Натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 16:13, контрольная работа

Описание работы

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена.

Файлы: 1 файл

Контр по экон учениям.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

С появлением первых государственных образований и  зарождением различных форм участия  государства в хозяйственной  жизни перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется  до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории.

Выразители  экономической мысли древнего мира  – крупные мыслители, философы и отдельные правители рабовладельческих государств – стремились идеализировать и навсегда сохранить рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка».

Доказательства  идеологов древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.

Главной особенностью цивилизаций Древнего Востока являлось в масштабных хозяйственных функциях государства. Основные средства производства (земля и оросительные системы) принадлежали государству, существовавшему в виде абсолютной монархии. Основными производителями были свободные крестьяне и ремесленники, объединенные в общины. Значительную долю в экономике составляло натуральное хозяйство. В духовной жизни общества огромную роль играла религия.

Античное общество Древней Греции и Древнего Рима в  период своего расцвета имело рыночную экономику, базирующуюся на частной собственности. Политической системой была демократия, и даже в Римской империи присутствовали важные демократические институты. Античное общество отличалось высокими достижениями в области культуры и науки. Древнегреческая философия послужила колыбелью европейских наук, как естественных, так и гуманитарных.

Для более обстоятельной  и полной характеристики эволюции экономической  мысли древнего мира рассмотрим более подробно основные идеи и воззрения в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономические взгляды государств Древнего Востока

Главной проблемой  экономической науки на всех стадиях  ее развития является богатство. Древневосточная  экономическая мысль рассматривала, прежде всего, богатство государства. Достаток у народа гарантирует богатство государя.

На Древнем  Востоке крестьяне считались  основой государства. Они были производителями  главных предметов потребления  и основными налогоплательщиками.

К торговцам  проявлялась антипатия. Проконтролировать доходы торговцев было значительнее труднее, чем доходы крестьян. Шан Ян предлагал в целом увеличить налогообложение купцов. Кроме того, чтобы доходы торговцев было легче определить, а также для стабилизации положения на рынке древневосточными авторами предлагалась государственная фиксация цен.

Против чиновников-казнокрадов  в «Артхашастре» рекомендуется  применять наряду с официальным  контролем тайный контроль путем  внедрения правительственных агентов под видом слуг, торговцев и т.п.

Для древневосточных  обществ было типично прямое государственное  регулирование экономических отношений  путем законов и указов даже в  сфере рыночных отношений. Также  присутствовало использование государственной  монополии на производство и продажу или только на продажу определенных товаров. Осуществление государственной монополии вызывало иногда дискуссии. Сторонники государственных монополий доказывали, что она приносит большой доход государству и является фактором безопасности. Противники же указывали на неэффективность государственного производства.

 

 

 

 

    1. Древний Египет

В Древнем Египте особое место занимают поучения, или  наставления египетских правителей и вельмож своим наследникам. Самым известным из них является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара». Оно было составлено в конце III тысячелетия до н.э. В этом произведении фараон дает наследнику рекомендации по управлению государством. Фараон призывает сына опираться на богатых, а не на бедных, которые всегда готовы восстать. Богатых он рекомендует награждать податными списками, участками земли, исходя из убеждения, что «велик царь своими вельможами, богат царь богатством своих вельмож».

Примерно к  этому же периоду времени относят  еще два произведения. Оба они  рассказывают о событиях Первого переходного периода. Автора первого из них считается Ипусер – человек, близкий к правящим кругам северной части страны. «Речение Ипусера» описывает картину бедствий разрозненного Египта, которая сопровождается выступлениями народных масс. По мнению Ипусера, в это время прекратились внешнеэкономические контакты Египта, внутренняя торговля, начался голод и передел собственности. Ипусер призывал вернуться к прежним порядкам, восстановить централизованную систему организации хозяйства и административный аппарат.

Второе произведение, которое посвящено тем же событиям, называется «Пророчество Неферти». Рассказ облечен форму пророчества, якобы произнесенного жрецом Неферти перед фараоном Снофру, правившим в первой половине III тысячелетия до н.э. Неферти описывает бедственное положение Египта, особенно страшным ему кажется перераспределение собственности. Он, как и Ипусер, призывает восстановить единую власть в стране. 

 

 

 

    1. Месопотамия

Экономические идеи древних жителей Месопотамии  можно представить себе лишь на основании документов, фиксирующих экономические реалии (разнообразная хозяйственная отчетность, переписи, кадастры и др.). Особое место среди них занимают законы, оформлявшие юридически отношения в обществе. К самым древнейшим из известных нам законов относятся законы царя Шульги, законы города Эшнунна и законы царя Хаммурапи.

Законы царя Шульги были созданы в XXI в. до н.э. в Шумеро-Аккадском царстве. От этих законов до нас дошли лишь фрагменты. Из этих фрагментов становится понятно, как регулировались отношения рабов и их хозяев, устанавливались различные наказания и штрафы в зависимости от нечаянности или преднамеренности преступления. Также в законах действует принцип денежного возмещения за нанесенный ущерб.

В законах Эштуна отражены представления о необходимости централизованной организации хозяйства. Государство устанавливало твердые цены на важнейшие продукты и на основании этих цен устанавливало уровень арендной платы, оплаты наемного труда, размеры штрафов и др.

