Народные праздники и игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 15:46, доклад

Описание работы

Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, которые характеризуют только его национальные особенности и черты, раскрывают его национальную сущность. Любой народ, рассматриваемый вне традиционных для него форм отношений - это абстракция. Традиции не спускаются с неба в готовом виде. Они вырабатываются в длительном и трудном историческом развитии, в процессе многообразной трудовой и культурной деятельности каждого народа

Файлы: 1 файл

доклад история.docx

— 35.49 Кб (Скачать файл)

1)Участники игры изображают  хищных степных волков, нападающих  на стада и подоюным образом уничтожающих  их баранов;

2)Возможно,что таким способом убегали прежде с добычей, так, наверное, спасали и от плена раненного батыра;

3)Связана с борьбой фратрий за тушу тотемного животного.

 

Данная игра известна и другим народам Средней Азии и Востока.

Существовало два варианта игры. В первом случае в борьбу вступали два всадника, в другом- две команды, выставляемые разными родами или аулами. Цель- первым донести тушу козла до условленного места. По сигналу судьи каждый старался захватить тушу, остальные бросались в погоню, чтобы вырвать добычу. Поэтому всадник, овладевший тушей, старался покрепче удержать ее на седле, зажать под ногу или перекидывать с одной стороны на другую от наседавших соперников и оторваться от последователей.

 

Жамбу ату (алтын қабақ)- стрельба из лука или из ружей на полном скаку в мишень. Аналогичные состязания распространены у многих народов: жамбы ату у киргизов, алтын қабақ у узбеков, кабак у таджиков, кабахи у грузин и т.д. Его просихождение связано с военно-прикладным искусством, сохранившимся вплоть до XVIII века. Для проведения соревнований устанавливали высокий столб или шест, куда подвешивали жамбы (слиток серебра), служивший мишенью. Всадник на скаку должен был перебить из оружия ремешок и тем самым сорвать жамбы. Встречались и другие способы поражения цели: сидя верхом на лошади или стоя на земле.

 

Күміс  алу (джигитовка), один из своеобразных национальных видов спорта, встречающийся у народов Средней Азии, Казахстана, Кавказа, требующий от участников предельной ловкости, искусного и отважного управления конем. Смысл игры состоит в том, что всадник на всем скаку должен поднять положенную на землю монету, а иногда и несколько, расположенных в одинаковом интервале. Иногда во время соревнования некоторые демонстрировали свою удаль, стоя на седлах или снимая друг друга с седел, а наиболее отважные быстро опускались на землю и обратно вскакивали в седло, делали отважные пируэты под лошадью.

 

Большой популярностью в народе пользовались борьба (казахша курес), разновидность которой встречалась и у других народов Средней Азии. Видимо, первоначально все виды борьбы были порождены необходимостью рукопашной схватки во время близких боев. Казахша курес проводился на всех празднествах между известными силачами (палуанами) и напоминал вольную борьбу, правда, без весовых категорий. Борцам были известны разнообразные приемы, включая подножки и подсечки, а также броски стоя и падением, повороты с рывками и зацепами. Отличительной чертой казахша курес является отсутствие борьбы в партере и производятся они только на поясах и стоя.

Среди зрелищных игр, где ярко выражены коммуникативные функции, следует назвать различные молодежные игры и развлечения.

 

Кыз куу (догони девушку)- конноспортивная игра, своими корнями уходящая в глубокую древность, когда девушки были воинами и наездницами. Они предъявляли избранникам ряд условий, в т.ч. состязания по скачкам. В случае победы воин имел  право жениться  на ней, в случае поражения права на ее руку. В видоизмененной форме дошли до нас несколько вариантов это игры, проводимых в дни свадебных и иных торжеств. Например, между невестой и женихом, подружками невесты и сопровождающими жениха джигитами и т.д.Игра проводилась в открытом поле на определенной дистанции. В конце поле на определенной дистанции. В конце поля устанавливали контрольный поворотный столб или мету. По условиям игры девушка должна ударить плетью джигита и пуститься вскачь, чтобы первой доскакать до поворотного столба, а джигит- догнать ее. Если джигит догонял девушку до линии поворота, то как победитель имел право обнять и  поцеловать девушку. Обычно чаще и легче этого удостаивались те, которые были по душе ей. Если джигит не догонял девушку, то на обратном пути, подстрекаемая зрителями, она догоняла неловкого джигита и наносила ему многочисленные удары кнутом. Подобные неудачи ложились позором на наездника, требовалось долгое время, чтобы забыли об этой неудаче.

