Норманская теория. Антинорманисты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

Одним из главных камней преткновения современной истории России является норманская теория - направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Данная научная концепция отрицает происхождение древнерусского государства как результат внутреннего общественно-экономического развития. Норманисты связывают начало государственности на Руси с моментом призвания варягов на княжение в Новгород и завоевания ими славянских племен в бассейне Днепра.
Политический смысл этой научной концепции заключался в том, чтобы представить Древнюю Русь отсталой страной, неспособной к самостоятельному государственному творчеству, а норманнов — силой, которая с самого начала русской истории влияла на развитие России, ее экономику и культуру.

Содержание работы

Введение 3
Формирование теории 4
Викинги или «норманны» 6
Норманисты 10
Антинорманисты 12
Политическое значение 15
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Норманская теория.docx

— 2.34 Мб (Скачать файл)

 

Российский Государственный Аграрный Университет – Московская Сельскохозяйственная Академия имени К. А. Тимирязева


 

Кафедра истории

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

Норманская теория. Антинорманисты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:   Студентка 106 группы Гребенюк В.М.

                                                                   Проверил(а): Зайцева Наталья Леонидовна

 

 

 

2011 год

 

Содержание

 

Введение          3

Формирование  теории        4

Викинги или «норманны»       6

Норманисты         10

Антинорманисты         12

Политическое  значение       15

Заключение         20

Список  литературы        21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из главных  камней преткновения современной истории России является норманская теория - направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Данная научная концепция отрицает происхождение древнерусского государства как результат внутреннего общественно-экономического развития. Норманисты связывают начало государственности на Руси с моментом призвания варягов на княжение в Новгород и завоевания ими славянских племен в бассейне Днепра.

Политический  смысл этой научной концепции  заключался в том, чтобы представить  Древнюю Русь отсталой страной, неспособной  к самостоятельному государственному творчеству, а норманнов — силой, которая с самого начала русской  истории влияла на развитие России, ее экономику и культуру.

В современную  эпоху вполне доказана научная несостоятельность  норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства. Но ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. В связи с распространением норманской теории, Россия перенесла немало нападок со стороны западного общества. Самым трагичным из таких столкновений для нашей страны была Великая Отечественная Война, унесшая миллионы жизней.

В ходе написания  данной работы я постараюсь рассмотреть норманскую теорию с разных позиций, сформировать собственную точку зрения по поводу ее достоверности, а также ответить на основные вопросы, касающиеся развития российского государства, ведь речь идет не только о возникновении государственности у древних славян, но и зарождении национального самосознания и русской культуры.

 

 

Формирование теории

 

Впервые систематизировать  всю историю государства Российского  и изложить ее в хронологической последовательности попробовали в XVIII веке трое немецких ученых – Готлиб Байер, Герерд Миллер и Август Шлецер, приглашенные для работы в Академии Наук правительством Анны Иоанновны. На основе древнерусских летописей, в том числе и «Повести временных лет», они сделали вывод, что наши предки в IX веке были не в состоянии организовать сильную власть на своей территории. По их мнению, до пришествия варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора «славяне не знали никаких искусств, а жили подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса». Началом государственности Руси они считали 862 год – год призвания Рюрика на новгородский престол. Отправной точкой их учения о дикости славян служит высказывание летописца Нестора: «Древляне, живяху звериным образом, ядяху вся не чисто...». Однако это свидетельство Нестора не имеет того смысла, который вкладывают в его слова норманисты. Древляне, радимичи, северяне, кривичи и прочие язычники ели то, что по понятиям христианского монаха являлось «нечисто», так же как греховными, неприемлемыми для христиан Нестор считал языческие празднества, сожжение мертвых, родственные браки и многоженство.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми подразумевают  скандинавов, на русской земле в  тот период времени отрицать нельзя. В скандинавских сагах Русь –  страна несметных богатств, а служба русским князьям – верный путь приобрести славу и могущество. Однако следов влияния варягов на экономику, социально-политическую жизнь народа, культуру или язык нет.

Ученые до сих пор спорят, были ли варяги, упомянутые в летописи, скандинавскими воинами или потомками русского племени, жившего на берегу Балтийского моря, на острове Рюген. Сторонником этой гипотезы выступал М. В. Ломоносов. Также не ясно, кем Синеус и Трувор приходились Рюрику – кровными братьями или всего лишь дружинниками.

Готлиб Байер сформулировал три основных аргумента норманизма, которые до сих пор используются для доказательства истинности этой теории:

1. Варяги, согласно  древнейшим русским летописям, живут «за морем», следовательно, они шведы;

2. Имена послов  и купцов в договорах Руси  с Греками (X век) не славянские, следовательно, они германские;

3. Названия  Днепровских порогов в книге  византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» (середина Х века) даны по-славянски и по-русски, но славянские и русские названия явно отличаются, следовательно, русов, по Байеру, необходимо признать за германоязычных шведов.

