Народы Северного Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 14:00, реферат

Описание работы

Народы Северного Кавказа всегда выгодно отличались своими традициями, обычаями и историей. Наиболее яркой чертой, присущей всем этническим группам является гостеприимство. Гость получает самые лучшие угощения, внимание хозяев, полную безопасность и защиту.

Файлы: 1 файл

осетины.docx

— 30.10 Кб (Скачать файл)

Народы Северного Кавказа всегда выгодно отличались своими традициями, обычаями и историей. Наиболее яркой чертой, присущей всем этническим группам является гостеприимство. Гость получает самые лучшие угощения, внимание хозяев, полную безопасность и защиту. Однако нужно соблюдать осторожность, чтобы не осквернить священные принципы и предметы в доме каждого народа, будь то осетины, чеченцы, ингуши, дагестанцы, черкесы, карачаевцы или кабардинцы. Познакомимся с историей и традициями народов Северного Кавказа.

Осетины

Осетины являются потомками древних сарматов, алан и скифов. В наши дни осетины живут на южном и северном склонах центральной части главного Кавказского хребта. Общая численность осетин в настоящее время составляет около 670 000 человек в мире. Хотя территориально части Осетии разделены, единый народ обладает одной культурой, языком и традициями. Более того, разделение подкрепляется еще и административным: Республика Северная Осетия со столицей в городе Владикавказ и Республика Южная Осетия с центром в городе Цхинвал.

 

 Осетинский язык принадлежит к иранской группе (северо-восточная подгруппа) индоевропейской семьи языков; осетины в основном двуязычны(двуязычие — осетинско-русское, реже — осетинско-грузинское или осетинско-турецкое).

Народы северного Кавказа были отделены в 1922 году властями Кремля: Северная Осетия относится к России, а Южная – к Грузии. Около 70 лет осетины не ощущали разницы, ведь жили в единой великой державе СССР. Развал Союза повлек за собой создание двух отдельных государств, а осетины стали не единым народом, а гражданами соседних стран с натянутыми отношениями. Многие семьи оказались разделены государственной границей.

Природа Осетии невероятно богата и разнообразна: цветущие предгорные равнины, знойные степи, ледяные вершины Кавказских гор, стремительные реки и глубокие ущелья.

История осетинского народа охватывает периоды расцвета и невероятного влияния, практически полного истребления и достойного возрождения. В 13-14 веках н.э. нашествие татаро-монгол привело к массовой гибели населения, уничтожению хозяйства и краху государства. Некогда великий народ северного Кавказа оказался в изоляции в ущельях гор. Общение поддерживалось лишь с самыми близкими людьми и соседями. Однако в этом есть и свои преимущества, осетины смогли сохранить первозданность своих традиций, религии, культуры и языка.

В 18 веке возросшая численность населения, суровость и теснота условий высокогорья продиктовали необходимость вступления в состав России и переселению на предгорные равнины. Поначалу административное подчинение носило формальный характер, а народы северного Кавказа то и дело принимали участие в освободительных восстаниях. Однако осетины добились важных задач: переселились на равнины, установили торговые связи с Россией и обеспечили региону внешнюю безопасность.

Культура и искусство Осетии поистине уникальны. Этот народ подарил миру одного из лучших дирижеров Валерия Гергиева, первую в мире женщину-дирижера Веронику Дударову, балерину Светлану Адырхаеву, династию цирковых артистов Кантемировых, эстрадных исполнителей Акима Салбиева и Феликса Царикати.

Присоединение Осетии к России

Весной 1750 г. российское правительство и посольство Осетии приступили к официальным переговорам. Они начались на заседании Сената, которое было посвящено специальному обсуждению вопроса о развитии русско-осетинских отношений. На этом заседании Зурабом Магкаевым были поставлены основные задачи, которые им рассматривались как наиболее важные на переговорах. В их числе были: присоединение Осетии к России, обеспечение её внешней безопасности, переселение части осетинского населения на предгорные равнины Центрального Кавказа и установление взаимовыгодных торговых отношений. В сложившейся к середине XVIII в. международной обстановке российское правительство ещё не могло ради Осетии идти на такие шаги, которые повлекли бы за собой дипломатические осложнения для России. Надеясь подтолкнуть российскую сторону к более решительным действиям, Зураб Магкаев заявил о том, что Осетия готова выставить армию численностью в 30 тысяч воинов для участия в военных действиях против Турции и Ирана — главных соперников России на Кавказе. Кроме геополитических, Россия имела и экономические интересы в Осетии: из-за частых войн, которые вела Россия в первой половине XVIII в., и большого недостатка в таком стратегическом сырье, как свинец, особый интерес у правительства вызывала перспектива промышленной добычи в Осетии свинцовой руды.

