Норманнская теория происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

Норманская теория – комплекс научных представлений, согласно которым, именно скандинавы (т.е. «варяги»), будучи призваны править Русью, заложили на ней первые основы государственности. Согласно с норманской теорией, некоторые западные и российские ученые ставят вопрос не о влиянии варягов на уже сформировавшиеся племена славян, а о влиянии варягов на само происхождение Руси как развитого, сильного и независимого государства.

Содержание работы

Введение
Норманнская теория происхождения государства, ее сторонники и противники.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Норманская теория котрольная работа.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возникновение государственности  у славян относится к эпохе  раннего средневековья. К этому  времени ушла в прошлое старая геополитическая структура Европы, включавшая в себя Римскую империю  на юге и западе континента и "варварские племена" (германские, славянские, балтийские, финно-угорские, иранские) на севере и востоке. Новая этническая и политическая карта Европы формировалась как результат миграционного движения этих племён, получившего название Великого переселения народов (IV-VIII вв.). Главными действующими лицами в нём были германцы и славяне. Германцы завоевали территорию Римской империи в западной Европе. Славяне расселялись по трём основным направлениям: на юг (на Балканский полуостров), на восток и север по Восточноевропейской равнине и на запад, в среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. В эпоху расселения у славян происходило разрушение родоплеменного строя, формировались территориально-политические общности - племенные княжества и их союзы. На их основе в VIII-X вв. происходило складывание славянских раннесредневековых государств.

Государство восточных славян сформировалось в IX-X вв. Его территориальным ядром стал союз полян с центром в Киеве, получивший не позднее IX в. политико-географическое название «Русь». В IX-X вв. под власть киевских князей попадают другие восточнославянские союзы племён. К концу X в. этот процесс завершается складыванием единого государства, состоявшего из крупных территориальных единиц - волостей, управляемых князьями - наместниками киевского князя.

Вопрос об образовании Древнерусского государства интересовал ещё  летописцев XI-XII вв. В наиболее раннем из дошедших до нас летописных сводов начала XII в. – «Повести временных лет» - ставится задача рассказать, «откуда есть пошла Русская земля, и кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Этот вопрос, поставленный ещё летописцем Нестором, продолжает волновать исследователей и сегодня. И нельзя сказать, что всё здесь уже ясно и не требует дальнейших исследований. Спор историков о том, кто были русы и где их следует локализовать, начавшийся более 200 лет назад, продолжается. Он обусловлен характером источников, большинство из которых содержат далеко не однозначные свидетельства. При этом необходимо учитывать, что начальное древнерусское летописание подвергалось неоднократной редакторской правке.

Факт присутствия на Руси IX-X вв. скандинавских дружинников-варягов и летописный рассказ о варяжском происхождении древнерусской правящей династии (Рюриковичей) породили длительную (с XVIII в.) дискуссию между норманистами и антинорманистами. Первые считали создателями Древнерусского государства скандинавов, а вторые отрицали это.

Норманская теория – комплекс научных  представлений, согласно которым, именно скандинавы (т.е. «варяги»), будучи призваны править Русью, заложили на ней первые основы государственности. Согласно с норманской теорией, некоторые западные и российские ученые ставят вопрос не о влиянии варягов на уже сформировавшиеся племена славян, а о влиянии варягов на само происхождение Руси как развитого, сильного и независимого государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Норманская теория

Норманская теория (норманизм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ – племя-русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.

Норманская теория была сформулирована немецкими учёными, приглашенными  Петром I для работы в Петербургской Академии наук во 2-й четверти XVIII в.,  Г.3.Байером, Г.Ф.Миллером и др. Сторонником Норманской теории стал позднее и приехавший в Россию А.Л.Шлёцер.

Байер Готлиб Зигфрид (1694 - 1738) – немецкий историк и филолог. Окончил Кёнигсбергский университет. С 1725 г. занимал кафедру древностей и восточных языков в Петербургской Академии наук. Большое научное значение имели работы Байера по ориенталистике, филологии, исторической географии.

Миллер Герард Фридрих (1705-1783) родился  в Вестфалии. С 1730 г. профессор и  член Академии наук. С 1732 г. редактор издававшегося по его предложению первого российского исторического журнала «Собрание российских историй». В 1733 г. присоединился к Камчатской экспедиции В. Беринга и почти десять лет провел в Сибири, изучая ее географию, этнический состав населения, архивные материалы.  В 1747 г. Миллер перешел в русское подданство и был назначен Российским историографом и ректором университета. В 1749 г. произнес речь на торжественном заседании Академии наук в связи с годовщиной вступления Елизаветы Петровны на престол, в которой сформулировал основные положения «норманской теории» возникновения русского государства. Основные тезисы его доклада сводились к тому, что:

1) приход славян с Дуная на  Днепр можно датировать не  ранее правления Юстиниана; 

2) варяги  есть ни кто иные, как скандинавы;

3) понятия  "варяги" и "русь" - тождественны.

Из исторических сочинений принято  считать крупнейшей его работой  «Историю Сибири». Однако, кроме этой книги, он является также автором другого издания – «Опыт новейшей истории о России», которую рассматривал как продолжение «Истории Российской» В.Н. Татищева. Большая заслуга Миллера состоит в публикации многих важнейших источников по русской истории.

Основанием для вывода о норманском происхождении Древне-Русского государства  послужил рассказ «Повести временных лет» о призвании на Русь князей-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора в 862г.

Итак, в 862 году новгородцы обратились к варягам: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидите  княжить да володеть нам». И пришли варяжские князья – «старейший Рюрик, седе на Новгороде, а другий, Синеус, на Белеозере, а третий Изборьсте, Трувор. И от тех варяг прозвалась Русская земля».

С точки зрения Ключевского, «если  снять несколько идиллический покров,…  перед нами откроется очень простое, даже грубоватое явление». Какое же? Благодушное приглашение чужаков? – придите, властвуйте? Нет, это «военный найм», и «военные охранители получали определенный корм за свои услуги». А затем, почувствовав свою силу, наемники превратились во властителей. В 882 году, через 20 лет, Олег, дружинник Рюрика, приходит в Киев, убивает своих земляков Аскольда и Дира, а затем начинает править при малолетнем сыне Рюрика – Игоре (882-912). Позиция Ключевского представляется нам достаточно уравновешенной – спокойное признание роли «варяжского элемента», без накаливания эмоций и страстей.

Если Ключевский норманист, то самый  здравый. Княжество Киевское «явилось сперва одним из местных варяжских княжеств». Однако, Ключевский не считал Новгород началом Русского государства: из Киева, а не из Новгорода пошло политическое объединение русского славянства. Ключевский и название Русь связывает с варягами – Русью называли «то варяжское племя, из которого вышли первые наши князья». А позднее, в XI-XII вв., Русью стала называться вся территория, подвластная русским князьям, со всем славяно-русским населением.

Итак, если Ключевский норманист, то близко к нему стоит и наш современник  Л.Н.Гумилев – географ, историк, этнограф – известен своей теорией этногенеза и «пассионарности».

Позиция Гумилева более жесткая: «Существуют различные гипотезы о происхождении русов, которые на разных языках называются по-разному: ружены, росы, руги». Гумилев склонен видеть в них племя древних германцев. По мнению Гумилева, варяг – это «профессия», т.е. наемный воин, а вот по своему происхождению Рюрик – рус. По мнению Гумилева, Рюрик захватил Новгород, дружинников посадил в Изборске, «…путем подчинения окрестных славян… он создал свою державу». В последствии, киевляне « без всякого сопротивления подчинялись новым властителям».

Впрочем, до шестидесятых годов XIX века школа норманистов могла считаться, безусловно господствующею, так как против нее было высказано лишь немного возражений (Эверс в 1808). За это время наиболее выдающимися представителями норманизма явились Карамзин, Круг, Погодин, Куник, Шафарик и Миклошич. Однако, с 1859 г. оппозиция против норманизма поднялась с новой, небывалой до того силой.

Норманисты - приверженцы норманнской  теории, исходя из рассказа Несторовой летописи о призвании варяго-руссов из-за моря, находят подтверждение этого рассказа в свидетельствах греческих, арабских, скандинавских и западно-европейских и в фактах лингвистических, все согласны в том, что русское государство, как таковое, действительно основано скандинавами, т. е. шведами.

Норманская теория отрицает происхождение древнерусского государства как результат внутреннего общественно-экономического развития. Норманисты связывают начало государственности на Руси с моментом призвания варягов на княжение в Новгород и завоевания ими славянских племен в бассейне Днепра. Они считали, что сами варяги, “из которых был Рюрик с братьями, не были колена и языка славенского... они были скандинавы, то есть шведы”.