Не менее значимый вклад в развитие норманской теории внес русский литератор, журналист и историк Н. М. Карамзин. В своей известной работе «История государства Российского» он посчитал норманскими имена Рюрика, Синеуса и Трувора, не учитывая, что ранее всего они встречаются на континенте. Большое значение он придавал также сообщению автора Х века – кремонского епископа Лиутпранда, который, рассказывая о неудачном походе на Константинополь Игоря в 941 году, пояснял что «русы» – это простонародное название тех, «кого мы по местоположению называем «нордманнами». Правда, Карамзин не отвергал и версию «Степенной книги» (XVI век) и других источников, помещавших Балтийскую Русь на юго-восточном побережье Балтики, в частности у устья реки Неман. Но он, как и позднейшие норманисты, видел здесь колонию скандинавов. Летопись же, как и Шлецер, Карамзин считал сочинением одного автора XII века (Нестора-летописца), и потому не замечал внутренних противоречий, характерных для летописного текста, ведших к разным временам, разным авторам и разным источникам.

В XIX в. норманнская теория приобрела в официальной русской историографии XVIII-XIX вв. характер основной версии происхождения русского государства. Норманистом был Н. М. Карамзин, и многие другие историки его времени. Однако профессор С. М. Соловьев, не отрицая призвания варяжских князей на Русь, не видел в этой легенде оснований для размышлений об ущемлении национального достоинства.

 Так постепенно  сформировалась теория, которая  несла в себе не только значительное  историческое значение, множество  разногласий, но и огромную  политическую угрозу для нашей  страны. На мой взгляд, в достоверности норманской теории следовало бы усомниться уже тогда, в XVIII веке, хотя бы потому что учёные, оформившие свои предположения как теорию, на которой основывалась вся история государства Российского, были немцами и вряд ли в совершенстве владели русским языком. Однако решающую роль в этом вопросе, я думаю, сыграло немецкое происхождение правящей в тот период времени императрицы Анны Иоанновны и то, что иностранцев при её дворе было в разы больше, чем русских.

 

 

Викинги или «норманны»

 

«Морские  короли», как часто называли викингов, большую часть жизни проводили  на своих кораблях. Скандинавы грабили  замки феодалов, сжигали богатые  монастыри, опустошали берега Франции, спускались по рекам и доходили по Сене до Парижа, проплывали Средиземное  море до Константинополя. Норманны утвердились  на берегах Ла-Манша, в Сицилии, в  Англии, оставили заметные следы пребывания во многих европейских странах.

Разбойничество  не только не считалось зазорным промыслом, но и восхвалялось дружинными певцами  – скальдами. Те воспевали удаль  и отвагу викингов и сохранили в памяти поколений подробности о морских походах норманнских конунгов.

Однако не только разбоем прославились викинги. Саги и песни скальдов содержат ряд  сведений о географических открытиях, сделанных скандинавскими мореходами. С VIII в. они посещали Оркнейские, Гебридские, Шетлендские, Фарерские острова, где в VII в. селились ирландские монахи-отшельники (группами и поодиночке). Эйрик Рыжий открыл Гренландию, назвав оную Зеленой землей (Гренланд), так как за мысом Фарвель большие участки суши были покрыты довольно густой растительностью. Через три года Эйрик Рыжий вернулся в Исландию за друзьями, и вскоре в Братталид (так назван поселок в Гренландии) пришли 14 кораблей с колонистами. Норманнские поселения там так быстро разрастались, что вскоре столица этой страны Гарда стала самостоятельной епархией.  

 

 

 

В.М. Васнецов. «Варяги»




 

 

 

 

Корабль Викингов

 

Норманисты

 

Норманисты – приверженцы норманнской теории, исходя из рассказов повести Нестора о призвании варягов из-за моря, находят подтверждение этого рассказа в свидетельствах греческих, арабских, скандинавских и западноевропейских документов, а также в лингвистических фактах. Все норманисты согласны с тем, что русское государство, как таковое, действительно основано скандинавами, т. е. шведами.

Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных  пункта: во-первых, норманисты утверждают, что пришедшие варяги практически создали государство, что местному населению было не под силу; и, во-вторых, варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян.

Общий смысл теории совершенно ясен: скандинавы создали русский  народ, подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе.

