Народные промыслы Городецкого района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:33, реферат

Описание работы

Городец, город в Российской Федерации, Нижегородская область, пристань на левом берегу Волги; расположен в 50 км выше Нижнего Новгорода и в 14 км к западу от железнодорожной станции Заволжье. С Нижним Новгородом связан автодорогой через Заволжье по плотине ГЭС. Районный центр. Население около 34 тысяч человек. Основан в 1152. Город с 1921.
Городецкие прялочные донца, промысел, возникший в середине 18 века в окрестностях села Городец Нижегородской губернии по производству уникальных прялочных донец с резьбой и инкрустацией мореным дубом.

Содержание работы

Городецкие прялочные донца.___________ стр. 4
1.1. Сюжеты на городецких донцах.______ стр. 6
Городецкая роспись _____________________ стр. 10
2.1. Сюжеты городецкой росписи.________ стр. 11
2.2. Производственное развитие
городецкой росписи.________________ стр. 13
2.3. Иконопись.________________________ стр. 15
3. Народная городецкая вышивка.___________стр. 16
3.1. Тамбурная вышивка. _______________стр. 16
3.2. Гладьевая вышивка. _______________ стр. 18
3.3. Золотная вышивка. ________________ стр. 18
3.4. Современное развитие
Городецкой вышивки. _____________ стр. 20
Городецкие пряники.___________________ стр. 21
5. Заключение. __________________________ стр. 23
6. Список используемой литературы._______ стр. 24

Файлы: 1 файл

Зуденкова Даша .doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

Городецкое искусство  росписи по дереву отличает повышенная декоративность, мажорность звучания, обращенность художников к современности, воспринимаемой ими в своеобразном романтическом ключе, как мечта о праздничной, веселой, безбедной жизни.

С развитием промысла значительно  обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной.

Производственное развитие городецкой росписи.

В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе  старейших мастеров, ставших зачинателями городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века — И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.

Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После Первой мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.

Возрождение городецкой росписи связано с именем художника  И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую  область в 1935 году из Загорска. Его  стараниями в деревне Косково  была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий — шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия.

В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный городецкий живописец А. Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи — шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».

В настоящее время  фабрика выпускает расписные  игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы — длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.

 


 

 

 

 

 

 

 

Иконопись.

С 1 марта 1995 года на фабрике  «Городецкая роспись» существует иконописная мастерская. Созданная с благословления Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. А с 2000 года мастерская принята в состав Патриарших мастерских. По словам начальника иконописной мастерской Н.Н. Карасева, «мы возрождаем сейчас то, что было порушено за 70 лет безбожия». По всем иконописным канонам художницы перед написанием икон постятся, рабочий день начинают и заканчивают с молитвы, а что самое главное – они чтят каноны христианства и в обычной жизни. Наверное, именно это особое состояние души и помогает создавать им произведения искусства. Именно произведения искусства, поскольку язык не поворачивается назвать это товаром или продукцией. Неудивительно, что именно здесь, в иконописной мастерской, в 2004 году заблагоухала икона «Чудо святого великомученика Георгия о змии», которая позже была преподнесена владыке Георгию, архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому.

Но не только на территории фабрики трудятся иконописцы. Сейчас они расписывают фрески в храме  Михаила Архангела (Городец), которому в этом году исполнится 300 лет.

 

НАРОДНАЯ ГОРОДЕЦКАЯ ВЫШИВКА.

 

Вышивка для русской  женщины была с незапамятных времен душевной потребностью и бытовой необходимостью. По древним обычаям народа, вышивать умели в каждой семье. Своими руками изготавливалось все. Что нужно было из одежды, а также предметов для ежедневного употребления в быту и для декоративного убранства жилища. Праздничная одежда и предметы быта всегда имели яркое декоративное оформление, основу которого чаще всего составляла вышивка.