В конце декабря 1751 г. состоялся официальный приём осетинского посольства Елизаветой Петровной. На нём по заранее предусмотренному протоколу не обсуждались конкретные вопросы, касавшиеся русско-осетинских отношений. Приём больше напоминал торжественный церемониал, посвящённый установлению российско-осетинских дипломатических контактов. На нём произносились торжественные речи. Зураб Магкаев благодарил императрицу за оказанный посольству тёплый приём и высказал надежду на установление тесных взаимоотношений между Осетией иРоссией.

В соответствии с новыми соглашениями, достигнутыми после встречи с Елизаветой Петровной, предгорную равнину Центрального Кавказа, бассейны рек Ардон, Фиагдон и Терек российское правительство объявляло землями «вольными и свободными». Переселение на эти земли осетин, рассматривавших их как свою историческую территорию, поддерживалось официальным Петербургом.

После победы России в Русско-турецкой войне 1768—1774 гг., Россия могла открыто заявлять о своих интересах на Кавказе.

Астраханскому губернатору П. Н. Кречетникову в качестве срочной меры было предложено провести переговоры с Осетией по поводу её присоединения к России. В свою очередь губернатор поручил кизлярскому и моздокскому комендантам направить в Осетию официальных лиц, которые бы занялись подготовкой русско-осетинских переговоров. Кизлярский комендант направил в Осетию геолого-политическую экспедицию во главе с ротмистром Афанасием Батыревым. На несколько дней Афанасия Батырева опередил посланник моздокского коменданта ротмистр Казыханов, прибывший в Осетию с переводчиком Пицхелауровым.

В Куртатинском ущелье в доме Андрея (Алегуки) Цаликова собрался совет влиятельных старейшин из Алагирского и Куртатинского обществ. На нём обсуждался вопрос о присоединении Осетии к России. На заседании совета присутствовали ротмистр Казыханов и Афанасий Батырев. Накануне Афанасий Батырев успел встретиться с жителями Алагирского ущелья. Он сообщил совету старейшин, собравшемуся у Андрея Цаликова, что «от многих слышал желание, чтоб зделать от России, где прежде было осетинское подворье, крепость и иметь в ней коменданта с командою, где б они многие поселились и, не опасаясь никого, жили».

После заседания совета осетинские старейшины отправились в Моздок на переговоры с губернатором. В состав посольства, сформированного советом, входило 20 человек. С собой осетинские послы везли заранее составленное на имя астраханского губернатора «Прошение», состоявшее из «преамбулы» и «положений». В преамбуле подчеркивалась приверженность осетинского народа «христианскому закону» и выражалась благодарность России за возрождение христианства. В его констатирующей части отмечалась политическая независимость Осетии от какой-либо другой страны, а набеги черкесских князей назывались главной внешней опасностью. Стремление осетин к союзу с Россией формулировалось как надежда на то, что «мы противу желания нашего оставлены не будем и будем под протекциею всемилостивейшей нашей государыни».

Присоединение Осетии к России отвечало национальным интересам Осетии. Оно приближало решение таких важных вопросов, как переселение осетин на предгорные равнины, обеспечение внешней безопасности и установление торговых отношений с Россией. Осетины участвовали во многих войнах России, в составе Терского казачьего войска было немало казаков-осетин[79]

Традиционная мужская одежда - черкеска с газырями, бешмет, рубаха, шаровары, бурка, шуба из овчины. Головные уборы - папаха из овчины или каракуля, башлык из сукна, козьего пуха, реже верблюжьей шерсти, войлочная шляпа с широкими полями. Обувь - ноговицы, сапоги, чувяки из кожи, сафьяна или сукна. Неизменная принадлежность мужского костюма - кинжал. 

Женская повседневная одежда до 19 века по покрою почти идентична мужской; с проникновением элементов русской культуры становится более разнообразной. Праздничное платье, доходившее до пят, кроилось в талию с разрезом спереди и длинными нарукавниками, под ним - шёлковая юбка; носили короткий передник с широким поясом. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения (нагрудники), аппликации. Круглая бархатная шапочка (свадебная) покрывалась лёгким ажурным платком. 

Традиционная пища близка пище других народов Кавказа. В горах преобладали молочные и мясные блюда, на равнине - мучные и овощные. Из национальных мучных изделий большое распространение имеют пироги с мясом и с сыром, с начинкой из фасоли, тыквы, картофеля, капусты и т.д. Из молочных продуктов и блюд наиболее употребительны сыр, топлёное масло, кефир, различные каши на молоке. Особое место в рационе занимает дзыкка, приготовляемая из свежего сыра, смешанного с мукой. В Южной Осетии излюбленными овощными блюдами стали лобио и аджабсандал, воспринятые у грузин. 

