Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:32, контрольная работа
Цель данной работы состоит в изучении различных точек зрения возникновения государства у восточных славян.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Выявление предпосылок возникновения государства у восточных славян;
2. Изучение различных теорий образования Древнерусского государства;
Введение 3
1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян 4
2. Теории зарождения Древнерусского государства. Норманнская теория 8
3. Развитие Древнерусского государства и причины распада 12
Заключение 15
Задачи 17
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Заключение
Задачи
Список использованной
литературы
Введение
Актуальность
Славяне – крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания, близостью языка, культуры, традиций. Восточные славяне – русские, украинцы и белорусы – преемники политического и культурного наследия Древнерусского государства – Киевской Руси. Их история и в дальнейшем тесно взаимосвязана: в противостоянии формирующегося Московского государства и Великого княжества Литовского, в образовании и развитии единого русского государства и огромной Российской империи.
Глобальные перемены,
затронувшие в последнее
Цель данной работы состоит в изучении различных точек зрения возникновения государства у восточных славян.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Выявление предпосылок возникновения государства у восточных славян;
2. Изучение различных теорий образования Древнерусского государства;
Объект исследования – зарождение государства у восточных славян.
Предметом исследования являются общественные отношения, порождающиеся в ходе зарождения и развития государства.
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов. Можно выделить следующие предпосылки возникновения государства у восточных славян:
Духовные:
Как и некоторые другие факторы, эволюция языческих представлений славян той эпохи способствовала становлению власти князя. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, рос его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников.
Таким образом, в результате отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра – резиденции князя и дружины военных успехов, а также в результате выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся сверхъестественными силами и способностями. В князе начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все вышеперечисленное приводило к сакрализации, то есть обожествлению княжеской власти, а также создавало духовные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным1.
Внешнеполитические:
К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи, а именно норманы и хазары.
С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, которые связывали Запад с Югом и Востоком, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину, а также меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.
С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Византийская империя долгое время считалась подлинным эталоном государственно-политического устройства.
Не случайно, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует отметить и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в 4 -5 вв., авары в 7 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в конце концов, появлению "зародыша" государственности2.
Социально-экономические:
В первую очередь следует отметить изменения, происходившие в хозяйстве восточных славян в 7 - 9 вв. Например, развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, а это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).
На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.
В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Как и раньше, такая община состояла в основном из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, которая была разделена на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, которые владели орудиями скотом и труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации. Социального же расслоения в самой общине не происходило, поскольку производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.
Помимо этого, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.
Социально-политические:
Межплеменные столкновения, а также усложнение внутриплеменных отношений ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.
Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В конце концов, власть князя, стремившегося превратить её в наследственную, всё менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы всё более отчуждались от интересов соплеменников.
В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы. Однако стоит отметить, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 9-10 вв.
2. Теории зарождения
Древнерусского государства.
Норманнская теория
Современная отечественная историческая наука считает, что предки славян выделились из древнего индоевропейского единства, населявшего большую часть Евразии. Первоначальный ареал их расселения - от Прибалтики на севере до Карпат на юге. Некоторые ученые (например академик Б.Рыбаков) считают, что упоминаемые Геродотом "скифы-пахари"- это и есть праславяне . Другие присоединяют к ним и еще один народ, упоминаемый Геродотом - невров, проживавших в лесах к северу от скифов.
К I-II вв. н. э. относятся сообщения античных авторов Тацита и Птолемея о венедах - народе, обитавшем по Балтийскому побережью и в Центральной Европе. Немцы и поныне именуют славян "вендами". Позднее венедами византийские источники именуют только западных славян, а восточные известны как "анты". Они обитали от низовьев Дуная до Дона.
К эпохе средневековья восходит так называемая миграционная теория. Первым ее автором был древнейший летописец Нестор. В "Повести временных лет" он указал на Нижний Дунай и Паннонию (Венгрию) как на изначальную территорию славянского расселения. Это мнение разделяли такие историки как С.М.Соловьев и В.О.Ключевский.
