Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:07, реферат
Хронологически начало становления новой системы международных отношений связано с завершением Холодной войны, крушением прежнего биполярного международного порядка, сложившегося после Второй мировой войны.
После окончания эпохи существования двух сверхдержав, находившихся в большом отрыве от остальных крупных государств, Соединенные Штаты видели остальной мир «плоским». Не осталось сопоставимых с ними по могуществу государств, не было никаких препятствий для реализации либерально-демократической концепции мира. Реализм и его категории стали непопулярными. Главным для США было не поддерживать баланс сил и координировать действия с ведущими мировыми державами, а исключить появление могущественных игроков, подобных СССР, возникновение оппозиции или препятствия со стороны какого-либо государства или группы государств.
Работая
над концепцией продления «золотого
века Америки», американские внешнеполитические
стратеги и эксперты при оценке постбиполярных
международных отношений
В
1990-е годы при администрации Клинтона
реализация американской глобальной стратегии
происходила почти
Именно в связи с ростом группы великодержавных игроков был поставлен вопрос о реформировании Совета Безопасности ООН, появилась «двадцатка», сделавшая маргинальной роль «восьмерки», а у США возникли трудности в ВТО, где Китай и Бразилия начали более жестко отстаивать свои интересы. Отдельные державы стали проявлять больше заинтересованности и активности в укреплении своего преобладающего регионального влияния. Пришлось задуматься о том, например, как совместить количественное расширение НАТО и глобализацию сферы ее деятельности с интересами держав, не входящих в ее состав, как нейтрализовать возможное возникновение альтернативных НАТО структур.
К 2000 году в США начали все острее понимать необходимость пересмотра существовавших оценок мировой ситуации, реального расклада сил в мире, возможностей Соединенных Штатов. Хотя глубокого кризиса в трансатлантическом сообществе не случилось, проблемы возникли. Отношения с КНР оставались умеренно и нейтрально дружественными, но в то же время конкурентными. Отношения с Россией испытывали застой на грани кризиса. Бразилия проявляла заинтересованность в диверсификации своих отношений, хотела выйти за пределы Американского континента, устанавливая самостоятельные связи и отношения с КНР, Индией, Россией, ЕС и другими странами, минуя США. Серьезной, почти неразрешимой проблемой стал Иран, особенно в сочетании с неурегулированностью иракской и афганской ситуаций.
Особое значение, прежде всего в связи с политикой отдельных стран, приобрела тема природных ресурсов. Далеко не все великие державы имеют достаточное количество собственных природных ресурсов, и это их слабое место может быть использовано конкурентами, причем не только из числа великих держав. США и европейские государства хотели бы установить жесткий контроль над ресурсами других стран, обладать большей свободой в получении чужих минеральных запасов. С их стороны высказывается опасение, что богатые ресурсами страны (речь идет в первую очередь о России) могут перейти к более активной и жесткой внешней политике, ограничить возможности США не только в экономической, но и в политической сфере, снизить их влияние в отдельных регионах (например, Бразилия и Аргентина – в Южной Америке, Россия – в Центрально-Восточной Азии).
Представляется, что эти страхи сильно преувеличены. Соединенные Штаты (хотя их потребности очень велики) достаточно хорошо обеспечены ресурсами, у них есть богатые ресурсами соседи-союзники (например, Канада). Но США – страна, проводящая политику на опережение, на перспективу: они боятся оказаться ограниченными в получении ресурсов, хотят иметь запасы на случай кризиса. Таков же их подход и в сфере обеспечения безопасности: не допустить появления оппонента или врага сильнее США. Наиболее откровенное выражение этой идеи – стратегия упреждающего удара.
Что касается западноевропейских стран, то они менее богаты ресурсами для обслуживания своих высокоразвитых экономик. Еще более зависимы в этом плане центральноевропейские страны. Не обладают достаточными ресурсами для удовлетворения всех своих нужд Китай и Индия – одни из самых быстрорастущих стран.
По американской и европейской версии, следует сдерживать и контролировать действия государств – производителей ресурсов (в их число попадают не только крупные державы, вроде России и Бразилии, но и небольшие и несильные страны, с которыми договориться легче). Помимо эпатажного заявления о том, что необходимо покончить с «неравенством» в ресурсной сфере, когда отдельные страны слишком много имеют, а у других ничего нет, руководство США предпринимает и другие шаги в этом направлении. В рекомендациях политологов администрации Обамы говорилось, что следует более активно вовлекать отдельные региональные державы в общую с США орбиту международной деятельности. Указывалось на важность выработки общей энергетической политики не только со странами ЕС, но и с азиатскими странами – потребителями энергии и других ресурсов, прежде всего с КНР и Индией.
США и ЕС уже проводят политику диверсификации получения ресурсов. Достаточно посмотреть на многочисленные проекты строительства трубопроводов из Азии в Европу, на усилия по выработке трансатлантической энергетической хартии, на ситуацию в Ираке, где сосредоточены огромные запасы нефти. Россия оказывается в центре интересов стран – потребителей ресурсов. Ей будет очень трудно противостоять консолидированной политике США, ЕС, Индии, КНР и получать выгодные условия. Пока такой сценарий представляется сомнительным, учитывая особую позицию Китая по разным вопросам мировой политики. Индия также до конца не оформила свою макрорегиональную стратегию, хотя в настоящее время следует в фарватере американской политики, так как ей это выгодно для продолжения экономического и военного подъема.
К концу первого десятилетия 2000-х годов Соединенные Штаты заявили об усилении взаимодействия с ведущими центрами силы – великими державами, о необходимости согласования своих действий с их интересами, о коллективности в строительстве мирового порядка ХХI века.
Российско-американские отношения
Отношения России со всеми великими державами очень важны, ей необходимо активно взаимодействовать с ними, просчитывая последствия на долгосрочную перспективу. Соединенные Штаты – особая страна для России. Российскую Федерацию, как правопреемницу СССР, связывает с ними опыт биполярного регулирования со всеми его плюсами и минусами. Противоречивый, бифуркационный характер двусторонних отношений в 2000-е годы (ограниченное сотрудничество по отдельным вопросам) привел к тому, что в 2009 году, когда к власти пришли демократы, вопрос о партнерстве не стоял. В заявлениях членов администрации и в работах американских экспертов отмечалось, что Америка должна быть открытой для диалога и партнерства, но это не предполагает отказа от основных принципов, на которых базируется американское государство и его политика. Это означало, что партнерство с Россией остается отдаленной перспективой (если оно вообще возможно), а двусторонние отношения могут развиваться и не в формате полномасштабного или стратегического партнерства. Отдельные политологи указывали на то, что истинное партнерство и интеграция с Западом возможны лишь в том случае, если Россия изменит свой взгляд на мир, что представляется пока проблематичным. Раз США и Россия не могут отказаться от своих базовых принципов и взглядов на себя и на мир, стремление к формату партнерских отношений нереалистично и контрпродуктивно для США.
Россия
и США взаимодействуют в
Последние внешнеполитические документы и публикации экспертов по международным отношениям свидетельствуют о том, что США в своей политике ориентируются прежде всего на укрепление трансатлантического сообщества, которое может расшириться за счет новых восточноевропейских членов ,на выработку единой позиции стран-членов НАТО и ЕС по экономическим и политическим проблемам (в том числе в сфере энергетики), на более глубокое вовлечение в свою деятельность Китая и Индии. По-прежнему на повестке дня и демократизация мира, в том числе активная политика в постсоветских странах, где США и РФ остаются конкурентами. Можно также предположить, что американское руководство, особенно члены Конгресса, не захотят лишиться важных рычагов влияния (или давления) на Россию, удовлетворив ее озабоченности в сфере экономики и торговли, политической сфере, сфере безопасности. Достижение согласия (хотя и неполного) по СНВ не снимает оставшихся противоречий в решении проблем двусторонних отношений.
Комментируя необходимость «вовлечения» России во взаимодействие с США, иногда даже либеральные политологи делают акцент на том, что Россия остается второй ядерной державой и единственной страной, способной уничтожить США. Отмечается, что в случае усиления авторитарных тенденций в России, что, по их мнению, приведет к продолжению ее «экспансионистской имперской» политики, Соединенные Штаты вновь столкнутся с серьезной проблемой: Россия в очередной раз станет препятствием на пути реализации американской глобальной стратегии по преобразованию мира. Хотя, как отмечается, Российская Федерация не является и вряд ли станет сверхдержавой или крупнейшей мировой державой (как США и Китай), она может создать немало проблем для США и стран Европы. Учитывая это, для нейтрализации негативных тенденций внутри РФ и в ее внешней политике, предлагается не устрашать Россию, а вовлекать ее активнее в международные структуры и в диалог с Западом.
Но есть и более сбалансированная позиция, которая, на наш взгляд, пока одерживает верх в США на обоих уровнях – политическом и экспертном: по-настоящему, а не декларативно «перевернуть страницу» в российско-американских отношениях, отказавшись от тезиса о «победе США и Запада в холодной войне», от идеи однополярного мира и превосходства Америки, порвав с чрезмерной зависимостью от различных этнических, корпоративных и бюрократических групп, которые оказывали решающее влияние на формирование политики в отношении России при администрациях Клинтона и Буша-мл. Руководствоваться принципом взаимозависимости и взаимной уязвимости, который требует от США гибкости и прагматизма, диктует необходимость более конструктивного использования всех возможностей во взаимодействии со странами, способными обеспечить поддержку в решении важных задач глобальной стратегии.
Такая
оценка международной ситуации и
такой подход к российско-американским
отношениям представляются более верными
и отвечающими современному состоянию
мировой политики. Вопреки надеждам
на спокойное и бесконфликтное существование
после окончания холодной войны, ситуация
в мире не упрощается. Причина этого –
не отсутствие демократии в тех или иных
странах, а реальные тенденции на глобальном,
региональном и национальном (страновом)
уровнях, имеющие место во всех сферах:
экономической, военной, идеологической.
В такой ситуации взаимодействие старых
и новых великих держав просто жизненно
необходимо.
3. Место России в международных отношениях
Система
международных отношений
В истории крах одной системы международных отношений вызывался либо масштабными войнами, либо революциями. Своеобразие современного периода заключается в том, что замена системы международных отношений (или, как говорят, международного политического порядка), сложившейся после 1945 г., произошла в условиях относительно мирного времени, несмотря на наличие многочисленных региональных вооруженных конфликтов, и «холодной войны», вызывавших постоянную напряженность между двумя противоположными блоками.