Никколо Макиавелли 1469-1527 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 05:39, контрольная работа

Описание работы

XVI–век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде государств (Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия) складывались огромные и сильнейшие дворянские монархии. В процессе преодаления феодальной раздробленности лишались режней власти и приемуществ крупные феодалы.Централизованные абсолютистские страны способствовали образованию и консолидации наций, притязали на объединение и консульство наций, народа, страны. Сразу падал политический авторитет церковной церкви, до того бывшей единственной объединяющей силой Западной и Центральной Европы. Еще больший урон был причинен её духовной монополии, религиозному и теологическому авторитету.

Содержание работы

Введение........................................................................................................................3
Никколо Макиавелли 1469-1527 гг.............................................................................5
Основные учения Н. Макиавелли о политике и государстве...................................6
Роль религии в учениях Н. Макиавелли.....................................................................9
Основоположник науки политология.........................................................................9
Заключение..................................................................................................................12
Литература..............................................................................

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

 

    Содержание

Введение........................................................................................................................3

Никколо Макиавелли 1469-1527 гг.............................................................................5

Основные учения Н. Макиавелли о политике и государстве...................................6

Роль религии в учениях  Н. Макиавелли.....................................................................9

Основоположник науки  политология.........................................................................9

Заключение..................................................................................................................12

Литература..................................................................................................................13 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение    

История политических и правовых учений – одна из принципиальных составных  частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован огромный политико-правовой опыт прошедших поколений, отражены главные направления, вехи и итоги предшествующих исследований заморочек свободы, права, законодательства, политики, страны. Этот познавательный опыт, идеи и заслуги прошедшего оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней. В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошедшего извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей. История политической и правовой мысли дозволяет понять, как в борьбе и столкновении разных воззрений и позиций сразу шел процесс развития познания природы страны и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем публичном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти.

 XVI–век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде государств (Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия) складывались огромные и сильнейшие дворянские монархии. В процессе преодаления феодальной раздробленности лишались режней власти и приемуществ крупные феодалы.Централизованные абсолютистские страны способствовали образованию и консолидации наций, притязали на объединение и консульство наций, народа, страны. Сразу падал политический авторитет церковной церкви, до того бывшей единственной объединяющей силой Западной и Центральной Европы. Еще больший урон был причинен её духовной монополии, религиозному и теологическому авторитету.    

Бурные процессы той эры обусловили глубочайшие конфигурации в идеологии  западноевропейского общества. В 16 веке естествознание, философия, реалистическое искусство достигли фурроров; но своеобразие данной эры заключалось в том, что публичные силы, боровшиеся против феодализма и освящавшей его церкви, еще не порвали с религиозным мировоззрением. Общим лозунгом массовых антифеодальных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинного, начального христианства, искаженного духовенством. В том же веке общей для всех западноевропейских государств стала культура Возрождения. Предпосылкой и основой Возрождения был гуманизм. Культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей различных государств Европы, связанных общими научными, философскими, эстетическими интересами, общавшихся при помощи общеевропейского языка того времени – латыни.    

Одним из первых теоретиков новой  эры стал итальянец Никколо Макиавелии.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Никколо Макиавелли 1469-1527 гг.     

Макиавелли долгое время был  должностным лицом флорентийской  республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн.    

Жизнь и деятельность Макиавелли относятся  к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой  страной Западной Европы. В северной и средней Италии еще в XII—XIII вв. сложились города-республики (Венеция, Флоренция, Генуя и др.) с развитой ремесленной и торговой экономикой. Промышленная и торговая верхушка этих городов сумела, опираясь на народ, подчинить себе феодалов своего округа, создать свою коммунальную государственность. Однако перемещение главных торговых путей в связи с открытием Америки, развитие производства в других странах Европы вели к упадку итальянской промышленности и торговли, подрывали силы итальянских городов.    

В Италии не сложилось единое государство  — на ее территории существовали городские  республики, папское государство, а также владения Испании. Раздробленная Италия подвергалась нашествиям иноземных войск; в ряде городов-государств силами феодальной реакции учреждались тирании, опиравшиеся на наемные войска.    

После установления во Флоренции синьории Медичи Макиавелли был лишен должности. В последний период жизни он занимался  литературной деятельностью. Кроме сочинений на темы политические ("Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Государь", "О военном искусстве" и др.) и исторические ("История Флоренции") его перу принадлежит ряд художественных произведений.    

Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить средства и способы действий, полезных в настоящем.    

Основные учения Н. Макиавелли о политике и государстве    

Природа человека одинакова во всех государствах и у всех народов; интерес  является наиболее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, учреждения, история. Для того, чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений.    

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь — в презрение. В творчестве Макиавелли мотивы социальной психологии впервые осмыслены как важный факт политики.    

В центре внимания Макиавелли — реальная способность правительства повелевать подданными. В книге "Государь" и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств.    

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, — посягать на имущество подданных, это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа).    

Незыблемость  частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности  государства. По его учению, блага  свободы наилучшим образом обеспечены в республике. В свободных землях и странах богатства все время увеличиваются, считал Макиавелли.    

Макиавелли начал воспроизводить идеи Полибия о возникновении  государства и круговороте форм правления; вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме. Особенность учения Макиавелли в том, что смешанную республику он считал результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп.    

Предпосланные всему учению о государстве  рассуждения о природе человека (индивида) Макиавелли существенно дополняет исследованием общественной психологии социальных групп, борющихся за влияние в государстве. В Древнем Риме смешанная республика сложилась в результате борьбы и компромиссов народа и аристократии, но их непримиримые распри вокруг аграрного закона погубили республику. В истории Флоренции раздоры простого народа (пополанов) и знатных людей (нобилей) с самого начала носили бескомпромиссный характер; этим обусловлена непрочность флорентийской республики.    

Макиавелли стремился опровергнуть общее мнение историков о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Если единоличный правитель лучше  создает законы, устраивает новый  строй и новые учреждения, то народ  лучше сохраняет учрежденный строй. Народ нередко ошибается в общих вопросах, но очень редко — в частных. Даже взбунтовавшийся народ менее страшен, чем необузданный тиран: мятежный народ можно уговорить словом — от тирана можно избавиться только железом; бунт народа страшен тем, что может породить тирана, — тиран уже наличное зло; жестокость народа направлена против тех, кто может посягнуть на общее благо.     

От народа отличается знать. Если бы не сопротивление народа, аристократы  античного Рима погубили бы свободное государство лет на триста раньше; честолюбивые устремления знати — источник беспокойства и смут в государстве.    

Макиавелли все же считал знать  неизбежной и нужной частью государства. Из среды аристократов выдвигаются  государственные деятели, должностные лица, военачальники; совершенное подавление пополанами флорентийских нобилей, писал Макиавелли в "Истории Флоренции", привело к угасанию воинской доблести и душевного величия, а тем самым — к ослаблению и унижению Флоренции.    

Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть "смешанной республики" в том и состоит, что система государственных органов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая интересы соответствующей части населения, сдерживает посягательства на эти интересы другой его части.    

Вместе с тем Макиавелли с  ненавистью отзывался о феодальном дворянстве и призывал к его уничтожению. Он считал, что дворяне те, кто  праздно живет на доходы со своих  огромных поместий, не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым трудом заработать себе на жизнь. Подобные не приносят пользы и даже вредны в любой республике и в каждой стране. Засилье дворян, которыми переполнены Неаполитанское королевство, Римская область, Романья, Ломбардия, мешает возрождению Италии. Из-за дворян там не было ни республики, ни политической жизни.    

На пути к созданию будущей свободной  Итальянской республики много препятствий  — считал Макиавелли. Освобождение страны от иноземных войск и наемников, от мелких тиранов и многочисленных дворян, от папского государства и интриг католической церкви, поддерживающей раздробленность страны, требует крайних мер, проводимых абсолютной и чрезвычайной властью единоличного правителя, уничтожающего укоренившиеся пороки, учреждающего мудрые законы и порядки. Этой проблеме посвящено наиболее известное произведение Макиавелли "Государь".     

Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение: благодаря  законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет. Ненарушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа. Но для Макиавелли право — орудие власти, выражение силы. Во всех государствах основой власти он считает хорошеи законы и хорошее войско. При этом он не приемлит хороших законов без хорошего войска, и наоборот. Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать война, военная организация и военная наука. Макиавелли — против наемных войск, создание армии, состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из первоочередных условий создания общенационального государства.    

Роль религии в учениях  Н. Макиавелли    

Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия - это могучее  средство воздействия на умы и  нравы людей. Именно поэтому все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. В Древнем Риме, например, религия помогала командовать войсками, воодушевлять народ. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Однако, не одобряет современное ему христианство, проповедующее смирение, самоуничижение, презрение к делам человеческим, порицая католическую церковь и духовенство.     

Рассматривая религию как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Отличие его позиции от позиции приверженцев Реформации в том, что образцом и основой религиозной реформы он считал не идеи первоначального христианства, а античную религию, полезную для политики. Не государство на службе религии, а религия на службе политики — такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.    

Основоположник науки  политология    

Макиавелли считается одним  из основоположников науки политологии. В его произведениях  политика (учреждение, организация  и деятельность государства) рассматривалась  как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из священного писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был большим шагом вперед в развитии политико-правовой теории. Известный немецкий государствовед Еллинек даже утверждал, что Макиавелли впервые ввел в научную литературу слово "государство" (stato).    

Информация о работе Никколо Макиавелли 1469-1527 гг