.
Кафедра истории и социально-политических дисциплин.
Доклад
на тему: Народные праздники и игры.
Караганда 2015
Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, которые характеризуют только его национальные особенности и черты, раскрывают его национальную сущность. Любой народ, рассматриваемый вне традиционных для него форм отношений - это абстракция. Традиции не спускаются с неба в готовом виде. Они вырабатываются в длительном и трудном историческом развитии, в процессе многообразной трудовой и культурной деятельности каждого народа. Со времени возникновения человеческого общества прогресс цивилизации происходил благодаря тому, что от поколения к поколению, от коллектива к отдельному человеку систематически передавались знания, трудовые навыки, нормы поведения, материальные и духовные ценности. Каждым новым поколением все это усваивалось, применялось в жизни, развивалось и в дальнейшем передавалось последующему поколению. В ходе исторического развития сложились и утвердились разнообразные формы, способы и механизмы сохранения и передачи социального опыта, которые в совокупности и называются традициями.
Во все времена имели огромное общественное значение игры и праздники. Возникновение их относится к далекой древности и в своем развитии они прошли ряд последовательности сменявшихся форм соответствовавших общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа. Бесспорной является теория о происхождении игр и развлечений из трудовых процессов т. е. из практической деятельности людей.
Нередко в народных развлечениях отражались такие своеобразные явления как спорт военные навыки культовые представления магически действия , воссоздавшие «реальную жизнь, иногда бытующую, иногда отмершую и сохранившуюся только в каких-нибудь пережитка (игра-действие или игра-песня). Таким образом, они охватывали многие стороны трудовой, духовной деятельности и быта изучаемого этноса, чему в немалой степени способствовало и то обстоятельство, что многие из них возникли в кочевое среде и «своей тематикой, аксессуарами, местом и временем проведения, всем своим строем отражали особенности мировоззрения и материальной культуры кочевников-скотоводов». Со временем, с изменение материальной жизни общества изменилась непосредственно форма и содержание игр.
Игры и развлечения выполняли всегда и общественные функции, ритуальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и др.
Посредством игр, забав и навыков вырабатывались в молодом человеке физические и умственные способности т. Е. « в игре здесь , как всюду, он учился тому, что от него потребует современная жизнь. Такие же требования предъявлялись перед девочками.
Более широкую и универсальную функцию выполняли военно-спортивные игры, связанные как с военным бытом (войны, набеги, столкновения), так и с хозяйственной деятельности общества. Такими играми были сайые , аударыспак, жамбы ату, алтын кабак , скачки, курес и др.
Часть игр и развлечений несли ритуальную и обрядовую функции, входящих в систему поминальных и погребальных церемоний, а также брачных. Многие из них впоследствии утратили свою первоначальную суть, развиваясь и перерождаясь. Примером может служить алаламан байга, кокпар.Важные ценности ( победа, престиж, сопереживание) отражала социальная функция игр.
Народные торжества(мейрам, той , ас) и игры, как правило, посвящались знаменательным событиям и носили общественный характер. «У веселения и празднества, - отмечал Н. Зеланд.-бывают главным образом по поводу свадеб и других семейных событий, хотя есть некоторые магометанеке праздники». По сведениям Э. С. Вульфсона, « самым большим киргизским праздником- всем праздникам праздник – считались поминки с конскими скачками», часто приобретавших вид не только частных, но и общественных торжеств. Такое же характер имел ас у киргизов.
Известно, что поминки (ас), устраиваемые в честь старейшего в роде, собирали множество людей, было до 15000 человек, независимо от сословной принадлежности. О них говорили в степи несколько лет, слагали песни. Один из очевидцев писал, что « проехать сотню верст на хороший той ничего не значит. Все вознаграждается избытком угощений и удовольствия». Торжество продолжалось от 3 до 7 дней, в зависимости от материального положения организаторов. При этом ежедневно проводились какие-нибудь игры, состязания, и заключительный день завершался грандиозной скачкой, которая собственно и составляла славу поминок».
Среди семейно-родовых торжеств не менее значительным было проведения свадеб, приобретавших нередко общественный характер. В ней награду с аульчанами присутствовали знакомые и незнакомые люди. Торжество начиналось как и всегда общим угощениям. Здесь можно было услышать свадебные песни и айтысы известных акынов, увидеть и участвовать в играх и шуточных развлечениях. Во время свадебного тоя только в программу шуточных развлечений входило множество игр, где главным увеселением служили скачки с назначением призов, часто очень значительных, устраиваемых ее организаторами».
Такой же торжественный характер носило событие, связанное с рождением сына, которое часто выходило за рамки чисто семейной радости. Ими были торжество, посвященное рождению младенца ( шілдехана), торжество, совершаемое по поводу укладывания ребенка в колыбель ( бесік той), торжество отмечаемое на сороковой день рождения ребенка (қырқынан шығару), торжество, связанное с мусульманским обрядом обрезания мальчиков в возрасте от трех до десяти лет,. Каждый из праздников имел свою предысторию. Например, проведение шилдехана связали с поверьем, « согласно которому в первые три ночи духи могут похитить новорожденного , подменить его уродом. Шумное веселье молодежи должно было отпугнуть их». Основными компонентами отмеченных торжеств были также « пища, питие, конское ристалише» и другие увеселения.
Одним из самых крупных праздников народов Средней Азии и Казахстана считался Наурыз (Новый год),празднуемый в день весеннего равноденствия 22 марта. Истоки и ритуалы Наурыза, в т. Ч. Следы почитания природы, восходят к зороастрийскому Новому году, стереть и уничтожить которые Ислам так и не смог на протяжении веков. По установившемуся поверью в этот день народ избавлялся от зимних тягот, радовался за благополучную сохранность богатства – скота. К Наурызу каждая семья заранее готовило ритуальное блюда (наурыздык), состоящее из семи традиционных продуктов. Отведав их, казахи надеялись питаться ими в течение целого года. Празднование Наурыза продолжалось три дня и все аульчане поздравляли друг друга, желая счастья и благополучия. Как правило, Наурыз начинался айтысом между девушкой и джигитом, олицетворявшим символичную борьбу зимы и весны и заканчивался народными играми, состязаниями, в которых активное участие принимали взрослые и молодежь, дети и женщины
С праздником весны связан другой общественный праздник, пользовавшийся особой популярностью в кочевом быте народа – день перекочевки рода или целого аула с зимовок на летовки ранней весной и поздней осенью, когда возвращались к прежней зимней стоянке обратно. Эту процессию в сопровождении молодежи возглавляла самая красивая девушка, которой вручалось знамя. За ними следовали остальные люди, вереница вьючного скота с имуществом и юртами. На новой стоянке устраивали пиршество до самой поздней ночи, постепенно сменяя одни игры другим.
Как и во всех странах, где был распространен ислам, принято было отмечать два ежегодных религиозных праздника – разговения или окончание поста – ураза айт через 70 дней – жертвоприношение – курбан айт. Духовенство старалось всячески поддерживать эту традицию. Например обычными стали денежные и другие подношения в виде «хаир», «садак» мечетям, святым лицам и местам. А в дни курбан айт из жертвоприношения приносился лучший скот. Так, по шарнату «за грехи» одного человека необходимо было, заколоть овцу или козу, семерых- корову или быка, десятерых – верблюда, шкуры которых доставлялись в мечеть. У казахов, в отличие от других народов, превалировала обрядовая сторона по сравнению с религиозной.
Праздники эти обставлялись менее торжественно, но завершалось как и все празднества, разными играми и развлечениями.
На всех праздниках и торжествах развлечения и состязания проводились организованно, регламентировались обычным правом и этническими установками, закреплёнными в обычаях и традициях народа. Поэтому все участники знали программу выступлений, предназначенной для каждого торжества. После жеребьевки непосредственно приступали к играм. Часто игры сосредоточивают на себе все внимание, иногда, наоборот, только способ для правильного определения(через игру) разрешения кто счастливец, торжествующий над противником. Но тем не менее на состязаниях нередко возникали конфликты, появлялись спорные проблемы. Причина всему – патриархально-родовые традиции, которые часто вносили в «атмосферу народных торжеств дух родового соперничества и вражды провоцировали межплеменные и межродовые столкновения, доходившие полчас до вооруженных конфликтов».
