Новые веяния Петра 1 в области культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:11, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ преобразований касающихся Петра I в области культуры. Задачей работы было проследить, какие конкретно реформы были проведены, на чём были основаны, насколько глубоко затронули общественную жизнь, какие положительные и отрицательные стороны в этих преобразования и почему.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. Культура Петровского времени
1.1 Реформы в области политики
1.2 Реформы в области науки и образования/
1.3 Реформы в области просвещения.
1.4.Реформы в области архитектуры, скульптуры, живописи
ГЛАВА II.Быт Петровского времени
2.1.Реформа летоисчисления.
2.2 Перемена платья и брадобритие.
2.3 Интересы женщин.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

      Школа не ставила себе задачу воспитания и общего образования, а имела  в виду главным образом техническую  выучку для профессиональных целей. Лишь поневоле, поскольку для технической  выучки всё-таки необходимы были элементарные познания, школа приобрела до некоторой степени общеобразовательный характер.

      Хотя  царь и радел всей душой о школе, но «учить и учиться было тяжело…  недоставало необходимых учебных  пособий…педагогические приёмы были недопустимы». Действительно, иноземные учителя преподавали на своём родном языке русским ученикам, едва начинавшим знакомиться с иностранными языками.

        Петровская система угроз, штрафов  и тяжких наказаний нашла свое  отражение и в школе. За большие  проступки учеников били плетьми,  за прогулы, или «неты», взимались непосильные штрафы. За побег из школы ученику грозила смертная казнь, а родным за их ходатайства полагались каторжные работы. Поэтому неудивительно, что хроническим недугом русского просвещения стал побег учеников из школы.

      В 1705 г. основана была гимназия Глюка. Это была «первая попытка завести светскую общеобразовательную школу в нашем смысле слова…однако попытка преждевременная, оставившая после себя смутную память»

      25 февраля 1705 года был издан указ: « Для общия всенародныя пользы учинить на Москве школу, а в той школе бояр, и окольничих, и думных, и ближних, и всякого служилого и купецкого чина детей их, которые своею охотою приходить и в тое школу записываться станут учить греческого, латинского, итальянского, французского, немецкого и иных разных языков и философской мудрости; а за то ученье с тех учеников денежного и никакого в его государеву службу взятья не будет».   Таким образом, Гимназия должна была стать первой светской общеобразовательной школой для всех сословий. Помимо уже упомянутых предметов, Глюк обязался обучать юношей «географии, ифике, политике, латинской риторике с ораторскими упражнениями, языкам: еврейскому, сирийскому и халдейскому; танцевальному искусству и поступи немецких и французских учтивств…».

        Стремясь увеличить количество учеников, то есть будущих просвещённых людей, способных послужить на благо преобразовательской деятельности Петра, в школу стали принимать людей даже низкого положения: детей беспоместных дворян, солдат, посадских людей. Ученикам назначено было определённое жалованье, увеличивающееся по мере перехода из класса в класс. Но несмотря ни на это, ни даже на освобождение от военной службы, Гимназия не упрочилась. Требовались не образованные люди, а переводчики Посольского приказа. Детей всех сословий больше привлекали в качестве общеобразовательных духовные школы. Школа просуществовала до 1715 г. и передала эстафету открывшейся в Петербурге Морской Академии.

        В петровское время юноши, закончив учебу к пятнадцати годам, обязаны были поступить на военную или гражданскую службу. Дворян на службу принимали по их годности, принимая во внимание внешний вид, способности, происхождение и состоятельность. По требованию Петра дворяне начинали служить с “фундаменту”, т.е. в армии и на флоте - рядовыми, в гражданском учреждении - низшим чиновником.

      Время от времени царь устраивал в Москве или Петербурге смотры служивших  и неслуживших взрослых дворян и  недорослей, и нередко сам распределял  их по полкам и школам, а также  определял, кому учиться в России, а кому за границей. При Петре появился обычай посылать дворян учиться за границу. Для многих это было тяжелым испытанием: будущий известный дипломат Петр Толстой отправился учиться в Италию в 52 года, будучи уже дедушкой. Во Франции русские гардемарины голодали, т.к. жалованье приходило с большим опозданием. Царь был тверд в своем намерении заставить дворян учиться.

      Во  время второго заграничного путешествия  в 1717 г. Ему было присвоено звание почетного члена французской  Академии наук. Задумал Петр создать  и Российскую академию. В 1724 г. он подписал указ о ее основании: ”…учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили бы книги ”   В отличие от иностранных Академия в Петербурге, была не добровольным обществом учёных, а государственным учреждением. Это давало ей твёрдый государственный бюджет, но, с другой стороны, определяло её зависимость от бюрократических порядков в стране. Учёным часто приходилось прерывать свои занятия, чтобы организовывать фейерверки для придворных торжеств или сочинение поздравительных од.

