Народные промыслы Городецкого района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:33, реферат

Описание работы

Городец, город в Российской Федерации, Нижегородская область, пристань на левом берегу Волги; расположен в 50 км выше Нижнего Новгорода и в 14 км к западу от железнодорожной станции Заволжье. С Нижним Новгородом связан автодорогой через Заволжье по плотине ГЭС. Районный центр. Население около 34 тысяч человек. Основан в 1152. Город с 1921.
Городецкие прялочные донца, промысел, возникший в середине 18 века в окрестностях села Городец Нижегородской губернии по производству уникальных прялочных донец с резьбой и инкрустацией мореным дубом.

Содержание работы

Городецкие прялочные донца.___________ стр. 4
1.1. Сюжеты на городецких донцах.______ стр. 6
Городецкая роспись _____________________ стр. 10
2.1. Сюжеты городецкой росписи.________ стр. 11
2.2. Производственное развитие
городецкой росписи.________________ стр. 13
2.3. Иконопись.________________________ стр. 15
3. Народная городецкая вышивка.___________стр. 16
3.1. Тамбурная вышивка. _______________стр. 16
3.2. Гладьевая вышивка. _______________ стр. 18
3.3. Золотная вышивка. ________________ стр. 18
3.4. Современное развитие
Городецкой вышивки. _____________ стр. 20
Городецкие пряники.___________________ стр. 21
5. Заключение. __________________________ стр. 23
6. Список используемой литературы._______ стр. 24

Файлы: 1 файл

Зуденкова Даша .doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)
 

МОУ  СОШ  № 18


 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа.

Тема: «Народные  промыслы Городецкого района».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зуденкова Дарья  Игоревна

класс 7 «А»

 

Научный руководитель: Кольцова Вера Юрьевна


 

 

г. Нижний Новгород

2009 год. 

 

ВСТУПЛЕНИЕ.

 

Нижегородская область – один из ведущих центров современного народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия пользуются заслуженной известностью не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Моя работа ставит перед  собой задачу, дать представление о народных художественных промыслах Городецкого района. Этот район интересен, прежде всего, свой древностью, богатой и интересной историей. Изучение художественных промыслов Городецкого района позволит осознать богатство народной художественной культуры, ее древни традиции и то, как бережно относятся к этим традициям современные мастера.

Я познакомилась с  книгами, описывающими народные промыслы Городецкого района. Посмотрела иллюстрации и фотографии с изображением предметов художественных промыслов. Из просмотренных мной материалов я узнала, что спектр интересов народных мастеров Городецкого района необычайно широк. Методы, способы обработки и выполнения различных изделий многогранны и разнообразны, что превращает обыкновенные предметы в произведения искусства. 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

  1. Городецкие прялочные донца.___________ стр. 4

1.1. Сюжеты на городецких донцах.______ стр. 6

  1. Городецкая роспись _____________________ стр. 10

2.1. Сюжеты городецкой росписи.________ стр. 11

2.2. Производственное развитие

 городецкой  росписи.________________ стр. 13

2.3. Иконопись.________________________  стр. 15

3. Народная городецкая вышивка.___________стр. 16

3.1. Тамбурная вышивка. _______________стр. 16

3.2. Гладьевая вышивка. _______________ стр. 18

3.3. Золотная вышивка. ________________ стр. 18

3.4. Современное развитие

Городецкой  вышивки. _____________  стр. 20

 

  1. Городецкие пряники.___________________   стр. 21

5. Заключение. __________________________    стр. 23

6. Список используемой  литературы._______   стр. 24

 

 

ГОРОДЕЦКИЕ  ПРЯЛОЧНЫЕ ДОНЦА.

 

Городец, город в Российской Федерации, Нижегородская область, пристань на левом берегу Волги; расположен в 50 км выше Нижнего Новгорода и в 14 км к западу от железнодорожной станции Заволжье. С Нижним Новгородом связан автодорогой через Заволжье по плотине ГЭС. Районный центр. Население около 34 тысяч человек. Основан в 1152. Город с 1921.

Городецкие прялочные  донца, промысел, возникший в середине 18 века в окрестностях села Городец Нижегородской губернии по производству уникальных прялочных донец с резьбой и инкрустацией мореным дубом.

