Норманнская теория: версия происхождения древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:01, реферат

Описание работы

Норманнская теория - одна из версий образования Древнерусского государства. А вопрос о государственном образовании древних народов чрезвычайно интересен.
Каким образом ранее мало связанные между собой славянские племена объединились и стали одной из сильнейших держав, которая сегодня называется Россией?
Что подтолкнуло их к этому?
Мог ли иной, не славянский народ сыграть в образовании государства решающую роль?
Все эти вопросы мы попытаемся рассмотреть в данной работе.

Содержание работы

Введение 2
1. Норманнская теория: версия происхождения древнерусского государства 4
1.1. А вот как описывает норманнскую теорию Н. М. Карамзин 5
2. Полемика по вопросу 8
2.1. Итоги полемики Дмитрия Иловайского 10
3. Доводы противников норманской теории 10
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 453.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

    

Введение 2

1. Норманнская теория: версия происхождения древнерусского государства 4

1.1. А вот как описывает норманнскую теорию Н. М. Карамзин 5

2. Полемика по вопросу 8

2.1. Итоги полемики Дмитрия Иловайского 10

3. Доводы противников норманской теории 10

Заключение 13

Список литературы 14

 

 

 

Введение

Норманнская теория - одна из версий образования Древнерусского государства. А вопрос о государственном образовании древних народов чрезвычайно интересен.

  1. Каким образом ранее мало связанные между собой славянские племена объединились и стали одной из сильнейших держав, которая сегодня называется Россией?
  2. Что подтолкнуло их к этому?
  3. Мог ли иной, не славянский народ сыграть в образовании государства решающую роль?

Все эти вопросы мы попытаемся рассмотреть  в данной работе.

 

Расскажем коротко о норманнах:

Норманны- ( от скандинавского northman - северный человек) - название, под которым в Зап. Европе были известны народы Скандинавии в период их широкой экспансий конца 8 - сер. 11 вв. (в самой Скандинавии участников походов называли викингами (происхождение термина остается неясным); на Руси Норманны были известны под названием  варягов). Период конца 8 - и середины 11 вв. в истории Северной Европы получил в историографии название "эпохи викингов". Причины экспансии, принимавшей различные формы (поиски новых земель и переселения, грабительские нападения, пиратство и большие военные походы, торговые поездки), были многообразны: разложение общинно-родового строя у шведов, датчан и норвежцев сопровождалось усилением воинственной знати; многие бонды покидали родину вследствие относительной перенаселенности приморских районов Скандинавского полуострова и нехватки, пригодных для обработки земель. Прогресс кораблестроения у скандинавов сделал возможным плавание Норманнов не только по Балтийскому морю, но и в водах Северной Атлантики и в Средиземном море. Современные ученые особо подчеркивают роль торговли в жизни Норманнов 9-11 вв. Археологические находки в появившихся именно в то время первых скандинавских городах - центрах транзитной торговли (Бирка в Швеции, Хайтабу в Южной Дании, Скирингсаль в Южной Норвегии), необычайное обилие кладов монет из арабского Халифата, Византии, стран Западной Европы, богатство погребений, в которых встречаются вещи из стран Востока и Запада, а также письменные источники свидетельствуют о том, что, несмотря на пиратство и нападения Норманнов, в этот период происходило значительное оживление торговых связей в Северной Европе.

                                  Одежда и вооружение викингов и норманнов (10-11 вв.). 

Первый период экспансии Норманнов (кон. 8-9 вв.) характеризовался разрозненными экспедициями датчан против Франкского государства. Нападениями норвежцев на берега Англии, Шотландии, Ирландии и их переселениями на Оркнейские, Фарерские, Гебридские и Шетлендские острова, несколько позднее - в Исландию. Появляются норманнские дружины и поселенцы на Руси. С конца 9 в. на Францию и Англию нападают более крупные армии Норманн, от грабежа и сбора дани переходящие к заселению завоеванных территорий. В северной Франции Норманны создают герцогство Нормандия (911 г.), обосновываются в прибрежных поселениях Ирландии, покоряют Северную и Северо-Восточную Англию (области "дат. права" - Денло). Населению стран, подвергавшихся нападениям Норманн приходилось откупаться от них огромными контрибуциями ("датские деньги"). В начале 11 в. вся Англия была подчинена датскими королями Свеном (Вилобородым) и Кнудом I (Великим). Несмотря на поражение в Ирландии (1014 г.), Норманны сохраняли в ней свои позиции до 12 в. В конце 10 в. исландцы открыли Гренландию, заселив отдельные ее районы, откуда совершали далекие морские рейды на запад, открыли побережье Северной Америки (т. н. Винланд, Маркланд, Хеллуланд). Норманны нападали на Испанию и Италию, а их потомки - нормандцы из Северной Франции подчинили себе Англию (см. Нормандское завоевание Англии 1066 г.) и основали в Южной Италии свое королевство (1130 году; см. Сицилийское королевство). В середине 11 в. походы Норманн прекратились, что объясняется в первую очередь социальными изменениями, происшедшими в скандинавских странах. В 10-11 вв. у Норманн складываются предпосылки феодализма, начинает укрепляться королевская власть. Однако обогатившаяся и усилившаяся во время походов знать не была феодальной ни по характеру своих богатств (драгоценности и другая добыча, рабы, корабли, скот), ни по общественному положению (основную массу населения скандинавских стран составляли свободные бонды). Развитие крупного землевладения делает в этих странах успехи уже после прекращения внешней экспансии. 
 
