Нравственная и культурная жизнь дворянства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:39, реферат

Описание работы

Реформы Петра I коснулись всех сфер общественной жизни. После Петровских преобразований произошли коренные изменения в стране, в жизни общества в целом, в жизни отдельных сословий. Появляется новое сословие – дворянское. Пётр повёл решительное наступление на старую боярскую аристократию, сделав своей опорой дворянство, которое кардинально отличается от дворянства XVII века.
Поэтому целью данной работы будет показать, что собой представляло дворянство после реформ Петра, что теперь вкладывалось в это название.

Содержание работы

Введение 1
Глава 1.Государственная служба 4
Глава 2.Хозяйственная жизнь русского дворянства 4
Глава 3.Нравственная и культурная жизнь дворянства 4
1.1 Религиозность 2
1.2 Воспитание и образование 2
Заключение 1
Список литературы и источников 1

Файлы: 1 файл

реферат история.doc

— 1.81 Мб (Скачать файл)


Содержание

Введение              1

Глава 1.Государственная служба              4

Глава 2.Хозяйственная жизнь русского дворянства              4

Глава 3.Нравственная и культурная жизнь дворянства              4

1.1 Религиозность              2

1.2 Воспитание и образование              2

Заключение              1

Список литературы и источников              1

Приложение              1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Что такое дворянство? Потомственное сословие народа высшее, то есть награжденное большими преимуществами касательно собственности и частной свободы».

Дворянство в России возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина.

Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Дворяне брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений.

Реформы Петра I коснулись всех сфер общественной жизни. После Петровских преобразований произошли  коренные изменения в стране, в жизни общества в целом, в жизни отдельных сословий. Появляется новое сословие – дворянское.  Пётр повёл решительное наступление на старую боярскую аристократию, сделав своей опорой дворянство, которое кардинально отличается от дворянства XVII века.

Поэтому целью данной работы будет показать, что собой представляло дворянство после реформ Петра, что теперь вкладывалось в это название.

Для этого нам нужно будет рассмотреть службу дворянства, хозяйственную жизнь русских дворян, повседневную, нравственную и культурную жизнь дворянства в эпоху дворцовых переворотов, царствования Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II и Павла I.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ литературы и источников

Нами было использовано достаточно большое количество литературы. В первую очередь нужно отметить работу историка советского периода Троицкого С.М. в труде «Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке». В монографии подробно исследована история разработки одного из важнейших законодательных актов — Табели о рангах, укреплявшей социально-политическую базу абсолютизма в России. В книге показан сложный состав российской бюрократии XVIII в., верхи которой рекрутировались по преимуществу из дворянской среды, а низшие звенья заполняли выходцы из других сословий. Автор обрисовал социальное, имущественное и служебное положение чиновничества, что позволило установить, что принцип выслуги, заключенный в «Табели о рангах» Петра I, проводился на практике независимо от политических бурь середины столетия. В работе вскрываются основные тенденции в социальной эволюции бюрократии в

XVIII в. с привлечением обширного архивного материала.

В работе историка Фаизовой И.В. «Манифест о вольности и служба дворянства в XVIII столетии» говорилось о том, что дворянство изначально формировалось как привилегированное сословие. У  дворян было огромное количество возможностей обойти по службе выходцев из непривилегированных сословий. А также, Фаизова говорит о том, что характер и условия службы определял имущественный статус, то есть и в этом плане у дворянства было гораздо больше шансов. Но, как отмечает автор, внутри дворянского сословия тоже «различные имущественные группы имели неодинаковые возможности продвижения по службе».

Также необходимо рассмотреть работу Лотмана Ю.М. «Беседы о русской культуре». Она погружает читателя в мир повседневной жизни русского дворянства XVIII — начала XIX века. Мы видим людей далекой эпохи в детской и в бальном зале, на поле сражения и за карточным столом, можем детально рассмотреть прическу, покрой платья, жест, манеру держаться. Вместе с тем повседневная жизнь для автора — категория историко-психологическая, знаковая система, то есть своего рода текст. Он учит читать и понимать этот текст, где бытовое и бытийное неразделимы.

Еще одна, не менее значимая работа – это работа Кириченко О.В. «Дворянское благочестие XVIII века». Книга впервые всесторонне и полно повествует о месте православной веры в жизни русских дворян. Построенная на обширном документальном материале, она содержит подробные этнографические сведения о религиозном быте, укладе, обычаях православных дворян. Автор предлагает заново осмыслить многие узловые события эпохи.

И наконец, Основным разработчиком методологических основ изучения усадеб стала Л.В.Иванова. Именно ей принадлежит глубокое научное обоснование междисциплинарности усадьбоведения в работе «Русская усадьба и опыт ее изучения в 1920-е годы», в котором русская усадьба описывается, как единое целостное историческое явление во взаимосвязи всех компонентов усадебной жизни (хозяйство, архитектура, искусство, культура, быт, люди).

Все работы, которые мы рассмотрели, в основном посвящены проблеме появления дворянства при Петре I и последующем развитии, а также проблеме дворянской службы, чтобы представить четкий и целостный образ русского дворянства.


Глава 1. Государственная служба

В XIII веке дворянское сословие отличалось от всех обязательностью государственной службы. Как говорил Ключевский В.О. ««Это было собственно военное сословие, считавшее своею обязанностью оборонять отечество от внешних врагов…».

С самых петровских реформ служба для дворянства была обязательной. Табель о рангах утверждена 24 января (4 февраля) 1722 года императором Петром I, установившая строгую иерархию должностей и чинов гражданского, военного и придворного ведомств, а также закрепившая принцип продвижения чиновников по служебной лестнице в зависимости от личной выслуги, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.[1]

«Табель о рангахъ всехъ чиновъ, воинскихъ, статскихъ и придворныхъ, которые въ которомъ классе чины; и которые въ одномъ классе»— Пётр I 24 января 1722 г. (см прил.1)

Пётр лично принимал участие в редактировании закона, в основу которого легли заимствования из «расписаний чинов» французского, прусского, шведского и датского королевств. Собственноручно исправив черновой проект, Пётр подписал его 1 февраля 1721 года, но повелел перед опубликованием внести его на рассмотрение Сената. Кроме Сената табель о рангах рассматривалась в военной и в адмиралтейской коллегии, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о введении в табель и древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения. В окончательной редакции табели о рангах принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов.

Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин.

Петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности, однако позже должности из «Табели» упразднялись и в конце XVIII века некоторые исчезли вовсе. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном — переходе в высшее дворянское сословие.

Петровская «Табель о рангах» менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.

Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона. Но в основном она была принудительной «…в военную службу охотою никто не хотел, а записывали дворянских детей с принуждением…».

Детей после обучения грамоте и достижения совершеннолетнего возраста приводили на смотр «…а по рассмотрении Сената, по желанию каждого недоросля, отсылали записываться в школы или службу, куда кто пожелает».

За службу дворяне получали оклады и жаловались им поместья, которые потом могли, в связи с определенными заслугами дворянина, жаловаться в вотчину, то есть переходить в постоянное пользование.

Параллельно с учреждением Табели о рангах создаётся Герольдмейстерская контора при Сенате, задачей которой стал учёт дворян, и очищение сословия от периодически появлявшихся самозванцев, самовольно производивших самих себя в дворяне, и рисовавших гербы. Пётр I подтверждает, что «никому, кроме нас, и других коронованных глав, не принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать».

В дальнейшем Табель о рангах подвергалась многочисленным изменениям, однако в целом дожила до 1917 года.

Возможность получения дворянства через службу создаёт массовый слой беспоместных дворян, целиком зависящих от службы. В целом, российское дворянство представляло собой крайне неоднородную среду; кроме богатых княжеских фамилий (к концу XIX века учтено около 250 родов), имелся также обширный слой мелкопоместных дворян (имевшие менее ста крепостных, зачастую — 5-6), которые не могли сами обеспечить себе достойное своего сословия существование, и надеялись только на должности. Само по себе владение имениями и крепостными не означало автоматически высоких доходов. Имели место даже и такие случаи, когда дворяне, не имея других средств к существованию, лично пахали землю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Хозяйственная жизнь русского дворянства

Каждый дворянин обладал каким-то имуществом: усадьбой (см. прил. 2), крестьянами. Количество их естественно зависело от состоятельности человека. Но это его имущество начинало интересовать его только после отставки, так как законодательство петровского времени позволяло полностью уволиться от дел лишь на основании медицинского свидетельства с санкции Военной коллегии или по именному указу, поэтому именно после отставки, на покое, дворяне всерьез начинали заниматься своим хозяйством.[2] Оно оставалось теперь единственным средством пропитания отставного дворянина. Причем, очень сложно, практически невозможно было в XVIII веке получить отставку, только в случае серьезной болезни, мешавшей дальнейшей службе. Но во все времена существовала система взяточничества, которой естественно пользовались многие.

