Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 16:09, реферат
В современной исторической науке, той её части, что занимается новейшей историей России, во многих общественно-политических изданиях достаточно широко дискутируется вопрос политической оценки введения молодым Советским правительством новой экономической политики (НЭП). Обсуждается множество как историко-экономических, так и достаточно отвлеченных, философских, вопросов: насколько совпадают понятия «система НЭПа» и «режим НЭП»? Какое место отвести НЭП в общеисторическом процессе? Можно ли говорить об упущенном в двадцатые годы историческом шансе социализма; и вообще существовал ли НЭП как исторический процесс или следует говорить только об интересном, но нереализованном проекте реформ? А если принять его как состоявшийся исторический процесс, что же представляла из себя новая экономическая политика молодого Советского государства: узкую антикризисную платформу или широкую программу строительства социалистического общества на основе товарно-денежных отношений?
Введение
Причины перехода к НЭПу…………………………………………3
Сущность, основные черты и перспективы НЭПа………………...7
Экономические реформы НЭПа…………………………………….9
Промышленность…………………………………………….......9
Торговля………………………………………………………….10
Финансы………………………………………………………….11
Сельское хозяйство……………………………………………...11
Социально-экономические итоги НЭПа…………………………...13
Заключение…………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………17
Стимулируется развитие потребительской, сельскохозяйственной, кустарно-промысловой форм кооперации. По условиям хозяйственной деятельности (цены, кредит, налоги, товароснабжение и т.п.) кооперация была поставлена в более выгодное положение, чем частный капитал. В конце 1923 – начале 1924 г. переводится на добровольное членство потребительская кооперация (на остальные кооперативные системы обязательное членство в годы гражданской войны не распространялось).
3.4 Финасы
В 1921–1924 гг. создается банковская система: Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово-промышленный банк, банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков и др.
Денежная эмиссия как основной источник доходов государственного бюджета заменяется системой прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), вводится плата за услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.).
Реформы НЭПа тормозились неустойчивостью денежного обращения. С 1921 г. начинается работа по приспособлению денежной системы (вернее, того, что от нее осталось, – в стране свирепствовала инфляция) к условиям рыночного хозяйства. Работу вначале возглавила специальная финансовая комиссия СНК во главе с Е.А. Преображенским, затем Наркомат финансов (нарком Г.Я. Сокольников).
В 1922 г. правительство приступило к денежной реформе. В 1922–1923 гг. проводятся две деноминации (изменение стоимости денег). В конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта – червонец, применявшаяся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям. Для покрытия бюджетного дефицита продолжался выпуск старой валюты – обесценивающихся советских знаков (совзнаки).
Червонец стремительно вытеснял из обращения совзнаки. Денежная реформа завершилась в 1924 г.: вместо совзнаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит, а с октября 1924 г. выпуск денежных знаков для покрытия денежного дефицита был запрещен по закону.
3.5 Сельское хозяйство
Введение твердой валюты укрепило «смычку» индустрии с сельским хозяйством в сфере оборота, но не могло устранить структурного противоречия между крупной, централизованной промышленностью и крайне раздробленным в результате аграрной революции сельским хозяйством.
Решениями XIV партконференции (апрель 1925 г.) и XIV съезда ВКП(б) (декабрь 1925 г.) был снят ряд препятствий на пути укрупнения производства в аграрном секторе: облегчен найм рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли. Однако рост крупного индустриального товарного хозяйства продолжала сдерживать налоговая политика советской власти в деревне. В 1922–1923 гг. было освобождено от сельхозналога 3%, в 1923–1924 гг. – 14, в 1925–1926 гг. – 25, в 1927 г. – 35% беднейших крестьянских хозяйств. Зажиточные же крестьяне составившие в 1923–1924 гг. 9,5% крестьянских дворов, выплатили 29,2% суммы налога. В дальнейшем удельный вес этой группы в налогообложении еще больше возрос. В результате темпы дробления крестьянских хозяйств были в 20-е годы в 2 раза выше, чем до революции. Разделяя хозяйства, зажиточные слои деревни пытались выскользнуть из-под налогового пресса.
4. Социальное-экономические итоги нэпа
Несмотря на частые кризисные явления, вызванные некомпетентностью руководства, до тех пор, пока не были задействованы все резервы восстановительного периода, экономика развивалась в целом динамично.
Правда, с середины 20-х гг. в ЦСУ СССР считали динамику продукции по отчетам предприятий об объеме валовой продукции, что при росте цен неизбежно завышало результаты.
Для промышленности периода нэпа было характерно наличие различных общественно-экономических секторов: национализированной государственной промышленности, государственного капитализма, частнохозяйственного капитализма, мелкого кустарного и ремесленного производства. Эти уклады занимали различное место в экономической структуре и по-разному влияли на ход экономического развития.
В 20-е гг. наблюдается неуклонная экспансия государственного и кооперативного секторов, вытеснение частного капитала из промышленности и торговли. Частная и концессионная промышленность, дававшие & 1923/24 г. валовой продукции на 1467 млн руб. и доведшие выпуск валовой продукции в 1925/26 г. до 2478 млн руб., с 1926/27 г. начинают сокращать производство и к 1928/29 г. доводят его до 1975 млн руб. Удельный вес частной промышленности (включая мелкую и кустарную) в 1924/25 г. составил 27,3%, в 1925/26 г. - 23,9%, в 1928 г. доля капиталистического и мелкого частного производства сократилась до 17,6%.
В отличие от промышленности подъем сельского хозяйства начался не сразу. В 1921 г. оно пострадало от страшной засухи, последствия которой сказывались и в 1922 г. Посевные площади сократились до 77,7 млн га. Потом они стали постепенно увеличиваться: в 1923 г. достигли 91,7 млн га, что составило 99,3% к уровню 1913 г. В 1925 г. валовой сбор зерновых почти на 20,7% превысил среднегодовой сбор за пятилетие 1909-1913 гг. В ходе восстановления сельского хозяйства-произошли и структурные изменения: уменьшался удельный вес зерновых культур, но увеличивался-технических. К 1927 г. в целом довоенный уровень был достигнут и в животноводстве.
С переходом к нэпу, расширением рыночных связей усиливался процесс социальной дифференциации крестьянства.
Общее число крестьянских хозяйств за 1922-1926 гг. в результате разделов земли увеличилось на 2,6 млн, т. е. на 13% к уровню 1913 г., а общая численность наемных рабочих в крестьянских хозяйствах в 1926 г. достигала ок. 2,3 млн человек.
Основным и обобщающим показателем экономического развития страны в годы нэпа являлся рост национального дохода. В 1925/26 г. он превысил уровень 1921 г. в 2,3 раза (согласно данным официальной статистики).
Рост производства национального дохода создал условия для улучшения материального положения рабочих, крестьян, служащих. В 1925/26 г. средняя продолжительность рабочего дня для промышленных рабочих составила 7,4 часа. Удельный вес работавших сверхурочно постепенно сокращался с 23,1% в 1923 г. до 18% в 1926 г. Все рабочие и служащие имели право на ежегодный отпуск не менее двух недель. На протяжении всего периода нэпа, несмотря на быстрое увеличение численности рабочих в промышленности, строительстве и на транспорте существовала значительная безработица (в 1927 г. - 1478 тыс. безработных).
Годы нэпа характеризуются повышением реальной заработной платы рабочих, которая к 1925/26 г. в среднем по промышленности составляла 93,7% довоенного уровня. Тормозил рост уровня жизни в городе товарный голод, возникший в 1924 г. и продолжавшийся до конца 20-х гг., а также повышение цен на продукты промышленности и сельского хозяйства. Восстановление сельского хозяйства привело к росту доходов крестьянства. Если в 1913 г. доход на душу населения в сельском хозяйстве составлял в бедняцких хозяйствах 41,6 руб., середняцких - 71,0 руб., то в 1925/26 г. - соответственно 79,1 и 115,5руб.
Несмотря на, казалось бы, значительные темпы экономического роста в годы нэпа, нарастало экономическое отставание России от передовых западных стран. Даже по официальным данным, в 20-е гг. бурными темпами прогрессировало отставание СССР от США, Франции, более медленными - от Германии, и лишь по отношению к Англии складывалась более благоприятная картина.
По мере завершения восстановительного периода обострялись присущие нэпу противоречия. Загрузка производственных мощностей потребовала значительных инвестиций для обновления машинного парка, создания новых производств. Причем речь шла о капиталоемких отраслях тяжелой индустрии с длительным сроком оборота капитала. Однако жесткая политика большевиков в вопросах уплаты дореволюционных долгов, компенсаций за национализированную собственность препятствовала притоку капиталов извне. Перелив же внутренних частнокапиталистических накоплений блокировался законодательным путем. Индустриальный рост требовал увеличения товарности крестьянского хозяйства (чтобы накормить растущие города, обеспечить сырьем промышленность, форсировать агроэкспорт с целью импорта оборудования), однако в деревне тормозилось развитие индивидуальных крупнотоварных хозяйств. Усиливалось противоречие между многообразием социальных интересов и большевистским авторитаризмом. Хозяйственно возрождающаяся деревня, крепнущий частнопредпринимательский сектор стремились обеспечить политические гарантии своих экономических интересов (требования "Крестьянского союза", политической либерализации и др.), что в условиях однопартийной системы создавало почву для усиления фракционной борьбы в ВКП(б).
Нарастал антагонизм между политикой и экономикой. В городе партию в основном пополняли рабочие от станка, не питавшие особых симпатий к нэпманам. В деревне важным источником пополнения рядов партийно-советского аппарата являлись "жертвы рынка" - разорявшиеся крестьяне. Вследствие этого можно представить "любовь" городских и сельских партсовфункционеров к нэпу.
Эти противоречия в конечном счете привели нэп к гибели.
Заключение
НЭП обеспечил стабилизацию и восстановление хозяйства. Однако вскоре после его введения первые успехи сменились новыми трудностями. Их возникновение объяснялось тремя причинами: дисбалансом промышленности и сельского хозяйства; целенаправленно классовой ориентацией внутренней политики правительства; усилением противоречий между многообразием социальных интересов разных слоев общества и авторитаризмом большевистского руководства.
По оценкам ученых, «факт создания Госплана и начала новой экономической политики в России выходит за пределы примитивной постановки вопроса о сочетании плана и рынка. Они демонстрируют попытку России найти широкое, комплексное и масштабное решение задачи эффективного управления экономикой страны».
Таким образом, НЭП позволил за сравнительно короткий срок ликвидировать экономическую разруху в СССР, вызванную участием в первой мировой войне и Гражданской войной. Более того, как отмечает С.Г. Кара-Мурза, НЭП позволил ввести в массовое сознание крестьян идеи собственности и права, и это «был огромный шаг вперед»
Список использованной литературы
http://www.examen.ru/add/