Народы и государства на территории нашей страны в древности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:51, реферат

Описание работы

Основные даты и события: VII—VI вв. до н. э. — основание важнейших греческих колоний в Северном Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Боспор); конец V — начало IV в. до н. э. — образование Скифского царства в Северном Причерноморье.
Основные термины и понятия: государство; народ.
План ответа: 1) территория; 2) хозяйственный и общественный строй; 3) отношения с соседними народами.

Файлы: 1 файл

068- История России Учеб пособие для абитур и старшекласников_2007.doc

— 1,016.00 Кб (Скачать файл)

После восьмилетнего  пребывания в польском плену митрополит Филарет возвратился в 1619 г. в Москву. Участники Церковного собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем резко возросли роль и значение церкви в жизни государства. Филарет, по существу, был вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, Михаил никогда не принимал решений без согласия отца. Бывало и такое, что по сугубо государственным вопросам распоряжения отдавал сам патриарх. Главное, чего удалось добиться Филарету — укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены ни при нем, ни при его преемниках — патриархах Иоасафе I и Иосифе. Среди них главным был вопрос обновления религиозной идеологии и церковных обрядов. Стремясь противодействовать в годы Смуты западному влиянию, церковь усилила в эти годы борьбу с иноверием.

В середине XVII в. стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывавшихся от руки, имеется много описок и искажений текста по сравнению с оригиналами. Немало сомнений вызывал обычай многоголосия во время церковной службы (когда священник, дьякон и сами верующие молились одновременно, порой используя разные молитвы), крещения двумя пальцами и др. По этим вопросам мнения верующих разделились. Одни (в том числе патриарх Иосиф) предлагали исправить Церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие (к числу которых относился царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение) считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались. После смерти патриарха Иосифа новым предстоятелем Русской Православной Церкви по предложению Алексея Михайловича был избран Никон — митрополит Новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу. Реформа прошла в 1653—1655 гг. и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Созванный в 1654 г. Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

Новый патриарх был человеком  своенравным, волевым, во многом фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Он говорил: «как месяц имеет свет от солнца, так и царь имеет посвящение, помазание и венчание от архиерея». Однако царь не пожелал долго терпеть эти нравоучения патриарха. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей (с сохранением сана) и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Там Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.

Для суда над  Никоном в 1666 г. был созван Церковный  собор, на который патриарха привезли под охраной. Царь заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся», тем самым давая понять, кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор 1666—1667 гг. поддержал церковную реформу и предал проклятию всех ее противников (которые стали именоваться старообрядцами). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 г. им грозило сожжение на костре. Таким образом, реформа Никона и Собор 1666—1667 гг. положили начало расколу в Русской Православной Церкви.

Главой старообрядцев  стал протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620—1682). С юных лет посвятив себя церкви, Аввакум был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время он входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с поддерживавшим их царем Алексеем Михайловичем. Реформы Никона Аввакум воспринял резко отрицательно, считая, что если и обращаться к первооснове веры, то только в русских источниках. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, арестован и заключен в монастырь, а позже сослан в Сибирь. Однако везде он вел активную пропаганду старообрядческих идей. В 1664 г. Аввакум вернулся в Москву, где царь и симпатизировавшие ему люди тщетно убеждали раскольника смириться с церковной реформой. За отказ от смирения Аввакум был предан церковному проклятию на Соборе 1666— 1667 гг. и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в земляную тюрьму. Там он написал свое знаменитое «Житие» и десятки других работ. За непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен к казни Церковным собором 1681—1682 годов. 11 апреля 1682 г. «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.

Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к резкому конфликту церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для ее превращения в один из элементов самодержавия.

 

Народные движения в XVII веке

Основные  даты и события: 1648 г. — «соляной» бунт; 1662 г. — «медный» бунт; 1667—1671 гг. — восстание под руководством С. Разина.

Исторические  деятели: Алексей Михайлович; Степан Разин.

Основные  термины и понятия: восстание; война; бунт.

План ответа: 1) причины народных выступлений; 2) особенности народных выступлений в XVII в.; 3) «соляной» бунт; 4) «медный» бунт; 5) восстание С. Разина; 6) выступления старообрядцев; 7) значение народных движений XVII века.

Материал  для ответа: Современники называли XVII век «бунташным». Главными причинами народных выступлений были: закрепощение крестьян и рост их повинностей; усиление налогового гнета; усиление приказной волокиты и бюрократизма; попытки ограничения казачьей вольности; церковный раскол и преследование старообрядцев.

Все это обусловило участие  в выступлениях против властей не только представителей крестьянства (как это было прежде), но и казачества, городских низов, стрельцов, низших слоев духовенства. Участие казаков и стрельцов, имевших не только оружие, но и опыт ведения военных действий, придавало народным выступлениям XVII в. характер ожесточенной борьбы, приводившей к большим человеческим жертвам.

