Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:29, реферат
Российские императоры Александр I, Александр II, Александр III с честью носили имя своего покровителя – святого Александра Невского. Святой Александр Невский особо почитался А.В. Суворовым, он был небесным покровителем Александра Васильевича. Во времена правления династии Романовых орден Святого Александра Невского получали за заслуги перед Отечеством. Талантливые боевые командиры, отдельные воинские части в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. награждались орденом Александра Невского.
Введение …………………………………………………………………….…3
1. Рождение, происхождение, юные годы и воспитание великого князя Александра Невского ………………………………………………...5
2. Исторические события, происходившие на Руси, во времена княжения святого благоверного князя Александра Невского.
2.1 Крестовые походы немецких рыцарей. Захват прибалтийских
земель……………………………………………………………..
2.2 Битва на Неве ……………………………………………………..
2.3 Ледовое Побоище…………………………………………………
3. Политическая деятельность великого князя Александра Невского во
время татаро-монгольских нашествий на Русь.
3.1 Первая и вторая поездки Александра Ярославича в орду к хану
Батыю и в Великую Монголию……………………………………
3.2 Папские послания Александру Ярославичу с предложениями о
слиянии православия с католичеством……………………………..
3.3 Третья поездка князя в Зотолую Орду………………………………
3.4 Последний поход в Орду.
Кончина св. бл. кн. Александра Невского…………………………..
Заключение ……………………………………………………………………….
Список используемой литературы ……………………………………………..
Введение ………………………………………………………
2.1 Крестовые походы немецких рыцарей. Захват прибалтийских
земель…………………………………………………………….
2.2 Битва на Неве ……………………………………………………..
2.3 Ледовое Побоище…………………………………………………
время татаро-монгольских нашествий на Русь.
3.1 Первая и вторая поездки Александра Ярославича в орду к хану
Батыю и в Великую Монголию……………………………………
3.2 Папские послания Александру Ярославичу с предложениями о
слиянии православия с католичеством……………………………..
3.3 Третья поездка князя в Зотолую Орду………………………………
3.4 Последний поход в Орду.
Кончина св. бл. кн. Александра Невского…………………………..
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы ……………………………………………..
Истинный христианин, святой благоверный князь Александр Невский был храбрым воином, талантливым полководцем, защитником Руси, хранителем православной веры и молитвенником за русский народ. Он – прямой потомок Рюрика в XI колене. Православная церковь причислила к лику святых свыше 90 князей и княгинь из потомства великого князя Рюрика. Из всех его потомков, причисленных к лику святых, великий князь Александр является самым прославленным, почитаемым и любимым князем не только в России, но и в других странах. В его честь построено много храмов по всей земле, где славится имя святой Троицы, которую он прославлял. На востоке святой Александр свою веру и Русь защищал со смирением и унижением, на западе он был грозным противником для тех, кто пытался посягать на исконные русские земли. Он предпочел монгольскую неволю, всевозможные унижения и тяжелые материальные затраты, но и в то же время мужественно стоял на страже русской народности.
Как полководец он по праву считается одним из великих, потому что свою жизнь святой Александр не проиграл ни одного сражения. Командуя небольшим числом воинов, он побеждал более сильных врагов, сочетал ум полководца с личной отвагой, основой которой была духовная крепость, соединенная с верой в правду Божию. Как правитель Руси он не менее велик, ибо сумел сориентироваться и стать первым на тот единственно верный путь, идя по которому его приемники и потомки – московские князья пришли к единодержавию и победе над Ордой. Святой Александр – воин, молитвенник, строитель Русской земли. Он сохранил для России Новгородские земли. Почти через 500 лет Петр I начал с того, чем окончил Александр – борьбой за выход к Балтийскому морю. Александр понял всю бесполезность восстания против татар в это страшное время. В те времена надо было идти против обычного в таких случаях приема – воевать постоянно с монголами, теряя народ, терпя поражения и углубляя тяжесть бедствия Руси. Путь, избранный великим князем, тогда и в наше время многими осуждался и осуждается. Но у него был свой ум и своя сила духа. У его критиков другой ум, но не Христов.
