Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 05:39, контрольная работа
XVI–век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде государств (Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия) складывались огромные и сильнейшие дворянские монархии. В процессе преодаления феодальной раздробленности лишались режней власти и приемуществ крупные феодалы.Централизованные абсолютистские страны способствовали образованию и консолидации наций, притязали на объединение и консульство наций, народа, страны. Сразу падал политический авторитет церковной церкви, до того бывшей единственной объединяющей силой Западной и Центральной Европы. Еще больший урон был причинен её духовной монополии, религиозному и теологическому авторитету.
Введение........................................................................................................................3
Никколо Макиавелли 1469-1527 гг.............................................................................5
Основные учения Н. Макиавелли о политике и государстве...................................6
Роль религии в учениях Н. Макиавелли.....................................................................9
Основоположник науки политология.........................................................................9
Заключение..................................................................................................................12
Литература..............................................................................
Прогрессивное по методологической основе политическое учение Макиавелли несло на себе отпечаток эпохи. Это особенно ярко выразилось во взглядах Макиавелли на методы осуществления государственной власти, способы и приемы политической деятельности.
В произведениях Макиавелли политика
противопоставлялась
Поступки основателей
Идеалом государственного деятеля, которым Макиавелли восхищался, был герцог Романьи Чезаре Борджиа, стремившийся расширить свои владения вероломными и жестокими способами, типичными для феодалов эпохи позднего Средневековья. Ссылаясь на деяния романьского герцога и ставя их в пример, Макиавелли писал, что для укрепления и расширения государства политик должен уметь решаться на великие, виртуозные злодейства, подлости и предательства, требующие, как он считал, мужества, геройства, широты души.
В политике единственным критерием оценки действий правителя государства являются укрепление власти, расширение границ государства. Для достижения этой цели правитель должен использовать все средства, в том числе аморальные. При всем этом, учил Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет верховной власти.
Лучше убить, чем грозить, — грозя, создаешь и предупреждаешь врага, убивая — отделываешься от врага окончательно. Лучше жестокость, чем милосердие: от наказаний и расправ страдают отдельные лица, милосердие же ведет к беспорядку, порождающему грабежи и убийства, от которых страдает все население. Лучше быть скупым, чем щедрым, — щедрый обирает многих, чтобы одарить немногих, скупым же недовольны немногие, а народ не обременен излишними поборами. Лучше внушать страх, чем любовь, — любят государей по собственному усмотрению, боятся — по усмотрению государей. Мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него. Если талантливый полководец выиграл ряд битв или всю войну, правитель должен под благовидным предлогом отправить его в отдаленные земли, чтобы о нем забыли, а все победы приписывались бы правителю как величайшему полководцу. Если для укрепления своей власти правителю пришлось казнить много людей, то для блага государства после этого полезно казнить того из подчиненных, кто непосредственно руководил казнями: этим правитель отведет от себя обвинение в жестокости (Чезаре Борджиа так поступил с Рамиро д’Орко — усмирителем Романьи).
Рекомендуя правителям государства в зависимости от того, куда дует ветер фортуны, Макиавелли в то же время советовал государям притворяться носителями нравственных и религиозных добродетелей.
Эти и аналогичные рекомендации
Макиавелли черпал из современной ему
политической практики. Иногда утверждалось,
что Макиавелли оправдывал безнравственность
политики потому, что был идеологом буржуазии.
Идеалом Макиавелли, действительно, было
буржуазное, гражданское ("горожанское")
общество. Однако в его произведениях
отражена не политика буржуазии, которая
сложилась в класс и стала господствовать
много позже, а выражены дух и практика
современной ему эпохи.
Заключение
Макиавелли, безусловно, — великий теоретик и ученый, сделавший громадный шаг к созданию идеологии и науки Нового времени, оказавший глубокое влияние на развитие политико-правовой мысли и современной политологии. Он, несомненно, блестящий писатель, автор художественных, политических, исторических произведений, созданных на самом высоком уровне культуры времен Возрождения.
Произведения Макиавелли оказали огромное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные програмные требования буржуазии: незыблемость частной принадлежности, сохранность личности и имущества, республика как наилучшее средство обеспечения «благ свободы», осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд остальных. Более проницательные идеологи буржуазии высоко оценили методологию Макиавелли.
Политика господствующих классов
постоянно стремилась отыскать идейную
опору в публичной морали и теоретическое
обоснование в философии. Макиавелли поменял
местами опору и обоснование: его поиск
теоретических основ эффективности политики
правящего меньшинства безизбежно привел
к противопоставлению принципов таковой
политики общепризнанным элементарным
нормам морали, к обоснованию конкретных
рекомендаций, приноровленных к практике
противостоящих народу правительств.
Именно поэтому труды Макиавелли оказали
влияние не только на развитие политико-правовой
теории, но и на реальную политику ряда
государственных деятелей, одни из которых
(Ришелье, Наполеон, Муссолини) открыто
признавали это влияние, остальные же,
следуя практическим рекомендациям Макиавелли,
его же лицемерно порицали.
Литература
1. Политология. Учебник под редакцией Василика М.А. – М.: Гардарики, 2001.
2. Политология. Кравченко А.И. -М.: Академия. 2001.
3. История политических учений. Комаровский В.С.- М.: РАГС. 2002.
4. Знаков, В. В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении//Вопросы психологии. -2002. № 6. С. 45 -54.
5. История политических и правовых учений : учебник / под ред. Лейста, О.Э. - Москва, 1997.