        У многих современников возникали  поэтому сомнения в пользе  такого учреждения. Однако в пользу  Академии говорит тот факт, что  из её стен вышли такие учёные, как С.П. Крашенинников, И.И.  Лепёхин, долгие годы здесь преподавал Леонард Эйлер. Нельзя отрицать влияния Академии на развитие и распространение научных знаний, причём не только таких, которые дают немедленную практическую пользу. Публичные торжества с речами, посвящёнными науке, публичные лекции и демонстрации опытов, книги - переводные и оригинальные - всё это имело огромное значение в развитии русской культуры. «Вера в чудодейственную силу образования, которой проникнут был Пётр, его благоговейный культ науки насильственно зажёг в рабьих умах искру просвещения» - пишет Ключевский.

      Такая «искра просвещения» зажглась в умах и молодых дворян, посылаемых массами  за границу для обучения. Ученики  из дворян, рассеянные по центральным  городам Европы, учились в местных  академиях рисованию, навигации, механике, инженерному делу, артиллерийскому искусству, кораблестроению, танцам, фехтованию, ремёслам. Таким образом Пётр пытался вывести русских людей из косного состояния, сделать из них разносторонне образованных личностей, европейцев. Но, возвращаясь домой, они с легкостью сбрасывали с себя бремя знаний, впитывая в себя лишь заграничные пороки, которые, естественно, вели к распущенности. И тем не менее, начало было положено: дворянин так или иначе приучал себя к процессу выучки, и кроме того, волей-неволей выводил свой кругозор за пределы собственного дома.

      Что было особенно важным, что Российская академия находилась на содержании государства, в то время как иностранные  академии вынуждены были сами изыскивать средства для существования. Петр ассигновал на Академию наук 25 тысяч рублей в год и обещал академикам “довольное жалованье”, квартиру, дрова, свечи. Самих же академиков приглашали из-за границы. В их числе были ученые с мировым именем - математики Леонард Эйлер и Даниил Бернулли. Впоследствии Эйлер, автор более 800 работ, признавался: ”я всем обязан своему пребыванию в Петербургской Академии”. В состав Академии помимо научно-исследовательской части входили библиотека, Кунсткамера, обсерватория, типография, анатомический театр, ботанический сад и граверная палата. Академический университет явился первым светским учебным заведением с тремя факультетами: юридическим, медицинским, философским. Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему светскому образованию в России.

      В 1722 г. была введена “Табель о рангах”, в соответствии с которой различались три вида службы : военная, штатская и придворная. Первые две делились на 14 рангов или классов. На военной службе низшим чином считался фендрик, позже прапорщик или корнет, высшим - генерал-фельдмаршал. На гражданской - коллежский регистратор и действительный тайный советник, или канцлер. Петр стремился пополнять ряды дворян за счет талантливых выходцев из других сословий. Недворянин, дослужившийся до прапорщика в армии, автоматически получал потомственное дворянство. “Табель о рангах” уравняла старое родовитое дворянство, кичившееся своим происхождением, и новую, безродную знать.

      Реформы в области просвещения.

      Для школ и для распространения сведений нужны были печатные книги. Во время  пребывания в Голландии Пётр познакомился с семьёй Тессингов, один из которых, Ян, добился у царя привилегии на заведение русской типографии. В его типографии печатались книги математические, архитектурные, книги по городостроению, различная художественная литература. Пётр требовал, чтобы в книгах, которые будут выходить из этой типографии, не говорилось ничего предосудительного о России. И хотя дело не пошло на лад, начало было положено. Стали появляться новые типографии.

      В конце 1702 г. (точная дата неизвестна) произошло событие , значение которого трудно переоценить: вышел первый номер первой русской печатной газеты “Ведомости”. Первый дошедший до нас номер, датированный 2 января 1703 г., вышел большим для своего времени, тиражом - около 1000 экземпляров. Петр сам выбирал известия для публикаций. Через два-три дня по получении заграничной почты выходил номер «Ведомостей», публиковавший выдержки из иностранных газет из разных городов Европы. Российские новости доставляли из приказов в Печатный двор. В № 1, сообщалось, например, что в Москве увеличивается количество школ. В середине года в них публикуется уже известие из «новыя крепости Петербурга»

      Первая  русская печатная газета мало чем  походила на современную, и представляла из себя 4 небольших листка бумаги, собранные  в тетрадь, размером чуть больше ладони взрослого человека. На Красной площади каждого прочитавшего номер “Ведомостей” угощали бесплатным обедом. Так власти пытались приобщить народ к чтению газет.

      Важным  нововведением в книжном деле была реформа шрифта. Оно имело большое положительное значение: «типографский шрифт становился показателем известного порядка идей и знаний, символом миросозерцания»  

      В 1708 году книги недуховного содержания стали печатать новым, гражданским  шрифтом, сближенным по начертанию букв с латинским. Перемена эта выросла из практики печатного дела. За восемь столетий существования в России Кирилловского алфавита многие литеры стали лишними для языка, отошедшего в произношении от славянского. Вся тяжеловесность славянского шрифта резко контрастировала с более изящной латиницей, что не мог не оценить Пётр во время заграничных поездок.