Основным звеном исторической памяти русского народа является память о православии. Сама русская идея состоит в хранении Россией православной веры, без которой она как государство не может долго существовать.
Цари и многие великие русские князья считали своим небесным покровителем святого Александра. Так, Петр I назвал своего первого сына, рожденного его первой женой Евдокией, Александром.
Российские императоры Александр I, Александр II, Александр III с честью носили имя своего покровителя – святого Александра Невского. Святой Александр Невский особо почитался А.В. Суворовым, он был небесным покровителем Александра Васильевича. Во времена правления династии Романовых орден Святого Александра Невского получали за заслуги перед Отечеством. Талантливые боевые командиры, отдельные воинские части в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. награждались орденом Александра Невского.
Но как бы не велика была земная слава страдальца земли Русской, она не сравнится с небесной славой. В ореоле святых, в земле Российской просиявших, лик великого князя сияет яркой звездой. Он как исповедник Христа и попечитель народа молит великого Бога за церковь русскую, наше Отечество, ради которых положил свою жизнь.
Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский родился 30 мая 1220 г. В городе Переславле-Залесском. Сын великого князя Ярослава (Федора) Всеволодовича II родился, когда его отец был удельным переяславским князем. Все его ближайшие родственники были воспитаны в любви к Богу и благочестию. Его дед Всеволод II, умный и благочестивый человек, построил много церквей и монастырей. Бабушка, благочестивая христианка Мария, дочь чешского князя, перед своей кончиной приняла монашеский постриг. Отец Ярослав Всеволодович – защитник северо-западных рубежей русских земель, поборник православной веры, креститель карелов. Мать – Ростислава(Феодосия) Мстиславовна, княгиня новгородская, дочь Мстислава Мстиславовича Удалого(1228) – называется святою. Дядя – Георгий Всеволодович II, великий князь владимирский, основатель Нижнего Новгорода – причислен к лику святых православной церкви, двоюродный брат, князь Василько Ростовский с родными братьями – тоже святые.
Родственники святого Александра Невского – образец христианской жизни, но, как и другие люди, имели свои слабости.
Александр с раннего детства, по обычаю своего времени, получил обширное и всестороннее образование. По третьему или по четвертому году происходил обряд пострижения в войны. Обряд постижения имел на Руси важное значение как в семейном, так и в общественном быту. Он вытекал из понятий и взглядов наших предков на мужчину как главу семьи, на его обязанности и отношение к обществу, как самостоятельного члена этого общества. Пострижение было символом признания прав личности за постригаемым. С момента пострижения он становился мужем, гражданином. Поэтому его брали от женщин-нянек и отдавали под присмотр мужчин.
Отрока Александра постригал в Спасо-Преображенском соборе Переяславля-Залесского Симон – епископ Суздальский(1226), один из составителей Киево-Печерского патерика, духовный отец основателя Нижнего Новгорода великого князя Георгия Всеволодовича.
Наставниками были лица духовного звания. Епископы, священники, монахи. Само учение было проникнуто истинами Христовой веры, духом христианского благочестия. Неслучайно многие русские князья, вынужденные ехать в Орду, сложили там свои головы как исповедники и мученики за Христа. При обучении юношу знакомили с книгами Священного Писания, главным образом с Евангелием и Псалтырью, которая сделалась любимою книгою русского народа. Ею пользовались во всех необходимых случаях жизни: ехать ли в дорогу или читать для простых людей, не обученных чтению книг. Чтение книг сопровождалось необходимыми разъяснениями. Простые задушевные наставления глубоко западали в сердца юных князей. Книги Священного Писания оставались неразлучными спутниками на всю их жизнь. К ним прибегали в трудных обстоятельствах жизни, искали там вразумления.