 

Алты бакан (буквально «шесть стобов»)- казахские качели, сооружались из шести столбов, концы которых перетягивали прочной веревкой, сверху устанавливали поперечный шест, куда закрепляли парные арканы для ног и для сидения. Алты бакан проходил в вечернее время. Девушка и юноша раскачивались на качелях и должны были при этом начать какую-нибудь веселую песню, остальные подхватывали ее, играли на домбре, пары сменяли друг друга. Здесь просматривается как бы переплетение развлекательной игры с элементами духовной культуры, песенного творчества.

 

Ак суек (белая кость)- развлекательная  игра с участием девушек и юношей  в степи, преимущественно в лунную ночь, нередко с участием молодежи соседнего аула. В качестве инструмента берется белая кость, откуда и название игры. Участники образуют две группы во главе со своими предводителями и представитель одной из них по жребию забрасывает  как можно дальше кость, а все остальные в это время отворачиваются. Затем по сигналу все идут искать ак суек. Нашедший первым кость незаметно извещает своих и, прикрываясь ими, старается быстрее добраться до исходной позиции. Если он благополучно добежит до места, то представители побежденной команды в качестве компенсации развлекают победителей чем-нибудь, чаще всего песней. Существовали и другие варианты описываемой игры. Молодежные игры, вопреки предписаниям шариата, способствовали близкому знакомству, взаимопониманию, дружбе между девушками и юношами, перераставшие нередко в любовь.

Наряду с молодежными играми широко были представлены и детские игры. «Как и все дети,- отмечал Р.Крутц,- маленькие киргизы бегают взапуски, борются и ловят друг друга, пускают волчек, который они пальцем приводят в вращательное движение, таскают друг друга на спине» и т.д.

Самыми любимыми играми были альчики (асыки)- раскрашенные овечьи или надкопытные бабки. Нередко  к этим играм подключались молодежь и взрослые. Древность ее подтверждается и археологическими данными по всей территории республики. Существовало множество вариантов. Наиболее известными были алшы, онка, хан, бес тас, атбакыл, жиырма бир и др. В качестве выигрыша на кон ставили альчики, деньги и другие призы. Подобные игровые комбинации в альчики известны и другим народам.

Играли также в жмурки (жасырынбақ, соқыр теке, соқыр сиыр), отгадывали загадки (мырыш-мырыш, түйе-түйе). Такой же характер имели разновидность игры в лапту (орда доп), в чижики (казан или орда шүлдік).

Встречались и интеллектуальные игры. Среди них древняя настольная игра (тоғыз құмалақ). Для игры использовали четырехугольную деревянную доску, имеющую 18 продолговатых лунок (отау), расположенных в два ряда по девять в каждом ряду. В промежутке между рядами вырезаны еще две большие лунки круглой формы (казан). Каждый игрок (их два) имеют по 81 шарику, а в лунки кладут по 9. Ходы делаются поочередно. Выигравшим считается тот, кто забирал из лунок противника в свой казан больше шариков. Игра была настолько популярной, что могли обходиться без доски. Для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и там проводили партии. По определению Л.Будагова, игра называется тогуз кумалак потому, что в основу 81(9х9) и 162 (2х9х9) положено число девять, считавшееся у древних тюрков и монголов священным числом.

 

 

 

 

Таким образом, мы видим, что в рассматриваемую эпоху казахские народные игры и состязания составляли неотъемлемую часть общественных, семейных и других праздников, пользуясь всенародной любовью. В зависимости от кочевого уклада хозяйственной жизни и окружающей среды игры отражали действительность. Например, конноспортивные представления способствовали приобретению и закреплению физических, трудовых и иных навыков, особенно среди подрастающего поколения, а комплекс других игр дополнительно несли в себе практические знания для восприятия окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

  • Основная: Книга «Казахи. Историко- этнографическое исследование.»
  • Дополнительная: http://www.heritagenet.unesco.kz/,

                               http://nsportal.ru/.kz/.

 

 

 


Информация о работе Народные праздники и игры