Первым антинорманистом называют Ломоносова М.В., который «горячо  возражал» норманистам. М. В. Ломоносов подверг уничтожающей критике все основные положения этой «антинаучной концепции генезиса Древней Руси». Древнерусское государство, по мнению Ломоносова, существовало задолго до призвания варягов-россов в форме разобщенных племенных союзов и отдельных княжеств. Племенные союзы южных и северных славян, которые «без монархии почитали себя вольными», по его мнению, явно тяготились какой-либо властью.

Отмечая роль славян в развитии всемирной  истории и падении Римской  империи, Ломоносов еще раз подчеркивает свободолюбие славянских племен и их нетерпимое отношение ко всякому угнетению. Тем самым, косвенно, Ломоносов указывает, что княжеская власть существовала не всегда, а явилась продуктом исторического развития Древней Руси. Особенно ярко показал он это на примере древнего Новгорода, где «новогородцы варягам отказали в дани и стали сами собою правительствовать».

Однако в тот период классовые  противоречия, раздиравшие древнерусское  феодальное общество, привели к падению  народоправства: новгородцы «впали в  великие распри и междоусобные войны, восстал один род против другого  для получения большинства».

И именно в этот момент острых классовых противоречий обратились новгородцы (а точнее, та часть новгородцев, которая одержала победу в этой борьбе) к варягам со следующими словами: “земля наша велика и обильна, а наряда у нас нету; да пойдете к нам княжить и владеть нами”.

Акцентируя на этом факте внимание, Ломоносов подчеркивает, что не слабость и не неспособность россов к государственному управлению, как это упорно старались  утверждать сторонники норманской теории, а классовые противоречия, которые  были подавлены силой варяжской дружины, явились причиной призвания варягов.

Помимо Ломоносова опровержение норманской теории высказывают и другие российские историки, в том числе и С.М. Соловьев: «Норманы не были господствующим племенем, они только служили князьям туземных племен; многие служили только временно; те же, которые оставались в Руси навсегда, по своей численной незначительности быстро сливались с туземцами, тем более что в своем народном быте не находили препятствий к этому слиянию. Таким образом, при начале русского общества не может быть и речи о господстве норманнов, о норманнском периоде» (С.М. Соловьев, 1989; стр. 26).

Итак, можно сказать о том, что  Норманская теория потерпела поражение под натиском российских ученых. Следовательно, до прихода варягов Русь уже была государством, может еще примитивным, не до конца сформированным. Но так же нельзя отрицать и того, что скандинавы в достаточной мере повлияли на Русь и, в том числе на государственность.

Вне всякого сомнения, влияние скандинавов  на Русь было довольно существенным. Оно могло происходить не только вследствие тесного общения скандинавов и славян, но просто по тому, что все первые князья на Руси, а значит законная власть, были варягами. Следовательно, первая правда на Руси была варяжская.

Помимо законодательства и государственности скандинавы приносят с собой военное дело и кораблестроение. Разве славяне на своих ладьях могли бы доплыть до Царьграда и захватить его, бороздить черное море? Царьград захватывает Олег – варяжский конунг, со своей дружиной, но он теперь русский князь, а значит его корабли теперь русские корабли, и наверняка это не только суда, пришедшие с варяжского моря, но и срубленные здесь, на Руси. Варяги приносят на Русь навыки мореплавания, владение парусом, ориентирования по звездам, науку обращения с оружием, военное дело.

Разумеется, благодаря скандинавам  на Руси развивается торговля. В  начале Гардарик – просто некоторые  поселения на пути скандинавов к  Византии, потом варяги начинают торговать  с  туземцами, некоторые так и  оседают здесь – кто станет князем, кто дружинником, кто останется торговцем. В последствие славяне и варяги вместе продолжают путь «из варяг в греки». Так благодаря своим князьям-варягам Русь впервые появляется на мировой арене и принимает участие в мировой торговле. И не только.

Уже Княгиня Ольга понимает, как  важно заявить Русь среди других государств, а ее внук – Князь  Владимир заканчивает ею начатое, осуществив Крещение Руси, тем самым, переводя Русь из эпохи варварства, из которой  давно вышли другие государства, в эпоху средневековья.

И хотя Норманская теория не получила абсолютного исторического подтверждения, с приходом скандинавов на Руси появилось: кораблестроение, обращение с парусом, мореходство, навигация по звездам, расширение торговых отношений, военное дело, юриспруденция, законы.

Информация о работе Норманнская теория происхождения государства