Наиболее  серьезные выступления начались в середине века. 1 июня 1648 г. Алексей  Михайлович возвращался с богомолья  из Троице-Сергиева монастыря в Кремль. Толпа москвичей попыталась подать ему жалобу на московского градоначальника, главу Земского приказа Л. С. Плещеева, которого обвиняли в казнокрадстве, приказной волоките, потворстве богатым горожанам, в повышении цен на хлеб и соль. Выступление было настолько мощным, что царь был вынужден отдать Плещеева на расправу народу. Был отправлен в отставку и выслан из Москвы боярин Б. И. Морозов — воспитатель Алексея Михайловича и фактический глава правительства. Вслед за Москвой восстания вспыхнули в Курске, Козлове, Ельце, Томске.

Постоянные  войны истощили царскую казну. Для ее пополнения было решено чеканить монету не из серебра, как прежде, а из меди. В результате деньги резко обесценились. Это вызвало недовольство населения. В июле 1662 г., разгромив усадьбы некоторых близких к царю бояр и чиновников, толпы горожан устремились к загородному царскому дворцу в селе Коломенском. В ожидании прибытия войск царь был вынужден обещать восставшим отмену медных денег. Горожане направились обратно в Москву, однако по дороге им встретилась новая многотысячная толпа, и шествие в Коломенское возобновилось. Тем временем подошли правительственные войска, и безоружная толпа была обращена в бегство. Начались расправы над участниками выступления. Зачинщики бунта были повешены в центре Москвы, участникам отсекали руки, ноги, языки, секли их кнутом, отправляли в ссылку. Тем не менее хождение медных денег было отменено.

Самым крупным  народным выступлением XVII в. стало восстание казаков и крестьян под предводительством С. Т. Разина.

Введение  Соборного уложения 1649.г., розыск и расправа над беглыми крестьянами, разорение многих селян, горожан и воинов вели к оттоку людей на окраины страны, прежде всего на Дон. К середине 1660-х гг. здесь скопилось большое число беженцев из центральных районов. Бедными оставались и многие местные казаки. Нищенское существование заставило 700 донских казаков во главе с атаманом Василием Усом в 1666 г. отправиться в сторону Москвы с просьбой к правительству принять их на царскую службу. После отказа царя мирный поход перерос в восстание, в котором кроме казаков приняли участие тысячи крестьян. Вскоре восставшие отошли на Дон, где присоединились к отрядам атамана С.Т. Разина (1630-1671).

Первый этап выступления Разина (1667—1669) обычно называют «походом за зипунами». Отряд Разина блокировал главную торговую артерию Юга России — Волгу, захватывая торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие захватили Яицкий городок, а затем одержали победу над флотом персидского шаха. Завладев богатой добычей, летом 1669 г. Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагальницком городке. К удачливому лидеру восставших отовсюду потянулся народ. Почувствовав силу, Разин заявил о намерении похода на Москву, обещал «всех князей и бояр и все шляхетство (дворянство) российское побить».

Весной 1670 г. начался второй этап выступления, когда разницы захватили Царицын и подошли к хорошо укрепленной Астрахани, сдавшейся без боя. Расправившись с воеводой и дворянами, восставшие сформировали правительство во главе с атаманами Василием Усом и Федором Шелудяком. Успех повстанцев послужил сигналом к переходу на сторону Разина населения многих поволжских городов: Саратова, Самары, Пензы и др. В числе участников выступления были представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Большинство из них привлекало то, что каждого участника восстания Разин объявлял казаком (то есть свободным). Общая численность восставших составляла до 200 тыс. человек.

В сентябре 1670 г. армия  повстанцев осадила Симбирск, но взять его не смогла и отошла на Дон. Карательную экспедицию против Разина возглавил воевода князь Ю.Барятинский. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям. После пыток и суда руководитель восставших был четвертован близ Лобного места в Москве.

Однако восстание продолжалось. Лишь через год, в ноябре 1671 г. царским войскам удалось занять Астрахань и полностью подавить выступление. Масштабы расправ над разинцами были огромны. В одном только Арзамасе было казнено до 11 тыс. человек. Всего было убито и замучено до 100 тыс. человек. Таких расправ Россия еще не знала.

Церковный раскол впервые привел к массовым религиозным выступлениям. Движение старообрядцев объединяло представителей самых разных социальных слоев, по-своему понимавших приверженность традициям своей веры. Разнообразными были и формы протеста — от самосожжения и голодной смерти, отказа признавать никоновскую реформу, уклонения от повинностей до вооруженного сопротивления царским воеводам. Только за 20 лет (1675—1695) в массовых самосожжениях погибло до 20 тыс. старообрядцев.