С ранних лет Александр отличался глубоким духовным настроением. Всякое дело, свою обязанность он старался исполнять добросовестно. Серьезный, не по летам, его характер не позволял ему предаваться пустым забавам. Одним из любимых его занятий кроме чтения священных книг было церковное песнопение. Без сомнения, с ранних лет Александр приучил себя к посту и воздержанию, что укрепляло его физическое и духовные силы, повиновению старшим по возрасту. Духовные наставники учили, что в душе нашей три силы. Первая – разум, он выше других сил. Им мы отличаемся от животных. Вторая сила – чувство, оно стремится к доброте и справедливости, но иногда под влиянием дурных наклонностей ведет к злобе и зависти. Третья сила – воля. Она помогает преодолеть все трудности жизни. Воспитание направлено на выработку таких черт характера, как рассудительность в жизненных ситуациях и решительность в действиях.
Была еще одна сторона воспитания – она ограничивалась семьей и исчерпывалась преподаванием княжичу, для примера, подвигов, добродетелей и важных событий жизни только его предков.
Все вместе взятое – образование, игры, охота развивали физические силы отрока, а молитвенное общение с Богом укрепляло его душевные силы, готовило из него доброго защитника Руси и страдальца за Русскую землю. Душа юного Александра предощущала образ собственного служения Богу и Родине. При этом жизнь его с юного детства проходила при необычных и тяжелых обстоятельствах. Едва войдя в возраст 5 лет, он услышал о страшной Калской битве с татарами, где чуть не погиб его дед Мстислав Удалой. Затем, будучи восьми лет, Александр вместе с братом Федором и дядькой-кормильцем Федором Даниловичем был оставлен отцом в Новгороде, когда там шла борьба двух сторон с распрями на улицах. Он постоянно слышал о шведах, о ливонских набегах, о возрастающей силе немцев.
Детство Александра, с достоверностью можно сказать, принадлежит не одному Переяславлю. Так, уже в 1223 г. Ярослав II переехал со своей семьей из Переяславля в Новгород на княжение. Однако вскоре, через несколько месяцев возвратился домой. В 1225 г. он снова был призван туда на княжение.
Важным событием в жизни древних русских князей был обряд «посажения на стол». «Вокняжение» Александра состоялось при отъезде Ярослава II Всеволодовича в Киев, в 1236 году, в храме Святой Софии. Обряд считался необходимым, без него князь был не князь. Поэтому в летописях к слову «вокняжился» прибавляется «сел на столе». Ярослав II благословил сына своего на княжение в Новгороде, по примеру своего отца Всеволода II и говорил Александру: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями , а Новгород Великий» – старшее княжение по всей земле Русской.
Женился князь на Александре, дочери Брячислава Васильевича, князя Полоцкого, потомка святого равноапостольного князя Владимира I и Рогнеды. Свадьба и венчание состоялись в Торопце. Семейная жизнь Александра Невского остается неизвестной. Нам неизвестна не только биография его жены Александры, но и год ее кончины, лишь полагают, что она родилась в 1223 г. Но после ее кончины осенью 1252 г. Александр Ярославич женился второй раз на рязанской княжне Дарье Изяславне, которая подарила ему троих сыновей. Первенец появился на свет уже на следующий год. Имя ему было дано Дмитрий. В Будущем он станет князем переяславским и великим князем владимирским.
2.1 Крестовые походы немецких рыцарей. Захват прибалтийских
земель.
В начале XIII века римские папы в результате крестовых походов покорили Византию. До этого времени в течение нескольких веков шла ожесточенная борьба между славянами и германскими племенами, борьба за берега Балтийского моря. Она оставила собой цель – истребить или онемечить славян. Некоторое время мужественно отстаивал независимость славянства Святополк Моравский(894). Моравия и Чехия, принявшие крещение от святого Мефодия, были разрушены как государства с помощью венгров. Это имело большое последствие для славянства. Южные славяне были отделены от северных славян. В Моравии, а затем в Чехии, как центрах соединения славянского мира, произошли столкновения и разгорелась сильная борьба между Востоком и Западом. Славянская церковь там пала и связь южных славян с Грецией нарушилась.
