Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 05:39, контрольная работа
XVI–век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде государств (Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия) складывались огромные и сильнейшие дворянские монархии. В процессе преодаления феодальной раздробленности лишались режней власти и приемуществ крупные феодалы.Централизованные абсолютистские страны способствовали образованию и консолидации наций, притязали на объединение и консульство наций, народа, страны. Сразу падал политический авторитет церковной церкви, до того бывшей единственной объединяющей силой Западной и Центральной Европы. Еще больший урон был причинен её духовной монополии, религиозному и теологическому авторитету.
Введение........................................................................................................................3
Никколо Макиавелли 1469-1527 гг.............................................................................5
Основные учения Н. Макиавелли о политике и государстве...................................6
Роль религии в учениях Н. Макиавелли.....................................................................9
Основоположник науки политология.........................................................................9
Заключение..................................................................................................................12
Литература..............................................................................
Содержание
Введение......................
Никколо Макиавелли 1469-1527
гг............................
Основные учения Н. Макиавелли о политике
и государстве...................
Роль религии в учениях
Н. Макиавелли....................
Основоположник науки
политология...................
Заключение....................
Литература....................
Введение
История политических и правовых учений – одна из принципиальных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован огромный политико-правовой опыт прошедших поколений, отражены главные направления, вехи и итоги предшествующих исследований заморочек свободы, права, законодательства, политики, страны. Этот познавательный опыт, идеи и заслуги прошедшего оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней. В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошедшего извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей. История политической и правовой мысли дозволяет понять, как в борьбе и столкновении разных воззрений и позиций сразу шел процесс развития познания природы страны и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем публичном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти.
XVI–век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде государств (Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия) складывались огромные и сильнейшие дворянские монархии. В процессе преодаления феодальной раздробленности лишались режней власти и приемуществ крупные феодалы.Централизованные абсолютистские страны способствовали образованию и консолидации наций, притязали на объединение и консульство наций, народа, страны. Сразу падал политический авторитет церковной церкви, до того бывшей единственной объединяющей силой Западной и Центральной Европы. Еще больший урон был причинен её духовной монополии, религиозному и теологическому авторитету.
Бурные процессы той эры обусловили глубочайшие конфигурации в идеологии западноевропейского общества. В 16 веке естествознание, философия, реалистическое искусство достигли фурроров; но своеобразие данной эры заключалось в том, что публичные силы, боровшиеся против феодализма и освящавшей его церкви, еще не порвали с религиозным мировоззрением. Общим лозунгом массовых антифеодальных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинного, начального христианства, искаженного духовенством. В том же веке общей для всех западноевропейских государств стала культура Возрождения. Предпосылкой и основой Возрождения был гуманизм. Культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей различных государств Европы, связанных общими научными, философскими, эстетическими интересами, общавшихся при помощи общеевропейского языка того времени – латыни.
Одним из первых теоретиков новой
эры стал итальянец Никколо Макиавелии.
Никколо Макиавелли 1469-1527 гг.
Макиавелли долгое время был
должностным лицом
Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы. В северной и средней Италии еще в XII—XIII вв. сложились города-республики (Венеция, Флоренция, Генуя и др.) с развитой ремесленной и торговой экономикой. Промышленная и торговая верхушка этих городов сумела, опираясь на народ, подчинить себе феодалов своего округа, создать свою коммунальную государственность. Однако перемещение главных торговых путей в связи с открытием Америки, развитие производства в других странах Европы вели к упадку итальянской промышленности и торговли, подрывали силы итальянских городов.
В Италии не сложилось единое государство — на ее территории существовали городские республики, папское государство, а также владения Испании. Раздробленная Италия подвергалась нашествиям иноземных войск; в ряде городов-государств силами феодальной реакции учреждались тирании, опиравшиеся на наемные войска.
После установления во Флоренции синьории Медичи Макиавелли был лишен должности. В последний период жизни он занимался литературной деятельностью. Кроме сочинений на темы политические ("Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Государь", "О военном искусстве" и др.) и исторические ("История Флоренции") его перу принадлежит ряд художественных произведений.
Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить средства и способы действий, полезных в настоящем.
Основные учения Н. Макиавелли о политике и государстве
Природа человека одинакова во всех государствах и у всех народов; интерес является наиболее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, учреждения, история. Для того, чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений.
Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь — в презрение. В творчестве Макиавелли мотивы социальной психологии впервые осмыслены как важный факт политики.
В центре внимания Макиавелли — реальная
способность правительства
Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, — посягать на имущество подданных, это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа).
Незыблемость частной собственности,
как и безопасность личности, Макиавелли
называл благами свободы, считал
целью и основой прочности
государства. По его учению, блага
свободы наилучшим образом
Макиавелли начал
Предпосланные всему учению о государстве рассуждения о природе человека (индивида) Макиавелли существенно дополняет исследованием общественной психологии социальных групп, борющихся за влияние в государстве. В Древнем Риме смешанная республика сложилась в результате борьбы и компромиссов народа и аристократии, но их непримиримые распри вокруг аграрного закона погубили республику. В истории Флоренции раздоры простого народа (пополанов) и знатных людей (нобилей) с самого начала носили бескомпромиссный характер; этим обусловлена непрочность флорентийской республики.
Макиавелли стремился
От народа отличается знать. Если бы не сопротивление народа, аристократы античного Рима погубили бы свободное государство лет на триста раньше; честолюбивые устремления знати — источник беспокойства и смут в государстве.
Макиавелли все же считал знать неизбежной и нужной частью государства. Из среды аристократов выдвигаются государственные деятели, должностные лица, военачальники; совершенное подавление пополанами флорентийских нобилей, писал Макиавелли в "Истории Флоренции", привело к угасанию воинской доблести и душевного величия, а тем самым — к ослаблению и унижению Флоренции.
Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть "смешанной республики" в том и состоит, что система государственных органов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая интересы соответствующей части населения, сдерживает посягательства на эти интересы другой его части.
Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодальном дворянстве и призывал к его уничтожению. Он считал, что дворяне те, кто праздно живет на доходы со своих огромных поместий, не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым трудом заработать себе на жизнь. Подобные не приносят пользы и даже вредны в любой республике и в каждой стране. Засилье дворян, которыми переполнены Неаполитанское королевство, Римская область, Романья, Ломбардия, мешает возрождению Италии. Из-за дворян там не было ни республики, ни политической жизни.
На пути к созданию будущей свободной Итальянской республики много препятствий — считал Макиавелли. Освобождение страны от иноземных войск и наемников, от мелких тиранов и многочисленных дворян, от папского государства и интриг католической церкви, поддерживающей раздробленность страны, требует крайних мер, проводимых абсолютной и чрезвычайной властью единоличного правителя, уничтожающего укоренившиеся пороки, учреждающего мудрые законы и порядки. Этой проблеме посвящено наиболее известное произведение Макиавелли "Государь".
Законодательству и праву
Роль религии в учениях Н. Макиавелли
Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия - это могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. В Древнем Риме, например, религия помогала командовать войсками, воодушевлять народ. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Однако, не одобряет современное ему христианство, проповедующее смирение, самоуничижение, презрение к делам человеческим, порицая католическую церковь и духовенство.
Рассматривая религию как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Отличие его позиции от позиции приверженцев Реформации в том, что образцом и основой религиозной реформы он считал не идеи первоначального христианства, а античную религию, полезную для политики. Не государство на службе религии, а религия на службе политики — такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.
Основоположник науки политология
Макиавелли считается одним из основоположников науки политологии. В его произведениях политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из священного писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был большим шагом вперед в развитии политико-правовой теории. Известный немецкий государствовед Еллинек даже утверждал, что Макиавелли впервые ввел в научную литературу слово "государство" (stato).