Новеллы о тиранах в "Истории" Геродота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 23:49, реферат

Описание работы

Таким образом, «История» Геродота является достоверным источником по многим вопросам. При изучении старшей тирании соответствующие новеллы в «Истории» являются одними из основных источников.
Вопросы, поставленные в данной работе:
Что представляла собой тирания в Древней Греции и что сообщает нам Геродот о тиранах 7-6 вв.;
В чем заключается проблема интерпретации новелл Геродота;
Как относился Геродот к тирании.

Файлы: 1 файл

Геродот.docx

— 44.24 Кб (Скачать файл)

Введение

     «История» Геродота стоит между произведениями логографов и посвященного Пелопонесской  войне трудом Фукидида, в котором  исторический жанр достиг наивысшего развития. Впервые логографами назвал Фукидид своих предшественников и современников, пишущих более  для услаждения слуха, нежели для  установления истины. Произведений логографов не сохранилось, однако остались цитаты и комментарии к ним, из которых можно установить, что:

     во-первых, сочинения логографов являлись в  большей мере художественными, нежели научными источниками, так как авторы стремились придать своему рассказу художественную форму;

     во-вторых, эти сочинения излагали историю  отдельных местностей Эллады;

     в-третьих, произведения содержали в себе множество  отступлений на мифологические, географические и этнографические темы;

     в-четвертых, логографы давали рационалистическое толкование мифов;

     в-пятых, они опирались на обширный эпический и фольклорный материал.

     С одной стороны, труд Геродота принципиально  ни чем не отличался от сочинений  его предшественников, разве что  масштабом проделанной работы и  художественным даром. Но, с другой стороны, Геродот поставил себе задачу объяснить причины греко-персидской войны и сохранить в памяти потомков деяния эллинов и «варваров», так как славные подвиги не являются монополией какого-либо народа. Поэтому, Геродот по справедливости, с легкой руки Цицерона, получил титул «отца истории».

     «История» Геродота делится на девять частей, каждой из которых дано имя музы. Такое деление было введено александрийскими комментаторами.  Книги 1-5 глава 28 содержат предысторию греко-персидских войн и основаны на фольклорном и этнографическом материале. С книги 5 главы 29 идет описание самой войны от Ионийского восстания до Платейской битвы.

     В Древней Греции не было традиции составления  биографий историков, и потому сведения об их жизнях крайне скудны. Первым биографии  историков (в число которых вошел  и Геродот) дал александрийский  ученый Гермипп в своем труде «Bios». Факты о жизни Геродота он почерпнул из «Истории».

     У Дионисия Галикарнасского мы находим  такие сведения о Геродоте: родился  незадолго до Персидской войны и  прожил до Пелопонесской. У Свиды же более подробный и обстоятельный рассказ: от него мы узнаем, что Геродот из Галикарнасса, выходец знатного рода, из-за Лигдамида, третьего галикарнасского тирана, переселился в Самос, где и научился ионийскому наречию и написал «Историю» в девяти книгах. (Надо отметить, что эти данные не совсем верны, что будет рассмотрено далее.)

     Вернувшись  в Галикарнасс из изгнания, он «сам изгнал тирана, но, увидев, что граждане его ненавидят, отправился в Фурии, колонию, основанную афинянами», где и скончался. Затем, Свида сообщает нам, что некоторые утверждают, что Геродот скончался в Пелле (Македония) при дворе царя Аминты (ученые считают, что в источнике пропущено два слова, а именно «Александра, сына»).

     Эпитафия  на могилу Геродота сообщена Стефаном Византийским: мы узнаем, что Геродот  «вырос в отчизне дорийской, но, чтоб избежать поношенья, сделал Фурии он новой отчизной себе».

     Геллий в своем произведении «Аттические ночи» сообщает, что в начале Пелопонесской войны Геродоту было 53. Также утверждает и Памфилия, писательница времен Нерона. Таким образом вычислили, что приблизительная дата рождения Геродота – 484 год, но стоит учитывать тот факт, что при вычислении года рождения великих людей греки брали самое значительное событие в его жизни (здесь – основание Фурии в 443 году) и отсчитывали от этой даты сорок лет.

     Геродот много путешествовал, в том числе  по восточном части Средиземного моря, был в Египте, Вавилонии, Сирии, Ольвии, Тире (Финикия), различных городах Малой Азии и прилежащих островах (сравнивает достопримечательности Финикии, Египта, Скифии со сходными достопримечательностями Лесбоса, Геллеспонта, Сард).  Провел долгое время в Дельфах, где изучал дельфийские предсказания и идеологию жрецов (между прочим, в «Истории» прослеживается сильная дельфийская тенденция прославить и обелить дельфийский оракул, снять с него подозрение в сочувствии к персам).

     Т. к. Геродот бывал только в сферах греческого и персидского влияния, то в основном материал о разных странах относится к фольклору.

     Якоби датирует путешествия Геродота периодом 455-447 гг. Цель странствований неизвестна: была ли это торговая деятельность или просто любознательность?

     Примерно  в 447 году Геродот прибывает в  Афины и сближается с кружком Перикла. Пребывание в Афинах произвело на него неизгладимое впечатление: ряд фактов в «Истории» освещен с афинской точки зрения. В 443 году он переезжает из Афин в Фурии, где «История» выходит в окончательном виде.

     Под конец жизни Геродот, по некоторым  источникам, совершает путешествие в Македонию через Фракию и находится при дворе царя Аминты или Александра.

     «Историю» Геродот закончил в промежутке между 431 и 425 гг. (установлено Якоби), так как он знает о выселение жителей Эгины в 431 г., но не упоминает об их истреблении в 424 г., и кроме того, ничего не сообщает о персидском царе Дарие, правившем с 425 г. Значит, Геродот умер в промежутке между 431-425 гг. 

     Из-за обилия фантастических деталей, почерпнутых из фольклора и художественности рассказа Геродота еще с древности обвиняли в искажении истины. Одним из первых хулителей является Ктесий, врач при персидском дворе на рубеже 5-4 веков. Греческий историк и моралист 1 века н.э. Плутарх в сочинении «О злокозненности (злонравии) Геродота» критикует «Историю» и обвиняет автора в том, что он намеренно выставляет людей низкими, тогда как надо писать о благородных подвигах и т.д. В 16 веке «Историю» перевел итальянских гуманист Валла, и, таким образом, она открылась для европейской науки. Однако, вплоть до конца девятнадцатого века ученые проявляли зачастую враждебное отношение к труду «отца истории». Переломным моментом стало исследование Оветта, восстановившее доверие к вышеозначенному труду. Якоби дал критическую оценку всем теориям, объяснявшим происхождение и значение труда Геродота. Работы Гранди, Комайера, Хигнетта опровергнули  обвинения против Геродота в недобросовестности описания битв, являвшейся следствием его неопытности в военном деле.

     В русской историографии следует выделить Ф.Г. Мищенко, дающего в своих исследованиях очерк религиозно-нравственных воззрений Геродота. Советский историк С.Я. Лурье в своей работе трактовал мировоззрение Геродота и причины тенденций в «Истории», которые в древности считались непатриотичными. Работа А. И. Доватура посвящена проблеме научного стиля «Истории» и его взаимоотношении с фольклорным стилем.

     Таким образом, «История» Геродота является достоверным источником по многим вопросам. При изучении старшей тирании  соответствующие новеллы в «Истории»  являются одними из основных источников.

     Вопросы, поставленные в данной работе:

  1. Что представляла собой тирания в Древней Греции и что сообщает нам Геродот о тиранах 7-6 вв.;
  2. В чем заключается проблема интерпретации новелл Геродота;
  3. Как относился Геродот к тирании.

     Глава первая.

     Тирания в Древней Греции и тираны у Геродота.

     Тиранами  в Древней Греции называли правителей, захвативших власть насильственным путем и правивших единолично. Слово тиран не характеризовало нравственные качества правителя, а лишь указывало на способ получения власти. Таким образом, по своему значению тиран как понимали его древние греки ближе к нашему слову «узурпатор». Стремясь укрепить свой авторитет, тираны выступали в роли меценатов, проявляли заботу об экономическом состоянии демоса, правосудии, что впоследствии привело к укреплению демократических элементов. Только в Сиракузах в 4 веке тирания превратилась в военную диктатуру.

     Греки видели в тирании триумф сильной, неординарной и одаренной личности, прокладывающей себе путь к цели, не считаясь с преградами и волей  богов.

     Ученые  выделяют несколько типов греческой  тирании: раннегреческую (или старшую), проперсидскую в завоёванных персами греческих городах Малой Азии и на островах Эгейского моря; позднегреческую (или младшую).

     Раннегреческая тирания возникла в период становления полисов (7—6 вв. до н. э.) и получила распространение в экономически развитых районах Греции. Тираны, пришедшие к власти с помощью вооружённой силы, опирались на поддержку демоса. Обычно реформы были направлены против родовой аристократии. Тираны периода: Кипсел и Периандр в Коринфе; Феаген в Мегаре; Фрасибул в Милете; Писистрат в Афинах; Гелон, Гиерон I, Фрасибул в Сиракузах.

     Проперсидская тирания существовала в период завоевания персами греческих городов Малой Азии и островов (конец 6 в. до н. э.). Тиранами становились персидские наместники из представителей олигархических кругов. Тираны эпохи: Силосонт на Самосе, Кой в Митилене и др.

     Позднегреческая тирания возникла в конце 5 в. до н. э. в результате борьбы верхушки полиса с разорявшимися слоями демоса. Осуществлялась предводителями наёмных отрядов и привела к ликвидации полисных республик. Тираны эпохи: Дионисий I Старший, Агафокл и др. в Сиракузах; Ликофрон и Ясон в Фессалии; Маханид и Набис в Спарте и др.

     В сохраненных греческой исторической традицией биографиях тиранов нашла  свое воплощение вообще характерная  для греческого менталитета вера в жизненный успех как высшее предназначение человека. В характере  типичного тирана, такого, каким  его изображает, например, Геродот  в целой серии исторических новелл о тиранах старшего поколения, живших в VII—VI вв. до н. э., обращают на себя внимание три основные черты: редкая удачливость, исключительная предприимчивость и  изобретательность и ярко выраженная необычность поведения. Все это придает тирану определенное сходство с мифическим или сказочным героем, резко выделяя его среди толпы простых смертных. 

     В начале жизненного пути тирана удача  почти неизменно сопутствует  ему, а некоторые обстоятельства его биографии позволяют видеть в нем своего рода избранника богов. Его рождению нередко предшествуют всякого рода чудесные знамения. О  его появлении на свет возвещают  многозначительные прорицания божества. Едва родившись, он чудесным образом  спасается от гибели. Так, например, был спасен младенец Кипсел, будущий тиран Коринфа, спрятанный своей матерью в ларце-кипселе (отсюда будто бы и происходит его имя) и благодаря этому избежавший смерти от рук подосланных к нему убийц. Одним из самых удачливых людей своего времени считался тиран о-ва Самоса Поликрат (вторая половина VI в. до н. э.). О его карьере довольно подробно рассказывает Геродот: «Он заключил договор о дружбе с Амасисом, царем Египта, послал ему дары и получил ответные подарки. Вскоре за тем могущество Поликрата возросло, и слава о нем разнеслась по Ионии и по всей Элладе. Ведь во всех походах ему неизменно сопутствовало счастье. У него был флот в сто 50-весельных кораблей и войско из 1000 стрелков. И с этой военной силой Поликрат разорял без разбора земли друзей и врагов... Так-то Поликрату удалось захватить много островов и много городов на материке...». В дальнейшем, однако, стало ясно, что благосклонность богов к тирану Самоса была всего лишь коварно подстроенной западней. В упоении от своей необычайной удачливости Поликрат совершенно забыл о всякой осторожности. Чтобы еще раз испытать судьбу, он бросил в море самый ценный из своих перстней, и тот вновь вернулся к тирану в брюхе большой рыбы, выловленной у берегов Самоса. За все выпавшее на его долю счастье Поликрат заплатил страшной ценой. Персидский наместник Лидии (западная часть Малой Азии) Оройт заманил его в свою столицу Сарды под предлогом переговоров и, предав мучительной казни, велел распять его тело на кресте. По мнению некоторых ученых, эта поучительная история, как и многие другие логосы (вставные новеллы) в книге Геродота, должна была служить наглядной иллюстрацией к излюбленной идее великого историка о зависти богов, преследующей всякого выдающегося человека. 

     Образцом  исключительной предприимчивости и  хитроумия, вообще свойственных тиранам, тот же Геродот склонен был  считать знаменитого правителя  Афин Писистрата. В один прекрасный день он предстал перед афинянами, весь израненный, в повозке, запряженной также пораненными мулами, и с помощью этой хитроумной уловки сумел убедить своих простодушных сограждан в том, что его жизни угрожает серьезная опасность, добился, чтобы народ выделил ему в качестве охраны триста человек, вооруженных дубинами, и затем с их помощью захватил акрополь, став таким образом тираном. В другой раз, когда ему вновь пришлось бороться за отнятую у него власть, Писистрат, по словам Геродота, сыграл на суевериях толпы и обставил свое очередное вступление в Афины как своеобразный спектакль: перед ним по улицам города ехала на колеснице высокая и статная женщина в полном вооружении, изображающая саму богиню Афину. Таким способом тирану удалось уверить народ в том, что ему покровительствует верховное божество афинского государства, и доверчивые афиняне вновь признали его своим властителем. 

     Незаурядность личности тирана проявлялась не только в его способности захватить  и удерживать власть над полисом, а в некоторых случаях и  передать ее своим наследникам, но и  в его манере себя вести. Дворы  многих греческих тиранов славились  своим блеском и роскошью, в  которых они явно пытались соперничать  с царями Вавилона, Лидии, Египта и  другими восточными владыками. Свои полисы тираны украшали великолепными  зданиями храмов. Так, при Писистрате на афинском акрополе был воздвигнут новый большой храм Афины — так называемый Гекатомпедон («Стофутовый»). Привлеченные слухами о чрезвычайной щедрости тиранов, к их дворам стекались со всей Греции прославленные поэты и художники. Репутацией завзятых меценатов пользовались тот же Писистрат, его сыновья Гиппий и Гиппарх и некоторые другие тираны, как архаического периода, так и более позднего времени. Многие тираны не скупились на расходы, устраивая роскошные празднества для народа, хотя издержки на их устройство они покрывали в основном за его же счет. При Писистрате в Афинах впервые начали справлять праздник Великих Дионисий. На одном из этих празднеств в 533 г. до н. э. актер и драматург Феспид поставил первую в истории греческого театра трагедию. Все эти жесты, посредством которых тираны выставляли напоказ свою «царственную щедрость» и необыкновенную широту натуры, несомненно, должны были импонировать народу и сужали их фигуры ореолом почти божественного величия, хотя, поступая таким образом, тираны лишь следовали древней аристократической традиции демонстративного потребления богатства, стремясь сказать, что в богатстве, как и в могуществе, им нет равных. 

Информация о работе Новеллы о тиранах в "Истории" Геродота