       1 января 1708 г. был издан указ  о начале печатания книг новым шрифтом.. В нём отсутствовали буквы Наш, Зело, От, Пси, Кси,Ук Омега, Ижица и титла. Остальные буквы получили современное начертание  

      ..Первой  напечатанной новым шрифтом книгой  стала «Геометриа славенски землемерие»,  которая печаталась с рукописи, испещрённой собственноручными  пометками царя. Новый шрифт устанавливался  постепенно, лишь к 1710 году было установлено окончательное единообразие шрифта.

        Петр прекрасно понимал, что без книг невозможно распространение знаний, поэтому всячески способствовал их печатанию. В 1700 г. была выдвинута целая программа издания книг. Петр часто сам указывал, какую книгу следует перевести на русский язык. При этом он давал такие рекомендации переводчикам: «Не столь важно придерживаться близости к тексту, сколь важно передать его главное содержание».

        В петровское время книги даже  стали оформлять по-новому: нумеровать страницы цифрами, ввели титульный лист, оглавление, предметный и именной указатели, в книгах появились чертежи и иллюстрации. Тексты стали разбивать на абзацы. Изменился также и формат книг - книги нового времени были невелики по размеру. В 1708 г. по указанию Петра были напечатаны первые карманные книги. За первую четверть 18 века книг вышло больше, чем за 150 предшествующих лет.

      В помощь обществу, не имевшему никакого опыта светской жизни, была издана переводная книжка «Юности честное зерцало  или показание к житейскому обхождению», в которой излагались правила поведения в обществе, необходимые, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Эта книга стала воспитательницей общественного чувства русского дворянина. Однако некоторые историки считают это сочинение «ничтожной немецкой книжонкой», тем не менее признавая, что она давала наставления, которые для молодого русского дворянина были полезными, хотя и трудными для усвоения. Например, после традиционных христианских наставлений чтить отца и мать, следовали такие новые откровения как: «без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком, и ниже с сердца или с задору говорить, не якобы сумасброды», «неприлично руками и ногами по столу везде колобродить, но смирно вести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, а не избоченясь сидеть».

        Но виден в этой книжке и   большой отрицательный момент: книга  эта, помимо полезных, давала русскому  дворянину такие наставления, которые должны были ещё больше обособить господствующее сословие от других классов: «особенно любезны были «младым отрокам» советы не говорить между собою по-русски, чтобы не поняла прислуга и их можно было отличить от незнающих болванов, со слугами не сообщаться, обращаться с ними недоверчиво и презрительно, всячески их смирять и унижать».

      Такие рекомендации, действительно, могли  воспитывать общественное чувство  дворянства, но только в самом отрицательном  смысле, прививая им чувство превосходства и пренебрежения к другим сословиям.

      Рост  выпуска книг, большой интерес  к знаниям стимулировали и  развитие библиотечного дела. В 1714 г. в Петербурге была основана публичная  библиотека. В 1725 г. библиотека насчитывала 11 тысяч книг, включая древние. Существовало в Петровские времена и немало личных библиотек. Более полутора тысяч книг было и у самого Петра. В основном это были издания необходимые царю в повседневной работе, три четверти собрания составляли книги нерелигиозного содержания. Большинство из них имели отношение к морскому делу, военному искусству, истории, архитектуре и садово-парковому делу.

      В центре внимания светской культуры Петровского  времени главенствует человек. В средневековой культуре он играл второстепенную роль, по сравнению с богами или святыми. Особенно это проявилось в литературе. Среди читающей публики пользуются популярностью небольшие приключенческие истории. Произведения как в зеркале отражают свою эпоху и ее героев - умных, смелых образованных, везде добивающихся успеха.

      Таким же «домашним образовательным средством» называется и театр. Театр являлся  одним из «могущественных средств  для народного развития».

      Ещё царь Алексей Михайлович выписывал  в Москву иноземные, в частности  немецкие, труппы, однако сценические  представления давались лишь для потехи государя; заслуга Петра состояла в том, что он попытался ввести театр в народное употребление. В 1702 году в Москву выписана была странствующая немецкая труппа под руководством Иоганна Куншта, актёра и драматурга. Как при Алексее Михайловиче подьячих отсылали в обучение актёрскому мастерству, так и теперь набирали подьячих из разных приказов и отдавали Куншту, который обязался их «всяким комедиям учить с добрым радением и со всяким откровением».

        Принципиальная разница между  театром Петра и его отца  заключалась в том, что при  Петре впервые построен был  общедоступный театр на Красной  площади, где два раза в неделю  давали представления.

Информация о работе Новые веяния Петра 1 в области культуры