Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 19:15, курсовая работа
Ведь самодержавная форма правления не
препятствовала экономическому прогрессу России. По манифесту 17 октября
1905 года население России получило право на неприкосновенность личности,
свободу слова, печати, собраний, союзов. В стране росли политические
партии, издавались тысячи периодических изданий. Свободным волеизъявлением
был избран парламент – Государственная Дума, Россия становилась правовым
государством (судебная власть практически была отделена от
исполнительной). Быстрое развитие уровня промышленного и
сельскохозяйственного производства и положительный торговый баланс
позволили России иметь устойчивую золотую конвертируемую валюту. Император придавал большое значение развитию железных дорог.
Целью данной работы является попытка рассмотреть личность последнего
российского императора как государственного и политического деятеля в контексте исторических событий.
Задача моей работы: осветить следующие вопросы:
Николая II, воспитание и личные качества наследника, внешняя и внутренняя политика государства, во времена его правления.
Введение
Почти невозможно дать истинно объективную оценку тех или иных
событий, независимо от того, когда они имели место быть. Даже если
оценивающий человек является очевидцем, вряд ли он сможет ответить на всё
происходящее очень точно. Еще более сложно поддаются оценке те события,
которые произошли задолго до нашего рождения. Большинство фактов,
тенденций и политических событий прошлого весьма противоречивы и покрыты пеленой неизвестности.
Одной из самых непонятных и противоречивых фигур начала XX века
является император – Николай II. Что мы о нём знаем? Грубый, бессердечный,
способный только есть, пить, спать и эксплуатировать рабочих с
крестьянами? Так рассказывали нам о нем раньше. Но так ли это на самом
деле? Что нам известно о гибели Николая II? Неужели весь народ ждал революции и смерти царя? Эти и множество других вопросов возникают, когда рассматриваешь эту эпоху.
Уже несколько поколений задаются вопросом: была ли социалистическая
революция 1917 года неизбежной, и был ли у России выбор другого пути
развития? Этот вопрос тем более актуален, что в данный момент Россия
переживает переходный период, закономерности которого во многом схожи с
ситуацией 1917 года. Это сходство заключается в переходном характере
этапа, в неустойчивом состоянии, в противостоянии политических сил, в
социальном расслоении общества. Ведь самодержавная форма правления не
препятствовала экономическому прогрессу России. По манифесту 17 октября
1905 года население России
свободу слова, печати, собраний, союзов. В стране росли политические
партии, издавались тысячи периодических изданий. Свободным волеизъявлением
был избран парламент – Государственная Дума, Россия становилась правовым
государством (судебная власть практически была отделена от
исполнительной). Быстрое развитие уровня промышленного и
сельскохозяйственного производства и положительный торговый баланс
позволили России иметь устойчивую золотую конвертируемую валюту. Император придавал большое значение развитию железных дорог.
Целью данной работы является попытка рассмотреть личность последнего
российского императора как государственного и политического деятеля в контексте исторических событий.
Задача моей работы: осветить следующие вопросы:
Николая II, воспитание и личные качества наследника, внешняя и внутренняя политика государства, во времена его правления.
ГЛАВА I.
БИОГРАФИЯ НИКОЛЯ II.
1.1.Воспитание и личные качества наследника.
Первенцем императорской четы и, таким образом, наследником престола был Николай родившийся 6 мая 1868 года. В 1881 году, именно он в 1894 году, станет последним императором России.
До девяти лет его воспитывали, как обычно, няни и бонны – у маленького Ники, по желанию его родителей, это были преимущественно англичанки, – затем появились учителя-наставники, обучавшие мальчика чтению, письму, арифметике, началам истории и географии. Особое место занимал законоучитель – протоиерей И. Л. Янышев, прививший наследнику престола глубокую и искреннюю религиозность.
Современный
историк А. Н. Боханов так
пишет об этом: «Достаточно точное
суждение о Николае II принадлежит
Уинстону Черчиллю, заметившему:
„Он не был ни великим
Еще одним качеством, в какой-то мере врожденным, а в значительной степени благоприобретенным и развитым под влиянием окружающих и его собственными усилиями, была пресловутая «обольстительность», столь свойственная Романовым, особенно мужчинам.
“Император Николай II, – писал русский историк-эмигрант С. С. Ольденбург, – обладал совершенно исключительным личным обаянием... В тесном кругу, в разговоре с глазу на глаз, он умел обворожить своих собеседников, будь то высшие сановники или рабочие посещаемой им мастерской. Его большие серые лучистые глаза дополняли речь, глядели прямо в душу.”
В 1877 году, когда Николаю было девять лет, и он перешел из женских рук в мужские, его главным воспитателем стал пятидесятидвухлетний генерал от инфантерии Григорий Григорьевич Данилович, директор 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии, составивший, а затем и осуществивший программу обучения цесаревича, рассчитанную на 12 лет: 8 лет – гимназический курс и 4 года – университетский, правда с известными коррективами, но не за счет сокращения, что заставило потом увеличить время обучения еще на один год. “Г. Г. Данилович, – писал видный дипломат А. П. Извольский, – не имел других качеств, кроме ультрареакционных взглядов”. Однако действительным наставником и воспитателем Николая был учитель английского языка Хетс – очень одаренный и очень обаятельный человек, преподававший еще и в Царскосельском лицее. Ему Николай был обязан великолепным знанием английского языка и любовью к спорту. Но Хетс не был Лагарпом.
