Наследование в Римском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Известный ученый-юрист Ю.К. Толстой, характеризуя место наследственного права в системе гражданского права, выделяет следующие обстоятельства. «По наследству переходят все права и обязанности наследодателя, кроме тех, переход которых по наследству либо не допускается законом, либо невозможен в силу самого существа этих прав и обязанностей. Состав наследственной массы (состав наследства) не ограничивается принадлежавшими наследодателю вещными правами, в нее входят обязательственные права наследодателя, его долги, а также некоторые из личных имущественных прав. Иными словами, отношения по наследованию охватывают самые различные по своей природе отношения, которые не сводятся лишь к имущественным, а тем более к вещным правоотношениям»2.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЛЕДОВАНИЯ В РИМСКОМ ПРАВЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАСЛЕДОВАНИЯ 5
2. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ В РИМСКОМ ПРАВЕ 11
3. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАВЕЩАНИЮ В РИМСКОМ ПРАВЕ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Наслдедование в римском праве.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Когнатическое родство  в интересах наследования устанавливалось в силу кровной семейной связи с наследодателем: нас ледниками (cognati) считались все непосредственные родственники без различия пола с соблюдением последовательности степеней и порядка рождения. В рамках когнатического родства возможные наследники разделялись на 4 условных класса13.

Первый класс составляли прямые нисходящие родственники наследодателя: сыновья, дочери от правильного брака, а также внуки от умерших ранее детей, которым предоставлялось право наследовать вместо их родителей и в тех же долях; наследственная масса разделялась здесь по законным частям (первоначально все наследство в любом случае делилось на условные доли - унции: 1/12,2/12, 1/3 и т.д.), каждая часть приходилась на одного прямого нисходящего родственника первого поколения. Второй класс составляли восходящие и полнородные родственники: отец, мать, бабки, полнородные братья и сестры, племянники по полнородным братьям и сестрам, которым предоставлялось право наследовать вместо их родителей; наследственная масса распределялась по линиям родства, причем одна линия устраняла от наследования другие. Третий класс составляли не полнородные родственники: единокровные и единоутробные братья и сестры; они наследовали по частям, соответственно первому классу. Четвертый класс наследников составили все остальные боковые родственники любой степени отдаленности родства и не полнокровия «до бесконечности» (ad infinitum); все они наследовали поголовно в равных долях14.

Основными принципами наследования по закону в римском праве были, как видно, следующие: ближайшая  степень родства полностью устраняет  от наследства отдаленную, деление  наследственной массы главным образом происходит по так называемым степеням и линиям, а внутри степени и линии в равных долях в зависимости от числа наследников одного уровня или степени; последнее обстоятельство сформировало особое право представления в наследовании по закону — право наследовать долю, пришедшуюся бы твоему родителю, если бы он был жив; право представления при наследовании по закону распространялось также ad infinitum.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. НАСЛЕДОВАНИЕ  ПО ЗАВЕЩАНИЮ В РИМСКОМ ПРАВЕ

Римское право придавало  наследственному преемству характер не только имущественной ответственности наследством, а также личной ответственности самого наследника, даже его собственным имуществом. Наследование по завещанию появляется в истории позже наследования по закону. Недопустимо было сочетание этих двух оснований при наследовании после одного и того же лица, т.е. переход одной части наследства по завещанию, а другой - по закону. Свобода завещательных распоряжений, вероятно, развивалась постепенно15.

Свобода завещательных распоряжений, вероятно, развивалась постепенно. Можно сделать вывод, что в древнейшие времена глава семьи едва ли мог завещать имущество посторонним лицам: семейная общность имущества сковывала и переход имущества после смерти главы семьи. Возможно, что первоначально глава семьи (имевший детей) указывал, кому из детей и в каком объеме имущество должно перейти после его смерти, и лишь затем уже появляется право завещать имущество кому угодно.

Наследование по завещанию  ограничивалось рядом условий и  требовало для придания ему законной силы соблюдения определенных формальностей. Древнейшее ограничение свободы завещательных распоряжений заключалось в том, что sui heredes должны были быть или назначены наследниками, или лишены наследства прямым распоряжением наследодателя (sui aut instituendi sunt aut exheredandi). Назначение постороннего наследника при умолчании о sui heredes не допускалось. Сыновья должны быть исключены поименно, остальные - дочери, внуки - могли быть исключены общей фразой. Если эти требования были не соблюдены, завещание было недействительно, полностью или отчасти. Несоблюдение этих правил приводило к открытию наследства по закону. Позднее недостаточно было просто упомянуть близких родственников в завещании, но необходимо было завещать им известный минимум (обязательная доля). Если это не выполнялось, наследник, имевший право на обязательную долю, мог предъявить иск или жалобу на то, что завещание нарушало нравственные обязанности наследодателя перед семьей, и этот иск, как правило, удовлетворялся. Попыткой обойти жесткие ограничения на свободу завещаний стал институт завещательных отказов - легатов. Широкое распространение легатов стало важной особенностью всего римского наследственного права. Но закон вскоре и здесь стал на защиту интересов семьи: уже во II в. до н.э. были установлены ограничения на размеры денежных легатов, а также обязанность соразмерять легаты с долей основного наследника.

