Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 21:20, статья
С окончанием «холодной войны» количество новых статей и книг, в которых, так или иначе, делается попытка ответить на эти вопросы, постоянно растет. На английском и немецком языках за последние три года вышло более двадцати значительных новых сборников и монографий по проблеме сравнительного изучения межвоенного и послевоенного правого экстремизма[1].
Как понимать и определять родовое понятие фашизм? В чем сущность и актуальность фашизма? Каковы причины и последствия фашизма? Можно ли говорить о таком феномене как неофашизм? Если да, то насколько он является политически значительным? Как развивались и в каком направлении развиваются международные сравнительные исследования фашизма? Какие сходства и отличия существуют между разными научными интерпретациями фашизма?
С окончанием «холодной войны» количество новых статей и книг, в которых, так или иначе, делается попытка ответить на эти вопросы, постоянно растет. На английском и немецком языках за последние три года вышло более двадцати значительных новых сборников и монографий по проблеме сравнительного изучения межвоенного и послевоенного правого экстремизма[1].
Продолжая некоторые другие недавние обзоры историографии современного ультранационализма, опубликованные на русском[2], английском[3] и немецком языках[4], здесь представлена интерпретация фашизма, данная влиятельным английским историком политических идей Роджером Д. Гриффином, работы которого стали известны и в России[5]. Труды Гриффина рецензировались в российских журналах[6], две его статьи изданы по-русски[7].
В частности, рассматривается редактируемая Гриффином и его ассистентом М. Фельдманом антология Фашизм, вышедшая в серии Основные понятия политических наук британского научного издательства Роутледж[8]и насчитывающая более 2000 страниц.
Кратко представлены еще шесть менее объемных новых работ по изучению классического фашизма и неофашизма:
* * *
Новая антология Гриффина Фашизм сост
Широта и глубина, с
которой в десятках аналитических
и политических статей этой антологии
рассматривается большинство
Издание вписывается в ряд предыдущих и последующих статей[15] и книг, написанных, отредактированных или составленных Гриффином, в которых он представил новое определение и изложил причины целесообразности своей концептуализации «родового фашизма».
В основополагающей монографии Сущность фашизма, опубликованной в 1991 г. в серии Темы правой политики и идеологии лондонского издательства Пинтер, а в 1993 г. переизданной издательством Роутледж, Гриффин определил фашизм как «политическую идеологию, мифологическим ядром которой, в ее различных пермутациях, является палингенетическая (т.е. стремящаяся скорее к новому рождению, чем квозрождению нации. — А.У.) форма популистского ультра-национализма[16]«. В результате такой идеологической установки, фашизм у власти, как позже уточнил Гриффин, «не был всего лишь революцией ценностей, попыткой оторваться от либеральных, гуманистических и, в конце концов, христианских традиций, но был продуманной попыткой использования беспрецедентной мощи современного государства для социальной инженерии, для проведения фундаментального преобразования способа построения и целей общества, вплоть до мельчайших деталей жизни каждого отдельного человека»[17].
После, в основном, теплых, а, иногда восторженных откликов на свою базовую монографию, Гриффин отредактировал, кроме нижепредставленной большой антологии 2004 г., три однотомных сборника Фашизм (1995 г.), Международный фашизм (1998 г.) и Фашизм, тоталитаризм и политическая религия (2006 г.), каждый из которых может также считаться весомым вкладом в историографию фашизма[18]. В результате, к началу нового века Гриффин стал, пожалуй, самым влиятельным западным теоретиком фашизма, что послужило поводом для того, что в 2003-2004 гг. редакция падерборнского философского журнала Размышление — Знание — Этика организовала подробное обсуждение гриффиновской концепции двадцатью девятью международных специалистов по фашизму, среди которых такие известные учёные, как Э. Нольте, Ст. Пэйн, Р. Итвелл, В. Випперманн, Л. Вайнберг, Дж. Грегор и др. Предметом этой дискуссии стали фундаментальные статьи Гриффина «Новые лики (и новая безликость) фашизма в постфашистскую эпоху»[19] и «Da capo con meno brio: на пути к более полезной концептуализации фашизма».
В них английский компаративист
резко атакует немецких историков
нацизма за их относительное пренебрежение
развитием историографии
Вышедшая два года раньше
пятитомная лондонская антология Гриффина Фашизм сост
«Фашисты в каждой стране должны сделать фашизм собственным национальным движением, принимая символы и тактику, которые соответствуют традициям, психологии и вкусам их собственной земли»[25].
Том I антологии Фашизм включает: Часть 1 «Первые реакции на фашизм» с текстами Бертранда Рассела, Германа Раушнинга и Джорджа Оруэлла; Часть 2 «Возникновение и кризис исследований фашизма» с работами Стэнли Г. Пэйна, Юджина Вебера, Зива Стэрнхелла, Джорджа Л. Мосса, Гильберта Аллардайса и Тима Мэзона; Часть 3 «Новый консенсус и его критики» с выдержками из исследований Роджера Итвелла, Пэйна, Стивена Шенфильда, Дейва Рентона, Роберта О. Пакстона, Джеймса Грегора и Стейна Угельвика Ларсена.
Том II состоит из: Части 4
«Марксистские и
Том III содержит Часть 7 «Фашизм как отрицание или революция культуры» (Альберт Камю, Катя Мандоки, Эмилио Джентиле, Гюнтер Бергхаус, Гриффин, Марк Антлифф) и Часть 8 «Аспекты фашистизации культуры» с подразделами, посвященными фашизму в Италии (Джиованни Джентиле, Бенедетто Кроче, Филипп В. Каннистраро, Трейси Х. Кун, Мейбл Березин, Эмили Браун), нацизму (Клаус Вондунг, Бернд Хюппауф, Иен Бойд Вайт, Линда Шуле-Зассе), Британскому союзу фашистов (Томас Линехан) и послевоенному «метаполитическому», т.е. действующему на уровне общественных элит фашизму (Гриффин, Эллиот Ниман).
Том IV начинается с Части 9 «Европейский фашизм», которая состоит из подразделов, посвященных фашистским режимам (Италия: Эмилио Джентиле, Германия: Ян Кершоу), фашизму под авторитарным консерватизмом (Португалия: Антонио Коста Пинто, Испания: Пэйн, Венгрия: Игорь Деак, Румыния: Раду Иоанид), фашизму при либерализме (Великобритания: Филипп М. Купланд, Финляндия: Лори Карвонен, Швеция: Лена Берггрен, Франция: Кэвин Пассмор), и «парафашизму» (Франция: Джулиан Джэксон, Ирландия: Майк Кронин). Том заканчивается Частью 10 «Фашизм в Латинской Америке» (Бразилия: Хелиго Триндад, Чили: Марио Сзнайдер, Аргентина: Альберто Спекторовский) и Частью 11 «Фашизм в Африке, Азии и США» (Южная Африка: Партик Дж. Фарлонг, Китай: Фан Гонг, Япония: Тетсунари Матсузава против Грегори Дж. Касзы, США: Лоренс Деннис).
Последний том V разделен на Часть 12 «Перспективы послевоенного фашизма» (Крис Бамбери, Уолтер Лакер, Мартин Блинкхорн, Николас Гудрик-Кларк, Ханс-Георг Бетц, Стив Бастоу); Часть 13 «Крайне правые политические партии и фашизм» (Италия: Антонио Кариоти, Австрия: «Интернационалист», США: Чип Берлет и Мэтью Н. Лайонс, Франция: Кристофер Флуд, Россия: Маркус Матыль); Часть 14 «Наступления неофашизма на «либеральную гегемонию»«, включая статьи Деборы Э. Липстадт относительно опровержений Холокоста, Ричарда Дрэйка о Юлиусе Эволы, Роя Старрса о Юкио Мишиме, Джеффри М. Бейла о французском «Новом сопротивлении», а также Джона М. Коттера о субкультуры рок-н-ролла «белой силы» и скинхедов; Часть 15 «СМИ и фашизм после 11 сентября» (Ник Лоулз, Мина Содман, Майкл Рейнолдс, Кевин Куган, Билл Вайт, Трой Саутгейт, Грэм Аткинсон, Гриффин) и Часть 16 «Постскриптум» со статьями Чипа Берлета «Понятия и концепции» и Умберто Эко «Изначальный фашизм».
Таким образом, это издание может служить специалисту как своего рода компендиум многообразных сведений об особенностях разных видов, воплощений, осмыслений, объяснений фашизма, а преподавателю — как основа для чтения продвинутых лекций о фашизме.
Диапазон проблем, рассматриваемых в антологии столь широк, что представляется невозможным адекватно обсудить все вопросы в одной обзорной статье. По этой причине здесь упомянуто лишь несколько избранных проблем, которые являются особенно интересными и скорее иллюстрируют, чем покрывают спектр охваченных в антологии тем.
Например, что касается фашизма как родового понятия, Гриффин ранее критиковал У. Лакера за то, что тот включил в свою монографию Фашизм: прошлое, настоящее, будущее не только разные варианты крайнего, революционного национализма, которые используют религию как важный критерий для установления национальной принадлежности, но и определенные религиозно-фундаменталистские движения[26].
В качестве иллюстрации этого
существенного различия Гриффин в антологии
приводит пример южноафриканской фашистской
группировки AfrikanerOssewabra
Принимая во внимание тот
факт, что многие предполагаемо революционно-
Там «в создании относительно устойчивого общенационального фундамента поддержки (для Национального фронта Жан-Мари Лэ Пена. — А.У.) значительную роль сыграли нео-правые интеллектуалы посредством их мозгового центра GRECE(Группа изучений и исследований Европы. — А.У.) и связанных с ними публикациями. Они обеспечили Национальному фронту изысканный, демократически «респектабельный» дискурс расистского и националистического Третьего пути, в основе которого — идеи идентичности, корней и различия, которые оказались в достаточной степени отличными от формул «классического» фашизма, чтобы дать организации (т.е. Национальному фронту. — А.У.) доступ в партийную систему»[30]. По этой и ряду схожих причин, при анализе современной политики недостаточно сосредотачиваться исключительно на успехах и провалах ультранационалистов на выборах. Другим примером неадекватности подхода традиционной политологии часто сфокусированной лишь на «большую» политику[31], является новая международная сеть маленьких, но иногда эффективных группировок, которые Гриффин называет «группускулами» и которые часто находятся за пределами официальных партийных систем своих стран. Эти «группускулярные правые стали доминирующим проявлением фашизма в двадцать первом веке, что делает оценку силы [неофашизма сегодня], основанную исключительно на наблюдениях высокопрофильных политических партий, глубоко ненадежной[32]«.