Он не имел и малой доли
тех знаний, какими обладал великий
швейцарец, не имел даже
А летом 1876 года, когда шел Николаю девятый год, его впервые обрядили в мундир, повесили на пояс маленькую саблю, дед взял его с собою на смотр и поставил в ряды первой роты лейб-гвардии Павловского полка, хотя формально военная служба началась для Николая годом раньше: по примеру старых времен, он был семилетним ребенком записан в лейб-гвардии Эриванский полк и через год получил там же первый офицерский чин прапорщика. Двенадцати лет он стал поручиком, но это все еще были не более чем детские потехи, а серьезная, настоящая военная служба началась после принятия им присяги в день своего шестнадцатилетия. Но все это будет позже, а сейчас, в 1881 году, он проходил усложненный курс гимназии, где, помимо всех обычных премудростей, изучал не два живых языка, как в гимназии, а четыре: английский, немецкий, французский и датский. Последний был родным языком его матери, и он знал, что рано или поздно окажется у своих родственников в Копенгагене, сможет изъясняться и по-датски. Языки давались Николаю легко, и он с удовольствием занимался ими. Особенно же любил он английский язык и владел им настолько безукоризненно, что столь же безупречные русские знатоки английского языка находили, что Николай и думает по-английски, а потом переводит свои мысли на русский язык.
...6 мая 1884 года, когда Николаю
исполнилось 16 лет, в Большой
церкви Зимнего дворца он
В семнадцать лет он, закончил среднее образование и перешел к изучению серии дисциплин, предусмотренных программами академии Генерального штаба и двух факультетов университета – юридического и экономического. Высшее образование заняло у цесаревича еще пять лет.
И вообще, следует признать, что
Николай, с учетом его возраста, был
подготовлен к военной
“Когда император Николай II взошел на престол... его природный ум был ограничен отсутствием достаточного образования. До сих пор я не могу понять, как наследник, предназначенный самой судьбой для управления одной из величайших империй мира, мог оказаться до такой степени неподготовленным к выполнению обязанностей величайшей трудности”.
И действительно, военная среда, окружавшая цесаревича и во дворце, и на занятиях военными науками, и в полевых лагерях на учениях, была ему гораздо более близка и понятна, чем, например, среда министерская, дипломатическая или придворная, так как отец-император не очень-то приобщал его к сфере государственного управления или внешней политики.
Александр III не любил придворных балов и празднеств, ограничив их до минимума, и, как мы уже знаем, практически не принимал по делам двора никого, кроме министра этого ведомства Воронцова-Данилова, да и то крайне редко.
И потому, и цесаревич воспитан был в том же духе, что и отец: он не выносил излишеств ни в одежде, ни в еде, старался во многом подражать отцу, со временем полюбив то же, что любил и Александр: охоту в царских заповедниках – Ловиче, Спале, Беловежье, рыбалку в Финских шхерах, долгие прогулки в полях и лесах, физический труд и стремление к здоровой и чистой жизни.
1.2.Венчание на царство
Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Здоровая финансовая система; самая большая в мире армия, правда, давно уже не воевавшая и почивающая на лаврах своих исторических побед, но все равно грозная и сильная; вырастающий прямо на глазах, огромный современный военно-морской флот; хотя и рутинное, но вполне дееспособное чиновничество; набирающая силу промышленность; признанные всем цивилизованным миром, наука и искусство – вот что мог записать в свой актив молодой император.
Первый период, когда Николай II был неограниченным самодержавным монархом, продолжался десять лет, с 1894 по 1904 год; второй – 1904–1914 – это время русско-японской войны, первой революции 1905–1907 годов и превращения самодержавия в ограниченную парламентскую монархию; и наконец, последний – 1914–1917 – период, Первой мировой войны и крушения династии.
Второй период его правления охватывает время с 1905 года до начала Первой мировой войны – лета 1914 года. Конечно же, Первая мировая война началась не на пустом месте – ей предшествовали определенные события, как внешнеполитические, так и внутренние дела России.
Пришло время коронации. Был опубликован Высочайший манифест.
Этот документ ничего не дал, кроме горечи , кроме печального подтверждения желания Николая II царствовать в духе своего отца В нем не было не только обещаний каких бы то не было реформ, но даже обойдены полным молчанием все до единого пункты, выдвинутые обществом, как наиболее существенные и требующие немедленного разрешения .
Яснее, чем в манифесте, новый «помазанник» высказался при приеме депутаций от крестьян и дворян. «Не ждите земли; слушайте ваших предводителей дворянства», - строго сказал он крестьянам, повторяя слова незабвенного родителя. Обращаясь к депутации от дворян помещиков, он успокаивал их: «Мне известно трудное время, переживаемое поместным дворянством. Будьте спокойны, я не забуду ваших нужд». Представителям российской общественности дали понять, что никаких изменений в политическом устройстве империи не предвидится. Николай II сразу разрушил теплящиеся в обществе надежды на смягчение политического режима, которые всегда оживали при смене правителя.
Николай II поначалу пытался копировать стиль управления покойного императора. Он деликатно, но настойчиво и твердо отверг все попытки своей матери Марии Федоровны увеличить денежное содержание великих князей. Но достаточно долго выдержать характер молодому императору не удалось. Сначала он
попал под влияние своей матери, затем братьев умершего царя, среди которых особую роль играли московский генерал-губернатор Сергей Александрович, ретроград и солдафон; не отличавшийся особым умом Владимир Александрович и довольно легкомысленный Павел Александрович. Они-то и довели молодого царя своими советами до русско-японской войны и революционных событий 1905-1907 гг.