Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 13:11, контрольная работа
Сегодня, когда кризис экономики продолжается, а ее реформирование в рыночном направлении затягивается, еще более актуальным становится выяснение глубинных причин такой ситуации и, следовательно, путей выхода из нее. В первые годы перестройки в СССР много внимания экономисты уделяли опыту новой экономической политики, которая проводилась в советском государстве в первой половине 20-х годов. Похоже, однако, что есть смысл еще раз вернуться к этой теме.
Вся деятельность предприятий,
как хозрасчетных единиц, была направлена
на осуществление основных принципов
хозрасчета – самоокупаемости и
получении прибыли. Расходы каждого
предприятия должны были возмещаться
за счет стоимости продукции данного
предприятия, а не совокупного общественного
продукта. Государство за долги трестов
не отвечало и дотаций на покрытие
убытков не выделяло. Такая система
взаимоотношений между
Перевод промышленности на хозрасчет потребовал отказа от сложившейся во времена военного коммунизма системы оплаты труда, которая уничтожала личную заинтересованность в результатах производства. В этот период натуральная оплата труда рабочих, инженеров, директоров и т. д. в виде пайка преобладала над денежной, причем размер его определялся не интенсивностью и квалифицированностью труда рабочего, а размером его семьи. Усредненный рабочий получал столько же, сколько и лодырь, квалифицированный рабочий – тот же паек, что и чернорабочий. К началу 1921 г. натурализация зарплаты достигла своей высшей точки: натуральная часть составляла 94%. Разница в оплате труда рабочих 12-го и 1-го разрядов в это время реально измерялась всего 2 %. Дело доходило до того, что в ряде случаев заработок инженера 35-го разряда был ниже заработка наименее квалифицированного чернорабочего или сторожа.
Задача изменения системы
На смену повременной форме оплаты труда все больше стала приходить сдельная, которая обеспечивала заинтересованность рабочего в повышении производительности труда. В 1921 г. было отменено ранее действовавшее ограничение приработка при сдельной системе оплаты труда. Рабочим предоставлялась возможность с повышением производительности труда увеличивать свой заработок независимо от процентного отношения суммы заработка к основной тарифной ставке.
Восстановление народного хозяйства требовало устойчивой денежной системы. Проводившаяся безудержная эмиссия денежных знаков на нужды гражданской войны привела к ускорению темпов обесценивания денег, что больше расшатывало и без того неустойчивую денежную систему.
Непрерывное обесценивание денег вело к расширению прямого товарообмена, ведению карточной системы, что свидетельствовало о нарушении принципа эквивалентности обмена, когда деньги уже не могли нормально выполнять функцию меры стоимости. Этот процесс натуризации хозяйственных отношений вел к окончательному расстройству денежной системы.
С переходом к нэпу товарообмен без использования денег был ликвидирован с разрешением свободы торговли. А переход к товарно-денежным отношениям создавал условия для формирования устойчивой денежной системы.
К концу 1922 г. наметились определенные успехи в восстановлении хозяйства, позволившие начать проведение денежной реформы. Хотя эмиссия обесценившихся совзнаков продолжалась, Госбанк, накопивший уже значительные золотовалютные резервы (прежде всего благодаря возродившейся в торговле, особенно внешней), смог выпустить в оборот банковский билет (червонец), имевший твердое обеспечение. К концу 1923г. удельный вес червонцев в стоимости всей денежной достиг уже ¾. Весной 1924 г. денежная реформа была завершена: эмиссия совзнаков прекращена, одновременно в обращение выпущены новые казначейские билеты и разменные монеты.
Таким образом, была создана единая, устойчивая денежная система, которая включила имеющие одинаковую платежную силу банковские, казначейские билеты и разменные монеты. Введение в стране твердой конвертируемой денежной еденицы (червонца) позволило остановить инфляцию,эмиссию, обесценившихся денег, что обеспечивало восстановление народного хозяйства.
Замена продразверстки продналогом,
допущение свободы торговли и
рыночной связи между хозяйствами,
денационализация мелкой и части
средней промышленности, разрешение
частнопредпринимательской
Этого и не могло произойти,
поскольку задача перехода к полному
рынку, рыночным отношениям в их завершенном
виде не ставилась. Ленин отмечая
на X Всероссийской конференции РКП(
Конкретно логика сворачивания нэпа выглядела следующим образом. Усиление контроля и подчинения рыночных отношений начинается примерно с 1925г., когда, как известно, резко упали темпы роста общественного производства в связи с завершением в основном восстановления народного хозяйства и разработкой курса на индустриализацию. Поиск средств на проведение последней привел к нарушению эквивалентности товарообмена на стоимостной основе и постепенную его замену государственным распределением, что усиливало тенденцию к централизации управления экономикой и страной в целом. В 1927г. новая линия определилась в решениях XV съезда ВКП (б), в которых была выдвинута программа на «реконструирование» нэпа для решения задач социалистического строительства, расширения плановых начал в экономике, активного наступления на капиталистические элементы города и деревни. Дальнейшие шаги по реализации этой программы и привели к завершению воссоздания административно-командной системы, которая, естественно, отличалась по форме от военно-коммунистической.
Сохранение в значительной
мере в экономике периода нэпа
административно-командных
Основные фонды трестов были изъяты из рыночного оборота и управление ими передано ВСНХ и наркоматам. Тресты не имели право продать, заложить, сдать в долгосрочную аренду эти фонды, возвести здания или сооружения. Право самостоятельного распоряжения распространялась лишь на оборотные фонды, но ежегодное утверждение величины уставного капитала в ВСНХ ограничивало и эту самостоятельность.
Пополнение имущества треста осуществлялось только в бюджетном порядке по распоряжению ВСНХ и независимо от эффективности хозяйствования, поскольку полученная прибыль поступала в доход государства. На нужды предприятий, входящих в трест, отчислялось до 20% прибыли. Размер отчислений средств из прибыли треста, и план их использования устанавливались ежегодно ВСНХ или ВСНХ по согласованию с Наркомфином.
Административное
Администрирование в хозяйственности
трестов еще больше усилилось
с середине 20-х годов. В положении
о трестах 1927 г. уже исчезла ориентация
на прибылью, как на основную цель, ее
место занял план. Вошли обязательные
госзаказы, широкое нормирование цен,
генеральные договоры, централизация
и строгое регулирование
Административно-приказные методы сохранялись при нэпе не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, торговле, финансах. Например, натуральная форма продналога, просуществовавшая до 1924 г.
Однако не смотря на преобладание
административно-приказных
Переход России к рынку
идет сегодня очень тяжело во многом
именно из-за недостаточной
Список литературы
Ким М.П. Новая экономическая политика.
Флеровский И. Октябрьская
революция и новая
Софинов П.Г. Исторический поворот.
Трифонов И.Я. Классы и классовая борьба.