Николай І: особенности внутриполитического курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. Но в действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же проводило их в жизнь. Чиновничество было полновластным хозяином в центральных органах управления и в местных (губернских и уездных). Государственный строй России по своей форме был самодержавно-бюрократическим. Слово «бюрократия» так и переводится: власть канцелярий. От произвола бюрократии страдали все слои населения

Содержание работы

1.Вступление. 2
2. Личность императора Николая І. 3
3. Преобразования в государственном управлении. 5
4. Крестьянский вопрос. 10
5. Политика в области образования и печати. 13
6. Правительственные меры в области промышленности. 16
7. Заключение. 18
8. Список использованной литературы. 20

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н  А Я       Р А Б  О Т А

 

 

По дисциплине: «Отечественная история»

на тему:  « Николай І: особенности внутриполитического курса».

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка  1 курса

1 семестр

 

 

 

 

 

 

2011

 

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Вступление.

 

В первой половине XIX в. Россия по своему политическому устройству была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император (в просторечии его по традиции называли царем). В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть.

Император управлял страной  при помощи чиновников. По закону они  были исполнителями воли царя. Но в  действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же проводило их в жизнь. Чиновничество было полновластным хозяином в центральных органах управления и в местных (губернских и уездных). Государственный строй России по своей форме был самодержавно-бюрократическим. Слово «бюрократия» так и переводится: власть канцелярий. От произвола бюрократии страдали все слои населения.

Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы сохранить существовавшую социально – политическую и экономическую  систему, усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения новой политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежние социально – политическими устройство страны. В целом же во внутренней политике доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавления инакомыслия и предотвращения возможного революционного взрыва. Укрепление внутреннего положения способствовало внешнеполитическому усилению России, по праву занимавшей одно из  ведущих мест среди европейских держав.

    Во внутренней  политике России первой половины XIX века было два важных рубежа: окончание отечественной войны 1812 года и 1825 год – смена царствования и восстание декабристов. Эти события вызвали усиление консервативности и даже реакционности во внутриполитическом курсе.

2. Личность императора Николая І.

 

Будущий император родился 25 июня 1796г. Николай был третьим сыном великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. Именно при дворе матери Николай получил первоначальное воспитание: Павла I заговорщики убили, когда его третьему сыну не было и 5 лет, поэтому Николай почти не испытал отцовского влияния. Обучением юного великого князя руководил грубый и жестокий павловский служака генерал М.И.Ламсдорф, широко применявший телесные наказания и рукоприкладство. Николай и его любимый младший брат Михаил получили неплохое домашнее образование в рамках университетского курса.  Еще в детстве его увлекло военное дело: вначале военные игры, а затем военные науки. На всю жизнь он сохранил интерес к строительству и инженерному искусству. После завершения обучения Николай предпринял путешествие по России и Западной Европе. В 1817 г. он женился на прусской принцессе Шарлотте, принявшей при крещении имя Александры Федоровны. Этот брак был счастливым и редко омрачался размолвками. За 38 лет супружеской жизни у них родилось 7 детей: первенец — будущий Александр II .

Николай не был подготовлен  к занятию престола: от трона его  отделяли два старших брата и  их возможное потомство. Как и  большинству великих князей, Николаю Павловичу была уготована военная карьера. Неожиданная смерть Александра I возвела Николая I на престол. На 14 декабря 1825 года была объявлена присяга Николаю Павловичу  и в этот же день состоялась попытка государственного переворота, названная позднее восстанием декабристов.

Восстание декабристов  произвело неизгладимое впечатление на Николая I и это отразилось на характере всего его царствования. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса императора Николая I .