Большинство норманистов в XIX веке писали на немецком языке или были обрусевшими немцами. Наиболее заметным среди них был А. Куник, известный российский историк. Переехав в 1839 году из Пруссии в Россию, он сразу вступил в полемику, прибегая к самым жестким и эмоциональным выражениям, вроде «сухопутные моряки», имея в виду и своих оппонентов, и балтийских славян, которых к этому времени многие авторы отождествляли с варягами. Естественно, что при этом идеализировались викинги, а призвание Рюрика представлялось началом государства на Руси.

Норманисты упирали на то, что термином «Русь» обозначались именно скандинавы, а их противники готовы были принять любую версию, лишь бы противопоставить её норманистам. Антинорманисты готовы были говорить о литовцах, готах, хазарах и многих других народах. Совершенно очевидно, что «выиграть» спор об историческом происхождении народа таким способом, не имея собственной четкой формулировки теории, невозможно. Поэтому, к концу XIX века явно затянувшийся спор привел к заметному перевесу норманистов. Количество сторонников норманнской теории выросло, а полемика со стороны их противников стала ослабевать.

После того, как  в России в 1891 г. была опубликована работа Вильгельма Томсена «Начало Русского государства», где были с наибольшей полнотой и ясностью сформулированы основные аргументы в пользу норманнской теории, многие русские историки приняли её как доказанную. Одним из таких ученых был М. П. Погодин. Но при всей активности (и даже самоуверенности), он свел проблему лишь к происхождению династии Рюриковичей, согласившись с тем, что ни в языке, ни в культуре скандинавы заметного следа не оставили.

Самым здравым  норманистом можно назвать русского историка В. О. Ключевского. Он основывался исключительно на фактах, зафиксированных в российских и европейских документах того времени и утверждал, что княжество Киевское «явилось сперва  одним из местных варяжских княжеств».  Однако Новгород  Ключевский не считал началом Русского государства: из Киева, а не из Новгорода пошло политическое объединение русского славянства. Ключевский и название Русь связывает с варягами – Русью называли « то варяжское племя, из которого вышли первые наши князья». А позднее, в XI-XII веках, Русью стала называться вся территория, подвластная русским князьям, со всем славяно-русским населением.

Очень близко к позиции Ключевского стоит  позиция Л. Н. Гумилева, но она значительно более жесткая. В своей работе «От Руси к России» Лев Николаевич писал: «Существуют различные гипотезы о происхождении русов, которые на разных языках называются по-разному: ружены, росы, руги». Гумилев склонен видеть в них племя древних германцев.  По мнению историка, варяг – это наемный воин, а вот по своему происхождению Рюрик – рус. Он, по мнению Гумилева, захватил Новгород силой, а своих дружинников посадил в Изборске, «…путем подчинения окрестных славян… он создал свою державу». Впоследствии киевляне «без всякого сопротивления подчинялись новым властителям».

Антинорманисты

 

В ряду антинорманистов следует назвать прежде всего редко упоминаемого Ст. Руссова, выступавшего по многим вопросам ранней истории Руси в 20 – 30-е годы XIX века. Именно Руссов в 1824 году издал «варяжские законы» – «Правду англов и вэринов или тюрингов» – документ исключительно важный и практически до сих пор неисследованный. Руссов указал на место расселения англов и их соседей вэринов – Ютландский полуостров (нынешняя Дания). Вэрины-варины на рубеже VIII и IX веков еще не были ассимилированы славянами. Именно их он и называет «варягами». Ст. Руссов обратился также к теме «заморья», и совершенно убедительно показал, что «за морем» в источниках воспринимаются и южный берег Балтики, и вообще всякая территория, до которой надо добираться морем. Указал он и на наличие в Западной Европе нескольких «Русий». Почувствовал он и глубинную связь Руси с Моравией, указав, что в богемских хрониках русский князь Олег упоминается в качестве моравского короля. Сюжет этот начинает осознаваться только в наше время, когда появился представительный археологический материал.

Ещё одним из ярых противников норманской теории выступил М. В. Ломоносов. Он подверг уничтожающей критике все основные положения «антинаучной концепции генезиса Древней Руси». Древнерусское государство, по мнению Ломоносова, существовало задолго до призвания варягов-россов в форме разобщенных племенных союзов и отдельных княжеств. Племенные союзы южных и северных славян, которые «без монархии почитали себя вольными», по его мнению, явно тяготились какой-либо властью.

Отмечая роль славян в развитии всемирной истории  и падении Римской империи, Ломоносов  еще раз подчеркивает свободолюбие славянских племен и их нетерпимое отношение ко всякому угнетению. Тем самым косвенно Ломоносов  указывает, что княжеская власть существовала не всегда, а явилась продуктом исторического развития Древней Руси. Особенно ярко показал он это на примере древнего Новгорода, где «новогородцы варягам отказали в дани и стали сами собою правительствовать».

Информация о работе Норманская теория. Антинорманисты