Объединение русских земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 08:22, контрольная работа

Описание работы

Территориальным ядром формирования русской народности и Русского государства становится Владимиро-Суздальская земля, в которой постепенно возвышается Москва, превращаясь в центр политического объединения русских земель. В XIV-XV вв. Москва стала основой объединения Руси в единое государство, центром образующей русской народности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. с 3
1 Причины начала процесса объединения русских земель....................с 4
1.1 Начало процесса объединения русских земель…………………….с 4
1.2 Усиление Московского и Тверского княжеств……………………..с 4-6
2 Центры объединения: причины возвышения Москвы………………..с 6
2.1 Возникновение Москвы………………………………………………с 6-7
2.2 Причины Возвышения Москвы…………………………………….с 7-8
3 Роль Ивана Калиты в становлении Московского княжества……….с 8-11
4 Роль Дмитрия Донского в объединении русских земель………….с 11-12
4.1 Куликовская битва…………………………………………………с 12-13
4.2 Нашествие Тохтамыша…………………………………………….с 13-14
5 Церковь и ее роль в объединении русских земель…………………с 14-16
6 Иван III и становление Единого русского государства……………с 16-19
Заключение……………………………………………………………..с 20
Список использованной литературы………………………………….с 21

Файлы: 1 файл

Тема Объединение русских земель.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

      Большое влияние на всю русскую жизнь оказал святой Сергий Радонежский (ок.1321 -1391). Уже в отроческом возрасте Варфоломей (так звали Сергия до пострижения в монахи) отличался склонностью к уединению, книжному чтению, к постоянному труду и высокой религиозностью, которая удивляла окружающих. После смерти родителей, обедневших бояр, Варфоломей отказался от наследства и ушел в монастырь, где уже находился его старший брат. Там он уговорил брата принять еще более трудный и тяжелый обед - уединиться, уйти жить в пустыню и там посвятить себя богу. В густом Радонежском лесу братья расчистили небольшую полянку, соорудили хижину, поставили маленькую церковь в честь святой Троицы. Жизнь их стала «скорбной и жестокой», как написано в древнем источнике. Брат не выдержал холода, голода, других трудностей и ушел в один из московских монастырей. Варфоломей остался один. Через два года он был пострижен в монахи под именем Сергия и провел на своей поляне 12 лет. Жизнь его проходила в трудах, молитвах и размышлениях. Он страдал от одиночества и невзгод. Дикие звери грозили ему гибелью. Слава о подвижничестве Сергия, о его святых делах быстро распространилась по Руси. И вот вокруг него собираются последователи и соратники, рубят кельи, осваивают природу, ставят новые деревянные церквушки. Так зарождается Троице - Сергиев монастырь. Впервые на Руси Сергий организовал монастырь на новой, общежительной основе. Это означало, что в отличие от прежних особножительных или келийных монастырей теперь все монахи жили одним общим хозяйством, не имели личного имущества и не могли заниматься личным предпринимательством. Сергий призвал их жить в братстве, любви и служить друг другу. Сам он, уже будучи игуменом монастыря, часто помогал братьям - монахам, таскал бревна, чинил их жилища, выполнял другую тяжелую работу. Сюда, к Сергию, к святым отцам, тянутся люди за советом, утешением, отпущением грехов, духовной поддержкой, здесь же селятся крестьяне. Монастырь начинает обрастать деревеньками.

При участии Сергия и по его благословению на Руси возникают в лесных дебрях десятки новых монастырей. Их основывают ученики и соратники Сергия. Постепенно идет преображение глухих лесных углов, там зарождается жизнь. Не случайно имя Сергия знала вся Русь, не случайно к его голосу прислушивался и великий князь, и последний горемыка - крестьянин.

     6 Иван III и становление Единого русского государства.

     Завершающий процесс объединительного процесса занял примерно 50 лет - время великого княжения Ивана III Васильевича (1462-1505) и первые годы княжения его преемника - Василия III Ивановича (1505-1533).

     Иван III родился 22 января 1440г. в Москве. Иван был человек крутого нрава, холодный, рассудительный, с черствым сердцем, властолюбивый, неуклонный в преследовании избранной цели, скрытный, чрезвычайно осторожный. Во всех его действиях видна постепенность, даже медлительность; он не отличался ни отвагою, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами; он никогда не увлекался, зато поступал решительно, когда видел, что дело созрело до того, что успех несомненен. Он рано оказался в гуще политической борьбы. Опасаясь новой борьбы за престол в случае своей смерти, Василий Темный провозглашает Ивана великим князем (так он титулуется в летописях уже с 1448г.) и своим соправителем. Задолго до вступления на престол в руках Ивана Васильевича оказываются многие рычаги власти; он выполняет важные военные и политические поручения. В 1448г. он находился во Владимире с войском, прикрывавшим от татар важное южное направление, а в 1452г. отправился в свой первый военный поход. В том же году настало время выполнить обещание о породнении московского и тверского великокняжеских родов.      Иван был обвенчан с княжной Марией Борисовной. Год спустя в Новгороде неожиданно умер Дмитрий Шемяка - по мнению многих, отравленный по тайному приказу Василия П. Перевернулась очередная страница истории, для Ивана Васильевича кончилось детство. В 1480 году было окончательно свергнуто монголо-татарское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угре. Во главе ордынских войск стоял Ахмат-хан. Иван III сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира IV, сорвав его выступление против Москвы. Простояв на Угре несколько недель, Ахмат-хан понял, что вступать в сражение безнадежно; а когда узнал, что его столица Сарай подверглась нападению со стороны Сибирского ханства, он увел свои войска обратно. 
Русь окончательно за несколько лет до 1480 года прекратила платить дань Золотой Орде. В 1502 году крымский хан Менгли-Гирей нанес сокрушительное поражение Золотой Орде, после чего ее существование прекратилось. В 1480 году было окончательно свергнуто монголо-татарское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угре. Во главе ордынских войск стоял Ахмат-хан. Иван III сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира IV, сорвав его выступление против Москвы. Простояв на Угре несколько недель, Ахмат-хан понял, что вступать в сражение безнадежно; а когда узнал, что его столица Сарай подверглась нападению со стороны Сибирского ханства, он увел свои войска обратно. 
      С начала 50-х гг. ХV в. и до смерти своего отца в 1462г. Иван Васильевич овладевал искусством управления государством. После похода великого князя в 1456г. на Новгород Великий в тексте мирного договора, заключенного в местечке Яжелбицы, права Ивана были официально приравнены к правам его отца. Трижды - в 1454, 1459 и 1460 гг. - полки, возглавляемые Иваном, выступали навстречу татарским отрядам и заставляли их отойти, нанося им урон. 15 февраля 1458г. у Ивана Васильевича родился первенец, которого назвали Иваном. Раннее рождение наследника давало уверенность, что усобица не повторится, а «отчинный» (т.е. от отца к сыну) принцип наследования престола восторжествует. Возможно, прочное присоединение русских земель к Московскому государству было основной целью его внешнеполитической деятельности; следуя в этом деле за своими прародителями, он превзошел всех их и оставил пример подражания потомкам на долгие времена. Рядом с расширением государства Иван хотел дать этому государству строго самодержавный строй, подавить в нем древние признаки земской раздельности и свободы, как политической, так и частной, поставить власть монарха единым самостоятельным двигателем всех сил государства и обратить всех подвластных в рабов своих, начиная от близких родственников до последнего земледельца. И в этом Иван Васильевич положил твердые основы: его преемникам оставалось дополнять и вести далее его дело. В первые годы своего единовластия Иван Васильевич не только уклонялся от редких проявлений своей главной цели - полного объединения Руси, но оказывал при всяком случае видимое уважение к правам князей и земель. Он представлял себя ревнителем старины и в то же время заставлял чувствовать как силу тех прав, какие уже давала ему старина, так и ту степень значения, какую ему сообщал его великокняжеский сан. У Ивана Васильевича, как показывают его поступки, было правилом прикрывать все личиною правды и законности, казаться противником насильственного введения новизны; он вел дела свои так, что полезная для него новизна вызывалась не им самим, а другими. Великий князь Иван III (1462-1505) к 1468 г. полностью подчинил Ярославское княжество, в 1474 - ликвидировал остатки независимости   Ростовского княжества. 
Более напряженно происходило присоединение Новгорода и его обширных владений. Особое значение борьбе с Новгородом придавал тот факт, что происходило столкновение двух типов государственного строя – вечевого боярского и монархического, притом с сильной деспотической тенденцией. Часть новгородского боярства, стремясь сохранить свои вольности и привилегии, пошла на союз с Казимиром IV - великим князем литовским и польским королем. Иван III, узнав о подписании договора, в котором Новгород признал Казимира своим князем, организовал поход и разбил в 1471 г. на р. Шелони Новгородское ополчение, а в 1478 г. полностью его присоединил. Все атрибуты былой вольности, были ликвидированы, вместо посадников городом теперь правили наместники князя, даже вечевой колокол был вывезен из Новгорода. Кроме того, не сдержав своего слова, Иван III постепенно выселил из новгородской земли боярство, передав его владения московским служилым людям. Объединение прежде раздробленных русских земель в единое государство настоятельно требовало помимо политического единства создать также единство правовой системы. В сентябре 1497 года в действие был введён Судебник — единый законодательный кодекс. Круг вопросов, отражённых в этом первом за долгое время обобщающем законодательном акте, весьма широк: это и установление единых для всей страны норм судопроизводства, и нормы уголовного права, и установления гражданского права. Одной из наиболее важных статей Судебника стала статья 57 — «О христьянском отказе», вводившая единый для всего Российского государства срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому — за неделю до и неделей после Юрьева дня (осеннего) (26 ноября). В ряде статей затрагивались вопросы землевладения. Значительную часть текста памятника занимали статьи о юридическом статусе холопов. Создание в 1497 году общерусского Судебника стало важным событием в истории законодательства России. Стоит отметить, что подобного единого кодекса не существовало даже в некоторых государствах Европы (в частности, в Англии и во Франции). Перевод ряда статей был включён С. Герберштейном в его труд «Записки о Московии». Издание Судебника явилось важной мерой укрепления политического единства страны путём унификации законодательства. После еще одной неудачной войны с Россией в 1507-1508 гг. литовское правительство заключило "вечный мир" с Россией (1508), признав ее права на земли, отошедшие от Литвы.  Сын Ивана III Василий III продолжил дело отца. Он начал борьбу за отмену системы уделов и вел себя как самодержец. Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, Василий III в 1510 году присоединил Псков. Триста семей наиболее богатых псковичей было выселено из города и заменено таким же числом из московских городов. Вечевой строй был упразднен. Псковом стали управлять московские наместники. В 1514 г. в результате третьей подряд войны с Литвой, в состав Московского великого княжества вошел старинный русский город Смоленск, население которого открыло ворота московским войскам. Смоленску Василий III дал жалованную грамоту, сохранившую элементы самостоятельности в суде и в администрации. В честь присоединения Смоленска в Москве был сооружен Новодевичий монастырь, в котором была помещена икона Смоленской богоматери – защитницы западных рубежей Руси. Наконец, в 1521 году в состав России вошла Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы. Таким образом, завершился процесс объединения северо-восточной и северо-западной Руси в одном государстве. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца XV века стала называться Россией.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Подводя итог развития Руси в первые два столетия после монгольского разорения, можно утверждать, что в результате героического созидательного и ратного труда русского народа на протяжении XIV и первой половины XV века были созданы условия для создания единого государства и свержения золотоордынского ига. Борьба за великое княжение шла уже, как показала феодальная война второй четверти XV века, не между отдельными княжествами, а внутри московского княжеского дома. Активно поддержала борьбу за единство русских земель православная церковь. Процесс образования Российского государства со столицей в Москве стал необратим. 
     Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Казанским, Крымским, Сибирским, Астраханским, Казахским ханствами, Литвой и Польшей. 
     Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III и ВасилияIII.

     Возникновение единого Российского государства имело большое историческое значение. Ликвидация перегородок на территории страны и прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам. Включение в состав единого государства ряда нерусских народностей, создавало условия для роста связей этих народностей с более высокой по своему уровню экономической и культурой России. Единое Российское государство основывалось на феодальных общественно-экономических отношениях. Оно было государством феодалов, светских и духовных, его развитие опиралось, прежде всего на рост крепостничества в деревне и городе. Светские и духовные феодалы имели большую самостоятельность, покоившуюся на их землевладении и хозяйстве, в то время как дворянство и горожане как сословия были еще относительно слабо развиты. Процесс образования экономического единства страны был делом будущего. Чисто феодальными методами великокняжеская власть добивалась единства системы управления в стране.  

Использованная  литература

     1 Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. “История России с древнейших времен до наших дней” - Москва: “ПРОСПЕКТ”, 1999.

     2 “Новейшая история отечества: ХХ век” под ред. Киселева А.Ф., Щашнина Э.М. - Москва: Гуманитарный издательский центр ”ВЛАДОС”, 2002

      3 Зуев М.Н. - Москва: “Высшая школа”, 2001.

   4Гумилев Л.Н. От Руси до России М., 2003 
 
   5 Платонов С.Ф. Полный курс лекций о русской истории М., 2005 
 
   6 Карамзин Н.М. История государства Российского М., 2007

      7 Арсланов Р.А., Мосейкина М.Н. История Отечества: Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2009. – 558 с.

    8 История отечественного государства и права / Под ред. О.В. Степанова, В.И. Власова, В.К. Цесоева. — М.: МарТ, 2009.

     9 Хрестоматия по истории России: в 4-х т. / Под ред. И.В. Бабич, В.Н. Захарова, И.Е. Уколова. — М.: МИРОС, 2008.

    10 Валиуллин К.Б., Зарипова Р.К. История России. XX век. Часть 2: Учебное пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 2009. С. 178.

    11 http://www.webkursovik.ru/kartgotrab

 

 


Информация о работе Объединение русских земель