Новая система международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:07, реферат

Описание работы

Хронологически начало становления новой системы международных отношений связано с завершением Холодной войны, крушением прежнего биполярного международного порядка, сложившегося после Второй мировой войны.

Файлы: 1 файл

реферат по истории.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Введение

        

         Одной из наиболее актуальных  проблем современности является  формирование новой системы международных  отношений после крушения биполярной  модели мира. Большинство специалистов-международников  сходятся во мнении, что на  данный момент говорить о кристаллизации какой-то конкретной структуры, полностью заменившей собой господствовавший на протяжении почти полувека формат международных взаимодействий, не приходится. Новая система находится в стадии формирования. Очевидно, что часть элементов прежней схемы будет с меньшей или большей степенью вероятности «заимствована» нарождающейся структурой.

         Хронологически начало становления  новой системы связано с завершением  Холодной войны, крушением прежнего  биполярного международного порядка,  сложившегося после Второй мировой войны. Однако, в указанный период произошла не просто очередная смена двух международных порядков, перестала существовать не только конфронтационная система международных отношений периода Холодной войны, - подорванной оказалась намного более старая система Вестфальского мира. На смену традиционной государственно-центристской системе международных отношений, основанной на принципе государственного суверенитета и концепции баланса сил, приходит совершенно иная реальность - возникает глобальная система взаимодействия.

         Нынешний уровень организации  международной системы в отличие  от предшествующего имеет гораздо  более высокий уровень взаимодействия  и несравненно более высокий  уровень сложности. Новая система  не укладывается в традиционные государственно-центристские рамки. В настоящее время деятельность на мировой политической арене - не только результат активности государств, борющихся за свои цели, но также результат активности новых акторов (различных транснациональных корпораций, неправительственных организаций, общественных движений и так далее), занятых проблемами, выходящими за национальные границы. Международная политика наших дней выглядит совсем иначе, чем, когда она была государственно-центристской. Новые акторы выполняют многое из того, что раньше входило исключительно в компетенцию национальных государств. На наших глазах рождается новая реальность, в которой действуют индивиды, организованные группы, национальные и наднациональные сообщества. В начале XXI века под сомнением оказался базовый принцип Вестфальской системы - принцип государственного суверенитета.

         На рубеже веков человечество  вступило в эпоху глобализации, которая охватила все стороны  жизни современного общества. Качественно  меняется политическая структура  прежней системы международных отношений, иное измерение приобретают вопросы стратегической стабильности и безопасности. Новая реальность вступает в сложные взаимоотношения с привычной социальной средой. Для ее описания и анализа нужны новые определения и новые понятия. Новую реальность нельзя представить в старых категориях. 
 
 
 

НОВАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.Роль  международных органов в современном мире: ООН, ВТО, МВФ

     ООН – Организация  Объединенных Наций, создана в 1945г. Организация Объединенных Наций — это универсальная международная организация, созданная в момент завершения второй мировой войны, в условиях разгрома фашизма, благодаря совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции при решающей роли Советского Союза. При создании ООН был учтен отрицательный опыт Лиги Наций, существовавшей в период между двумя мировыми войнами, были отброшены те антидемократические черты, которые характеризовали структуру и деятельность Лиги Наций.

     Система ООН состоит из Объединенных Наций  с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.

     Инициаторами  Организации Объединенных Наций  явились Советский Союз, Соединенные  Штаты Америки и Великобритания.

     В системе современных международных отношений ООН занимает одно из центральных мест и играет важнейшую роль практически во всех сферах глобальной повестки дня. Всемирная организация является единственным универсальным механизмом по поддержанию международного мира и глобальной безопасности, коллективному регулированию международных отношений и обеспечению устойчивого развития и стабильности. На основе Устава ООН строится вся международно-правовая система современного миропорядка.

     Ключевая  роль ООН - это координация усилий всего мирового сообщества в борьбе в поддержании мира и безопасности, борьбе с терроризмом. Кроме того, по словам Андрея Денисова, постоянного представителя России при ООН в Нью-Йорке, в условиях все более взаимозависимого мира роль ООН заключается поиске ответов на глобальные вызовы социально-экономического характера, такие как ликвидация нищеты и неграмотности, обеспечение сбалансированного и устойчивого развития, борьба с распространением тяжелых инфекционных заболеваний, включая ВИЧ/СПИД, туберкулез и малярию, обеспечение экологической безопасности.

     ВТО – Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой организации.

     Функции и роль ВТО:

  Основной функцией ВТО является выполнение Соглашения о создании ВТО, а также многосторонних торговых соглашений, обязательных для членов ВТО. Иными словами, ВТО - это форум для переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений, где переговоры ведутся как по вопросам соглашений, составляющих часть ВТО, так и по вопросам будущих соглашений.

       Указанные особенности позволяют  характеризовать ВТО как многостороннюю торговую систему. Такая система создает для производства и предпринимательства атмосферу стабильности и предсказуемости, которая является необходимым условием для развития международной торговли на условиях справедливой конкуренции. Существование международной торговой системы способствует увеличению объемов торговли и инвестиций, что связано с созданием новых рабочих мест и экономическим развитием участвующих в ВТО стран.

  Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрена сравнительно большая гибкость и свобода действий.

     Также одной из задач ВТО является механизм обзора торговой политики, который  заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения.

  Основным преимуществом для стран-членов ВТО является понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.

     ВТО поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают.

       За счет происходящего товарообмена  происходит увеличение рынка товаров и услуг в каждой стране.

  Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.

  Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

  Все эти факторы приводят к повышению как государственных, так и личных доходов, развитие торговли в свою очередь ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики, позволяют повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров.

     Таким образом, организации ВТО в первую очередь максимально узаконивает международное торговое сотрудничество, ставит страны в максимально равные условия, разрешает возникающие конфликты.

  Можно отметить, что влияние ВТО носит скорее положительный характер для стран-членов ВТО, потому что обеспечивает их всем необходимым. С другой стороны, в условиях тесной взаимосвязи на международной арене нынешних экономических отношений, очень вероятно возникновения экономических кризисов или определенного рода нарушений баланса в той или иной сфере торговли.

     МВФ – Международный  валютный фонд. Создан в 1945г. Международный Валютный Фонд играет три важные роли в мировой монетарной системе – Фонд проводит исследование и ведёт постоянный мониторинг развития государств и мировой экономики в целом, а так же выдаёт кредиты и предоставляет образовательную поддержку и поддержку специалистами государствам, которые об этом попросят.

     МВФ предоставляет краткосрочные и  среднесрочные кредиты при дефиците бюджета государства. Правда, в отличии  от коммерческого банка, Международный Валютный Фонд принимает активное участие в деятельности должника. То есть МВФ постоянно даёт как рекомендации, так и задаёт определённые условия для получения кредита. Фактически эти рекомендации нацелены на улучшение ситуации в стране.

     МВФ отличается от Всемирного Банка тем, что Всемирный банк может выдавать кредиты на очень долгий срок и как правило развивающимся странам. МВФ же выдаёт относительно краткосрочные кредиты и всем кому необходимо решить текущие проблемы с дырами в бюджете. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Проблемы  нового миропорядка, роль США, России и других стран в их разрешении

     В последнее время мировой порядок  определяют по-разному. Например, в  сфере экономики его характеризуют  как многополярный с тенденцией к биполярности, так как США и Китай все больше отрываются от остальных ведущих экономических держав по основным показателям. В сфере безопасности он все еще видится биполярным – ядерные потенциалы США и России существенно превышают потенциалы остальных членов ядерного клуба. В сфере глобального управления мир характеризуется как однополярный, поскольку только Соединенные Штаты представляются истинной великой державой, способной к руководству строительством нового мирового порядка.

     Складывается  своего рода гибкий «проблемно-ситуативный подход» (ad hoc approach) при описании мирового порядка – отказ от прежних жестких структур и норм и формирование новых, связанных с той или иной ситуацией или проблемой (issue approach, ad hoc coalitions, etc.). Такой подход допускает любое количество полюсов, в зависимости от того, что мы берем за единицу отсчета, какие параметры сопоставляем. Правомерно ли это? Представляется, что данный подход не способствует лучшему пониманию происходящих в мире процессов. Да и категория полюса не позволяет вольно и упрощенно ее использовать, ставя на место полюсов то разные страны (США – полюс, КНР – потенциальный второй полюс, великие державы – полюса в многополярном мире), то политические системы (полюс демократии против недемократии), то экономические системы (полюс богатства – «золотой миллиард» против остального мира) и т. п.

     Значительная  часть американских и российских специалистов по международным отношениям соглашается с тем, что мир  является бесполюсным, но полицентричным, причем великие державы остаются важнейшими центрообразующими категориями в формирующемся мировом порядке. За последние 20 лет число великих держав существенно увеличилось, хотя каждая из них обладает разным потенциалом по отдельным параметрам.

     Существуют  различные определения «великой державы». Современная “великая держава” – это государство, сохраняющее очень высокую (или абсолютную) степень самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики, не только обеспечивающей национальные интересы, но и оказывающей существенное (в разной степени, вплоть до решающего) влияние на мировую и региональную политику и политику отдельных стран (мирорегулирующая деятельность), и обладающее всеми или значительной частью традиционных параметров “великой державы” (территория, население, природные ресурсы, военный потенциал, экономический потенциал, интеллектуальный и культурный потенциал, научно-технический, иногда отдельно выделяется информационный потенциал). Самостоятельность в проведении внешней политики мирорегулирующего характера предполагает наличие воли и исторического опыта, традиции и культуры участия в мировой политике в качестве решающего и/или активного игрока. Как и любое другое определение, предлагаемое определение не может претендовать на исчерпывающий характер, но позволяет ответить на некоторые вопросы, когда речь заходит о ведущих игроках в современной мировой политике, а также сопоставить возможности России и других ведущих мировых держав.

Информация о работе Новая система международных отношений