Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 16:13, контрольная работа
С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена.
Основателем такого философско-религиозного учения как даосизм был Лао-цзы, но наибольший вклад в развитие этого учения внес Чжуан-цзы. Представители этого направления считали, что изменить что-либо во Вселенной невозможно, более того, любое действие, противоречащее закону существования Вселенной (дао), приведет к неудаче и гибели. Представители даосизма также считали, что общество должно вернуться к первобытной простоте и равенству, отрицали деление на «благородных» и «ничтожных», выступали против богатства и роскоши, против войн, чрезмерных поборов, жестокости правителей, приводящих народ к нищете и рабству.
Наряду с даосизмом и конфуцианством в Древнем Китае было распространено еще одно направление – моизм. Основателем этого учения был Мо-цзы. Его ученики и последователи создали трактат «Мо-цзы». Основными идеями моизма были «всеобщая любовь» и «всеобщая польза», соответствующие воле Неба. Моисты отражали настроения простых людей – земледельцев, ремесленников, торговцев и требовали для них равноправия с аристократией. Важнейшим условием существования и благополучия людей Мо-цзы провозглашал разделение труда, которое совершенствует и производителя, и создаваемый им продукт.
Особый вклад в развитие экономической мысли Древнего Китая внесли представители легизма, или школы законников. Все легисты занимали высокие посты в разных царствах Китая, были сторонниками централизации, выступали за создание единого государственного законодательства, перед которым все равны.
Одним из основателей легизма считается Гуань-цзы. Происходя из небогатой торговой семьи, он в конце концов стал первым министром в одном из царств. Гуань-цзы первым в Китае выдвинул идею управления государством с помощью законов. Он считал, что закон должен распространяться на все категории населения. Гуань-цзы не делил общество на высших и низших. По его мнению, обязанности в государстве разделяются между четырьмя категориями населения: земледельцами, служилыми людьми, ремесленниками и торговцами. Представители этих категорий не должны менять занятия, обязаны передавать младшим свой опыт. Важным направлением политики считается защита населения, и прежде всего крестьян, от спекулянтов и ростовщиков. Гуань-цзы предлагает использовать нормируемую денежную эмиссию, создавать запасы продуктов в период снижения цен и реализовывать эти запасы в период роста цен.
Наряду с Гуань-цзы в развитии учения легизма активное участие принимали Ли Куй, Шан Ян и Хань Фэй.
Ли Куй считал необходимым наиболее полно использовать силы земли, предлагая государству регулировать хлебный рынок.
Шан Ян – первый советник могущественного царства Цинь. Он проводил основанные на идеях легизма реформы. Считал, что главной сферой деятельности народа и основой процветания государства являются земледелие и война.
Хань Фэй завершил систематизацию теоретических взглядов легистов, занимаясь в основном политическими, философскими, правовыми вопросами. Одним из важнейших его достижений считается попытка выявить закономерности общественного развития. Он показал, как постепенно люди от стадной жизни перешли к семейной, а затем к государству. Важнейшее влияние на этот процесс, по его мнению, оказал рост численности населения, это же привело к возникновению имущественного неравенства, к необходимости введения законов и наказаний.
Во второй половине II в. до н.э. была введена монополия на добычу и производство соли и железа. По этому поводу разгорелась дискуссия между легистами и конфуцианцами, которая нашла отражение в трактате «Янь те лунь» («Рассуждения о соли и железе»). И те и другие отстаивали приоритет земледелия, но конфуцианцы считали, что системы государственных монополий и «уравновешивания хозяйства» не могут преодолеть тенденцию ослабления земледелия, устранить злоупотребления чиновников и спекуляцию. А легисты, представлявшие интересы властей, утверждали, что государственные монополии введены для ограничения прибыли торговцев.
В античном обществе речь шла, прежде всего, о богатстве не государства, а человека, которое трактовалось как предметы потребления. Отсюда древнегреческие философы делали вывод, что человек богат, когда его потребности удовлетворены, и следовательно, чем скромнее у человека потребности, тем легче ему стать богатым.
Разделение
труда рассматривалось
Товар имеет не только полезные свойства, но и способность к обмену. В основе обмена лежат потребности – каждый человек отдает менее нужную вещь и получает более нужную.
Деньги, по мнению Аристотеля, - «вещь вполне условная». Греческие философы выделяли три функции денег: средство обращения, когда деньги связывают два обмениваемых товара; средство измерения и средство накопления. Однако, к последней функции Платон и Аристотель относились отрицательно, так как, по их мнению, в данном случае деньги «употребляются не для того, для чего они были изобретены».
В отличие от древневосточных государств в греческих полисах (город-государство) большого развития государственное хозяйство не получило.
Первоначально греческая экономическая мысль нашла отражение в памятниках литературы («Илиада», «Одиссея» Гомера), а законах, в деятельности реформаторов, в различных хозяйственных документах. В V в. до н.э. греческие полисы достигли расцвета. В это время экономические вопросы оказались в поле зрения философов. Расцвет греческой мысли пришелся на IV в. до н.э. Особенно активно экономические вопросы разрабатывали Ксенофонт, Платон и Аристотель.
Ксенофонт писал исторические и политические сочинения, воспоминания о Сократе. Он написал сочинения «О доходах» и «Экономикос». Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является разделение труда. По его мнению, гражданина полиса достоин, прежде всего, умственный труд, а также земледелие, которое является ведущей отраслью экономики. Ремесло, торговля, ростовщичество в идеале недостойны свободного грека и должны быть уделом рабов. Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности. Также отмечалось, что разделение труда зависит от объема рынка. Так, в городах человеку достаточно знать одно ремесло или даже отдельные его операции. В мелких городах, чтобы прокормиться, одному человеку нужно выполнять различные работы. Деньги Ксенофонт рассматривал как богатство, т.е. важнейшей функцией денег для него была функция средства сбережения.
Платон специально не занимался экономическими вопросами, но затрагивал их в своих политических сочинениях. В произведении «Государство» представлен проект идеального государства. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, поэтому разделение труда и обязанностей – естественное явление. По его мнению, в идеальном государстве жители должны делиться на три сословия: философы (правители), воины и ремесленники. Рабы находятся вне социальной структуры общества. В произведении «Законы» проект идеального государственного устройства представлен Платоном в приближенном к хозяйственной реальности виде, к социальной структуре полиса. Платон считал земледелие единственным видом хозяйственной деятельности, достойным граждан полиса. Ремеслом и торговлей должны заниматься чужеземцы (метеки). В ремесленной деятельности должно четко соблюдаться разделение труда. Что касается торговли, то отношение Платона к ней было неоднозначным. Мелкую торговлю он считал полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе торговли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. Денежное обращение играет важную роль в экономике, но должно ограничиваться и контролироваться государством.
Основными сочинениями, в которых изложены экономические взгляды Аристотеля, являются «Политика» и «Никомахова этика». Из рассуждений мыслителя следует, что естественное является справедливым. Именно с этой точки зрения рассматриваются многие вопросы, в том числе и экономические. Оптимальный тип государства представляет собой нечто среднее между олигархией и демократией, его основой должны быть средние слои. Гражданами могут быть только землевладельцы, и «землю следует разделить на две части: одна будет принадлежать всему государству, другая – отдельным гражданам». Остальные жители (и рабы, и свободные) обеспечивают потребности государства в продовольствии, ремесленной продукции, денежных средствах. Аристотель выделяет две сферы хозяйственной деятельности – экономику и хрематистику. Главной целью экономики является удовлетворение насущных потребностей человека и общества. К экономике он относит земледелие. Хрематистика является неестественной сферой, главная ее цель – обладание деньгами. К ней он относит все, связанное с обменом посредством денег.
Римская экономика в основных чертах сходна с греческой. Рассмотрим экономические произведения основных древнеримских мыслителей.
Катон Старший. В его трактате «О земледелии» нет систематического изложения знаний о земледелии, в нем даются разнообразные хозяйственные советы, не объединенные какой-либо общей идеей. Земледелие, по мнению Катона, из всех видов хозяйственной деятельности – самое почетное и самое выгодное.
Варрон. Экономические вопросы освещены Варроном в произведении «О сельском хозяйстве», написанном в форме диалога и представляющем собой сборник практических сельскохозяйственных советов об организации полевых работ, об уходе за скотом, о разведении домашней птицы, рыбы, о пчеловодстве. По Варрону, в хозяйстве должен использоваться наемный труд, но основным является труд рабов, который, наряду с рабочим скотом и инвентарем, он относит к орудиям труда.
Колумелла. В его трактате «О сельском хозяйстве» последовательно излагаются основные принципы ведения дел в поместье, сведения о сельскохозяйственных работах, об уходе за деревьями, виноградниками, о разведении домашнего скота, рыб, пчел, об обязанностях хозяина и хозяйки имения.
Цицерон. Среди множества его произведений можно выделить трактаты «Об обязанностях», «О старости», «О законах», «О природе богов» и др. Он считал, что естественным свойством природы является справедливость. Идеальный гражданин государства должен обладать добродетелями, среди которых особенно выделяются познание истины, умеренность, величие духа и справедливость. Особое уважение у Цицерона вызывает земледельческий труд, приносящий изобилие.
Заключение
Основными источниками, из которых мы знаем об экономической мысли Древнего Востока, были юридические документы того времени и сочинения о государственном управлении, одной из сфер которого была экономика. Поэтому предметом экономической мысли в них были хозяйственные отношения в масштабах государства.
Источниками, по которым мы можем судить об экономической мысли античного общества, были философские произведения. В наибольшей степени экономические проблемы поднимались в работах древнегреческих философов Платона, Аристотеля, Ксенофонта. Предметом изучения экономической мысли Античности было прежде всего частное хозяйство, т.е. микроэкономика.
Информация о работе Натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности