Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 08:22, контрольная работа
Территориальным ядром формирования русской народности и Русского государства становится Владимиро-Суздальская земля, в которой постепенно возвышается Москва, превращаясь в центр политического объединения русских земель. В XIV-XV вв. Москва стала основой объединения Руси в единое государство, центром образующей русской народности.
Введение………………………………………………………………….. с 3
1 Причины начала процесса объединения русских земель....................с 4
1.1 Начало процесса объединения русских земель…………………….с 4
1.2 Усиление Московского и Тверского княжеств……………………..с 4-6
2 Центры объединения: причины возвышения Москвы………………..с 6
2.1 Возникновение Москвы………………………………………………с 6-7
2.2 Причины Возвышения Москвы…………………………………….с 7-8
3 Роль Ивана Калиты в становлении Московского княжества……….с 8-11
4 Роль Дмитрия Донского в объединении русских земель………….с 11-12
4.1 Куликовская битва…………………………………………………с 12-13
4.2 Нашествие Тохтамыша…………………………………………….с 13-14
5 Церковь и ее роль в объединении русских земель…………………с 14-16
6 Иван III и становление Единого русского государства……………с 16-19
Заключение……………………………………………………………..с 20
Список использованной литературы………………………………….с 21
Тема: «Объединение русских земель»
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1 Причины начала процесса объединения русских земель....................с 4
1.1 Начало процесса объединения русских земель…………………….с 4
1.2 Усиление Московского и Тверского княжеств……………………..с 4-6
2 Центры объединения: причины возвышения Москвы………………..с 6
2.1 Возникновение Москвы………………………………………………с 6-7
2.2 Причины Возвышения Москвы…………………………………….с 7-8
3 Роль Ивана Калиты в становлении Московского княжества……….с 8-11
4 Роль Дмитрия Донского в объединении русских земель………….с 11-12
4.1 Куликовская битва…………………………………………………с 12-13
4.2 Нашествие Тохтамыша…………………………………………….с 13-14
5 Церковь и ее роль в объединении русских земель…………………с 14-16
6 Иван III и становление Единого русского государства……………с 16-19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….с 21
Введение
«Гордиться славою своих предков не только можно,
но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.»
Для того чтобы в полной мере понять и обосновать процессы, происходящие в политической и экономической жизни нашего общества, необходимо хорошо изучить, какой исторический путь преодолело это общество. Невозможно с уверенностью рассуждать о любом явлении, не зная истории его возникновения. Что и повлияло на актуальность моей работы. Аргументом могут послужить слова Н.Г. Чернышевского: «Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории»
Как и в Западной Европе, после периода феодальной раздробленности, на Руси в XIV-XV вв. наступает время формирования единого российского государства. Экономические и политические явления в жизни русских земель создавали объективные предпосылки для складывания единого государства. Рост феодального землевладения и заинтересованность феодалов в большем ограничении экономической свободы крестьян и подавлении растущего с их стороны сопротивления могли осуществиться только в условиях единого государства. Стремление феодалов (особенно мелких) к сильной централизованной власти служило важной предпосылкой объединения земель. Постепенно расширяющиеся экономические связи не могли успешно развиваться при сохранении раздробленности и усобиц. Это диктовало необходимость достижения политического единства.
Территориальным ядром формирования русской народности и Русского государства становится Владимиро-Суздальская земля, в которой постепенно возвышается Москва, превращаясь в центр политического объединения русских земель. В XIV-XV вв. Москва стала основой объединения Руси в единое государство, центром образующей русской народности.
Создание Русского централизованного государства - важнейший этап исторического развития нашей страны.
С ним связаны преодоление феодальной
раздробленности, объединение русских
земель под главенством Москвы и в результате
этого ликвидация татаро-монгольского
ига. Образование единого государства
создало необходимые условия для дальнейшего
экономического и политического развития
России, развития отечественной государственности
и российской правовой системы. Возросла
роль России, как в европейской, так и в
мировой истории.
С начала XIV в. дробление
русских княжеств прекращается, уступив
место их объединению. В его основе лежали
экономические причины, в частности усиление
экономических связей между русскими
землями. Отправным пунктом в развитии
феодальной экономики послужил прогресс
сельского хозяйства. Сельскохозяйственное
производство характеризуется в данный
период все большим распространением
пашенной системы, которая становится
в центральных районах страны преобладающим
способом обработки земли. Пашенная система
постепенно вытесняет подсечную. Не меньшее
значение имело постоянное расширение
посевных площадей за счет освоения новых
и ранее заброшенных земель. Растущая
потребность в сельскохозяйственных орудиях
влекла за собой развитие ремесла. Интенсивно
идет процесс отделения ремесла от сельского
хозяйства. Возникает потребность в обмене
продуктами труда между ремесленником
и крестьянином. На базе этого обмена создаются
местные рынки. Установлению внутренних
экономических связей способствовало
развитие внешней торговли. Все это настоятельно
требовало политического объединения
русских земель,создания единого государства.В
его образовании были заинтересованы
широкие круги русского общества и в первую
очередь дворянство, купечество и ремесленники.
Другой предпосылкой объединения русских земель было обострение социально-классовых противоречий. Подъем сельского хозяйства побуждал феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Они стремились не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Такая политика, естественно, вызывала сопротивление крестьянских масс. Феодалам нужны были гарантии того, что процесс закрепощения будет доведен до конца. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством.
Основным содержанием начального этапа объединительного процесса
было сложение в Северо-Восточной
Руси крупных феодальных центров
и выделение среди них
Основателем династии московских князей
был младший сын Александра Невского Даниил.
При нем начался быстрый рост Московского
княжества. В 1301 г. Даниил Александрович
захватил у рязанских князей Коломну,
а в 1302 г. к нему перешло по завещанию бездетного
переяславльского князя, враждовавшего
с Тверью, Переяславльское княжество.
В 1303 г. был присоединен Можайск входивший
в состав Смоленского княжества. За три
года Московское княжество увеличилось
почти вдвое, стало одним из крупнейших
и сильнейших княжеств в Северо-Восточной
Руси, и московский князь Юрий Данилович
счел себя достаточно сильным, чтобы вступить
борьбу за великое княжение Владимирское.
Михаил Ярославич тверской, получивший
в 1304 г. ярлык на великое княжение, стремился
к полновластному правлению во «всей Руси»,
к подчинению силой Новгорода и других
русских земель. В этом он получил поддержку
со стороны церкви и ее главы митрополита
Максима, перенесшего свою резиденцию
из разоренного Киева во Владимир. Попытка
Михаила Ярославича отобрать у Юрия Даниловича
Переяславль привела к затяжной и кровопролитной
борьбе Твери с Москвой, в которой уже
решался вопрос не столько о Переяславле,
сколько о политическом главенстве на
Руси. В 1318 г. по проискам Юрия Даниловича
Михаил Ярославич был убит в Орде, и ярлык
на великое княжение передан московскому
князю. В 1325 г. Юрий Данилович был убит
в Орде одним из сыновей Михаила Ярославича,
отомстившим за смерть отца, и ярлык на
великое княжение вновь оказался в руках
тверских князей.
В начавшуюся борьбу за политическое
главенство на Руси между московскими
и тверскими князьями активно вмешивались
ханы Золотой Орды, стремившиеся не допустить
усиления ни одной из борющихся сторон.
Произвольной передачей ярлыка на великое
княжение из одних рук в другие ханы стремились
расширить круг соперничавших за него
князей, чтобы исключить возможность политического
единения русских князей и всегда иметь
предлог для очередного опустошительного
погрома русских земель. Борьба
против ордынского ига принимала на Руси
все более острый и всенародныйхарактер.
2 Первое упоминание о Москве и причины её возвышения
2.1 Возникновение Москвы
Появление названия города, как и названий
многих городов мира, связано с именем
реки Москвы, которая носила это имя задолго
до появления поселения. Кем дано название,
и что оно означает, точно не известно.
На сегодняшний день существует три основных
версии: балтская, славянская и
Река Москва представляла собой связующее звено
между важными торговыми путями. Её верхнее
течение почти примыкало к северной части волжского торгового
пути, выводившего далее через озеро Селигер и Великий Новгород(либо через Западную Двину и Полоцк) в Балтику. С верхней Волги вниз поДнепру через Смоленск и Киев
Возраст Москвы точно не известен.
Существуют легенды, относящие её основание
к древнейшим временам. По мнению Александра
Векслера, главного археолога города,
её возраст может быть более тысячи лет,
о чём свидетельствуют монеты и вещи, найденные
при археологических раскопках. Первым
достоверным летописным упоминанием о
Москве считается указание Ипатьевской летописи на субботу 4 апреля 1147 года, когда ростово-суздальский княз
2.2 Причины Возвышения Москвы
Экономические:
1 Выгодное географическое положение, на перекрестке торговых дорог, следовательно, средства на расширение земель за счет доходов от торговли. Именно Данил Александрович ввел понятие скопидомство (т.е собирание земель.)
2 Ярлык на великое княжение, право сбора
дани, следовательно, часть доходов оседало
в казне Москвы.
3 Покупка и захват земли.
Внутриполитические:
1 Политическое лидерство. Московских князей, успешная борьба за
ярлык.
2 Выгода московской службы. Раздача земель боярам за службу, следовательно,
они поддерживали князя в его политике,
надеясь с его помощью упрочить свое положение
и получить новые земли. Стремительный
рост численности служилого дворянства
стал основой усиления военного потенциала
московских великих князей, залогом успеха
их объединительной политики.
3 Поддержка митрополичьей
кафедры. Ставило город в особое положение
среди других городов, а московского князя
церковь наделяла постоянным благословением
во всех начинаниях
Внешнеполитические:
1 Миграция населения из
пограничных территорий на запад в Москву, Тверь. «В Москву, как
в центральный водоем, со всех краев русской
земли, угрожаемых внешними врагами, стекались
народные силы», отмечал В.О. Ключевский.
2 Московские князья умело пользовались династическими распрями Чингисидов в Орде к своей выгоде.
3 Роль Ивана Калиты в становлении Московского княжества
Иван Данилович (год рождения не известен - умер в 1340) - московский князь с 1325, московский великий князь 1328-1340; сын московского князя Даниила Александровича. Иван Калита долгое время оставался в тени брата Юрия который беспрестанно был в отлучках, но после того как Юрий получил великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана Даниловича, это был очень расчетливый хозяин, умный и дальновидный политик. Он владел обширными землями, скупая их у мелких князей. За большое состояние его прозвали Калитой, что значило «сума, торба, мешок». Что же послужило причиной возвышения маленького удельного княжества, площадь которого в первой четверти XIV века была намного меньше площади Тверского княжества и равнялась 35000 кв. км. Одной из причин стала мудрая политика московских князей, начало которой положил Иван Калита. Уже со времени Ивана от дани стали собирать излишки и сохранять, правда, еще не вполне представляя, что с ними делать. «Московские князья, имея свободные деньги, начали скупать земли у частных лиц и у церковных учреждений, у митрополита, у монастырей, у других князей. Покупая села и деревни в чужих уделах, Иван Калита купил целых три удельных города с округами - Белоозерск, Галич, Углич…» Во время правления Ивана Калиты приобрело международный политический вес и стало претендовать на все древнерусское наследство Литовско-Русское княжество, объединявшее в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, в последствии Среднее Приднепровье. Орда поощряла и более разжигала противоречия между двумя великими княжествами, поочередно принимая сторону одной из сторон, следуя еще выработанной при Чингисхане политике. Ко времени правления Ивана Калиты относится расширение территории Московского княжества и усиление значения Москвы, которая стала основой объединения Разрозненной Руси в единое государство с единым правительством, с единым руководством. Современники отмечают, что при Калите установилась «тишина велика на 40 лет, прекратились татарские набеги. Он диктовал свои условия Новгороду, Пскову, посылал своих данников на Печору, его влияние распространялось на всю Северо-Восточную Русь. Иван Данилович считал себя великим князем «всея Руси». Внутренняя политика Ивана Калиты, способствовавшая расширению московских посадов и слобод, привела к тому, что Москва во времена его княжества стала крупным ремесленным центром. Калита добился переноса русских митрополитов из Владимира в Москву и усиления тем самым церковно-идеологического влияния московских митрополитов, поддерживавших московских князей. Во время правления Ивана Калиты приобрело международный политический вес и стало претендовать на все древнерусское наследство Литовско-Русское княжество, объединявшее в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, в последствии Среднее Приднепровье. Иван Калита заложил основы могущества Московского княжества. Уже при Иване Калите в Москве возобновляется каменное строительство, и основанный этим князем в Кремле Спасский монастырь становится центром летописания и книжности. Летопись продолжала и в XIV в. быть ведущим жанром русской литературы.При Калите Москва стала духовным центром всей Русской земли. Еще в 1299 году митрополит Максим оставил опустошенный Киев, где не мог найти безопасности и переехал жить во Владимир на Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье в Москве. Калита умел приобрести расположение приемника Максимова, Петра который поэтому поводу проживал в Москве больше, чем в других городах, умер и погребен в ней. «Если послушаешь меня, - говорил старец Петр князю, убеждая его в особой роли Москвы для будущего Руси, - то и сам прославишься родом своим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плечи врагов его, и прославит себя Бог в нем!» Калита приказал соорудить в центре Кремля каменный собор Успения Пресвятой Богородицы, чтобы митрополиту не зазорно было переезжать из знаменитого Владимирского Успенского собора. Выбор святого мужа казался внушением Божьим, и новый митрополит Феогност уже не хотел оставить гроба и дома чудотворца. Переход русских митрополитов из Владимира в Москву и усилил тем самым церковно-идеологическое влияние московских митрополитов, поддерживавших московских князей, оно давало ей вид главного города всей Русской земли, ибо князей было много, и один не успеет еще подчинить себе всех других, а митрополит был один. Кроме того, престол митрополичий способствовал возрастанию и обогащению Москвы, ибо в нее со всех сторон приезжали лица, имевшие нужду до верховного святителя Русской церкви; наконец митрополит должен был действовать постоянно в пользу того князя, в городе которого жил. Другие князья предвидели следствия утверждения митрополичьего престола в Москве и сердились, но помочь было уже нельзя. Трудно переоценить политическое значение переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Старая традиция связывала для русских людей представления о «царствующем городе « с тем местом, где жили и государь и митрополит. Пышные богослужения по случаю поставления в епископы, когда в столице собирались высшие иерархи из других городов, постоянные сношения с Константинополем и с княжескими столицами на Руси, встречи и проводы митрополитов и епископов, одним словом, блестящие церковные церемонии, до которых были падки средневековые люди, сделались достоянием Москвы. Можно было не признавать притязаний московского князя, но нельзя было под страхом отлучения игнорировать митрополита.