По истории походов у Норманн имеются многочисленные письменные Источники: франкские, англо-саксонские, германские, сообщения арабских путешественников и географов, византийские хроники; интересные сведения содержат скандинавские рунические надписи. Большое значение имеют данные археологии. Особенно важны находки кораблей 9 в. в "княжеских" погребениях в Южной Норвегии (в Гокстаде, Туне и Осеберге; открытия кон. 19 - нач. 20 вв.), воен. лагерей кон. 10 или нач. 11 вв. в Ютландии и на о-вах Зеландия и Фюн (раскопки 40-50-х гг. 20 в.); исследования городских поселений в Бирке, Хайтабу и Скирингсале, кладов и погребений в них (работы X. Арбмана, Г. Янкуна, Ч. Блиндхейма); публикации обзора кладов монет на о. Готланд (М. Стенбергер); исследования погребального комплекса в Еллинге (Ютландия) (курганы и камни с руническими надписями в память о датских конунгах 10 в.; последние раскопки 40-х гг.), раскопки норвежских поселений на Шетлендских островахвах (в местности Ярльсхов, публикация 1956); новые публикации рунических надписей и рисунков на камнях и крестах.

В одностороннем  изображении средневековых западно-европейских хронистов Норманнов предстают : исключительно как дикари, грабители, разрушители, враги христианства. Но "эпоха викингов" характеризовалась значительным расцветом культуры Норманн (поэзия скальдов, мифология, динамическое развитие и многообразие изобразительного искусства, обилие рунических надписей) и подъемом материального производства, выразившегося в освоении новых земель, росте ремесла и кораблестроении.

1. Норманнская теория: версия происхождения  древнерусского государства

В IX веке у восточных славян возникает  классовое общество и появляется государство. Этот новый этап жизни  восточнославянского общества подготовлен  всем ходом предшествующего развития. Начальный период образования государства  у восточных славян отражен в  источниках недостаточно, и связано  это с тем, что письменность распространяется и получает свое развитие уже после  создания государства, и летописные известия об этой поре содержат отдаленные от событий как минимум двумя  веками исторические воспоминания, часто  носящие черты легенды. Тем не менее сама проблема образования государства у восточных славян занимает умы ученых-историков по сей день.

В XVIII-XIX вв. многие историки придерживались норманской теории. В  основном это были такие историки немецкой школы, как Байер, Миллер и  Шлецер. Они считали, что русское  государство создано варягами (скандинавскими викингами). С норманнской теорией  полемизировали анти-норманисты: Ломоносов и другие. В 30-е гг. XVIII в. возникла анти-норманнская теория, к 80-м гг. взгляды анти-норманцев смягчились.

Словом, теория приписывали создание Русского государства норманнам - скандинавским викингам (на Руси их называли варягами). Основанием для этой теории послужил летописный рассказ о призвании на княжение в Новгороде в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Рассказ этот есть в трех вариантах - Лаврентьевском и Ипатьевском списках «Повести временных лет» и Новгородской первой летописи. Летописи сообщают, что первоначально варяги брали дань с новгородцев, затем были изгнаны, однако между племенами (по Новгородской летописи - между городами) начались междоусобицы: «И воевати почаша сами на ся». После чего словени, кривичи, чудь и меря обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжить и володети нами». Варяги откликнулись на призыв «и избрашася з братья с роды своими»: Рюрик, севший в Новгороде, Синеус - на Белоозере и Трувор - в Изборске.

В области русской историографии XVIII-XIX вв. поле деятельности оставалось за системой норманнской теории.

Целый ряд почтенных тружеников науки потратил много таланта на то, чтобы объяснить, обставить легенду о скандинавском влиянии и утвердить ее на историческом основании. Историки стремились доказать, что летописцы отразили в своих работах вовсе не легенду, а реальный, существовавший факт о призвании славянами варягов.

Как пишет Василий Пузицкий в учебнике «Родная история», издании  начала ХХ в., «три брата согласились  исполнить просьбу славян и прибыли  со своей дружиной, по имени русь, в славянскую землю, которая с  этого времени стала называться Русью, потом Россией. Это было в 862 г. после Рождества Христова. Так  было основано Русское государство. Братья Рюрика скоро умерли; всей Русью  стал править он один. Рюрик стал первым князем и родоначальником  последующих русских князей и  царей».* * Пузицкий В. А. Родная история: Учебное пособие для младших  и средних классов. Саратов: Региональное Приволжское изд-во «Детская книга», 1994.