 Император Николай из дела декабристов убедился, что желание перемен и реформ, которое руководило декабристами, имело глубокие основания. Крепостное право, отсутствие хорошего свода законов, пристрастие судей, произвол правителей, недостаток просвещения, словом, все то, что стремились уничтожить декабристы, было действительным злом русской жизни. Его нужно было исправить. Покарав декабристов, император понял, что правительство само должно было исправить эти недостатки и законным путем начать реформы. К таким реформам Николай сразу же показал свою готовность  при условии незыблемости самодержавного строя, на который покушались декабристы. Поэтому в начале правления императора Николая мы видим оживленную правительственную работу, направленную на улучшение администрации, суда и финансов и на улучшение быта крепостных крестьян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Преобразования в государственном управлении.

 

Недоверие к окружению, явившееся во многом следствием декабристского выступления, а также представления  Николая об обязанностях монарха  привели к сверхцентрализации власти в руках лично императора. Николай хотел во все мало-мальски важные дела вникать самостоятельно и руководить всеми процессами на территории империи. Принцип режима личной власти воплотился в разросшейся "собственной канцелярии" царя. Она была учреждена ещё Павлом I и при Александре I выполняла функции личной канцелярии императора для рассмотрения прошений на "высочайшее имя". Николай I уже в первый год своего царствования существенно расширил состав, размеры и   функции этой канцелярии, подразделив ее на отделения и придав ей значение высшего органа управления государством.

Прежняя, "Александровская", канцелярия стала первым отделением. В обязанности его входило представлять царю поступающие на его имя бумаги и исполнять его, личные повеления и поручения. Второе отделение (кодификационное, учрежденное 4 апреля 1826 г.) занималось переданными в его ведение делами Александровской "Комиссии о составлении законов".

Попытки привести в порядок  действующее законодательство предпринимались и в XVIII столетии, но не удались. Не увенчались успехом и позднейшие законодательные работы Сперанского. По прежнему последним действующим кодексом законов оставалось Соборное уложение 1649 г. Тотчас по воцарении Николай I обратил особое внимание на беспорядок в законах и поручил второму отделению своей канцелярии дело кодификации. Составление законодательного кодекса было вверено знаменитому Сперанскому, который сумел приобрести полное доверие и привязанность Николая. Сперанский сначала собрал все законы, изданные с 1649 г., а затем из этого собрания законодательного материала составил систематический свод действующих законов. Такой способ работы был указан самим императором, который не желал “сочинения новых законов”, а велел "собрать вполне и привести в порядок те, которые уже существуют”, считая, что необходимо, прежде всего, стремиться не создать что-то новое, а упорядочить уже существующее. В 1833 г. труд Сперанского был закончен. Было отпечатано два издания: во-первых, "Полное Собрание 3аконов Российской Империи" и, во-вторых, "Свод Законов Российской Империи". "Полное Собрание" заключало в себе все старые законы и указы, начиная с Уложения 1649 года и до воцарения Николая I. Они были расположены в хронологическом порядке и заняли 45 больших томов. Из этих законов и указов было извлечено все то, что еще не утратило силы действующего закона и годилось для будущего свода. Извлеченный законодательный материал был распределен по содержанию и издан в систематическом порядке в 15-ти томах под названием “Свода Законов Российской Империи”.

Печально знаменитую известность получило, созданное 3 июля 1826 г., третье отделение канцелярии, оно обеспечивало «безопасность престола и спокойствие в государстве», руководило полицией. В обязанности этой канцелярии входило надзор за законностью и порядком в управлении и в общественной жизни.  В штате первоначально числились 16 чиновников, в 1856 г. число их достигло 30-ти. 27 апреля 1827 г. при III отделении был создан Корпус жандармов, насчитывавший сначала 4,1 тыс., а в 1856 г. — 6 тыс. человек.

Во главе III отделения  был поставлен фаворит Николая I генерал А. X. Бенкендорф. Он же являлся и шефом Корпуса жандармов. Еще в январе 1826 г. он представил Николаю I проект "Об устройстве высшей полиции", на основе которого и было создано III отделение императорской канцелярии. Посты начальника III отделения и шефа жандармов Бенкендорфа занимал до своей кончины (1844). Его сменил другой фаворит царя, видный военный и государственный деятель, граф А. Ф. Орлов.

Прерогативы III отделения  были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за "неблагонадежными" лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о "расколе", наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей "ложных слухов" и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений и перлюстрацией частных писем, осуществляло надзор за действиями администрации.

Это был орган осведомления царя обо всех "происшествиях" в Российской империи. Николай I внимательно читал доклады и донесения начальника III отделения. Деятельность III отделения породила широкую практику доносов. III отделение имело свою сеть тайных агентов, а в 40-х годах создает тайную агентуру за рубежом для слежки за русскими эмигрантами. Под ее бдительным наблюдением находились издатели русской зарубежной прессы князь В. В. Долгоруков, А. И. Герцен и Н. П. Огарев.

В 1828 г. в связи с  кончиной императрицы Марии Федоровны (матери Николая I) было учреждено четвертое отделение, которое заменило ее канцелярию, созданную в 1797 г. Павлом I для управления учебными, воспитательными и благотворительными учреждениями. Постепенно в ведение IV отделения перешли благотворительные (воспитательные дома с кредитными учреждениями при них, детские приюты и т.п.) и некоторые специальные учебные заведения (в том числе Царскосельский лицей), находившиеся под покровительством императрицы и других членов царской семьи.

Пятое отделение было учреждено в 1835г. как центр для  разработки реформы государственной деревни. Возглавил его П.Д.Киселев. Но даже после образования Министерства государственных имуществ V отделение сохранилось как орган, стоящий над ним по вопросам законодательства и надзора.

Временным считалось  шестое отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Оно было создано для разработки плана административных реформ на Кавказе и упразднено в 1845 г. после учреждения Кавказского наместничества.

Николай I уделял большое  внимание вопросам укрепления позиций  первого сословия империи - дворянства как важнейшей опоры трона. Процесс постепенного экономического оскудения дворянства давал себя знать по мере разложения крепостнической системы. В этой связи самодержавие стремилось упрочить положение высших и средних слоев помещиков, жертвуя интересами слабевших экономически, а потому казавшихся и политически ненадежными представителей дворянства.

Через императорскую  канцелярию Николай І руководил  государством, минуя Комитет министров. Он вмешивался во все мелочи государственного управления, хотя развитие капиталистических отношений требовало иного подхода.  В это время в России абсолютизм достиг своего пика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Крестьянский вопрос.

 

 Начиная со времен  Павла I правительство непоследовательно,  но явно стремилось к улучшению быта крепостных крестьян. Вступая на престол, император Николай I знал, что перед ним стоит задача разрешить крестьянский вопрос и что крепостное право в принципе осуждено его державными предшественниками. Настоятельность мер для улучшения быта крестьян не отрицалась никем. Но по-прежнему существовал страх пред опасностью внезапного освобождения миллионов рабов. Поэтому, опасаясь общественных потрясений и взрыва страстей освобождаемой массы крестьянского населения Николай твердо стоял на мысли освобождать постепенно и подготовливать освобождение секретно, скрывая от общества подготовку реформы. Необходимо отметить, что Николай буквально разрывался между двумя противоположными устремлениями. С одной стороны он был убежден в незыблемости права частной собственности и земельной собственности дворян и считал необходимым пресекать любые попытки его ущемления. С другой стороны ему был близок патриархальный образ царя - отца своих подданных, о которых он должен постоянно и неусыпно заботиться и оберегать их интересы. Последнее не допускало освобождения крестьян без земли. Этой дилеммы Николай так и не разрешил.

Обсуждение мер, касающихся крестьян, производилось при Николае в  секретных комитетах, неоднократно образовывавшихся специально для этой цели. Началось оно в секретном "комитете 6 декабря 1826 г.” и коснулось как государственных крестьян, так и крестьян владельческих. В отношении государственных, "казенных", крестьян были выработаны более существенные и удачных меры, чем в отношении крепостных. Положение первых было улучшено более чем вторых.

Информация о работе Николай І: особенности внутриполитического курса