Крупнейшими вооруженными выступлениями борцов за веру были Соловецкое восстание 1668—1676 гг., выступление на Дону в 1670—80-е годы. Особенно жестоко было подавлено восстание монахов Соловецкого монастыря. Однако выступления старообрядцев продолжались вплоть до конца столетия.

Таким образом, усиление гнета, закрепощение крестьян, попытки ликвидировать остатки казачьего самоуправления, борьба царских и церковных властей с раскольниками вели к массовым народным выступлениям, главными результатами которых были отдельные уступки правительства.

 

Внешняя политика России в XVII веке

Основные  даты и события: 1632—1634 гг. — Смоленская война; 1654—1667 гг. — война с Польшей; 1687, 1689 гг. — крымские походы русской армии.

Исторические деятели: Алексей Михайлович; М. Б. Шеин; Б. Хмельницкий; В. В. Голицын.

План ответа: 1) основные цели и направления внешней политики России в XVII в.; 2) Смоленская война; 3) воссоединение Украины с Россией; 4) русско-польская война 1654—1667 гг.; 5) борьба с Турцией и Крымом; 6) освоение Сибири.

Материал  к ответу: Основным противником России в XVII в. продолжала оставаться Речь Посполитая. Польский король не признавал прав Михаила Федоровича на престол, считая царем московским своего сына Владислава. За Польшей оставались и смоленские земли, захваченные у России в начале века. Польская шляхта не оставляла планов нового похода на Москву. В этих условиях Россия была вынуждена собирать силы для новой войны и искать союзников. Свою поддержку в борьбе с Польшей обещали Швеция и Турция.

Поводом к  войне послужила смерть польского  короля Сигизмунда III. Разгоревшаяся в Польше борьба за власть, казалось, облегчала шансы России на успех. В июне 1632 г. Земский собор принял решение начать войну с Польшей за смоленские земли. Армия во главе с боярином М. Б. Шейным осадила Смоленск. Однако ни Швеция, ни Турция не поддержали Москву. Тем временем польским королем был избран претендент на российский престол — Владислав. Во главе 15-тысячного войска он снял осаду со Смоленска и окружил армию Шеина. Однако сил для продолжения войны у обеих сторон не было. По предложению поляков в 1634 г. был заключен мир, по которому Россия возвращала все занятые в ходе войны земли, а Владислав отказывался от претензий на московский престол. Таким образом, Смоленская война оказалась неудачной для России и не сняла имевшихся противоречий с Польшей.

Русско-польские отношения еще более обострились  в условиях начавшейся борьбы украинского народа за независимость. Украинская народность в основном сформировалась в XV веке. Украинцы проживали на землях, входивших ранее в Древнерусское государство, имели общие с русскими национальные, религиозные, культурные корни. В Речи Посполитой они испытывали тройной гнет — феодальный, национальный и религиозный. Собственниками земель здесь были, как правило, поляки и литовцы, исповедовавшие католическую веру. Украинцам запрещалось говорить на родном языке, исповедовать православие. К ним относились как к «быдлу», достойному лишь работать на своего господина. Тяжелое положение украинского и белорусского народов вызывало постоянные восстания против поляков. Кроме крестьян и горожан в этой борьбе принимали участие беднейшие казаки (голытьба). Зажиточное казачество записывалось поляками в реестры (списки) и должно было за жалованье защищать границы государства. На первом этапе освободительной борьбы (весна 1648 — август 1649) восставшим удалось добиться победы над поляками под Корсунем. Это послужило сигналом к подъему движения украинского и белорусского крестьянства. После серии водных побед войска восставших во главе с Богданом Хмельницким (1595—1657) вошли в Киев. В августе 1649 г. между поляками и восставшими был заключен Зборовский мир, по которому Киевское, Черниговское, Вроцлавское воеводства получали самостоятельное гетманское управление (гетманом стал Хмельницкий), а число реестровых казаков увеличивалось до 40 тысяч. Однако этот договор удовлетворял в основном интересы реестровых казаков, казацкой старшины и зажиточных горожан, поэтому продолжение борьбы было неизбежным. Второй этап (1650—1651) был неудачным для восставших. Их поражение под Берестечком привело к заключению Белоцерковского мира (1651), который свел на нет усилия первого периода войны. На третьем этапе (1652—1654) Богдан Хмельницкий, поняв, что восставшим трудно будет самим справиться с Поль-шей, обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав Российского государства. 1 октября 1653 г. Земский собор принял решение о включении Украины в состав России и об объявлении войны Польше. 8 января 1654 г. в Переяславле состоялся совет — рада, на котором собрались выборные представители от всех сословий украинского населения. Присутствовал царский посол боярин В. Бутурлин. Решение собравшихся было единодушным — Украина вошла в состав России, обещая «быть с землями и с городами под государевою высокою рукою навеки». Были также закреплены права и привилегии казачества и городов Украины. В частности, сохранялось гетманское управление, большое казачье войско.

Информация о работе Народы и государства на территории нашей страны в древности