Римскому праву современные  законодательства обязаны и самим  понятием наследования как универсального преемства, в силу которого на наследника переходят в качестве единого комплекса все имущественные права и обязанности наследодателя. При принятии наследства было необходимо внесение собственного имущества одним из сонаследников в пользу других сонаследников (складчина - collatio), с тем, чтобы приобрести право на получение своей части при разделе наследства. Институт складчины возник из преторского эдикта, который, призывая к преемству по отношению к pater familias также и эмансипированных детей, обязывал их, если они желали участвовать в дележе отцовского наследства, передать sui heredes, т.е. братьям, оставшимся in potestas, те приобретения, которые были ими сделаны после эманципации (collatio bonorum). Обязанность совершить collatio у эмансипированного сына возникала только в том случае, если он - наследник без завещания (по закону) или против завещания (необходимый), если же он наследует на основании завещания наследодателя, то он к collatio не обязан. На него возлагается эта обязанность только по отношению к sui heredes, с которыми вместе наследует, но не по отношению к другим emancipato. Справедливость этого института была связана с тем, что весь продукт труда и все приобретения не эмансипированных сонаследников поступали при жизни pater familias в состав имущества последнего, т.е. в состав наследственной массы.

В то же время призвание к наследованию эмансипированных сыновей ухудшало положение детей этих сыновей, остававшихся in patria potesta деда: пока эмансипированные не наследовали, внуки наследодателя были его sui heredes, теперь их устранял от наследования отец, как более близкий родственник pater familias. Между тем труд внуков также содействовал образованию имущества умершего. Ввиду этого Юлиан при пересмотре эдикта включил туда новое постановление - nova clausula Iuliani или edictum de coniungendis cum emancipato liberis, в силу которого эмансипированный сын обязан был разделить свою наследственную долю пополам со своими детьми16.

Завещание, как правило, охватывало имущественную часть  наследства и в этом смысле оно  было выражением собственнических прав, продолжением права индивидуальной собственности. Завещание занимало столь существенное место в семейной и имущественной «жизни» римлянина, что в римской юридической традиции сложился своеобразный культ завещания, подобно тому пиетету, с которым древние египтяне относились к заблаговременному созданию надгробных памятников.

Право на завещание или  завещательная способность (testa- menti factio) было важным элементом общей  гражданской правоспособности римлянина. Подразумевалось, что не все лица могут делать завещательные распоряжения, т.е. обладать активной завещательной способностью, и не все лица могут принимать наследство по завещанию, т.е. имеют пассивную завещательную способность.

Активной завещательной  способностью обладали только совершеннолетние полноправные римские граждане, признававшиеся лицами sui iuris, а также не подвергшиеся ограничению в правах; не могли делать завещаний расточители, безумные (т.е. находившиеся или должные находиться под опекой или попечительством, причем римское право допускало и признание такой необходимости post factum, что давало возможность объявить уже данное завещание недействительным), лишенные права быть свидетелем (в качестве публичного ограничения в правах). Ограниченной завещательной способностью обладали женщины (требовалось согласие опекуна; в более позднем римском праве женщины стали обладать почти совершенной свободой завещания в отношении лично ей принадлежавшего имущества, но никаких других прав и обязательств наследство по женской линии не передавало), сыновья в римской семье, сословно неполноправные лица. Подразумевалось, что лишаются права делать завещания еретики, обвиненные в преступлениях «оскорбления величия» народа или монарха, состоящие в браке запрещенных степеней родства, клеветники, осужденные на политическую смерть17.

Активной завещательной  способностью необходимо было обладать непрерывно в течение всей жизни, в противном случае обладание ею на момент смерти требовало специального удостоверения.

Пассивной завещательной  способностью, т.е. правом получить что-либо по завещанию, равно как и правом вообще быть назначенным наследником в завещании (даже если потом ничего не будет получено реально), в римском праве обладал более широкий круг лиц. С некоторыми ограничениями ею обладали и женщины, и сословно неполноправные субъекты (в отношении последних право быть наследником подразумевало наличие требования об обретении свободного состояния на момент принятия наследства). Сохранялись все ограничения на принятие по завещанию для лиц, обвиненных в государственных или религиозных преступлениях. Пассивной завещательной способности были лишены т.н. лица неопределенные (personae incertae) - т.е. нельзя было завещать лицу, не обладавшему не только ясным гражданским статусом, но половыми, возрастными и т.п. характеристиками. Допускалось делать завещания в пользу детей наследодателя, еще не родившихся (postumii), но их завещательная способность была, во-первых, краткосрочной (не долее 10 месяцев со дня смерти отца), во-вторых, обставлялась целым рядом условий о качестве брака и т.п. Восприемниками наследства по завещанию могли быть и юридические лица - но только публичного права. Обладание пассивной завещательной способностью должно было быть неизменным и на момент составления завещания, и на момент смерти наследодателя, и на момент принятия наследства.

Сочетание требований об активной и пассивной завещательной способности предопределяли довольно строгие требования и к форме завещания.

Наследник в завещании  должен быть назначен персонально и  поименно (за исключением строго оговоренных случаев наследства postumii). Возможно было под назначение наследника, но также персональное и поименное (на случай, если первый наследник умрет, обезумеет, впадет в преступление и т.д.) - т.н. substitute.

Завещание могло быть сделано в устной и в письменной форме. Устное завещание (testamentum per nuncupationem) развилось из семейных распоряжений древнейшей эпохи и главенствовало в римском праве классической эпохи. Устное завещание предписывалось делать в виде торжественной процедуры, сходной с процедурой отчуждения-манципации, либо с участием народа (в куриатных комициях), либо перед 7 свидетелями, которые в древнейший период свидетельствовали содержание завещания, а позднее - только факт завещательного распоряжения. Письменное завещание (testamentum per scripturam) должно было представлять документ, определенным образом составленный, с подписью завещателя. Участие свидетелей требовалось уже для удостоверения подлинности акта; они прикладывали свои печати и подписи к документу или к хранящему его ковчежцу (ящику), необязательно зная о содержании распоряжений. Если завещатель был слеп, нем, глух, то в процедуре составления письменного завещания должен был участвовать нотариус; за неграмотного завещателя мог подписаться еще один свидетель. Завещание обязательно должно было заключать дату составления и поминать об обстоятельствах его составления; процедура составления завещания (равно в устной или письменной форме) должна быть одномоментной: перерывы, замена одних свидетелей на других не допускались. Если завещательное распоряжение сводилось только к «штучному» разделу наследства между наследниками по закону, то его составление могло проходить без свидетелей. Соблюдение требований наследования по закону во многом упрощало процедуру составления завещания18.

В связи с распространением письменной формы завещания в  эпоху рецепции хранение и вскрытие завещаний стало особо регулируемой процедурой. Завещания хранились либо в государственной казне, либо - позднее - у нотариуса. Вскрытие завещания должно было произойти не позднее 5 дней с открытия наследства (или смерти завещателя); правовые гарантии оплачивались 5%-ными пошлинами.

Право завещания не было абсолютным, ни с чем не считающимся волеизъявлением наследодателя. В интересах семьи и общества (в чем отразилось и предпочтение законного порядка наследопреемства в римском праве) завещатель в своих распоряжениях ограничивался, во-первых, необходимостью предоставить обязательные доли своим родственникам, во-вторых, наличием широких возможностей объявить завещание недействительным.

Требование обязательной доли (portio debita) заключалось в том, что нельзя было обходить молчанием  в своем завещании наследников  по закону. Либо они должны были получить причитающиеся им по закону доли наследства, либо гарантированные правом специально установленные минимальные доли; в противном случае они имели право предъявить иски по поводу неправильно составленного завещания. Право на обязательную долю имели все прямые нисходящие и восходящие родственники когнатического родства, они должны были быть названы в завещании поименно и каждому определена его доля. Для исключения кого-либо от наследства требовались веские причины: правом устанавливались только строго определенные 14 видов проступков против публичного порядка и против завещателя при его жизни по которым, с приведением необходимых свидетельств, можно было законно лишить наследника его обязательной доли. При отсутствии такой мотивировки родственники имели право предъявить иск о нарушении завещателем нравственной обязанности, причем это могло быть сделано еще при жизни завещателя19.

Завещание могло быть признано недействительным по целому ряду оснований. Завещание считалось  ничтожным по своим распоряжениям (t. nullum), если оно составлялось в нарушение всех предписанных правил или же неспособным в правовом смысле завещателем. Незаконным завещанием (t. injustum) признавалось такое, которое было составлено не по законному обряду. Завещание прерванное (t. ruptum) свидетельствовало о недостаточном праве завещателя в силу его семейного положения на завещательные распоряжения; оно могло быть возобновлено полномочным завещателем или при изменении семейного статуса. Претор допускал возможность получения наследства и по прерванному завещанию. Завещание могло быть неутвержденным (t. irritum), если к моменту открытия наследства правоспособность завещателя претерпела изменения. Тщетным (t. deslitum) считалось такое распоряжение, которое было адресовано несуществующему в действительности наследнику. Завещание, наконец, могло быть отмененным (t. rescissum) судом в силу тех или других исковых требований, в первую очередь при жалобе законных наследников на беспричинность лишения их полностью или частично причитающейся им по закону доли наследства либо даже и обязательной доли.

Информация о работе Наследование в Римском праве