 

1.1. А вот как описывает норманнскую теорию Н. М. Карамзин

«Начало российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай.

...Великие народы, подобно великим  мужам, имеют свое младенчество  и не должны его стыдиться:  отечество наше, слабое, разделенное  на малые области до 862 года, по  летоисчислению Нестора, обязано  величием своим счастливому введению  монархической власти.

Желая некоторым образом  изъяснить сие важное происшествие, мы думаем, что варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет  до того времени, правили ими без  угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, имея в IX веке сношение с югом и западом Европы, где на развалинах колосса римского основывались новые государства и где кровавые следы варварства, обузданного человеколюбивым духом христианства, уже отчасти изгладились счастливыми трудами жизни гражданской, - варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян и финнов, заключенных в диких пределах Севера; могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа.

Бояре славянские, недовольные  властью завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастие, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и славяне, убежденные - так говорит предание - советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов. Древняя летопись не упоминает о сем благоразумном советнике, но ежели предание истинно, то Гостомысл достоин бессмертия и славы в нашей истории.

По кончине Синеуса  и Трувора старший брат Рюрик  присоединил их области к своему княжеству, основал монархию Российскую. Уже пределы ее достигали на востоке  до нынешней Ярославской и Нижегородской  губернии, а на юг до Западной Двины; уже меря, мурома и полочане зависели от Рюрика: ибо он, приняв единовластие, отдал в управление знаменитым единоземцам  своим, кроме Белоозера, Полоцк, Ростов и Муром, им или братьями его завоеванные, как надобно думать. Таким образом вместе с верховною княжескою властию утвердилась в России и система феодальная, поместная, или удельная, бывшая основанием новых гражданских обществ в Скандинавии и во всей Европе, где господствовали народы германские».* * Карамзин Н. М. История государства Российского. Изд-во «Золотая аллея», 1993.

Но в легенде этой многое неясно до сих пор. Вымышленность  Синеуса и Трувора признается большинством историков, потому что  в древне-шведском языке слова «сине хус трувор» означают «с домом, с дружиной», а следовательно, летописцы могли неверно понять происходившие события. Тем более историки располагают лишь более поздними списками летописей, оригиналы же утеряны. Что касается Рюрика, историчность этой фигуры не отвергается рядом исследователей. Нет ничего невероятного в самом факте призвания иноземных князей: раннеклассовое государство рождается всегда в острой и кровопролитной междоусобной борьбе, и одним из возможных путей прекращения взаимного истребления может быть приглашение некоей нейтральной по отношению к враждующим сторонам силы. Вероятна и другая возможность: насильственный захват власти варягами, описанный в летописи как добровольное призвание захватчиков славянами. В любом случае, в летописном тексте речь идет не о создании государства на Руси, а о появлении варяжской династии в Новгородской земле.

И сторонники норманнской  теории, и их оппоненты исходили из возможности «научить» государству, что идеализировало процесс его  создания. Подобный подход был отвергнут в советской исторической науке. В советской науке возникновение государства рассматривалось как следствие внутреннего развития общества, его разделения на классы и межклассовой борьбы. При этом вопрос об этническом происхождении княжеской династии отходил на второй план, тем более что, согласно летописной генеалогии, внук Рюрика носил славянское имя Святослав. При взгляде на данный вопрос советских историков важным было другое: закономерный результат многовекового исторического пути народа.

Источники свидетельствуют, что восточнославянское общество IX в. находилось в стадии создания государственности.

До IX века у восточных  славян был родоплеменной строй. Большую роль в их экономике, как  и во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные вожди  совершали набеги на Византию. Часть  добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что повышало их престиж  как благотворителей. Одновременно вокруг князей складываются дружины - группы постоянных боевых соратников, профессиональных воинов и советников князя. Появление дружины не означало на первых порах ликвидации всеобщего вооружения народа, но создавало предпосылки для этого процесса

Древнейший исторический источник «Повесть временных лет», или так  называемая Несторова летопись, составленная в 1112 г., дает следующий состав восточнославянского  населения в VIII-X вв.: поляне, у которых административно-организационным, торговым и культурным центром являлся Киев; древляне, образовавшие города Искоростень и Вручий (Овруч); северяне с их городами: Новгородом-Северским, Курском и Черниговом; дреговичи, обитавшие в городах Елуцк, Клеуцк, Друцк; радимичи - в пределах Могилевской области; кривичи - города Изборск и Смоленск; полочане - Полоцк; словене - Новгород; вятичи - позднейшие летописцы отождествили их с Рязанцами, но, по предположению ученого Шахматова, ранее вятичи находились южнее, в бассейне Дона; бужане; угличи и тиверцы; хорваты. Вышеперечисленные племена образуют в целом русский народ.

Информация о работе Норманнская теория: версия происхождения древнерусского государства