Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:07, реферат
Хронологически начало становления новой системы международных отношений связано с завершением Холодной войны, крушением прежнего биполярного международного порядка, сложившегося после Второй мировой войны.
Введение
Одной из наиболее актуальных
проблем современности
Хронологически начало
Нынешний уровень организации
международной системы в
На рубеже веков человечество
вступило в эпоху глобализации,
которая охватила все стороны
жизни современного общества. Качественно
меняется политическая
НОВАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.Роль международных органов в современном мире: ООН, ВТО, МВФ
ООН – Организация Объединенных Наций, создана в 1945г. Организация Объединенных Наций — это универсальная международная организация, созданная в момент завершения второй мировой войны, в условиях разгрома фашизма, благодаря совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции при решающей роли Советского Союза. При создании ООН был учтен отрицательный опыт Лиги Наций, существовавшей в период между двумя мировыми войнами, были отброшены те антидемократические черты, которые характеризовали структуру и деятельность Лиги Наций.
Система ООН состоит из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.
Инициаторами
Организации Объединенных Наций
явились Советский Союз, Соединенные
Штаты Америки и
В системе современных международных отношений ООН занимает одно из центральных мест и играет важнейшую роль практически во всех сферах глобальной повестки дня. Всемирная организация является единственным универсальным механизмом по поддержанию международного мира и глобальной безопасности, коллективному регулированию международных отношений и обеспечению устойчивого развития и стабильности. На основе Устава ООН строится вся международно-правовая система современного миропорядка.
Ключевая роль ООН - это координация усилий всего мирового сообщества в борьбе в поддержании мира и безопасности, борьбе с терроризмом. Кроме того, по словам Андрея Денисова, постоянного представителя России при ООН в Нью-Йорке, в условиях все более взаимозависимого мира роль ООН заключается поиске ответов на глобальные вызовы социально-экономического характера, такие как ликвидация нищеты и неграмотности, обеспечение сбалансированного и устойчивого развития, борьба с распространением тяжелых инфекционных заболеваний, включая ВИЧ/СПИД, туберкулез и малярию, обеспечение экологической безопасности.
ВТО – Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой организации.
Функции и роль ВТО:
Основной функцией ВТО является выполнение Соглашения о создании ВТО, а также многосторонних торговых соглашений, обязательных для членов ВТО. Иными словами, ВТО - это форум для переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений, где переговоры ведутся как по вопросам соглашений, составляющих часть ВТО, так и по вопросам будущих соглашений.
Указанные особенности
Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрена сравнительно большая гибкость и свобода действий.
Также одной из задач ВТО является механизм обзора торговой политики, который заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения.
Основным преимуществом для стран-членов ВТО является понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.
ВТО поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают.
За счет происходящего
Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.
Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.
Все эти факторы приводят к повышению как государственных, так и личных доходов, развитие торговли в свою очередь ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики, позволяют повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров.
Таким образом, организации ВТО в первую очередь максимально узаконивает международное торговое сотрудничество, ставит страны в максимально равные условия, разрешает возникающие конфликты.
Можно отметить, что влияние ВТО носит скорее положительный характер для стран-членов ВТО, потому что обеспечивает их всем необходимым. С другой стороны, в условиях тесной взаимосвязи на международной арене нынешних экономических отношений, очень вероятно возникновения экономических кризисов или определенного рода нарушений баланса в той или иной сфере торговли.
МВФ – Международный валютный фонд. Создан в 1945г. Международный Валютный Фонд играет три важные роли в мировой монетарной системе – Фонд проводит исследование и ведёт постоянный мониторинг развития государств и мировой экономики в целом, а так же выдаёт кредиты и предоставляет образовательную поддержку и поддержку специалистами государствам, которые об этом попросят.
МВФ
предоставляет краткосрочные и
среднесрочные кредиты при
МВФ
отличается от Всемирного Банка тем, что
Всемирный банк может выдавать кредиты
на очень долгий срок и как правило развивающимся
странам. МВФ же выдаёт относительно краткосрочные
кредиты и всем кому необходимо решить
текущие проблемы с дырами в бюджете.
2.Проблемы нового миропорядка, роль США, России и других стран в их разрешении
В
последнее время мировой
Складывается своего рода гибкий «проблемно-ситуативный подход» (ad hoc approach) при описании мирового порядка – отказ от прежних жестких структур и норм и формирование новых, связанных с той или иной ситуацией или проблемой (issue approach, ad hoc coalitions, etc.). Такой подход допускает любое количество полюсов, в зависимости от того, что мы берем за единицу отсчета, какие параметры сопоставляем. Правомерно ли это? Представляется, что данный подход не способствует лучшему пониманию происходящих в мире процессов. Да и категория полюса не позволяет вольно и упрощенно ее использовать, ставя на место полюсов то разные страны (США – полюс, КНР – потенциальный второй полюс, великие державы – полюса в многополярном мире), то политические системы (полюс демократии против недемократии), то экономические системы (полюс богатства – «золотой миллиард» против остального мира) и т. п.
Значительная часть американских и российских специалистов по международным отношениям соглашается с тем, что мир является бесполюсным, но полицентричным, причем великие державы остаются важнейшими центрообразующими категориями в формирующемся мировом порядке. За последние 20 лет число великих держав существенно увеличилось, хотя каждая из них обладает разным потенциалом по отдельным параметрам.
Существуют различные определения «великой державы». Современная “великая держава” – это государство, сохраняющее очень высокую (или абсолютную) степень самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики, не только обеспечивающей национальные интересы, но и оказывающей существенное (в разной степени, вплоть до решающего) влияние на мировую и региональную политику и политику отдельных стран (мирорегулирующая деятельность), и обладающее всеми или значительной частью традиционных параметров “великой державы” (территория, население, природные ресурсы, военный потенциал, экономический потенциал, интеллектуальный и культурный потенциал, научно-технический, иногда отдельно выделяется информационный потенциал). Самостоятельность в проведении внешней политики мирорегулирующего характера предполагает наличие воли и исторического опыта, традиции и культуры участия в мировой политике в качестве решающего и/или активного игрока. Как и любое другое определение, предлагаемое определение не может претендовать на исчерпывающий характер, но позволяет ответить на некоторые вопросы, когда речь заходит о ведущих игроках в современной мировой политике, а также сопоставить возможности России и других ведущих мировых держав.