Наиболее почитаемым напитком является пиво, изготовлявшееся в горах исключительно из ячменя, а на равнине, кроме того,- из пшеницы и кукурузы. Пиво - древний напиток Осетин, по легенде оно изобретено нартовской героиней Сат‘аной. Его приготовляют обычно к большим семейным и общественным торжествам в огромных медных пивоваренных котлах. Распространена повсеместно арака (самогон) из кукурузы, а в Южной Осетии - различные вина. 

Осетинское общество делилось на несколько социальных групп. В быту Осетин сохранились пережитки многих древних институтов. Среди них особенно выделялась кровная месть, распространявшаяся на близких и дальних родственников и тянувшаяся годами. Она возникала из-за земли, оскорбления чести дома или отдельных членов семьи, похищения женщин и т.д. Примирение завершалось выплатой виновной стороной большого количества скота и ценных вещей (оружия, пивоваренного котла и пр.) и устройством "кровного стола" для угощения сторон потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи, аталычества мало отличались от аналогичных у других народов Северного Кавказа. 

Пережитки родового строя проявлялись в делении на патронимии - малая (мыгкаг) и большая (оервадослтое). Большие семьи сохранялись даже в первые годы советской власти. Все вопросы решались на семейном совете. Права главы семьи были ограничены. Обычно главой был старший по возрасту. Обязанности между женщинами распределяла его жена или старшая женщина. Основной семьёй была малая семья. В ней господствовали патриархальные устои: безусловное подчинение младшего старшему, бесправие женщины. Вместе с тем сохранилось немало элементов матриархата. Особым уважением пользовалась пожилая женщина. Старшая женщина была распорядительницей на семейных и общественных торжествах.  

Большинство Осетин исповедовало православие, проникавшее в 6-7 веках из Византии, позже из Грузии, с 18 века из России, меньшинство - ислам (воспринятый в 17-18 веках от кабардинцев); сохранялись языческие верования и обряды. Среди разнообразных жанров фольклора выделяются эпос о нартах, героические песни, предания, плачи. Во 2-й половине 19 - начале 20 века формируется осетинская интеллигенция. 

В 1798 издана первая книга на осетинском языке ("Краткий катехизис"). В 40-х годах 19 века русским филологом и этнографом А.М. Шегреном составлены осетинская грамматика и осетинский практический алфавит на русской основе. На нём стала выходить духовная и светская литература, фольклорные тексты, школьные учебники, а также издана "Осетинская лира" ("Ирон фандыр"). До середины 1910-х годов в Осетии имелось более 200 начальных и средних школ, значительное число национальной интеллигенции, развивалась художественная литература, появилась драматургия, проза. В дальнейшем получили развитие образование, культура, искусство, здравоохранение, наука, созданы профессиональные театры, государственные ансамбли, художественные коллективы. 

Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи, аталычества всегда были характерны для осетинского народа.

Необходимым условием женитьбы у осетин была уплата калыма (выкупа за невесту). В старину при уплате калыма старшему брату матери невесты дарили коня. Нередко оговаривались особые суммы для матери и для дяди с ее стороны. У осетин-мусульман кроме калыма по брачному договору, заключаемому в присутствии муллы и свидетелей, определялась также сумма денег в пользу невесты на случай развода по вине мужа.

Выбравший себе невесту молодой человек сообщал об этом близкому другу или родственнику, который передавал его желание отцу или старшему в семье. Если родители юноши соглашались на брак, то за этим следовало сватовство. Сватам, в роли которых выступали только мужчины из числа родственников или соседей жениха, ответ давался не сразу. Бывало, что они вынуждены были ходить за ответом несколько раз – окончательное решение семья невесты принимала, только посоветовавшись со старейшими членами своей фамилии. Случалось, что интересовались и желанием невесты, но чаще всего девушка отвечала молчанием на все расспросы и принимала решение родных. В знак согласия семьи девушки на брак произносилось «решили» или «пришли к соглашению». В доме невесты сваты оставляли оружие и деньги. С этого времени расторжение предполагаемого брака рассматривалось как кровная обида и могло стать причиной кровной мести.

Свадьба устраивалась после окончания сельскохозяйственных работ. Она всегда была многолюдной, так как на нее можно было приходить без приглашения. В промежутке между сговором и свадьбой выполнялся целый цикл традиционных обрядов. Например, семья жениха и сам жених были обязаны посещать невесту с различными подарками.

Информация о работе Народы Северного Кавказа