Нижегородские прялки состояли из двух частей: донца с копылком или «головкой» и гребня, на который надевали кудель. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. Изготовлением таких донец в конце 18 века стали заниматься жители сел Ахлебаихи, Репина, Савина, Курцева и Кускова, расположенных по берегам реки Узолы.

Донце и головка для  гребня19 век.

 

Дуб для инкрустации добывался тут же в реке, на дне которой дубовые кряжи пролежали не одно десятилетие и, потемнев от воды, приобрели иссиня-черный цвет. Выловленная в реке древесина становилась пригодной к работе только после нескольких лет просушки на свежем воздухе. Сердцевинную часть дубовой колоды мастера кололи на тонкие, примерно пятимиллиметровые пластинки, из которых ножом вырезались вставки. В композиции будущего донца эти вставки — кони, птицы, мундиры солдат, фраки кавалеров, юбки и головные уборы дам — являлись центральными элементами. Дальше мастер намечал будущий рисунок, накладывая вырезанные фигуры на заранее подготовленное осиновое донце и очерчивая их карандашом.

Композиция, как правило, располагалась  в два-три яруса, разделенных резными  орнаментальными полосами. По нанесенному контуру долотом выбиралась выемка на толщину вставок, которые крепились дубовыми шкантами. Место для отверстий под шканты выбиралось с учетом рисунка, например на конской сбруе, что придавало дополнительную декоративность изделию. После закрепления дубовых фигур мастер контурной резьбой наносил детали рисунка, обозначая отдельные элементы скобчатыми порезками. Контурная резьба выполняется в виде линии, прорезанной по контуру рисунка. Четкий, несколько сухой, орнамент контурной резьбы отдаленно напоминает гравировку. Как правило, линейный узор дополняют разнообразные порезки, оживляющие композицию. Несмотря на кажущуюся простоту, контурная резьба требует высокого мастерства, так как огрехи исправить труднее, чем в других видах резьбы. Завершалась работа выполнением орнаментальных полос, объединяющих ритмичным геометрическим узором все части рисунка.

 

 

Сюжеты на городецких донцах.

 

Для украшения «головки»  донца сложился устойчивый тип композиции: фигура коня с одной стороны и птицы — с другой. Среди сюжетов, разрабатываемых в резных донцах, наиболее часто встречаются кони у сказочного дерева, всадники, выезд с каретой или коляской, генерал на коне, а под ним — шеренга солдат.

Самым распространенным сюжетом была композиция, изображавшая двух всадников  на вздыбившихся конях, вооруженных  или саблями, или ружьями, расположившихся  по обе стороны дерева-цветка, с  вершины которого взлетает большая птица, очертаниями напоминающая лебедя, а на ветвях, которого сидят маленькие птички. Откуда же взялся этот сюжет и почему он попал именно на донца.

Похожий сюжет, где изображена женская  фигура, державшая коней за поводья, был необыкновенно популярен  и вышивался или ткался на подзорах простынь и на полотенцах с незапамятных времен. Да, именно с незапамятных, ибо изображения подобной сцены появляется на территории Средней России и Севера с 10 столетия. (Рыбаков Б.А. «Древние элементы в русском народном творчестве». Советская этнография, 1948 г., стр. 102).  А изображал этот сюжет великую богиню, мать-землю, породившую все живое, дающую всем благо, а всадники по бокам богини – это были подчиненные ей боги. Но, на донцах изображена не женщина, а дерево похожее на цветок. Да это так, но еще задолго до появления этого сюжета на городецких донцах на многих вышивках женщина заменялась изображением дерева.

 

 

Нижегородская область, Городецкий район. Роспись.

 

 

 

Но почему этот сюжет  перешел именно на донца? А вот  почему: богато украшенное донце стало  обязательной вещью в составе  приданного крестьянской девушки. Девушки ходили с ним на посиделки, донца дарили невестам женихи. Другими словами, донца постепенно вошли в свадебную обрядность вместе с одеждой, холстами, простынями, подушками, полотенцами, составлявшими приданое невесты.

