Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 23:49, реферат
Таким образом, «История» Геродота является достоверным источником по многим вопросам. При изучении старшей тирании соответствующие новеллы в «Истории» являются одними из основных источников.
Вопросы, поставленные в данной работе:
Что представляла собой тирания в Древней Греции и что сообщает нам Геродот о тиранах 7-6 вв.;
В чем заключается проблема интерпретации новелл Геродота;
Как относился Геродот к тирании.
«История» Геродота стоит между произведениями логографов и посвященного Пелопонесской войне трудом Фукидида, в котором исторический жанр достиг наивысшего развития. Впервые логографами назвал Фукидид своих предшественников и современников, пишущих более для услаждения слуха, нежели для установления истины. Произведений логографов не сохранилось, однако остались цитаты и комментарии к ним, из которых можно установить, что:
во-первых, сочинения логографов являлись в большей мере художественными, нежели научными источниками, так как авторы стремились придать своему рассказу художественную форму;
во-вторых, эти сочинения излагали историю отдельных местностей Эллады;
в-третьих, произведения содержали в себе множество отступлений на мифологические, географические и этнографические темы;
в-четвертых, логографы давали рационалистическое толкование мифов;
в-пятых, они опирались на обширный эпический и фольклорный материал.
С
одной стороны, труд Геродота принципиально
ни чем не отличался от сочинений
его предшественников, разве что
масштабом проделанной работы и
художественным даром. Но, с другой
стороны, Геродот поставил себе задачу
объяснить причины греко-
«История» Геродота делится на девять частей, каждой из которых дано имя музы. Такое деление было введено александрийскими комментаторами. Книги 1-5 глава 28 содержат предысторию греко-персидских войн и основаны на фольклорном и этнографическом материале. С книги 5 главы 29 идет описание самой войны от Ионийского восстания до Платейской битвы.
В Древней Греции не было традиции составления биографий историков, и потому сведения об их жизнях крайне скудны. Первым биографии историков (в число которых вошел и Геродот) дал александрийский ученый Гермипп в своем труде «Bios». Факты о жизни Геродота он почерпнул из «Истории».
У Дионисия Галикарнасского мы находим такие сведения о Геродоте: родился незадолго до Персидской войны и прожил до Пелопонесской. У Свиды же более подробный и обстоятельный рассказ: от него мы узнаем, что Геродот из Галикарнасса, выходец знатного рода, из-за Лигдамида, третьего галикарнасского тирана, переселился в Самос, где и научился ионийскому наречию и написал «Историю» в девяти книгах. (Надо отметить, что эти данные не совсем верны, что будет рассмотрено далее.)
Вернувшись в Галикарнасс из изгнания, он «сам изгнал тирана, но, увидев, что граждане его ненавидят, отправился в Фурии, колонию, основанную афинянами», где и скончался. Затем, Свида сообщает нам, что некоторые утверждают, что Геродот скончался в Пелле (Македония) при дворе царя Аминты (ученые считают, что в источнике пропущено два слова, а именно «Александра, сына»).
Эпитафия на могилу Геродота сообщена Стефаном Византийским: мы узнаем, что Геродот «вырос в отчизне дорийской, но, чтоб избежать поношенья, сделал Фурии он новой отчизной себе».
Геллий в своем произведении «Аттические ночи» сообщает, что в начале Пелопонесской войны Геродоту было 53. Также утверждает и Памфилия, писательница времен Нерона. Таким образом вычислили, что приблизительная дата рождения Геродота – 484 год, но стоит учитывать тот факт, что при вычислении года рождения великих людей греки брали самое значительное событие в его жизни (здесь – основание Фурии в 443 году) и отсчитывали от этой даты сорок лет.
Геродот много путешествовал, в том числе по восточном части Средиземного моря, был в Египте, Вавилонии, Сирии, Ольвии, Тире (Финикия), различных городах Малой Азии и прилежащих островах (сравнивает достопримечательности Финикии, Египта, Скифии со сходными достопримечательностями Лесбоса, Геллеспонта, Сард). Провел долгое время в Дельфах, где изучал дельфийские предсказания и идеологию жрецов (между прочим, в «Истории» прослеживается сильная дельфийская тенденция прославить и обелить дельфийский оракул, снять с него подозрение в сочувствии к персам).
Т. к. Геродот бывал только в сферах греческого и персидского влияния, то в основном материал о разных странах относится к фольклору.
Якоби датирует путешествия Геродота периодом 455-447 гг. Цель странствований неизвестна: была ли это торговая деятельность или просто любознательность?
Примерно в 447 году Геродот прибывает в Афины и сближается с кружком Перикла. Пребывание в Афинах произвело на него неизгладимое впечатление: ряд фактов в «Истории» освещен с афинской точки зрения. В 443 году он переезжает из Афин в Фурии, где «История» выходит в окончательном виде.
Под конец жизни Геродот, по некоторым источникам, совершает путешествие в Македонию через Фракию и находится при дворе царя Аминты или Александра.
«Историю»
Геродот закончил в промежутке между
431 и 425 гг. (установлено Якоби), так как
он знает о выселение жителей Эгины в 431
г., но не упоминает об их истреблении в
424 г., и кроме того, ничего не сообщает
о персидском царе Дарие, правившем с 425
г. Значит, Геродот умер в промежутке между
431-425 гг.
Из-за обилия фантастических деталей, почерпнутых из фольклора и художественности рассказа Геродота еще с древности обвиняли в искажении истины. Одним из первых хулителей является Ктесий, врач при персидском дворе на рубеже 5-4 веков. Греческий историк и моралист 1 века н.э. Плутарх в сочинении «О злокозненности (злонравии) Геродота» критикует «Историю» и обвиняет автора в том, что он намеренно выставляет людей низкими, тогда как надо писать о благородных подвигах и т.д. В 16 веке «Историю» перевел итальянских гуманист Валла, и, таким образом, она открылась для европейской науки. Однако, вплоть до конца девятнадцатого века ученые проявляли зачастую враждебное отношение к труду «отца истории». Переломным моментом стало исследование Оветта, восстановившее доверие к вышеозначенному труду. Якоби дал критическую оценку всем теориям, объяснявшим происхождение и значение труда Геродота. Работы Гранди, Комайера, Хигнетта опровергнули обвинения против Геродота в недобросовестности описания битв, являвшейся следствием его неопытности в военном деле.
В русской историографии следует выделить Ф.Г. Мищенко, дающего в своих исследованиях очерк религиозно-нравственных воззрений Геродота. Советский историк С.Я. Лурье в своей работе трактовал мировоззрение Геродота и причины тенденций в «Истории», которые в древности считались непатриотичными. Работа А. И. Доватура посвящена проблеме научного стиля «Истории» и его взаимоотношении с фольклорным стилем.
Таким
образом, «История» Геродота является
достоверным источником по многим вопросам.
При изучении старшей тирании
соответствующие новеллы в «
Вопросы, поставленные в данной работе:
Тирания в Древней Греции и тираны у Геродота.
Тиранами в Древней Греции называли правителей, захвативших власть насильственным путем и правивших единолично. Слово тиран не характеризовало нравственные качества правителя, а лишь указывало на способ получения власти. Таким образом, по своему значению тиран как понимали его древние греки ближе к нашему слову «узурпатор». Стремясь укрепить свой авторитет, тираны выступали в роли меценатов, проявляли заботу об экономическом состоянии демоса, правосудии, что впоследствии привело к укреплению демократических элементов. Только в Сиракузах в 4 веке тирания превратилась в военную диктатуру.
Греки видели в тирании триумф сильной, неординарной и одаренной личности, прокладывающей себе путь к цели, не считаясь с преградами и волей богов.
Ученые выделяют несколько типов греческой тирании: раннегреческую (или старшую), проперсидскую в завоёванных персами греческих городах Малой Азии и на островах Эгейского моря; позднегреческую (или младшую).
Раннегреческая тирания возникла в период становления полисов (7—6 вв. до н. э.) и получила распространение в экономически развитых районах Греции. Тираны, пришедшие к власти с помощью вооружённой силы, опирались на поддержку демоса. Обычно реформы были направлены против родовой аристократии. Тираны периода: Кипсел и Периандр в Коринфе; Феаген в Мегаре; Фрасибул в Милете; Писистрат в Афинах; Гелон, Гиерон I, Фрасибул в Сиракузах.
Проперсидская тирания существовала в период завоевания персами греческих городов Малой Азии и островов (конец 6 в. до н. э.). Тиранами становились персидские наместники из представителей олигархических кругов. Тираны эпохи: Силосонт на Самосе, Кой в Митилене и др.
Позднегреческая тирания возникла в конце 5 в. до н. э. в результате борьбы верхушки полиса с разорявшимися слоями демоса. Осуществлялась предводителями наёмных отрядов и привела к ликвидации полисных республик. Тираны эпохи: Дионисий I Старший, Агафокл и др. в Сиракузах; Ликофрон и Ясон в Фессалии; Маханид и Набис в Спарте и др.
В
сохраненных греческой
В
начале жизненного пути тирана удача
почти неизменно сопутствует
ему, а некоторые обстоятельства
его биографии позволяют видеть
в нем своего рода избранника богов.
Его рождению нередко предшествуют
всякого рода чудесные знамения. О
его появлении на свет возвещают
многозначительные прорицания божества.
Едва родившись, он чудесным образом
спасается от гибели. Так, например,
был спасен младенец Кипсел, будущий
тиран Коринфа, спрятанный своей матерью
в ларце-кипселе (отсюда будто бы и происходит
его имя) и благодаря этому избежавший
смерти от рук подосланных к нему убийц.
Одним из самых удачливых людей своего
времени считался тиран о-ва Самоса Поликрат
(вторая половина VI в. до н. э.). О его карьере
довольно подробно рассказывает Геродот:
«Он заключил договор о дружбе с Амасисом,
царем Египта, послал ему дары и получил
ответные подарки. Вскоре за тем могущество
Поликрата возросло, и слава о нем разнеслась
по Ионии и по всей Элладе. Ведь во всех
походах ему неизменно сопутствовало
счастье. У него был флот в сто 50-весельных
кораблей и войско из 1000 стрелков. И с этой
военной силой Поликрат разорял без разбора
земли друзей и врагов... Так-то Поликрату
удалось захватить много островов и много
городов на материке...». В дальнейшем,
однако, стало ясно, что благосклонность
богов к тирану Самоса была всего лишь
коварно подстроенной западней. В упоении
от своей необычайной удачливости Поликрат
совершенно забыл о всякой осторожности.
Чтобы еще раз испытать судьбу, он бросил
в море самый ценный из своих перстней,
и тот вновь вернулся к тирану в брюхе
большой рыбы, выловленной у берегов Самоса.
За все выпавшее на его долю счастье Поликрат
заплатил страшной ценой. Персидский наместник
Лидии (западная часть Малой Азии) Оройт
заманил его в свою столицу Сарды под предлогом
переговоров и, предав мучительной казни,
велел распять его тело на кресте. По мнению
некоторых ученых, эта поучительная история,
как и многие другие логосы (вставные новеллы)
в книге Геродота, должна была служить
наглядной иллюстрацией к излюбленной
идее великого историка о зависти богов,
преследующей всякого выдающегося человека.
Образцом
исключительной предприимчивости и
хитроумия, вообще свойственных тиранам,
тот же Геродот склонен был
считать знаменитого правителя
Афин Писистрата. В один прекрасный день
он предстал перед афинянами, весь израненный,
в повозке, запряженной также пораненными
мулами, и с помощью этой хитроумной уловки
сумел убедить своих простодушных сограждан
в том, что его жизни угрожает серьезная
опасность, добился, чтобы народ выделил
ему в качестве охраны триста человек,
вооруженных дубинами, и затем с их помощью
захватил акрополь, став таким образом
тираном. В другой раз, когда ему вновь
пришлось бороться за отнятую у него власть,
Писистрат, по словам Геродота, сыграл
на суевериях толпы и обставил свое очередное
вступление в Афины как своеобразный спектакль:
перед ним по улицам города ехала на колеснице
высокая и статная женщина в полном вооружении,
изображающая саму богиню Афину. Таким
способом тирану удалось уверить народ
в том, что ему покровительствует верховное
божество афинского государства, и доверчивые
афиняне вновь признали его своим властителем.
Незаурядность
личности тирана проявлялась не только
в его способности захватить
и удерживать власть над полисом,
а в некоторых случаях и
передать ее своим наследникам, но и
в его манере себя вести. Дворы
многих греческих тиранов славились
своим блеском и роскошью, в
которых они явно пытались соперничать
с царями Вавилона, Лидии, Египта и
другими восточными владыками. Свои
полисы тираны украшали великолепными
зданиями храмов. Так, при Писистрате
на афинском акрополе был воздвигнут новый
большой храм Афины — так называемый Гекатомпедон
(«Стофутовый»). Привлеченные слухами
о чрезвычайной щедрости тиранов, к их
дворам стекались со всей Греции прославленные
поэты и художники. Репутацией завзятых
меценатов пользовались тот же Писистрат,
его сыновья Гиппий и Гиппарх и некоторые
другие тираны, как архаического периода,
так и более позднего времени. Многие тираны
не скупились на расходы, устраивая роскошные
празднества для народа, хотя издержки
на их устройство они покрывали в основном
за его же счет. При Писистрате в Афинах
впервые начали справлять праздник Великих
Дионисий. На одном из этих празднеств
в 533 г. до н. э. актер и драматург Феспид
поставил первую в истории греческого
театра трагедию. Все эти жесты, посредством
которых тираны выставляли напоказ свою
«царственную щедрость» и необыкновенную
широту натуры, несомненно, должны были
импонировать народу и сужали их фигуры
ореолом почти божественного величия,
хотя, поступая таким образом, тираны лишь
следовали древней аристократической
традиции демонстративного потребления
богатства, стремясь сказать, что в богатстве,
как и в могуществе, им нет равных.