Это в полной мере относилось и к населению Нижегородской  области. От других регионов страны она  отличалась большим разнообразием  способов и методов украшения костюма и предметов домашнего обихода из тканей, где ведущее место отводилось узору, выполненному с помощью иглы и ниток. Этот вид творчества здесь, как и везде у русских, был тесно связан с бытом народа, его обычаями, праздниками и обрядами.

Особую привязанность  имели народные мастерицы к изображению  птиц, птицы-павы, оленя, которые издавна у народа являлись символом добра, благополучия, возрождения жизни, любви и семейного счастья.

 

Тамбурная вышивка.

 

Широко был воспринят  народными мастерицами способ тамбурной  вышивки. Выполняемый по рисовке, отличавшийся простотой исполнения и вместе с тем большими декоративными возможностями. Этим швом можно было вышить белые и цветные узоры разного характера, как геометрические, так и изобразительные, включая птиц, зверей и человека.

В Городецком районе мастерицы  особенно любили сложный колорит  вышитого узора, где мягкие красные и розовые тона гармонично сочетались с голубым и сиреневым. На свадебных полотенцах в узор вводился цветной бисер, который как небольшие росинки поблескивал на цветном узоре.


 

 

 

 

 

 

Небывалой красотой  и  совершенством отличались кисейные, шелковые и коленкоровые платки с многоцветным тамбурным узором. Отличительной чертой этих тамбурных городецких платков является гармоничный колорит, построенный на соотношении нежных розовых, золотистых, зеленых, лиловых и сиреневых тонов шелка или шерсти, иногда с добавлением серебряных или золотых нитей. Орнамент на платке делился обычно на широкую гирлянду, тянущуюся вдоль каймы, и пышные букеты, расположенные по углам. Иногда оставшееся поле заполнялось мелкими букетиками цветов или отдельными ветками.

Тончайшим белым тамбуром с прорезями было принято отделывать рукава праздничных женских рубах  из коленкора.

 

 

Гладьевая вышивка.

 

Не менее широко была знакома и гладьевая вышивка  в городецком районе. Здесь, в хорошо развитом промысловом центре, белую гладь выполняли мастерицы для продажи в город. Вместе с тем такой рельефной вышивкой они украшали одежду и предметы домашнего обихода для себя. Крупные рисунки белой глади применяли для украшения головных платков, наволочек, подрезов и полотенец. Мелкие, изящные узоры шли для вышивки праздничных рубах из коленкора и кисеи, располагаясь как строчка по краю узкого рукава.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Золотная вышивка.

 

Много создали мастерицы  городецкого района удивительных по декоративной выразительности и красочности произведений с вышивкой цветными шелками, шерстью, синелью и др. Среди них особой красотой и пышностью выделялось золотное шитье.

В мастерских многочисленных женских монастырей, в скитах или  отдельными мастерицами выполнялись целые части женского праздничного костюма со сверкающей вышивкой или отдельные детали к ним. Они выполнялись по заказам односельчан, готовились специально на продажу на местную ярмарку или в Нижний Новгород. Чаще всего это были девичьи или женские головные уборы, которые имела почти каждая крестьянка. В наиболее состоятельных семьях золотной вышивки в женском праздничном костюме было значительно больше. Она располагалась на платках, душегреях, передниках, а иногда и сарафанах. Драгоценный сверкающий узор сочетался в этом костюме с дорогостоящими фабричными тканями. Такой костюм являлся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери как надежный никогда не обесценивающийся капитал.


 

 

 

 

 

 

 

Сложная техника золотного  шитья требовала специального обучения. Городецкие мастерицы великолепно владели труднейшим ремеслом золотного шитья и тонко чувствовали декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток. Лучшие мастерицы знали более 100 усложненных вариантов вышивки только в технике узорных прикрепов, а также старинный петельный шов, состоящий из золотых или серебряных упругих петель, густо заполняющих основные мотивы орнамента и многие другие уникальные техники вышивки.

Современное развитие городецкой вышивки.

Самый распространенный вид женского народного творчества - вышивка активно развит в Городце и в настоящее время. С 1960 года из артели образована Городецкая строчевышивальная фабрика, основным ассортиментом которой является женская одежда с вышивкой в характере местного народного искусства. Платья, костюмы, блузки, халаты, сарафаны и другая женская одежда с вышивкой, отличаются органичным сочетанием современной моды и декоративной отделки национального характера.

На Городецкой фабрике  особенно широко применяется белая  и цветная гладь. Она отличается многообразием фактурных разработок, где плотные рельефные мотивы, выполненные гладью, сочетаются с россыпью, решетками, стягами и другими швами. На блузах из тонких хлопчатобумажных или шелковых тканей орнамент изящен и легок. Он поражает красотой мотивов и тонкой прорисовкой каждой формы. Многоцветный узор здесь чаще всего строится на пастельных тонах, гармонично сочетающихся вместе.

В 2006 году Городецкая строчевышивальная  фабрика преобразована в ООО  «Городецкая золотная вышивка». Творческий коллектив предприятия бережно хранит народные традиции, различные техники вышивки, при шедшие на Городецкую землю из глубины веков. Нежный ажурный гипюр, красочный, жизнерадостный тамбурный шов, и, конечно, величественное золотное шитье нашли свое второе рождение в произведениях современного декоративного искусства.

 

ГОРОДЕЦКИЕ ПРЯНИКИ.

 

Художественная самодеятельность народа ярко выявлена в изделиях, призванных обслужить праздничный стол.

Далеко за пределы  города шагнула добрая слава о  городецких пряниках. Обычай выпекать пряники был широко распространен в Городце еще в давние времена. Этому способствовало изобилие «бортевых угожий». В огромных городецких лесах было много ульев диких пчел, дающих не мало меда. Жители деревень любили душистый медовый пряник с узорами. Развитию пряничного производства способствовали большие базары, частые караваны судов на Волге, а затем близость Нижегородской ярмарки. К концу 19 века в Городце насчитывалось до 16 пекарен. Городецкие пряники поставлялись на Нижегородскую ярмарку и среди многих мастеров пряничного дела со всех концов страны сохранили полную самостоятельность и славу. Их торговля временами была самой обширной среди собратьев: простые пряники и жемки, закуски и штучные хорошо раскупались на ярмарке. Еще в конце 18 века Городец выпекал до восьми тысяч пудов пряников. (128 тонн).

В конце 19 века и начале 20 стали печь пряники сахарные и  паточные, сдабривая тесто изюмом, мятой и другими пряностями. Пряный вкус городецкого пряника нравился волгарям и имел более десятка различий и сортов.

С помощью пряников своеобразно  отмечались различные события в  жизни: пекли пряники в честь  весны – «жаворонки», на встречу  Нового года, свадебные, именинные, юбилейные, подарочные. Разные и по величине: от горошины до пуда ( 16 килограммов) весом.

Городецкие пряники  оформлялись художественно резчиками  по дереву. Мастера специально резали «пряничные» доски. Их накладывали на тесто и печатали рисунки. Дело резьбы было не легким и требовало длительных навыков. Материалом брались липа и береза. Рисунки досок изображали птиц, коней, оленей, ветви цветов, геометрические узоры.

Пряничное производство продолжает успешно развиваться  и в наши дни. Только вместо мелких кустарных пекарен создана большая  фабрика, оснащенная современной техникой.

                            

 

 

 

 

                            

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора материала и кончая трактовкой изобразительных форм.

Рожденное в среде  земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизненных сил.

И сегодня художественные изделия, выполненные народными  мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы, выполняющие определенные функции. Это мебель и посуда, тканые покрывала и вышитые скатерти, деревянная игрушка и украшения женской одежды. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют эстетику данных вещей. Их художественное содержание, превращает обыкновенный предмет в произведение искусства. Все такие изделия относятся к области декоративно-прикладного искусства и предметам народных художественных промыслов, в сфере которых находят органичное соединение духовное и материальное начало творчества. Мир этой области обширен и интересен.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Званцев М.П. «Нижегородские мастера. Рассказы о народном искусстве», Горький, 1978 г.

Информация о работе Народные промыслы Городецкого района