Идентичность по форме  полотенца и донца навела на мысль  изображать на плоскости донца полюбившуюся издавна традиционную композицию, заимствуя ее с полотенца. Подражание дошло до того, что и прямой край донца начали украшать порезками, имитирующими бахрому полотенца.

Другим не менее популярным сюжетом, который резали и инкрустировали на донцах, было изображение кареты, обычно с лакеем, стоящим на запятках, с лихим кучером, управляющим конем, и с женской фигурой в пышном платье, сидящей в карете. Эта сцена также является как бы иллюстрацией к свадебному обряду, в котором невеста едет по селу в церковь.

Отечественная война 1812 года все общество, совершенно естественно, что деревенские художники не могли не отозваться на это грандиозное для России событие в своем искусстве. И вот возник новый сюжет для украшения донца, который стал необычайно популярным, так как отвечал интересам народа и прельщал красочностью и эффектом своих форм – воинский начальник в треуголке с плюмажем, с саблей в руке, скачущий на коне, а после выстраивались ополченцы, воинственно вздымавшие ружья, сабли, а иногда и пики. Пиками в 1812 году были вооружены воины нижегородского народного ополчения.

Итак, искусство узольских  мастеров инструктированных и резных донец, возникшее в конце 18 столетия, явилось оригинальным проявлением таланта небольшой, сплоченной территориально. Социально однородной группы кустарей, создавших новую манеру резьбы и использовавших декоративные возможности инкрустации дубом.

В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, датировано 1859 годом. Постепенно сложился оригинальный тип городецкой росписи по дереву. Роспись, технологически более простая, к 1880-м годам окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию.

 

 

ГОРОДЕЦКАЯ  РОСПИСЬ.

Городецкая роспись  по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области. Сегодня городецкая роспись по праву стоит рядом со всемирно известной хохломой, с жостовскими подносами, резной костью.

Возникновение росписи  берет начало в производстве городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота.

В роспись городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. Произведения городецких мастеров привлекают, прежде всего, яркой праздничностью. Если хохлома тонка и изыскана в цвете, в своих изящных каллиграфических орнаментах, то городецкая роспись насыщена всем богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов, разноцветных причудливых птиц, стройных коней, бегущим по цветущим лугам.

Постепенно выработались самобытные приемы городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие  к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой для этого применяли яичную темперу, масляные, а чаще всего клеевые краски. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов — розы-купавки, бутоны, травки.

Сюжеты городецкой росписи.

Поэтическая природа Заволжья, богатейшая песенная, сказочная традиция этих мест стали весьма существенными факторами возникновения такого вида народного искусства, который особое значение придает непосредственному обращению к формам природы, любованию ими.

Веря в добрую силу ягоды и цветка, широко применявшихся в народной медицине Заволжья, воспринимая в единстве их добро и красоту, нижегородские мастера очень часто обращались к этим образам природы. В памятниках городецкой росписи порой прямо узнаются, но чаще всего угадываются преображенные поэтическим воображением мастера плавно изогнутые, тонкие ветви рябины с белыми гроздьями цветов, написанные очень характерным только для Городца приемом, при помощи смоченной белилами губки из лесного гриба-дождевика.

Еще чаще, чем изображения деревьев. Встречаются в росписи лесные и луговые цветы. Распространены в работах городецких мастеров изображения ромашек и купавок, которые бывают самых разнообразных видов и цвета, имеют бесчисленное количество графических разделок. Именно эти цветы образуют основу городецкого цветочного узора. Основываясь на природных формах, городецкие мастера никогда не стремились к точному копированию, прямому подражанию природе. Они изначально чужды натурализму. Городецкие цветы – это подлинное художественное обобщение, поэтический образ цветка.

Изображения животных и  птиц так же, как цветочная роспись, - неотъемлемая часть городецкой образной и живописной системы. Это прежде всего конь – излюбленный, почти символический образ городецкого искусства, а также собака и кот. Встречается в городецких композициях и лев, правда довольно редко. Городецкие мастера очень любили писать птиц. В их росписи необыкновенное разнообразие и реальных жителей деревенских дворов петухов и куриц, скворцов и горлинок, населяющих окрестные леса, и фантастических птиц, будто пришедших из сказок.

Информация о работе Народные промыслы Городецкого района