Поляки, крестившие по православному чину, без борьбы приняли католицизм, являясь сильным орудием в руках пап. С уничтожением народной самостоятельности западные славяне должны были по необходимости примкнуть к Западу и в церковном, и в политическом отношении. Таким образом, от Адриатического побережья до Берегов Балтийского моря разгорелась борьба православия и католичества. Еще в XII веке в исконных новгородских и псковских землях стали селиться немцы и создавалось свое войско.
Западные политики были изощреннее татарских ханов в проведении своей захватической политики в Прибалтике. Организатором и идейным вдохновителем натиска на Восток был двор папы римского. «Божьи люди» побуждали и вдохновляли рыцарей-авантюристов на истребление язычников - «нелюдей» и православных христиан, чью веру объявляли заблуждением. Агенты папы воздействовали на государей католических стран, и те вели подготовку к походу, тем более что две трети из приобретенных земель и доходов были обещаны им, а третья часть земель, прав и доходов – братьям-рыцарям. Откликнулся на призывы датский король, саксы, франки, лотарингцы, поддержали агрессивные призывы Норвегия и Швеция. Немцы-рыцари с согласия папы в 1237 г. Объединили силы Ливонского и Тевтонского орденов, активизировали свою деятельность хитрые магистры Герман фон Зальца и Герман Балке.
7 июня 1238 г. В лагере Стенби на южном побережье острова Зееланд был подписан немецко-датский договор. В нем утвержден раздел Прибалтики и намечены направления ударов для завоевания новых земель у ижорян, води, карел, а в дальнейшем и Руси.
Гнусное предательство христианами-католиками христиан-православных свершалось в то время, когда русские города и храмы лежали в развалинах после татарского набега. Вместо помощи и поддержки в борьбе с иноземцами под покровом фраз плелась интрига с целью ухватить кусок побольше и пожирнее. Русские мешали грабителям. Они имели мощные традиции самостоятельного развития, свою традиционную форму организации, свою самобытную культуру и свой богатый военный опыт. Новгород Великий в годы татарского лихолетья оставался носителем этих традиций.
Приходили и к Александру Ярославичу послы, «слуги божьи». Глава рижских немцев-рыцарей магистр Андрей Вельвен беседовал с новгородским князем. Возвратившись восвояси, он будто бы сказал: «Прошел страны и языки, не видел такова ни в царе царя, ни в князех князя». Видимо, Александр был личностью яркой, запоминающейся.
2.2 Битва на Неве
Не дожидаясь союзных сил, первыми решили проверить силу Новгорода и храбрость князя Александра шведы. Летом 1240 г. С крестами и хоругвями, с пением религиозных гимнов сборное шведское войско погрузилось на кораблики-шнеки. Войско в 5 тысяч воинов возглавлял ярл(князь) Ульф Фаси, с ним шел и зять короля Эрика Эриксона Биргер. В подмогу были взяты отряды финнов и норвежцев( «мурман» ).
В июле, совершив морской поход, шведы вошли в Неву и начали завоевывать земли племен водь и ижора. Следующими пунктами должны быть Ладога, Новгород и «вся земля Новгородская». Шведский полководец, уверенный в своей непобедимости, выслал к Алексанндру Ярославичу послов со словами: «Если хочешь противиться мне, то я уже пришел. Приди и поклонись, проси милости и дам ее, сколько захочу. А если воспротивишься, попленю и разорю всю и порабощу землю твою, и будешь ты мне рабом и сыновья твои».
Информация о работе Образ Александра Невского в истории России