Родовая верхушка стремилась на состязания провести в победители своих людей, тем самым продемонстрировав народным массам свою мощь и величие, а с другой стороны – увеличить богатство за счет ценных призов, составлявших иногда целые табуны лошадей. Всем было известно, что «полученный в бегах, в борьбе или на другом каком –нибудь состязании приз никогда не присваивался себе победителем, а отдается старшему в его роде», в противном случае его ждала всеобщая немилость. Обычно в конных скачках, приносивших призы, участвовали в основном скакуны из имущих классов. В силу кочевого уклада жизни казахов наибольшее распространение получили конные состязания и всевозможные игры на лошадях, развивающие в людях силу, ловкость, мужество.Почитание лошади и любовь к конным играм стали традицией, сохранившейся до наших дней. Рассмотрим некоторые из них:
Аламан байга – скачка на длинные и сверхдлинные дистанции (25, 50,100, км), является одним из древних в популярных видов состязаний. Она известна под этим названием у узбеков и киргизов. Зарождение ее связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам, особенно в военное время или при угоне табунов неприятеля, а также с целью улучшения породы лошадей. Аламан байга являлась первым и основным видом программы крупных народных празднеств, особенно поминок. Состязания проводились в степи по прямой, изобилующей естественными преградами, без ограничения количества лошадей, их породы.Здесь большое значение имело тактическое мастерство наездника, необходимо было правильно рассчитать силы коня, уметь управлять им, регулируя скорость на всей дистанции. Бывало и так, что во время аламан байги «иные лошадь ,не выдержав столь дальнего расстояния, издыхали у меты, а некоторые с переломанными ногами лежали посреди поприща вместе со своими всадниками»При подборе скаковых лошадей обращали особое внимание на следующие признаки: породу, сложение ( сухие развитые ноги, высокую и сильную грудь). Например, для аламан байги подбирали коней с плавными и мягкими движениями, способных выдержать длинные переходы без малейшего утомления, а для обычной байги – рослых, темпераментных во время бега.С другой стороны, казахи остерегались сглаза скакунов, для чего «предназначенных на скачку лошадей они никому не показывают, держат их под попоной, а гривы и хвосты сплетают, прикрепляя в разных местах перья филина и талисман от дурного глаза». В наездники обыкновенно выбирали для легкости мальчиков в возрасте 8-14 лет. Отличительным костюмом их были белые или другого цвета сорочки и привязанные на голову красный платок. Иногда под влиянием русской администрации после переклички лошадей записывали имена владельце, наездников и давали порядковые номера. Для опознания наездников по мере приближения к финишу, выкрикивали родовые клички (ураны), по которым зрители узнавали победителей скачки, наделяя их сообразно занятыми местам наименованиями: бас байге, орта байге,аяк байге. Призы в зависимости от количества наездников и материальных возможностей организаторов, были разными, иногда награждали от 5 до 15 всадников. Преподносили дорогие материалы, юрты, скот, иногда денежные суммы. Самый большой приз доставался победителю скачки , который иногда состоял из 100 лошадей, 30 верблюдов, 30 коров, 500 баранов и красного товара на 100 руб. Остальные были меньшими.
Байга проводилась также на всех праздниках и была доступна всем желающим в ней участвовать. Она являлась общим для всех народов Средней Азии. Например, у киргизов называлась «чабыш», у узбеков «пойга». Казахская байга устраивалась на ровной местности по прямой, с поворотом или по замкнутому кругу. Соревнования проходили на следующие дистанции: от 1,2 до 2 км для лошадей не моложе трех лет (кунан байга); от 2,4 до 4,8 км для лошадей до четырех лет (донен байга); от 5 до 8 км для лошадей в возрасте пяти лет и старше (собственно байга). Такая последовательность участия лошадей в байге служила как бы подготовкой для последующих показов хороших результатов в изнурительном темпе аламан байги. Подготовка лошадей к скачке, награждение победителей были такими же как и при аламан байге.
Жорга жарыс- состязание на иноходцах. Дистанция устанавливалась по прямой в естественных условиях от 2 до 10 км. Бег иноходью был наследственным и за природную мягкую и ритмичную поступь такие лошади очень ценились и стоили дорого. Иногда способности иноходца развивали у лошадей с раннего возраста, если у них имелись задатки. Этим занимались специальные мастера (жоргашы). В беге иноходца казахи различаютдо шести видов : аяқ жорға, үш аяқ жорға, тайпалған жорға, байпа жорға, су шайқалмас жорға, төкпе жорға. Особой популярностью пользовались последние два вида бега иноходцев. Например су шайкалмас жорга (бег без расплеска воды) проводили даже с балансировкой блюда с пищей (табак тарту). В силу указанных причин в состязаниях могли участвовать не все желающие. Аналогичные скачки известны другим народам.
Сайыс – единоборство всадников на пиках, представляет собой один из старинных военизированных игр, устраиваемых только на особо крупных торжествах. Встречался он и у киргизов.Бойцы для поединка выставлялись из различных родов или между соседними народами, как, например, между казахами и киргизами на юге Казахстана. Участники снаряжались необходимой экипировкой, вооружались длинными деревянными копьями с тупым концом. Цель поединка – выбить соперника из седла или нанести ему тяжелый удар, чтобы он не смог продолжить единоборство. Нередко бывали смертельные случаи, а накаленные страсти приводили к серьезным столкновениям между родами. Впоследствии эта игра была запрещена царской администрацией.
Аударыспак – борьба на лошадях с целью сбросить соперника с седла. Участвовали только зрелые мужчины, обладающие большой физической силой, ловкостью, выносливостью и умелым владением конем. Обычно такие мастера выставлялись на состязаниях от имени целого аула и рода.
Кокпар тарту известный у русских как козлодранье. Просихождение кокпара видимо имеет несколько истоков: