Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 14:57, реферат
Кавказ представляет собой историко-этнографическую область, очень сложную по своему этническому составу. Своеобразие географического положения Кавказа как связующего звена между Европой и Азией, близость его к древним цивилизациям Передней Азии сыграли значительную роль в развитии культуры и в формировании некоторых населяющих его народов. Общие сведения. На сравнительно небольшом пространстве Кавказа расселено много народов, различных по своей численности и говорящих на разных языках. На земном шаре немного областей с таким пестрым населением. Наряду с крупными народами, насчитывающими миллионы человек, такими, как азербайджанцы, грузины и армяне, на Кавказе, особенно в Дагестане, живут народы, численность которых не превышает нескольких тысяч.
Изменился вид колхозных селений по сравнению с прошлым. В горах многие селе¬ния из неудобных мест перенесены в более удобные. Азербайджанцы и другие народы стали строить дома окнами на улицу, исчеза¬ют высокие глухие заборы, отгораживающие двор от улицы. Улучшилось благоустройство-селений, водоснабжение. Многие селения имеют водопроводы, увеличиваются посадки плодовых и декоративных растений. Большин¬ство крупных селений по своему благоустройству не отличаются от городских поселков.
В одежде народов Кавказа в дореволюци¬онный период прослеживалось большое раз-нообразие. Она отражала этнические особен¬ности, экономические и культурные связи между народами.
Много общего в одежде было у всех адыгских народов, осетин, карачаевцев, бал¬карцев и абхазов. Мужской костюм этих на¬родов получил распространение по всему Кавказу. Основные элементы этого костюма: бешмет (кафтан), узкие штаны, заправленные в мягкие сапоги, папаха и бурка, а также узкий пояс-ремень с серебряными украше¬ниями, на котором носили шашку, кинжал, кресало. Высшие сословия носили чер¬кеску (верхняя распашная приталенная одеж¬да) с газырями для хранения патронов.
Женская одежда состояла из рубахи, длин¬ных штанов, распашного платья в талию, вы-соких головных уборов и покрывал. Платье в талии туго перетягивалось поясом. У адыг¬ских народов и абхазов признаком красоты девушки считалась тонкая талия и плоская грудь, поэтому девушки до замужества но¬сили жесткие тугие корсеты, стягивавшие та¬лию и грудь. В костюме ярко прослежива¬лось социальное положение его владельца. Богатством и роскошью отличались костюмы феодальной знати, особенно женские.
Мужской костюм народов Дагестана во многом напоминал одежду адыгов. Женский наряд немного варьировался у разных наро¬дов Дагестана, но в основных чертах был одинаков. Это была широкая туникообразная рубаха, подпоясывавшаяся поясом, длинные штаны, которые были видны из-под рубахи и мешкообразный головной убор, в который убирали волосы. Дагестанки носили разнооб¬разные тяжелые серебряные украшения (по¬ясные, нагрудные, височные) преимуществен¬но кубачинского производства.
Обувью и мужчинам и женщинам служили толстые шерстяные носки и постолы, сде-ланные из целого куска кожи, обтягивавшего ступню. Мягкие сапоги у мужчин были празд-ничными. Такая обувь была характерна для населения всех горных районов Кавказа.
Одежда народов Закавказья в значитель¬ной степени отличалась от одежды жителей Северного Кавказа и Дагестана. В ней наб¬людались многие параллели с одеждой наро¬дов Передней Азии, особенно это касалось одежды армян и азербайджанцев.
Для мужского костюма всего Закавказья в целом были характерны рубахи, широкие или узкие штаны, заправленные в сапоги или носки, и короткая распашная верхняя одеж¬да, подпоясываемая поясом. Перед револю¬цией среди грузин и азербайджанцев имел распространение адыгский мужской костюм, особенно черкеска. Одежда грузинок по сво¬ему типу напоминала одежду женщин Север¬ного Кавказа. Это была длинная рубаха, на которую надевалось длинное распашное при¬таленное платье, перетянутое поясом. На го¬лове женщины носили обтянутый материей обруч, к которому прикреплялось тонкое длинное покрывало — лечаки.
Армянки одевались в яркие рубахи (жел¬тые в западной Армении, красные — в вос-точной) и не менее яркие штаны. На рубаху надевалась распашная на подкладке одежда в талию с более короткими, чем у рубахи рукавами. На голове армянки носили малень¬кие твердые шапочки, которые повязывались несколькими платками. В обычае было при¬крывать платком нижнюю часть лица.
Азербайджанки кроме рубах и штанов но¬сили также короткие кофты и широкие юбки. Под влиянием мусульманской религии азер¬байджанки, особенно в городах, прикрывали лицо чадрой, когда выходили на улицу.
Для женщин всех народов Кавказа было характерно ношение разнообразных ювелир¬ных украшений, изготовлявшихся местными мастерами преимущественно из серебра. Особенно богато украшались пояса.
После революции традиционная одежда народов Кавказа, как мужская, так и женская, стала быстро исчезать. В настоящее время сохраняется мужской адыгский костюм как одежда участников художественных ансамб¬лей, получившая широкое распространение почти по всему Кавказу. Традиционные элементы женской одежды еще можно видеть на пожилых женщинах во многих районах Кавказа.
Общественный и семейный быт. У всех на¬родов Кавказа, особенно у северокавказских горцев и дагестанцев, в общественной жизни и быту в большей или меньшей степени со-хранялись следы патриархального уклада, строго поддерживались родственные связи, особенно ярко проявлявшиеся в патроними¬ческих отношениях. Повсюду на Кавказе су-ществовали соседские общины, которые были особенно крепки у западных адыгов, осетин, а также в Дагестане и Грузии.
Во многих районах Кавказа в 19 в. про¬должали бытовать большие патриархальные семьи. Основным же типом семьи в этот пе¬риод были малые семьи, уклад которых от¬личался той же патриархальностью. Господ¬ствующей формой брака была моногамия. Многоженство встречалось редко, преимуще¬ственно среди привилегированных слоев му¬сульманского населения, особенно в Азер¬байджане. У многих народов Кавказа был распространен калым. Патриархальность се¬мейного быта тяжело отражалась на положе¬нии женщин, особенно у мусульман.
При Советской власти коренным образом изменился семейный быт и положение жен-щины у народов Кавказа. Советские законы уравняли женщину в правах с мужчиной. Она получила возможность активно участвовать в трудовой деятельности, в общественной и культурной жизни.
Религиозные верования. По вероисповеда¬нию все население Кавказа делилось на две группы: христиан и мусульман. Христианство начало проникать на Кавказ в первые века новой эры. Первоначально оно утвердилось среди армян, у которых в 301 г. возникла своя церковь, получившая название «армя-но-грегорианской» по имени ее основателя архиепископа Григория Просветителя. Внача¬ле армянская церковь придерживалась восточ¬но-православной византийской ориентации, но с начала 6 в. стала самостоятельной, присо¬единившись к монофизитскому учению, при¬знававшему только одну «божественную при¬роду» Христа. Из Армении христианство на¬чало проникать в Южный Дагестан, Северный Азербайджан и в Албанию (6 в.). В Южном Азербайджане в этот период был распростра¬нен зороастризм, в котором большое место занимали огнепоклоннические культы.
В Грузии христианство стало господствую¬щей религией к 4 в. (337). Из Грузии и Ви-зантии христианство пришло к абхазам и адыгским племенам (6 — 7 вв.), к чеченцам (8 в.), ингушам, осетинам и другим наро¬дам.
Появление ислама на Кавказе
связано с завоевательными
Среди народов Северного Кавказа (ады¬гов, черкесов, кабардинцев, карачаевцев и балкарцев) ислам насаждался турецкими сул¬танами и крымскими ханами в 15 — 17 вв.
К осетинам он проник в 17 — 18 вв. из Кабарды и был принят преимущественно только высшими сословиями. В 16 в. мусуль¬манство стало распространяться из Дагестана в Чечню. Ингуши приняли эту веру от чечен¬цев в 19 в. Особенно укрепилось влияние ислама в Дагестане и Чечено-Ингушетии в период движения горцев под руководством Шамиля.
Однако ни христианство, ни ислам не вы¬теснили древних местных верований. Многие из них вошли составной частью в христиан¬скую и мусульманскую обрядность.
В годы Советской власти
проводилась и проводится большая
антирелигиозная агита-ционно-
Фольклор. Богато и разнообразно устное поэтическое творчество народов Кавказа. Оно имеет многовековые традиции и отражает сложные исторические судьбы народов Кав¬каза, их борьбу за независимость, классовую борьбу масс против угнетателей, многие сто¬роны народного быта. Для устного творчества кавказских народов характерно разнообразие сюжетов и жанров. Многие знаменитые поэ¬ты и писатели, как местные (Низами Гандже-ви, Мухаммед Физули и др.), так и русские (Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой и др.), заимствовали сюжеты из кавказского быта и фольклора для своих произведений.
В поэтическом творчестве народов Кавказа значительное место занимают эпические ска-зания. У грузин известны эпос о герое Ами-рани, боровшемся с древними богами и при-кованного за это к скале, романтический эпос «Эстериани», повествующий о трагической любви царевича Абесалома и пастушки Этери. У армян широко распространен средне¬вековый эпос «Сасунские богатыри», или «Давид Сасунский», отражающий героическую борьбу армянского народа с поработителями.
На Северном Кавказе среди осетин, ка¬бардинцев, черкесов, адыгейцев, карачаевцев, балкарцев, а также абхазов бытует нартский эпос, сказания о героях-богатырях нартах.
Разнообразны у народов Кавказа сказки, басни, легенды, пословицы, поговорки, загад¬ки, в которых отражены все стороны народ¬ного быта. Особенно богат на Кавказе музы¬кальный фольклор. Большого совершенства достигло песенное творчество у грузин; у них распространено многоголосие.
Выразителями народных чаяний, храните¬лями богатой сокровищницы музыкального искусства и исполнителями народных песен выступали странствующие народные певцы — гусаны (у армян), мествире (у грузин), ашуги (у азербайджанцев, дагестанцев). Их реперту¬ар был очень разнообразен. Свои песни они исполняли под аккомпанемент музыкальных инструментов. Особенно популярным был на¬родный певец Саянг-Нова (18 в.), который пел на армянском, грузинском и азербай¬джанском языках.
Устное поэтическое и музыкальное народ¬ное искусство продолжает развиваться и в наши дни. Оно обогатилось новым содержа¬нием. В песнях, сказках и других видах на¬родного творчества широко отражается жизнь Советской страны. Много песен по¬священо героическому труду советских лю¬дей, дружбе народов, подвигам в Великой Отечественной войне. Широкой популярно¬стью у всех народов Кавказа пользуются ан¬самбли художественной самодеятельности.
Многие города Кавказа, особенно Баку, Ереван, Тбилиси, Махачкала, превратились в настоящее время в крупные культурные цент¬ры, где ведется разнообразная научная ра¬бота не только общесоюзного, но нередко и мирового значения.