Другая средневековая теория носит название "скифо-сарматской". Согласно ей, предки славян вышли из Передней Азии и осели вдоль Черноморского побережья под именами "скифы", "сарматы", "роксоланы". Отсюда они постепенно расселились на запад и юго-запад. В роксоланах предков славян видел М.В.Ломоносов.
Исторически первой теорией,
объясняющей феномен
«Пошли они [чудь, словене,
кривичи и весь] за море к варягам,
к руси, — сообщает Нестор-летописец.
— Ибо так именовали тех
варягов — русь... Молвили руси
чудь, словене, кривичи и весь: «Земля
наша великая и щедрая, а порядка в ней нет. Идите-ка княжить
и владеть нами».
«И выбрались три брата с родами своими,
и с собой всю взяли русь. И пришли они
сперва к словенам, и поставили город Ладогу.
И сел в Ладоге самый старший Рюрик, а второй,
Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор,
— в Изборске. И от тех варягов получила
название Русская земля». Затем летописец
разворачивает перед нашим взором генеалогическую
легенду о преемниках Рюрика. После смерти
«отца-основателя», говорит он, власть
перешла к его родственнику Олегу, который
в 882 г. обманом захватил Киев и объединил
северную и южную Русь в одно государство
со столицей в Киеве. Когда Олег «принял
смерть от коня своего» (912 г.), князем стал
Игорь, названный летописцем сыном Рюрика.
А когда Игорь был убит древлянами (945 г.),
править стала его вдова Ольга. Как видим,
все первые правители Руси носят варяжские
имена.
Основные аргументы норманнистов следующие:
1. Русь получила свое название от финского слова «руотси», которым в середине IX в. называли шведов.
2. Древнейшая летопись включает русов в число иных варяжских народов - шведов, урманов (норвежцев), англов и готов.
3. Большинство имен «русских» послов, зафиксированных в договорах с Византией (911, 944), имеют явно скандинавское происхождение (Карл, Инегелд, Фарлоф, Веремуд).
4. Все первые правители
Руси носят скандинавские
5. В западноевропейских
«Бертинских анналах» отмечено,
что около 839 г. византийский
император отправил посольство
к франкскому императору
6. Византийский император Константин Багрянородный в своей книге «Об управлении империей» (ок. 950 г.) приводит как славянские, так и «русские» названия днепровских порогов. Большинство «русских» названий — явно старонорманнского происхождения.
7. Исламские географы и путешественники IX—X вв. всегда четко отделяли «русов» от «сакалиба» (славян).
Среди видных украинских историков «старой школы» на позициях норманнизма твердо стоял Д. Дорошенко. По его мнению, пришельцы-варяги сыграли «роль завязи, роль цемента», скрепившего в одно целое разрозненные русские племена, объединившего их «в одну политическую систему, в одну державу».
Современные отечественные ученые преимущественно отвергают норманнскую теорию. К ним присоединяются и крупнейшие зарубежные исследователи славянских стран3. Однако определенная часть зарубежных авторов до сих пор проповедует данную теорию, хотя не в столь примитивной форме, как это делалось ранее.
Главным опровержением норманнской
теории является достаточно высокий
уровень социального и
В летописном рассказе содержатся, конечно, элементы истины. Возможно, что славяне пригласили нескольких князей с их дружинами в качестве военных специалистов, как это делалось и в более поздние времена на Руси, да и в Западной Европе. Достоверно известно, что русские княжества приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков4. Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Впрочем, некоторые авторы, начиная с М.В. Ломоносова, сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, полагая, что они могли быть и представителями каких-либо славянских племен. Во всяком случае, следов варяжской культуры в истории нашей Родины практически нет. Ученые, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь пять скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, которую норманны завоевали, это число доходит до 150.
Информация о работе Норманская теория зарождения восточных славян