Достаточно бедным дворянам было очень трудно пропитаться даже с помощью доставшегося ему по наследству хозяйства. Поэтому приходилось искать другие источники существования, в частности благодетелей. Второй возможностью прожить, если нет благодетелей - было прикрепление к монастырю.

Имущество дворянина передавалось ему по наследству от родственников или приходило вследствие женитьбы вместе с невестой.

Само строение дома у зажиточных дворян и не очень, отличалось, прежде всего, количеством жилых комнат. При этом за видимым разнообразием художественных форм и прихотливостью композиционных решений прочитывались определенный иерархический порядок, структурированность замкнутого на себя усадебного пространства. Исторически сложившиеся структурные элементы усадьбы, обеспечивающие единство всего комплекса, содержали в себе все существующие элементы структуры современного ей культурного мира: весь цикл жизни, проходящей внутри усадьбы, поддерживался ее внутренним пространством бытия, в котором предусматривались места проведения хозяйственных работ и праздников, культовых богослужений и повседневного обихода, парадных пространств и парковых перспектив.[3]

В жилых хозяйственных усадьбах XVIII в., где преобладали интересы домашней экономии, все же непременно существовала “парадная половина”, под которую в доме отводились лучшие помещения, а скудные представления о Версале в конце концов укладывались в пределы цветочного палисадника и садовой беседки на возвышенном месте. Зато старинные формы усадебного хозяйства были представлены очень широко — фруктовые и ягодные сады, пруды, богатые рыбой, мельницы, охотничьи “зверинцы”, конюшенные дворы и псарни, к которым чуть позднее стали примерять различные архитектурные наряды в экзотическом вкусе.


Глава 3. Нравственная и культурная жизнь дворянства

Петр внес в свою преобразовательную деятельность не одну личную энергию, но и ряд идей и задач, частью унаследованных, частью им впервые поставленных. Эти идеи и задачи сами собой складывались в довольно широкую программу. Петр хотел сделать свой народ богатым и сведущим, даже по возможности до западноевропейского уровня. Но старый уклад жизни людей еще сохранялся в сильной форме. Это выражалось в сосуществовании рядом глубокой религиозности большинства представителей сословия. Все это вместе дает очень сложный и уникальный склад характера дворянина XVIII столетия.

1.1.Религиозность

Глубокое религиозное чувство, хранение древней православной традиции были присущи после петровскому дворянству.

Религия пронизывала практически все стороны жизни человека. Если начать с образования, то можно увидеть, что основным и обязательным этапом было изучение богослужебных книг, которое следовало сразу за постижением азбуки. То есть знание службы на уровне псаломщика считалось для дворянина делом обязательным. [4]

Каждое поместье, каждый дворянин имел у себя в усадьбе домовый храм. (см.прил. 3) Домовая церковь — помещение в здании, иногда отдельная, на том же участке стоящая постройка, освященная, имеющая собств. антиминс, предназначенная для использования обитателями одного жилого дома, монастыря или учреждения. Д. Ц. устраивались при дворцах, усадьбах и частных домах при достаточном для создания прихода количестве их обитателей и их близких или в память о почитаемом члене семьи. На фасаде Д. Ц. выделялась небольшой главой, звонницей или крестом над кровлей.

При Петре I устройство домовых церквей вначале было полностью запрещено, а затем в 1722 году Святейший Синод с императорского разрешения позволил их создавать. Частые службы в нем считались основным атрибутом жизни дворянина, особенно того, который уже ушел на покой, в отставку и все время проводит у себя в поместье.

Итогом богомольной жизни непременно должна была стать тихая, мирная кончина – главная цель христианина в земной жизни, в том числе и христианина XVIII века. Таким образом, унаследованные от предков православные представления о смерти и о жизни прочно сохранялись в основной массе русского дворянства.

Информация о работе Нравственная и культурная жизнь дворянства