Наиболее известными законами Месопотамии считаются законы Хаммурапи. В них нашли отражение многие сферы вавилонского общества. Почти две трети статей регулируют хозяйственные и имущественные отношения: обеспечивают охрану собственности различных категорий населения; регулируют земельные отношения, торговлю, ростовщичество, операции с движимым имуществом; кодифицируют нормы найма, положение рабов. По законам Хаммурапи одной из главных задач государства считалась охрана собственности, покушение на нее во многих случаях каралась смертной казнью. Помимо этого государство должно было покровительствовать интенсивному развитию земледелия, а также сохранять общины. Для того, чтобы предотвратить массовое обезземеливание крестьян, устанавливались нормы ссудного процента: 20% - по денежным займам, 30% - по натуральным.

    1. Древняя Индия

В Древней Индии  экономическая мысль была тесно  связана с религиозной.  Для  индуизма характерно представление  о том, человек может стать  счастливым, если будет выполнять  свой религиозный долг.

Самым известным произведением, посвященным экономическим вопросам, является «Артхашастра», автором которого считается Каутилья – мудрый и искусный политик, основатель могущественного государства Маурьев в Индии. Однако существует мнение, что «Артхашастра» составлялась на протяжении нескольких столетий – с IV в до н.э. по II – III вв. н.э. «Артхашастра» представляет собой свод рекомендаций и правил, которыми должен руководствоваться правитель идеального государства.

Важной задачей  правителя считается контролирование  экономики страны, деятельности различных хозяйственных ведомств. Средства из государственной казны следует расходовать на нужды, как центральной власти, так и населения. Государство должно заниматься колонизацией окраин, вовлекая в хозяйственный оборот новые земли. Особое внимание уделялось торговле как важному источнику пополнения казны. Надзиратель за торговлей должен располагать сведениями о товарах, ценах, спросе, правильно оценивать экономическую ситуацию и проводить адекватную торговую политику, поощрять развитие торговых путей, привлекать иностранных купцов, проверять инструменты веса и меры для устранения возможного обмана покупателей. В «Артхашастре» называется ряд важнейших факторов ценообразования, которые должен учитывать надзиратель: основные средства, убыток, пошлина, прибыль, расходы по найму и прочие издержки.

Ростовщичество  противопоставляется торговле, так  как считается, что оно ведет  к уменьшению казны. Рабство рассматривалось  как естественное явление, но допускалось  только в отношении иноземцев, при этом раб может иметь преимущество, обладать правом на получение наследства.

Также известно еще одно произведение, в котором  затрагиваются экономические вопросы  – законы Ману. Ману – прародитель  людей в древнеиндийской мифологии, он считался создателем сборника предписаний и правил, составленного в первые века новой эры. Эти законы представляют собой самый известный из множества правовых сборников – дхармашастр. Такие сборники регулировали поведение людей в частной и общественной жизни, давали рекомендации по управлению государством. В законах Ману называются допустимые способы приобретения имущества. К ним отнесены: наследование, дарение, находка, покупка, завоевание, получение под проценты, вознаграждение за выполненную работу. В работе нашла отражение социальная структура индийского общества – деление его на варны и касты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Древний Китай

Экономическая мысль Древнего Востока нашла  отражение преимущественно в  философско-религиозных и политических концепциях, таких, как конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.

Основателем конфуцианства  был Кун-цзы (Конфуций). Его высказывания и беседы были записаны в сочинении «Лунь юй» («Беседы и суждения»). По мнению Конфуция, каждому человеку в соответствии с волей Неба отведено строго определенное место в мире и в обществе. Идеальные отношения между людьми строятся на четком разделении обязанностей, как в семье, так и в государстве. Совершенный человек должен уважать старших по возрасту и должности, обладать чувством долга и довольствоваться малым в повседневной жизни. Для того, чтобы стать совершенным человеком необходимо постоянно совершенствоваться.

Такое деление общества на высших и низших – основа «высоконравственного правления», которое должно осуществляться путем соблюдения традиций и ритуалов. Богатство в государстве должно быть распределено равномерно в соответствии с социальным статусом человека.

Идеи Конфуция развил Мэн-цзы. Он выдвинул идею об общественной необходимости  отделения умственного труда  от физического, основанный на представлении о врожденности всех качеств людей. Благородным людям, занимающимся умственной работой, волей Неба предначертано быть «управляющими». Люди, занимающиеся физическим трудом, призваны обслуживать благородных. Мэн-цзы призывал государство активно вмешиваться в поземельные отношения. Он предлагал вернуться к уравнительной системе землепользования, к обычаям общинной взаимопомощи, совместной обработки «общественных полей», доход от которых поступал государству и чиновникам. Мэн-цзы выступал за взимание умеренных налогов, за развитие обмена ремесленной и земледельческой продукцией, против жесткого установления цен государством на внутреннем рынке.

Сюнь-цзы также  был представителем конфуцианства. По его мнению, человек зол по своей природе и ему присуще  инстинктивно желание наживы. Для преодоления этой злой природы, человека необходимо обучать, воспитывать и контролировать. По его мнению, экономическая политика государства должна опираться на экономию, сохранение излишков с целью обеспечения достатка народа. Для этого необходимо регламентировать производство, распределение и потребление продукта страны. Каждый слой общества должен потреблять не больше, чем ему положено по рангу.

Представители конфуцианства выступали за регламентацию  экономики государством, за сохранение общинно-патриархальных порядков, жесткого иерархического устройства общества.

Информация о работе Натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности