Неофашизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 21:20, статья

Описание работы

С окончанием «холодной войны» количество новых статей и книг, в которых, так или иначе, делается попытка ответить на эти вопросы, постоянно растет. На английском и немецком языках за последние три года вышло более двадцати значительных новых сборников и монографий по проблеме сравнительного изучения межвоенного и послевоенного правого экстремизма[1].

Файлы: 1 файл

Неофашизм.docx

— 57.22 Кб (Скачать файл)

Как понимать и определять родовое понятие фашизм? В чем сущность и актуальность фашизма? Каковы причины и последствия фашизма? Можно ли говорить о таком феномене как неофашизм? Если да, то насколько он является политически значительным? Как развивались и в каком направлении развиваются международные сравнительные исследования фашизма? Какие сходства и отличия существуют между разными научными интерпретациями фашизма?

С окончанием «холодной войны» количество новых статей и книг, в которых, так или иначе, делается попытка ответить на эти вопросы, постоянно растет. На английском и немецком языках за последние три года вышло более двадцати значительных новых сборников и монографий по проблеме сравнительного изучения межвоенного и послевоенного правого экстремизма[1].

Продолжая некоторые другие недавние обзоры историографии современного ультранационализма, опубликованные на русском[2], английском[3] и немецком языках[4], здесь представлена интерпретация фашизма, данная влиятельным английским историком политических идей Роджером Д. Гриффином, работы которого стали известны и в России[5]. Труды Гриффина рецензировались в российских журналах[6], две его статьи изданы по-русски[7].

В частности, рассматривается  редактируемая Гриффином и его ассистентом М. Фельдманом антология Фашизм, вышедшая в серии Основные понятия политических наук британского научного издательства Роутледж[8]и насчитывающая более 2000 страниц.

Кратко представлены еще  шесть менее объемных новых работ  по изучению классического фашизма  и неофашизма:

  • 300-страничный сборник статей Фашизм и неофашизм: критические исследования правого радикализма в Европе под редакцией канадской германистки Анжелики Феннер и американского историка европейского тоталитаризма Эрика Д. Вайтца, вышедший в книжной серии Исследования европейской культуры и истории англо-американского издательства Палгрев-Мэкмиллэн [9],
  • 600-страничный сборник статей Фашизм составленный американским политологом Майклом С. Нейбергом и вышедший в серии Международная библиотека эссе о политической истории британского издательства Эшгейт[10],
  • 200-страничный учебник Фашизм в Европе в 1918-1945 гг. берлинского историка Арнда Бауэркемпера, вышедший в Универсал-библиотеке штуттгартского издательства Филипп Реклам Младший [11],
  • 375-страничное исследование Искушение неразумом: роман интеллектуалов с фашизмом от Ницше до постмодернизма ню-йоркского историка политических идей Ричарда Волина, вышедшее в издательстве Принстонского университета [12],
  • 200-страничная монография Национализм и фашизм: Франция, Италия и Германия в сравнении гамбургского социолога Штефана Бройера, вышедшая в дармштадтском издательстве Научное книжное общество [13] и
  • 300-страничное исследование В поисках неофашизма: польза и злоупотребление общественными науками итало-американского политолога Антони Джеймса Грегора, вышедшее в издательстве Кембриджского университета [14].

* * *

Новая антология Гриффина Фашизм состоит из пяти томов и может, без преувеличений, считаться самой значительной работой по сравнительному изучению фашизма, изданной до настоящего времени.

Широта и глубина, с  которой в десятках аналитических  и политических статей этой антологии  рассматривается большинство исторических феноменов, методологических проблем  и концептуально-терминологических  вопросов, составляющих суть сопоставительного  исследования международного фашизма, позволяют прежде всего рекомендовать  этот пятитомник всем тем, кто заинтересован  в получении наиболее полного  представления по данной дисциплине. В труде представлено не только множество  эмпирических исследований, теоретических  подходов и индивидуальных точек  зрения, — их тщательный отбор и  компетентное представление редактором делают издание особенно ценным. Гриффин предпринимает попытку охватить весь спектр исследований разных форм довоенного, межвоенного и послевоенного фашизма и при этом включает множество работ и тех авторов, концепции которых не совпадают или вступают в открытое противоречие с пониманием «родового фашизма» (generic fascism) самим Гриффином.

Издание вписывается в  ряд предыдущих и последующих  статей[15] и книг, написанных, отредактированных или составленных Гриффином, в которых он представил новое определение и изложил причины целесообразности своей концептуализации «родового фашизма».

В основополагающей монографии Сущность фашизма, опубликованной в 1991 г. в серии Темы правой политики и идеологии лондонского издательства Пинтер, а в 1993 г. переизданной издательством Роутледж, Гриффин определил фашизм как «политическую идеологию, мифологическим ядром которой, в ее различных пермутациях, является палингенетическая (т.е. стремящаяся скорее к новому рождению, чем квозрождению нации. — А.У.) форма популистского ультра-национализма[16]«. В результате такой идеологической установки, фашизм у власти, как позже уточнил Гриффин, «не был всего лишь революцией ценностей, попыткой оторваться от либеральных, гуманистических и, в конце концов, христианских традиций, но был продуманной попыткой использования беспрецедентной мощи современного государства для социальной инженерии, для проведения фундаментального преобразования способа построения и целей общества, вплоть до мельчайших деталей жизни каждого отдельного человека»[17].

После, в основном, теплых, а, иногда восторженных откликов на свою базовую монографию, Гриффин отредактировал, кроме нижепредставленной большой антологии 2004 г., три однотомных сборника Фашизм (1995 г.), Международный фашизм (1998 г.) и Фашизм, тоталитаризм и политическая религия (2006 г.), каждый из которых может также считаться весомым вкладом в историографию фашизма[18]. В результате, к началу нового века Гриффин стал, пожалуй, самым влиятельным западным теоретиком фашизма, что послужило поводом для того, что в 2003-2004 гг. редакция падерборнского философского журнала Размышление — Знание — Этика организовала подробное обсуждение гриффиновской концепции двадцатью девятью международных специалистов по фашизму, среди которых такие известные учёные, как Э. Нольте, Ст. Пэйн, Р. Итвелл, В. Випперманн, Л. Вайнберг, Дж. Грегор и др. Предметом этой дискуссии стали фундаментальные статьи Гриффина «Новые лики (и новая безликость) фашизма в постфашистскую эпоху»[19] и «Da capo con meno brio: на пути к более полезной концептуализации фашизма».

В них английский компаративист  резко атакует немецких историков  нацизма за их относительное пренебрежение  развитием историографии сравнительного изучения фашизма за пределами Германии, защищает свое ранее представленное наблюдение роста консенсуса в вопросе  определения фашизма как родового понятия[20] и представляет ряд новых понятий в отношении изучения неофашизма. Захватывающие дебаты между Гриффином и его критиками, как и последующая за ними отдельная дискуссия об адекватной оценке профашистских высказываний небезызвестного российского публициста Александра Дугина были впервые опубликованы на английском и немецком языках в трех номерах пятнадцатого и шестнадцатого томов журнала Размышление — Знание — Этика в 2004-2005 гг.[21] В 2006 г. все статьи были собраны вместе, дополнены английским переводом статьи Дугина «Фашизм — безграничный и красный»[22] и, вместе с послесловием одного из отцов-основателей сравнительных исследований фашизма Уолтера Лакера, перепечатаны в виде пятисотстраничного двуязычного сборника шестидесяти статей в штуттгартском научном издательстве Ибидэм[23].

Вышедшая два года раньше пятитомная лондонская антология Гриффина Фашизм состоит из ста статей, эссе, документов и выдержек, написанных десятками самых разных авторов, включая политологов, историков, филологов, социологов, политиков, литераторов, публицистов. Эти статьи, как Гриффин поясняет в своем введении, не являются «отбором классических работ, не говоря уже о канонических текстах». Скорее, они были «избраны из-за эффектности для иллюстрирования тех многих частей мозаики, которые составляют «фашизм», как широкую дисциплину научных исследований»[24]. Их разнообразность может рассматриваться как своего рода ответ на центральный вызов, стоящий перед исследователями-компаративистами фашизма и обозначенный Джеймсом Барнсом, английским сторонником «универсального фашизма» уже в 1928 г.:

«Фашисты в  каждой стране должны сделать фашизм собственным национальным движением, принимая символы и тактику, которые  соответствуют традициям, психологии и вкусам их собственной земли»[25].

Том I антологии Фашизм включает: Часть 1 «Первые реакции на фашизм» с текстами Бертранда Рассела, Германа Раушнинга и Джорджа Оруэлла; Часть 2 «Возникновение и кризис исследований фашизма» с работами Стэнли Г. Пэйна, Юджина Вебера, Зива Стэрнхелла, Джорджа Л. Мосса, Гильберта Аллардайса и Тима Мэзона; Часть 3 «Новый консенсус и его критики» с выдержками из исследований Роджера Итвелла, Пэйна, Стивена Шенфильда, Дейва Рентона, Роберта О. Пакстона, Джеймса Грегора и Стейна Угельвика Ларсена.

Том II состоит из: Части 4 «Марксистские и коммунистические теории фашизма» (Дэвид Битам, коминтерновские дебаты о фашизме, Р. Палме Дутт, Мартин Кичен, Роберт С. Вистрич); Части 5 «Немарксистские теории фашизма» (Ортега И. Гассет, Карл Мангейм, Стивен Тернер, Талкотт Парсонс, Хуан Дж. Линц, Джеральд М. Платт, Детлеф Мюлбергер); Части 6 «Фашизм и Модерн» (Герберт Маркузе, Ханна Арендт, Баррингтон Мур младший, Генри А. Тёрнер младший, Эмилио Джентиле, Петер Фритцше, Зигмунт Бауман).

Том III содержит Часть 7 «Фашизм  как отрицание или революция  культуры» (Альберт Камю, Катя Мандоки, Эмилио Джентиле, Гюнтер Бергхаус, Гриффин, Марк Антлифф) и Часть 8 «Аспекты фашистизации культуры» с подразделами, посвященными фашизму в Италии (Джиованни Джентиле, Бенедетто Кроче, Филипп В. Каннистраро, Трейси Х. Кун, Мейбл Березин, Эмили Браун), нацизму (Клаус Вондунг, Бернд Хюппауф, Иен Бойд Вайт, Линда Шуле-Зассе), Британскому союзу фашистов (Томас Линехан) и послевоенному «метаполитическому», т.е. действующему на уровне общественных элит фашизму (Гриффин, Эллиот Ниман).

Том IV начинается с Части 9 «Европейский фашизм», которая состоит  из подразделов, посвященных фашистским режимам (Италия: Эмилио Джентиле, Германия: Ян Кершоу), фашизму под авторитарным консерватизмом (Португалия: Антонио Коста Пинто, Испания: Пэйн, Венгрия: Игорь Деак, Румыния: Раду Иоанид), фашизму при либерализме (Великобритания: Филипп М. Купланд, Финляндия: Лори Карвонен, Швеция: Лена Берггрен, Франция: Кэвин Пассмор), и «парафашизму» (Франция: Джулиан Джэксон, Ирландия: Майк Кронин). Том заканчивается Частью 10 «Фашизм в Латинской Америке» (Бразилия: Хелиго Триндад, Чили: Марио Сзнайдер, Аргентина: Альберто Спекторовский) и Частью 11 «Фашизм в Африке, Азии и США» (Южная Африка: Партик Дж. Фарлонг, Китай: Фан Гонг, Япония: Тетсунари Матсузава против Грегори Дж. Касзы, США: Лоренс Деннис).

Последний том V разделен на Часть 12 «Перспективы послевоенного  фашизма» (Крис Бамбери, Уолтер Лакер, Мартин Блинкхорн, Николас Гудрик-Кларк, Ханс-Георг Бетц, Стив Бастоу); Часть 13 «Крайне правые политические партии и фашизм» (Италия: Антонио Кариоти, Австрия: «Интернационалист», США: Чип Берлет и Мэтью Н. Лайонс, Франция: Кристофер Флуд, Россия: Маркус Матыль); Часть 14 «Наступления неофашизма на «либеральную гегемонию»«, включая статьи Деборы Э. Липстадт относительно опровержений Холокоста, Ричарда Дрэйка о Юлиусе Эволы, Роя Старрса о Юкио Мишиме, Джеффри М. Бейла о французском «Новом сопротивлении», а также Джона М. Коттера о субкультуры рок-н-ролла «белой силы» и скинхедов; Часть 15 «СМИ и фашизм после 11 сентября» (Ник Лоулз, Мина Содман, Майкл Рейнолдс, Кевин Куган, Билл Вайт, Трой Саутгейт, Грэм Аткинсон, Гриффин) и Часть 16 «Постскриптум» со статьями Чипа Берлета «Понятия и концепции» и Умберто Эко «Изначальный фашизм».

Таким образом, это издание  может служить специалисту как  своего рода компендиум многообразных  сведений об особенностях разных видов, воплощений, осмыслений, объяснений фашизма, а преподавателю — как основа для чтения продвинутых лекций о  фашизме.

Диапазон проблем, рассматриваемых  в антологии столь широк, что  представляется невозможным адекватно  обсудить все вопросы в одной  обзорной статье. По этой причине здесь  упомянуто лишь несколько избранных  проблем, которые являются особенно интересными и скорее иллюстрируют, чем покрывают спектр охваченных в антологии тем.

Например, что касается фашизма  как родового понятия, Гриффин ранее критиковал У. Лакера за то, что тот включил в свою монографию Фашизм: прошлое, настоящее, будущее не только разные варианты крайнего, революционного национализма, которые используют религию как важный критерий для установления национальной принадлежности, но и определенные религиозно-фундаменталистские движения[26].

В качестве иллюстрации этого  существенного различия Гриффин в антологии приводит пример южноафриканской фашистской группировки AfrikanerOssewabrandwag(дословно.: Часовой африканской бычьей телеги), представители которой, не будучи религиозными фундаменталистами, тем не менее, развили «фундаменталистскую версию голландского реформаторского христианства как индикатора национальной идентичности и основы духовных ценностей, что придает этому явлению отдаленное сходство с (такими другими разновидностями фашизма, как, — А.У.) финским движением Лапуа, испанской Фалангой и румынской Железной гвардией»[27].

Принимая во внимание тот  факт, что многие предполагаемо революционно-ультранационалистические послевоенные группировки отрекались от применения по отношению к ним  ярлыка «фашизм», стоит вспомнить, что  уже предвоенная Фаланга«отрицала свою фашистскую сущность, с тем, чтобы ее движение не было воспринято как «иностранное» и, следовательно, неиспанское»[28]. То, что такие протофашистские высокоинтеллектуальные послевоенные движения как европейские «новые правые», ставшие известными и в постсоветской России[29], не могут быть сброшены со счетов, иллюстрирует пример сегодняшней Франции.

Там «в создании относительно устойчивого общенационального фундамента поддержки (для Национального фронта Жан-Мари Лэ Пена. — А.У.) значительную роль сыграли нео-правые интеллектуалы посредством их мозгового центра GRECE(Группа изучений и исследований Европы. — А.У.) и связанных с ними публикациями. Они обеспечили Национальному фронту изысканный, демократически «респектабельный» дискурс расистского и националистического Третьего пути, в основе которого — идеи идентичности, корней и различия, которые оказались в достаточной степени отличными от формул «классического» фашизма, чтобы дать организации (т.е. Национальному фронту. — А.У.) доступ в партийную систему»[30]. По этой и ряду схожих причин, при анализе современной политики недостаточно сосредотачиваться исключительно на успехах и провалах ультранационалистов на выборах. Другим примером неадекватности подхода традиционной политологии часто сфокусированной лишь на «большую» политику[31], является новая международная сеть маленьких, но иногда эффективных группировок, которые Гриффин называет «группускулами» и которые часто находятся за пределами официальных партийных систем своих стран. Эти «группускулярные правые стали доминирующим проявлением фашизма в двадцать первом веке, что делает оценку силы [неофашизма сегодня], основанную исключительно на наблюдениях высокопрофильных политических партий, глубоко ненадежной[32]«.

Информация о работе Неофашизм